О концепции гражданско-правовой политики
(Вавилин Е. В., Челышев М. Ю.) («Гражданское право», 2012, N 1)
О КОНЦЕПЦИИ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ <*>
Е. В. ВАВИЛИН, М. Ю. ЧЕЛЫШЕВ
——————————— <*> Vavilin E. V., Chelyshev M. Yu. On concept of civil law policy.
Вавилин Евгений Валерьевич, заведующий кафедрой гражданского и международного частного права Саратовской государственной юридической академии, доктор юридических наук, доцент.
Челышев Михаил Юрьевич, заведующий кафедрой гражданского и предпринимательского права Казанского (Приволжского) федерального университета, доктор юридических наук, профессор.
В статье исследованы некоторые концептуальные вопросы гражданско-правовой политики. Рассмотрены основные тенденции развития действующего гражданского права России. Представлено обоснование одного из важнейших разделов концепции гражданско-правовой политики Российской Федерации — системы гражданско-правовой отрасли.
Ключевые слова: концепция гражданско-правовой политики, системность гражданского права, осуществление прав, защита прав, механизм осуществления прав, принципы права, корпоративное право, вещное право.
The article explores some of the conceptual issues of civil and legal policy. There are considered the basic tendencies of development of the civil law of Russia. Describes the rationale one of the most important sections of the Concept of civil-legal policy of the Russian Federation — the system of civil legal industry.
Key words: the concept of civil-legal policy, systematic civil rights, the exercise of the rights, protection of rights, the mechanism of exercising the rights, principles of law, corporate law, real estate law.
На современном этапе развития отечественного гражданского права довольно остро стоит вопрос о его модернизации. Думается, что отмеченный процесс должна сопровождать глубоко проработанная правовая концепция, основанная, среди прочего, и на концепции гражданско-правовой политики. Одной из составляющих подобной концепции, вне всяких сомнений, является учет преемственности в гражданско-правовой сфере, в том числе и в доктрине. Эта преемственность базируется прежде всего на опыте наших учителей. Их много, всех мы горячо любим и чтим, но в те знаменательные дни, когда мы отмечаем большой юбилей, нужно особо выделить замечательного человека, крупного ученого, доктора юридических наук, профессора Н. А. Баринова. Многие его современные труды направлены на совершенствование российской правовой доктрины, создание концептуальных цивилистических положений в новых социально-экономических рыночных условиях развития государства <1>. ——————————— <1> См., например: Баринов Н. А. Гражданско-правовые проблемы удовлетворения имущественных потребностей советских граждан: Дис. … д-ра юрид. наук. Саратов, 1987; Баринов Н. А. Проблемы гражданско-правовых средств обеспечения потребностей граждан и их объединений // Актуальные проблемы права России и стран СНГ: Сб. статей. Челябинск, 2011. С. 109 — 112; Баринов Н. А. Институт имущественных потребностей в частном праве. В сб.: Актуальные проблемы частноправового регулирования / Науч. ред. Н. А. Баринов. Самара, 2011. С. 13 — 17; Баринов Н. А. Проблемы дифференциации имущественных отношений в гражданском праве. Альманах цивилистики. Вып. 4 / Под ред. Р. А. Майданик. Киев, 2011. С. 33 — 51.
Правовая политика выступает гарантирующей разновидностью политики, ибо направлена на упорядочение правовой сферы, несущей цивилизованность и порядок экономическим, социальным, национальным и иным отношениям. Поэтому непродуманная и слабая правовая политика, сопряженная с несовершенной и пробельной юридической базой, с противоречиями в правовых актах, с неконкретными приоритетами, ведет к неизменным сбоям в осуществлении политики экономической, значительно затрудняет гражданский оборот, препятствует развитию государства. Это актуализирует задачу осмысленного, планомерного формирования последовательной деятельности государственных и муниципальных органов по регулированию отношений в сфере предпринимательства <2>. ——————————— <2> См.: Вавилин Е. В., Малько А. В. Гражданско-правовая политика в сфере предпринимательства // Правовая политика и правовая жизнь. 2009. N 4. С. 10 — 16.
