Договор международной купли-продажи и особенности использования его условий при определении таможенной стоимости товаров

(Арабян М. С., Попова Е. В.) («Таможенное дело», 2014, N 1)

ДОГОВОР МЕЖДУНАРОДНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ И ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕГО УСЛОВИЙ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРОВ

М. С. АРАБЯН, Е. В. ПОПОВА

Арабян Марина Суреновна, доцент кафедры «Мировая экономика и международные финансовые отношения» Финуниверситета при Правительстве Российской Федерации, кандидат экономических наук, доцент.

Попова Елена Владимировна, заместитель руководителя Московского представительства «Ростэк Вест», старший преподаватель кафедры таможенного дела МСЭИ.

В статье рассматривается порядок заключения внешнеторговой сделки, условия заключения договора международной купли-продажи, а также особенности использования его условий при определении таможенной стоимости товаров. Авторы делают акценты на некоторых условиях контракта, правильная формулировка которых позволит оптимизировать исполнение внешнеэкономический сделки и упростить таможенные операции в отношении товара, являющегося объектом договора.

Ключевые слова: договор, Венская конвенция ООН о договорах международной купли-продажи, ГК РФ, сделка международной купли-продажи товаров, таможенная стоимость, Инкотермс, базисные условия поставки, метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами.

The contract of international sale and peculiarities of terms thereof in determination of the customs value of goods M. S. Arabyan, E. V. Popova

Arabyan Marina Surenovna, candidate of economic sciences, assistant professor, assistant professor of the Chair «World Economy and International Financial Relations» of Financial University attached to the Government of the Russian Federation.

Popova Elena Vladimirovna, Deputy Head of Moscow Representative Office «Rostek West», senior teacher of the Chair of Customs Affairs of Moscow Social-Economics Institute.

The article considers the procedure of conclusion of the international trade transaction, conditions of conclusion of the contract of international sale as well as peculiarities of terms thereof in determination of customs value of goods. Authors stress some conditions of the contract, the correct formulation of which will allow to enhance the efficiency of execution of the international trade transaction and simplify customs operations with respect to goods being the object of the contract.

Key words: contract, UN Vienna Convention for the International Sale of Goods, Civil Code of the RF, transaction for the international sale of goods, customs value, Incoterms, basic terms of delivery, method of the cost of the transaction with imported goods.

Одной из самых распространенных сделок в международном торговом обороте является купля-продажа. Внешнеторговые контракты (договоры) купли-продажи являются главным элементом международного коммерческого оборота и основным документом, оформляющим внешнеторговую сделку и определяющим взаимоотношения и обязательства контрагентов. Внешнеторговый договор представляет собой соглашение между двумя или несколькими сторонами, имеющими субъекты хозяйствования в разных странах, по которому продавец обязуется поставить и передать в собственность покупателю объект сделки (движимое имущество, приобретаемое для предпринимательских целей) <1> в обусловленный срок на согласованных ими условиях, а покупатель обязуется уплатить за него оговоренную цену. Договор международной купли-продажи является консенсуальным, т. е. права и обязанности сторон возникают не с момента передачи товара, а с момента его заключения. ——————————— <1> При этом объект контракта может производиться самим продавцом или закупаться у третьих лиц для передачи покупателю.

Применяемые во внешней торговле контракты содержат различные условия, характеризующие товар, являющийся объектом купли-продажи, и определяющие коммерческие особенности сделки, а также права и обязанности сторон по операциям, обеспечивающим исполнение контракта. При составлении внешнеэкономического договора следует учитывать особенности отечественного законодательства — гражданских, налоговых, таможенных и иных правоотношений, и действующие в этой сфере международные конвенции и соглашения. Необходимо отметить среди международных документов, имеющих наибольшее практическое значение для обязательственных отношений, Венскую конвенцию ООН о договорах международной купли-продажи (1980 г.) <2> (далее — Венская конвенция) и Принципы международных коммерческих договоров (УНИДРУА, 1994 г.). ——————————— <2> URL: http://www. uncitral. org/pdf/russian/texts/sales/cisg/VI056999-CISG-e-boor-r. pdf.

