Прекращение договора дистанционной продажи

(Агафонова Н. Н.)

(«Законы России: опыт, анализ, практика», 2008, N 2)

ПРЕКРАЩЕНИЕ ДОГОВОРА ДИСТАНЦИОННОЙ ПРОДАЖИ

Н. Н. АГАФОНОВА

Агафонова Надежда Николаевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и семейного права МГЮА.

Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. N 171-ФЗ в Закон РФ «О защите прав потребителей» введена ст. 26.1, которая впервые установила особенности правового регулирования договора купли-продажи дистанционным способом. Согласно п. 1 этой статьи договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении договора. Таким образом, рассматриваемый договор характеризуется двумя отличительными признаками: во-первых, отсутствие прямого, непосредственного контакта потребителя с товаром либо его образцом до заключения договора и в момент его заключения, и, во-вторых, определение средств ознакомления с товаром: каталоги, буклеты, проспекты, фотоснимки, средства связи и т. д.

В ст. 26.1 речь не идет о новом виде договора, а регулируются только отдельные условия реализации договора розничной купли-продажи, охватываемые понятием «способ продажи». На договор, заключенный указанным способом, распространяются нормы гражданского законодательства о договоре розничной купли-продажи и нормы законодательства о защите прав потребителей, не противоречащие специальным нормам о договоре дистанционной продажи. Федеральным законом от 25 октября 2007 г. N 234-ФЗ принята новая редакция ст. 497 ГК РФ, в которой теперь наряду с договором продажи товаров по образцам говорится также о договоре розничной купли-продажи, заключенном дистанционным способом. Указанным Законом внесены также другие изменения в ГК РФ и многочисленные изменения в Закон РФ «О защите прав потребителей», в частности принята новая редакция п. 1 ст. 26.1.

27 сентября 2007 г. Правительство РФ приняло Постановление N 612, которым утвердило Правила продажи товаров дистанционным способом (далее — Правила).

Статья 497 ГК РФ с учетом ее новой редакции содержит лишь нормы, в равной мере относящиеся как к продаже товаров по образцам, так и к продаже товаров дистанционным способом. Покупатель, являющийся юридическим лицом, приобретающий товары дистанционным способом, у продавца, торгующего в розницу, будет руководствоваться исключительно этими нормами. Гражданин же в аналогичной ситуации имеет дополнительные права, предусмотренные законодательством о защите прав потребителей.

Особенности прекращения договора дистанционной продажи заключаются в предоставлении потребителю дополнительных прав на односторонний отказ от исполнения договора.

Во-первых, это возможность для потребителя отказаться от принятия товара без объяснения причин отказа до передачи товара потребителю.

Во-вторых, это аналогичное право, существующее в течение семи дней после передачи товара потребителю. Реализация данного права не связана с какими-либо нарушениями со стороны продавца. Оно предполагается, даже если продавцом соблюдены все условия о качестве, количестве, ассортименте товара и при соблюдении всех других условий договора купли-продажи. На покупателя даже не возлагается обязанность доказывать, что товар не подошел ему по фасону, форме, габаритам, размеру, расцветке, комплектации, как это предусмотрено в ст. 502 ГК РФ и в ст. 25 Закона «О защите прав потребителей».

В-третьих, это право потребителя на отказ от исполнения договора в случае нарушения продавцом права потребителя на информацию. Согласно п. п. 2 и 3 ст. 26.1 Закона «О защите прав потребителей» (далее — ст. 26.1) продавцом до заключения договора должна быть предоставлена потребителю информация об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.

Потребителю в момент доставки товара должна быть в письменной форме предоставлена информация о товаре, предусмотренная ст. 10 Закона «О защите прав потребителей», а также информация о порядке и сроках возврата товара.

Правила продажи товаров дистанционным способом конкретизируют информацию о порядке и сроках возврата товара потребителем, понимая под ней:

а) адрес (место нахождения) продавца, по которому осуществляется возврат товара;

б) режим работы продавца;

в) максимальный срок, в течение которого товар может быть возвращен продавцу;

г) предупреждение о необходимости сохранения товарного вида, потребительских свойств товара надлежащего качества до возврата его продавцу, а также документов, подтверждающих заключение договора;

д) срок и порядок возврата суммы, уплаченной покупателем за товар.

При нарушении права потребителя на информацию наступают общие последствия, предусмотренные ст. 12 Закона РФ «О защите прав потребителей». Специальное последствие для договора продажи дистанционным способом предусмотрено нормой, согласно которой в случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара (абз. 2 п. 4 ст. 26.1). Предоставлением столь длительного срока для отказа от исполнения договора законодатель как бы компенсирует те затруднения, которые испытывает покупатель, не имея возможности непосредственно ознакомиться с товаром (образцом товара) перед заключением и во время заключения договора.

Пропуск потребителем установленных Законом сроков для отказа от товара лишает его права на возврат товара продавцу и удовлетворение требования о возврате уплаченной за него суммы.