Гражданско-правовая политика — это законодательно установленная, основанная на Конституции Российской Федерации и национальной юридической доктрине, системная, последовательная и стабильная деятельность государственных и муниципальных органов по формированию эффективного механизма гражданско-правового регулирования, механизма осуществления и защиты гражданских прав <3>. Она характеризуется комплексным подходом по оптимизации гражданско-правовой базы, сближением отечественного правопорядка с правилами регулирования соответствующих имущественных и неимущественных отношений в развитых европейских государствах, имплементацией положительного зарубежного опыта трансформации гражданского законодательства в российскую правовую доктрину. ——————————— <3> Вавилин Е. В. Основные направления развития российского гражданского законодательства // Вестник Саратовской государственной академии права. 2010. N 3. С. 90 — 93.
Цель правовой политики в гражданско-правовой сфере — обеспечить с помощью последовательно организованных юридических средств реальную гарантированную возможность осуществления и защиты субъективных гражданских прав и законных интересов, создание целостной системы правового регулирования этих отношений. Период формирования нового гражданского законодательства Российской Федерации имеет как концептуальные теоретические проблемы, так и трудности в создании отдельных структурных элементов правовых конструкций и юридических механизмов. Они обусловлены объективными основаниями. В частности, существуют определенные коллизии «духа» (смысла) новых нормативно-правовых актов с некоторыми исторически сложившимися принципиально иными традициями правоприменительной практики, с предшествующим опытом хозяйственной деятельности, со сформировавшимся ранее правовым сознанием; остаются противоречия современных юридических конструкций с обычаями делового оборота, установившимися за многие десятилетия административно-плановой экономической деятельности; некоторые гражданско-правовые институты являются новыми и требуют своего изучения специалистами и апробации в правоприменительной деятельности и проч. Эти противоречия призвана решить российская гражданско-правовая политика, основы комплексного развития которой заложены Указом Президента РФ от 18 июля 2008 г. N 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации» <4>. Идеи оптимизации экономических отношений в пределах Российской Федерации, развития международных экономических и гуманитарных связей определяют в Указе круг задач, способствующих решению поставленной цели: развитие основных принципов гражданского права, отвечающих современному этапу развития рыночных отношений; отражение в ГК РФ опыта его применения и толкования судом; сближение положений ГК РФ с соответствующими правилами регулирования в европейском праве; использование новейшего положительного опыта совершенствования гражданских кодексов ряда европейских стран; унификация регулирования гражданско-правовых отношений в государствах — участниках СНГ; обеспечение стабильности гражданского законодательства РФ (п. 1 Указа). ——————————— <4> Российская газета. N 155. 23 июля 2008. С. 19.
В соответствии с этим Совет при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательств разработал ряд проектов по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства: Концепцию совершенствования общих положений Гражданского кодекса РФ, Концепцию совершенствования Общих положений обязательственного права России, Концепцию развития законодательства о вещном праве, Концепцию развития гражданского законодательства о недвижимом имуществе, Концепцию развития законодательства о юридических лицах, Концепцию совершенствования раздела VII Гражданского кодекса Российской Федерации «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации», Концепцию совершенствования раздела VI Гражданского кодекса Российской Федерации «Международное частное право», Концепцию развития законодательства о ценных бумагах и финансовых сделках <5>. ——————————— <5> URL: http://www. privlaw. ru/vs_info. html.
В результате обобщения данных проектов концепций Советом при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства была сформирована и 7 октября 2009 г. одобрена Концепция развития гражданского законодательства <6>. Основной чертой предложенных в ГК РФ изменений является детализация гражданского законодательства и в ряде случаев его унификация с зарубежными правопорядками. Эти трансформации направлены на укрепление нравственных начал гражданско-правового регулирования, усиление компенсаторной функции гражданского законодательства, смещение баланса в пользу частных элементов по отношению к публичным, обеспечение стабильности гражданско-правового регулирования и устойчивости гражданского оборота, упорядочение всей системы гражданского законодательства (ч. I Концепции). Такой опыт оперативного реагирования стал первым для отечественного законодателя и интересен в первую очередь с точки зрения эффективности содействия развитию российской экономики и оправданности предложенных путей реформирования. ——————————— <6> См.: Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации / Вступ. ст. А. Л. Маковского. М., 2009.