Согласно ст. 11 Венской конвенции допускается возможность заключения таких договоров в устной форме. Следует отметить, что до 1 сентября 2013 г. отечественное законодательство требовало обязательного соблюдения простой письменной формы внешнеторговых договоров, что ставило в неравные условия российских и иностранных субъектов предпринимательской деятельности. На настоящий момент в соответствии с Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 100-ФЗ <3> «О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» гражданское законодательство отказывается от закрепления в правилах требования об обязательной письменной форме внешнеэкономических сделок. То есть исключение из Гражданского кодекса РФ п. 3 ст. 162 свидетельствует, что несоблюдение письменной формы внешнеэкономической сделки более не влечет за собой ее недействительность и не является нарушением. Тем не менее при заключении и реализации внешнеторговых договоров купли-продажи отечественным участникам международного коммерческого оборота следует учитывать особенности действующего таможенного и налогового законодательства. ——————————— <3> Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 100-ФЗ «О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации».

В определенной степени внешнеторговый договор имеет стандартный, унифицированный вид. Все условия контракта можно классифицировать с двух позиций — с точки зрения обязательности для продавца и покупателя (существенные условия) и с точки зрения универсальности. Обязательными условия называются вследствие того, что если одна из сторон их не выполняет, то вторая имеет право расторгнуть контракт и потребовать возмещения убытков. К ним обычно относят: наименования сторон, предмет и объект сделки, количество и качество, базисные условия поставки и цену товара, сроки поставки, условия платежа, санкции и рекламации, сдачу-приемку, страхование, упаковку и маркировку и т. п. А с точки зрения универсальности условия контракта подразделяются на индивидуальные, присущие только одному конкретному товару (например, предмет и объект, сроки и условия поставки, цена, качество и количество и т. п.), и универсальные — сдача-приемка товара, условия платежа, базисные условия поставки, упаковка и маркировка и т. п. Венская конвенция декларирует свободу воли сторон при определении и формулировании условий договора международной купли-продажи (ст. 6) <4>. При этом Венская конвенция дает конкретные нормативные предписания о необходимых условиях, без которых договор не считается заключенным. Договор международной купли-продажи считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям. Права и обязанности сторон по договору международной купли-продажи регулируются ч. III Венской конвенции (ст. 25 — 88), в соответствии с которой в обязанности продавца входит поставка товара, предоставление сопровождающих его необходимых документов и передача права собственности на товар в соответствии с требованиями договора, а обязанности покупателя заключаются в уплате цены и принятии поставки товара. ——————————— <4> URL: http://www. uncitral. org/pdf/russian/texts/sales/cisg/VI056999-CISG-e-boor-r. pdf.

В настоящей статье мы не будем касаться всех вопросов, связанных с заключением и исполнением договора международной купли-продажи, а рассмотрим лишь особенности использования его условий при определении таможенной стоимости товаров. Заключение любой внешнеэкономической сделки — это всегда взаимодействие двух и более сторон, действия которых направлены на достижение целей, обеспечивающих оптимальный вариант получения (покупки) или отчуждения (продажи) товара. При этом каждая из участвующих сторон взаимно заинтересована в другой как потенциальном партнере. Особо следует отметить трансграничный характер внешнеторговых сделок, связанных с перемещением товара через таможенную границу. Эта особенность предполагает проведение ряда необходимых действий и учета определенных аспектов заключения и исполнения сделки. Итак, рассмотрим некоторые аспекты влияния условий внешнеторгового договора на определение таможенной стоимости товаров. Заключая любой внешнеторговый контракт, стороны согласовывают ряд условий, необходимых для эффективного исполнения сделки, минимизации рисков и оптимального результата: в частности, продавец хочет дороже (выгоднее) продать, а покупатель — оптимизировать расходы по приобретению товара. Однако в любом случае договор есть волеизъявление сторон, и условия, предусмотренные и согласованные сторонами, ни в коей мере не подлежат изменению со стороны таможенных органов. Цена (или иные условия, в зависимости от вида договора), согласованная в договоре, будет считаться фактурной стоимостью товаров и являться основным элементом при определении таможенной стоимости товаров. Порядок определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, установлен Соглашением Правительств государств — членов Таможенного союза от 25 января 2008 г. «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенную союза» <5> (далее — Соглашение), а при вывозе товаров из Российской Федерации — порядок определятся Правилами <6>, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации. ——————————— <5> Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 (в ред. от 23.04.2012) «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» // URL: http://base. consultant. ru/cons/cgi/online. cgi? req=doc;base=LAW;n=130209. <6> Постановление Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 N 191 «Об утверждении Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации» // URL: http://base. consultant. ru/cons/cgi/online. cgi? req=doc;base=LAW;n=127076.