Обращает на себя внимание различная терминология, используемая ст. 497 ГК РФ и ст. 26.1. В Гражданском кодексе говорится об отказе от исполнения договора, в Законе «О защите прав потребителей» — об отказе от товара. Думается, что применительно к данной ситуации эти понятия являются равнозначными, хотя законодатель был бы более последователен, если бы использовал одинаковую терминологию для аналогичных ситуаций.

Отказываясь от исполнения договора, покупатель должен возвратить товар продавцу. При этом надо иметь в виду, что возврат товара надлежащего качества, а именно о таких товарах и идет пока речь в настоящей статье, возможен в случае, если сохранены товарный вид, потребительские свойства товара, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца. В качестве документов, подтверждающих факт и условия покупки, могут выступать договоры, квитанции, чеки, гарантийный талон, накладные и т. д.

При возврате покупателем товара надлежащего качества составляются накладная или акт о возврате товара. Отказ или уклонение продавца от составления накладной или акта не лишают покупателя права требовать возврата товара и (или) возврата суммы, уплаченной покупателем в соответствии с договором (п. 33 Правил).

Потребитель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем (абз. 4 п. 4 ст. 26.1). При применении этой нормы возникает две основные проблемы.

Во-первых, что понимать под товарами, обладающими индивидуально-определенными свойствами? Скорее всего, это товары, созданные по индивидуальному заказу (одежда, мебель и т. д.). Но нельзя категорично утверждать, что такой товар не подойдет ни одному покупателю, у других покупателей могут быть аналогичные потребности, и они могли бы приобрести этот товар. Законодательством созданы условия для покупателей, желающих отказаться от товара, обладающего индивидуально-определенными свойствами, реализовать его за счет самих же покупателей на комиссионной основе.

Во-вторых, Закон «О защите прав потребителей» не конкретизирует, действует ли запрет на отказ от индивидуально-определенного товара до получения этого товара или только после получения товара покупателем. Это может быть истолковано таким образом, что отказ от товара, имеющего индивидуально-определенные свойства, в одностороннем порядке в принципе невозможен, даже если товар еще не изготовлен. Не проливает свет на разрешение этой проблемы и ст. 497 ГК. Пункт 4 этой статьи, дающий покупателю право до передачи товара отказаться от исполнения договора, в то же время предполагает возможность закрепления законом иной нормы. В качестве иной и может рассматриваться процитированная выше норма абз. 4 п. 4 ст. 26.1. Но такое толкование серьезно ограничивает права покупателя по договору дистанционной продажи в сравнении с правами покупателя по договору продажи товаров по образцам. В этом заключается существенное отличие договора купли-продажи по образцам, где отказ возможен от любого товара, но только до момента получения товара, от дистанционного способа продажи.

Идя от конкретной проблемы, можно сформулировать более общую проблему о соотношении дистанционной продажи и продажи товаров по образцам, предусмотренной ст. 497 ГК РФ, а также Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1997 г. N 918 «Об утверждении Правил продажи товаров по образцам».

Теоретически нормы о купле-продаже дистанционным способом являются специальными по отношению к нормам о продаже товаров по образцам. В тех случаях, когда покупатель не имеет возможности непосредственно ознакомиться с образцом товара, он будет руководствоваться, прежде всего, ст. 26.1 Закона «О защите прав потребителей» и соответствующими Правилами, а по вопросам, не урегулированным специальными нормами — более общими нормами, в данном случае нормами о продаже товаров по образцам. Однако с учетом действующего законодательства такой вывод будет не корректным, так как договор продажи товаров по образцам, кроме ст. 497 ГК РФ, в равной мере относящейся к обоим рассматриваемым договорам, регулируется только названными выше Правилами, утвержденными Постановлением Правительства. Называть нормы подзаконного акта более общими по сравнению со ст. 26.1 Закона «О защите прав потребителей» неправильно.

Серьезное препятствие в реализации права на отказ от исполнения договора до передачи товара покупателю устанавливает п. 4 ст. 497 ГК, предусматривая в качестве обязательного условия для такого отказа возмещение продавцу необходимых расходов, понесенных в связи с совершением действий по исполнению договора. Не спасает и оговорка «если иное не предусмотрено законом», так как Закон «О защите прав потребителей» никак этот вопрос не регулирует. Покупателю очень трудно проверить правильность подсчета необходимых расходов для совершения действий по исполнению договора, при том, что продавец будет стремиться приблизить эти расходы к цене товара. К счастью, такого условия Закон не устанавливает для отказа от исполнения договора в семидневный и в трехмесячный срок после передачи товара.

При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования (абз. 5 п. 4 ст. 26.1).

Потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи дистанционным способом и потребовать возврата уплаченной за товар суммы в случае передачи ему товара ненадлежащего качества на общих основаниях. При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования.

Федеральным законом N 234-ФЗ иначе сформулированы права потребителей при передаче технически сложного товара ненадлежащего качества. По действующему законодательству в отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

обнаружения существенного недостатка товара;

нарушения установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;

невозможности использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Дистанционным способом могут не только продаваться товары, но и оказываться услуги. Так, широкое распространение получило дистанционное образование. Представляется, что и законодательство о защите прав потребителей должно учитывать эту тенденцию и урегулировать складывающиеся фактические отношения по оказанию услуг дистанционным способом.

——————————————————————