Концепция содержит серьезные инновации по трем основным блокам гражданского законодательства: по общим положениям части первой ГК РФ, в некоторой степени особенной части ГК РФ, а также федеральным законам, основанным на ГК РФ. Первый этап работы связан с совершенствованием общих положений ГК РФ. Одним из принципиальных изменений общей части ГК РФ является необходимость включения в круг отношений, регулируемых гражданским правом и определяющих его предмет, корпоративных отношений. Под корпоративными отношениями понимаются «отношения, связанные с «правом участия» в корпорации, а также соответствующие обязательственные отношения между учредителями (участниками) и корпорацией» (п. 1.2 ч. II Концепции). Подобное понимание отграничивает эти отношения от иных (вещных, обязательственных, исключительных, личных, неимущественных) гражданских прав и сужает их до внутренних правоотношений. Во исполнение п. 1 Указа Президента РФ от 18 июля 2008 г. N 1108, предписывающего «дальнейшее развитие основных принципов гражданского законодательства Российской Федерации, соответствующих новому уровню развития рыночных отношений», в Концепции подвергнуты пересмотру общие положения ГК РФ, и в частности состав принципов гражданского права. Своевременным представляется введение в гражданское законодательство принципа добросовестности в качестве одного из наиболее общих и важных начал. Это позволит соответствующим образом конкретизировать более частные положения ГК РФ: об иных формах злоупотребления правом, введения института преддоговорной ответственности по принципу culpa in contrahendo, многих норм о недействительности сделок. Такой подход соответствует развитым зарубежным правопорядкам. Определены сферы его действия: установление прав и обязанностей, приобретение прав и обязанностей, осуществление прав и исполнение обязанностей, защита прав (п. 1.1 ч. II Концепции). Второе направление работы — модернизация отдельных специальных норм Кодекса (в особенности в отношении возмездного оказания услуг, финансовых сделок). Предложено внести в п. 1 ст. 307 ГК РФ в понятие обязательства такие действия, как оказание услуг. Это позволит, по мнению разработчиков, отграничить в ряде случаев обязательство от иных видов относительных правоотношений (реституционных и корпоративных) (п. 1.1 ч. V Концепции). Согласно п. 2 ст. 307 ГК РФ основаниями возникновения обязательств являются договор, причинение вреда и иные основания, указанные в Кодексе. Представляется своевременным и необходимым предложение расширить перечень оснований возникновения обязательств и сделать его по возможности исчерпывающим. Третий блок изменений — приведение в соответствие с ГК РФ норм специальных законов. Устранение из ГК РФ планово-административной регламентации имущественных отношений не привело к становлению стабильного правопорядка, не обеспечило в должной мере развитие цивилизованных рыночных отношений с участием юридических лиц. В связи с этим особенное внимание в Концепции уделено проблемам собственности и статусу юридических лиц разных видов. Во-первых, предложено ликвидировать законы общего характера об отдельных видах юридических лиц как неэффективные в практическом применении. На данном этапе создается система норм о статусе юридического лица, общих положений, регламентирующих их деятельность. Следующей мерой должна стать выработка типовых уставов юридических лиц, в которых должны быть четко регламентированы цели и виды их деятельности, а также соотношения этих видов деятельности. В указанный механизм должна входить система налоговых норм, предусматривающая существенные налоговые льготы для некоммерческих организаций, ведущих предпринимательскую деятельность, при условии полного соответствия этой организации ее целевому назначению, добросовестного