Законодательство Таможенного союза о таможенной стоимости базируется на международных нормах права в этой отрасли <7> и полностью соответствует требованиям ВТО. ——————————— <7> Соглашение по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (рус., англ.) (вместе с «Пояснительными примечаниями», «Техническим комитетом по таможенной оценке»): заключено в г. Марракеше 15.04.1994 // URL: http://base. consultant. ru/cons/cgi/online. cgi? req=doc;base=INT;n=16462;fld=134;dst=4294967295;rnd=0.3366101511663582.

Одним из принципов определения таможенной стоимости является использование в максимально возможной степени стоимости сделки, то есть той цены (и условий, ее образующих) товара, которая согласована сторонами контракта. При этом обращается особое внимание на то, что сведения, которые относятся к определению таможенной стоимости, должны быть достоверными, количественно определяемыми и документально подтвержденными. Данный принцип свидетельствует о важной роли внешнеэкономического договора как одного из основных документов, подтверждающих факт заключения сделки, и позволяющего определить количественные (в том числе и стоимостные) характеристики товара, а также факторы, которые обусловили тот или иной уровень цены (или иных условий отчуждения, передачи товара — в случае отсутствия сделки купли-продажи). Внешнеторговый договор купли-продажи, договора аренды, мены, лизинга, дарения и иные договоры, содержащие сведения о стоимости или расчеты стоимости ввозимых товаров, решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 <8> отнесены к документам, подтверждающим заявленную таможенную стоимость товаров, в зависимости от выбранного метода определения таможенной стоимости. То есть именно эти документы являются документальным подтверждением ввоза (или вывоза) товаров на таможенную территорию (с таможенной территории). ——————————— <8> Решение Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 (в ред. от 09.12.2011) «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров» // URL: http://base. consultant. ru/cons/cgi/online. cgi? req=doc;base=LAW;n=120070.

Выбор метода определения таможенной стоимости товаров в первую очередь обусловлен видом заключенного договора (в нашем случае это договор международной купли-продажи). Так, использование метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами возможно только при наличии факта сделки купли-продажи товара, т. е. договора, который носит возмездный характер. Кроме того, рассматриваемый метод содержит еще ряд ограничений (предусмотренных ст. 5 Соглашения), которые могут вытекать из особенностей заключения договора и не позволят использовать цену сделки в качестве основы для определения таможенной стоимости. В качестве примеров можно привести следующие условия: 1) продажа товаров или их цена зависит от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену не может быть количественно определено, например продавец устанавливает цену на ввозимые товары при условии покупки им также и других товаров в определенном количестве, или цена на ввозимые изделия, товары устанавливается в зависимости от цены на другие товары или предоставленные услуги покупателем продавцу; 2) любая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем причитается прямо или косвенно продавцу, за исключением дополнительных начислений, предусмотренных ст. 5 Соглашения; 3) наличие взаимосвязи продавца и покупателя и влияние этого факта на стоимость сделки. Рассмотренные ограничения могут явно или косвенно вытекать из содержания и условий контракта купли-продажи. Если лицо, декларирующее товар (декларант или по его поручению таможенный представитель), планирует определить таможенную стоимость по первому методу, то при заключении сделки ему необходимо обратить внимание на отсутствие вышеуказанных ограничений, которые, в свою очередь, не позволят рассмотреть цену сделки как свободную, по которой товар обычно продается или предполагается для продаж на конкурентном рынке, при обычном течении торговли. Следующими немаловажными условиями являются необходимость правильного и однозначного описания товара в статье «Предмет контракта», установления характерных для данного вида товаров количественных характеристик в статье «Количество товара», определения требований к качеству товара в статье «Качество товара» и согласования определенной цены за товар в статье «Цена товара». В частности, Инструкцией по проведению проверки правильности декларирования таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Таможенного союза (далее — Инструкция) <9>, предусматривается, что при проведении проверки документального подтверждения заявленной таможенной стоимости и всех ее компонентов должностные лица таможенных органов устанавливают, что внешнеторговый договор содержит следующую информацию: ——————————— <9> Приказ ФТС России от 14.02.2011 N 272 (в ред. от 05.04.2012) «Об утверждении Инструкции по проведению проверки правильности декларирования таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Таможенного союза, и Регламента действий должностных лиц таможенных органов при контроле и корректировке таможенной стоимости товаров» // URL: http://base. consultant. ru/cons/cgi/online. cgi? req=doc;base=LAW;n=128212.

— перечень товаров, с указанием полного наименования о товарных знаках, марках, моделях, артикулах, названия производителя, цены за единицу товара, количества и общей стоимости по каждому наименованию; — требования к качеству товара; — порядок предъявления претензий; — условия и сроки платежа. Также при согласовании условий сделки импортеру товаров необходимо обратить внимание на тот факт, что ст. 5 Соглашения предусматриваются дополнительные начисления к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате. В частности, при декларировании таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, необходимо включить расходы, понесенные покупателем и не включенные в цену товара, например расходы по перевозке, погрузке и перегрузке товаров до места прибытия на единую таможенную территорию ТС, страхованию, расходы на тару и упаковку, лицензионные платежи. Так, например, формулируя базисные условия поставки контракта и заключая договор на условиях EXW — страна отправления (экспортера), — декларант в подтверждение заявленной стоимости должен будет представить документы, на основании которых были сделаны вышерассмотренные дополнительные начисления. В то же время использование базиса поставки DAT — страна назначения (импортера) — освободит декларанта от необходимости представления документов по отдельным составляющим цены товара. Одним из проблематичных моментов при определении и заявлении таможенной стоимости является вопрос подтверждения скидок, предоставленных продавцом покупателю. При этом, несмотря на то что скидки не выделяются как отдельный элемент структуры таможенной стоимости товаров, в то же время Инструкцией регламентируется проверка достоверности документального подтверждения условий предоставления скидок с цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате. В связи с этим, предусматривая какую-либо скидку, участникам сделки целесообразно в контракте разъяснить механизм ее действия и порядок предоставления. В данной статье мы рассмотрели только некоторые составляющие структуры таможенной стоимости товаров, которые могут быть отражены и документально подтверждены договором международной купли-продажи. В последующих статьях будут рассмотрены и проанализированы и другие аспекты и условия внешнеторговых контрактов.

Литература

1. URL: http://www. uncitral. org/pdf/russian/texts/sales/cisg/VI056999-CISG-e-boor-r. pdf. 2. Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 100-ФЗ «О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» // URL: http://base. consultant. ru/cons/cgi/online. cgi? req=doc;base=LAW;n=145981. 3. Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 (в ред. от 23.04.2012) «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» // URL: http://base. consultant. ru/cons/cgi/online. cgi? req=doc;base=LAW;n=130209. 4. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 N 191 «Об утверждении Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации» // URL: http://base. consultant. ru/cons/cgi/online. cgi? req=doc;base=LAW;n=127076. 5. Соглашение по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (рус., англ.) (вместе с «Пояснительными примечаниями», «Техническим комитетом по таможенной оценке»): заключено в г. Марракеше 15.04.1994 // URL: http://base. consultant. ru/cons/cgi/online. cgi? req=doc;base=INT;n=16462;fld=134;dst=4294967295;rnd=0.3366101511663582. 6. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 (в ред. от 09.12.2011) «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров» // URL: http://base. consultant. ru/cons/cgi/online. cgi? req=doc;base=LAW;n=120070. 7. Приказ ФТС России от 14.02.2011 N 272 (в ред. от 05.04.2012) «Об утверждении Инструкции по проведению проверки правильности декларирования таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Таможенного союза, и Регламента действий должностных лиц таможенных органов при контроле и корректировке таможенной стоимости товаров» // URL: http://base. consultant. ru/cons/cgi/online. cgi? req=doc;base=LAW;n=128212.

——————————————————————