ведения предпринимательской деятельности и ее прозрачности. Экономические условия и ответственность лиц, занимающихся коммерческой деятельностью, должны подчиняться принципу равенства участников гражданско-правовых отношений. Неравенство здесь возможно только в сфере налогообложения по отношению к некоммерческим организациям. В этом случае не затрагиваются интересы кредиторов. Предложенные в Концепции меры во многом способствуют формированию такого механизма. Учитывая многочисленные злоупотребления в сфере деятельности юридических лиц, вызванные как неопределенностью организационно-правовых форм и статуса отдельных видов юридических лиц, так и неурегулированностью складывающихся отношений с их участием, намечены меры по усилению и повышению их гражданско-правовой ответственности. Предложено детализировать в ГК РФ все виды разрешенной некоммерческим организациям деятельности. Целесообразно унифицировано подходить к виду деятельности коммерческих и некоммерческих юридических лиц, нацеленной на получение прибыли. Нет необходимости усложнять нормы ГК РФ дополнительными установлениями, характеризующими критерии деятельности, приносящей дополнительные доходы или вспомогательной хозяйственной. Справедливо также введение для некоммерческих организаций, предполагающих осуществлять предпринимательскую деятельность, обязанности формирования соответствующего уставного капитала. Рекомендуется ввести институт солидарной ответственности лиц, составляющих орган юридического лица (п. 3 ст. 53 ГК РФ), возможность «снятия корпоративных покровов» независимо от наступления несостоятельности юридического лица (ст. 56 ГК РФ), ответственность юридического лица за несвоевременную и ненадлежащую актуализацию данных в Едином реестре юридических лиц. Предлагается включить в раздел II ГК РФ правила о публичных акционерных обществах, положения о возможности и последствиях оспаривания незаконной реорганизации юридических лиц, системы норм о бездокументарных ценных бумагах, о залоге прав по договору банковского счета и вклада, о «металлических счетах» и т. д. Серьезным изменениям подвергается общая часть вещного права. В частности, сформирована отдельная глава, посвященная владению. Эта глава предшествует общим положениям о вещных правах и включает в себя определение, виды и признаки владения, перечень законных владельцев, положения, регламентирующие владельческую защиту. Владение признается авторами Концепции не только правом, но и фактом (фактическим отношением). Трансформация также связна с предложениями о переносе в ГК РФ правил о правах на землю и другие природные ресурсы из иных кодифицированных нормативно-правовых актов (Земельного кодекса РФ, Лесного кодекса РФ, Водного кодекса РФ). Справедливо, что субъективные по своей сути права на землю и другие природные ресурсы будут реализовываться по единым для всех гражданских прав принципам. Таковы наиболее значимые изменения, предложенные авторами Концепции. В целом можно констатировать, что самые продуктивные изменения гражданского законодательства связаны с последовательными, системными мерами по формированию механизмов осуществления гражданских прав (вещных, обязательственных, корпоративных), когда система норм регламентирует выверенную последовательность действий, приводящих субъекта к фактическому получению блага. Это задача любого развитого правопорядка, связанная с колоссальными интеллектуальными, материальными, временными затратами <7>. Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации является прямым отражением правовой политики государства в сфере имущественных и личных неимущественных отношений. ——————————— <7> См.: Вавилин Е. В. Механизм осуществления гражданских прав и исполнения обязанностей: Дис. … д-ра юрид. наук. М., 2009. С. 4 — 5.
И если Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации прежде всего направлена на формирование текущей нормативной правовой базы, то концепция гражданско-правовой политики в целом определяет стратегию развития частного права, обобщает развивающуюся цивилистическую доктрину, закрепляет основные приоритеты в развитии гражданско-правовых институтов. Так, одной из составляющих предлагаемой концепции гражданско-правовой политики является раздел, касающийся вопросов системности в области действия гражданского права. Данный раздел должен быть специально посвящен системе гражданско-правовой отрасли, в том числе существующим внутриотраслевым связям, а также межотраслевым связям гражданского права. Конечно, чисто технически это могут быть три смежных подразделения концепции. Тем не менее думается, что все же это должен быть единый блок, где комплексно будет рассмотрена проблематика системности в гражданско-правовой сфере. Представляется верным рассматриваемый раздел концепции гражданско-правовой политики отнести к ее общей части. Данный подход обусловлен тем, что проблематика системности касается всего гражданского права, она затрагивает все его составляющие. Названная проблематика выражается, в том числе, и в единой гражданско-правовой терминологии, которая нуждается в комплексном изучении. Естественно, что исследования терминологического аппарата гражданско-правовой отрасли постоянно ведутся в рамках тех или иных работ в цивилистической науке. По сути, например, каждая диссертация в различной мере опирается на изучение той или иной части этого аппарата, что можно признать в качестве одного из приемов исследования. Есть и отдельные, скажем так, терминологические правовые исследования <8>. Однако представляется целесообразным скорейшее проведение общего исследования терминологического аппарата гражданско-правовой отрасли, что уже делается (или сделано) в некоторых иных правовых науках <9>. ——————————— <8> См., например: Селивановский А. С. Проблемы совершенствования понятийного аппарата валютного законодательства: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2002; Туранин В. Ю. Проблемы формирования и функционирования юридической терминологии в гражданском законодательстве РФ: Дис. … канд. юрид. наук. Белгород, 2002 и др. <9> См., например: Головина С. Ю. Понятийный аппарат трудового права: Дис. … д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 1998; Шайхутдинова Н. В. Терминологические проблемы трудового права: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2008.
Для чего нужен предлагаемый раздел концепции гражданско-правовой политики? Что следует в нем предусмотреть? Здесь стоит выделить несколько взаимосвязанных аспектов. 1. Значение такого раздела концепции гражданско-правовой политики видно прежде всего с позиции проводимой в настоящее время реформы гражданского законодательства. Эта реформа, превращение Концепции развития гражданского законодательства РФ в полноценный законопроект и, далее, его воплощение в действующее гражданское право, происходит не очень быстро. Иногда даже высказывается позиция о торможении этой реформы. Но думается, что дело в другом. Скорее, нужно вести речь о процессе поиска правового баланса между имущественными и иными интересами различных социальных групп. В рамках такого баланса должен быть найден и баланс в системе межотраслевых связей гражданского права и иных правовых отраслей. Здесь, действительно, нужно согласиться с тем, что гражданское право — это во многом стабильная, хотя и динамичная область правовой регламентации. Вместе с тем множество существующих правовых проблем лежат непосредственно за пределами этой сферы, однако в силу известной системности самого права, влияя тем или иным образом на гражданско-правовое регулирование. 2. При помощи обозначенного раздела концепции гражданско-правовой политики возможно уяснить пути повышения эффективности гражданско-правового регулирования. Такие пути, безусловно, должны быть приняты во внимание при формировании целостной концепции гражданско-правовой политики. Одним из подобных традиционных путей выступает учет в законодательстве тех новых общественных отношений, которые постоянно появляются в социуме. Например, к ним можно отнести связи, возникающие в связи с использованием сети Интернет. Пока очевидно, что гражданское право не вполне полно отражает данную «виртуальную реальность». Изучение этой области правовой регламентации довольно активно ведется в отечественной цивилистике <10>. Тем не менее законодатель по разным причинам не торопит события в данной сфере. ——————————— <10> См., например: Малахов С. В. Гражданско-правовое регулирование отношений в глобальной компьютерной сети Интернет: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2001; Филатова О. А. Гражданско-правовые особенности рекламы в Интернете: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2003 и др.
3. На основе предлагаемого раздела концепции гражданско-правовой политики возможно сформировать целостное представление о направлениях развития гражданско-правовой отрасли и ее отдельных подразделений — вещного права, обязательственного права и др. Зная, как будет развиваться система гражданского права, можно отчасти спрогнозировать будущие проблемы и показать пути их устранения. Для решения этой задачи нужны современные комплексные исследования системы гражданско-правовой отрасли. 4. Проектируемый раздел концепции гражданско-правовой политики должен включать положения о комплексном регулировании в экономической сфере. Речь, конечно же, идет о подобном регулировании с гражданско-правовой составляющей. Здесь важно познать, как осуществляется подобное регулирование, в чем его существо, что происходит с чисто отраслевой регламентаций под влиянием «чужеродных» правовых факторов. Такие исследования постоянно ведутся в современной правовой науке гражданского и предпринимательского права <11>, в том числе изучается и дискуссионная проблематика комплексных правовых отраслей <12>. Тем не менее есть довольно острая потребность в выработке общей части учения о комплексном регулировании с гражданско-правовой составляющей. ——————————— <11> См., например: Мозолин В. П. Современная доктрина и гражданское законодательство. М.: Юстицинформ, 2008; Нуриев А. Г. Гражданско-правовые нормы в нотариальном праве: Дис. … канд. юрид. наук. Казань, 2007; Скворцов О. Ю. Третейское разбирательство предпринимательских споров в России: проблемы, тенденции, перспективы. М.: Волтерс Клувер, 2005 и др. <12> См., например: Челышев М. Ю. Транспортное и потребительское право в системе комплексных правовых отраслей // Вестник Челябинского гос. ун-та. Серия «Право». Вып. 14. 2008. N 2(103). С. 47 — 54.
5. В рассматриваемом разделе концепции гражданско-правовой политики должно быть показано решение коллизионных вопросов, возникающих в рамках гражданско-правового регулирования и в связи с ним. В концепции должны быть представлены положения, направленные на развитие так называемого внутреннего коллизионного регулирования с гражданско-правовой составляющей. Хорошо известно, что в области действия гражданского права, как, впрочем, и в иных правовых сферах, имеет место значительное число разного рода правовых коллизий. С одной стороны, это «внутренние» коллизии, существующие непосредственно внутри гражданско-правового регулирования. С другой стороны, есть и коллизии, так сказать, внешнего свойства — между гражданско-правовым и иным отраслевым регулированием. Как уже отмечалось ранее <13>, коллизионное регулирование, осуществляемое между гражданским правом и иными правовыми отраслями, — это свод установленных правом правил (коллизионных норм, обычно закрепляемых в нормативных правовых актах, не являющихся источниками гражданского права), которые позволяют согласовывать действие норм гражданского права и иных правовых образований. Данное регулирование включает четыре основных компонента: 1) правовое оформление общего терминологического поля гражданского права и других правовых отраслей; 2) использование приема (метода) правового заимствования; 3) нормативное определение отраслевого приоритета, т. е. определение того, какие нормы подлежат применению в приоритетном порядке в сравнении с другими, какие нормы должны быть применены в случае расхождения положений правовых норм разных правовых отраслей, составляющих конкретный участок межотраслевого правового регулирования (такой приоритет, как правило, закрепляется не в пользу гражданского права, а отдается нормам иной отраслевой принадлежности); 4) нормативное разграничение смежных сфер регулирования между гражданским правом и иными правовыми отраслями. ——————————— <13> См.: Челышев М. Ю. Система межотраслевых связей гражданского права: цивилистическое исследование: Дис. … д-ра юрид. наук. Казань, 2008. С. 17.
Отмеченное установление отраслевого приоритета (части коллизионного регулирования между гражданским правом и иными правовыми отраслями) происходит в двух формах: 1) в виде правила о прямом применении гражданско-правовых норм, но с возможными ограничениями, установленными в другой правовой отрасли; 2) в форме предписания о субсидиарном применении норм гражданского права, в том числе и по аналогии (о применении данных норм в строго определенной последовательности после иных отраслевых норм). Думается, что схожим образом следует рассматривать и коллизионное регулирование, осуществляемое внутри гражданского права. С учетом изложенного исследуемый раздел концепции гражданско-правовой политики должен содержать комплексное и развернутое представление о коллизионном регулировании — его сущности, видах и возможных формах, моделях совершенствования.
——————————————————————