Скидки как элемент структуры таможенной стоимости товаров
(Попова Е. В.) («Таможенное дело», 2012, N 4)
СКИДКИ КАК ЭЛЕМЕНТ СТРУКТУРЫ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРОВ <*>
Е. В. ПОПОВА
——————————— <*> Popova E. V. Discount as an element of structure of customs value of goods.
Попова Елена Владимировна, старший преподаватель кафедры таможенного дела и ВЭД Московского социально-экономического института.
В данной статье делается попытка проанализировать наиболее часто встречающиеся в международной торговле скидки, рассмотреть их роль в структуре таможенной стоимости товаров. Автором предлагается ряд практических рекомендаций, использование которых позволит оптимизировать процесс определения и заявления таможенной стоимости товаров и избежать проблем, возникающих в ходе контроля таможенной стоимости товаров.
Ключевые слова: таможенная стоимость, скидка за объем продукции, скидки «сконто», дилерские (дистрибьюторские) скидки, бонификация, рефакция, внешнеторговый контракт, стоимость сделки, взаимосвязанные лица, метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
The author makes an attempt to analyze the most common in international trade discounts, considers their role in the structure of customs value of goods. The author suggests a number of practical recommendations that helps to improve a process of determining the customs value of goods and avoid issues arising in control of customs value of goods.
Key words: customs value, volume discount products, «cash discount» (distributor discount), bonus allowance, loss allowance, foreign trade contract, transaction cost, related persons, method of transaction value for the imported goods.
Заключая возмездный договор, покупатель и продавец преследуют совершенно различные цели. Продавец совершенно естественно хочет продать товар по максимально высокой цене, а покупатель — купить товар по минимально низкой цене. При этом оба участника этих отношений учитывают альтернативные возможности совершения сделки, т. е. наличие конкуренции на рынке поставщиков и спрос среди покупателей. Компромиссным решением такой ситуации становится предоставление скидки с базовой цены товара. При этом опять и продавец, и покупатель ставят перед собой различные цели. Продавец, предоставляя скидку, зачастую рассчитывает поддержать и укрепить заинтересованность в продолжении или даже расширении деловых отношений. Покупатель, получая скидку, тем самым добивается своей цели — снижения цены. Однако при заключении контракта и использовании системы скидок у отечественного импортера нередко возникают проблемы в определении и заявлении таможенной стоимости товара. Любая скидка играет роль в уровне цены внешнеторгового контракта, иными словами, в цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате. То есть, определяя и заявляя таможенную стоимость по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами, как правило, возникает вопрос: «Как подтвердить скидку в структуре таможенной стоимости, и необходимо ли это делать?». Статьей 2 Соглашения глав правительств государств — членов Таможенного союза от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» (далее — Соглашение) установлено, что «основой определения таможенной стоимости товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки, определенная статьей 4 Соглашения» <1>, которая, в свою очередь, разъясняет возможность использования цены товара для целей таможенной оценки, в частности, указывая на ограничения применения этого метода, а также перечисляет дополнительные элементы структуры таможенной стоимости, подлежащие доначислению к цене товара (сделки). ——————————— <1> Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 (в ред. от 23.04.2012) «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза».
Скидка во внешнеторговом договоре может свидетельствовать о наличии ограничений в применении метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки, например, как косвенное подтверждение взаимосвязи продавца и покупателя и влияния этой взаимосвязи на стоимость сделки. Знание принципов формирования и порядка предоставления коммерческой скидки позволяет объективно проанализировать уровень цены внешнеторгового контракта и обосновать ее для целей определения и декларирования и контроля таможенной стоимости товара. По своей коммерческой природе скидки, как правило, бывают плановыми и тактическими. При этом плановые формируются за счет общей суммы накладных расходов. Тактические скидки объединены одним экономическим источником — прибылью, их цель создать дополнительный стимул для покупателя совершить покупку за счет прямого снижения цены реального приобретения. В практике торговли встречаются более 40 различных скидок. В настоящей статье хотелось бы остановиться на некоторых из них, сделать попытку рассмотреть их сущность, дать практические рекомендации их оформления и документального подтверждения при определении таможенной стоимости товаров. Одной из самых распространенных является скидка за большой объем закупок (измеряемая либо по натуральной величине покупки, либо по ее стоимости). Данная скидка может выражаться как определенный процент снижения цены, когда определенное количество товара продается по сниженной цене, или определенная сумма, которая может быть покупателю возвращена или зачтена в счет оплаты следующей партии товаров. Как правило, при предоставлении такой скидки контрагенты в лучшем случае только в цене контракта прописывают ее наличие. При получении такой скидки импортеру целесообразно получить от своего иностранного контрагента прайс-лист или коммерческое предложение, в котором он оговаривает возможность получения скидки при покупке определенного количества товара. Например, при покупке до 10 единиц товара — 1%, при покупке от 10 до 100 единиц — 10% и т. д. При этом сразу хотелось бы отметить, что согласно Перечню документов, запрашиваемых при проведении дополнительной проверки <2>, прайс-лист и коммерческое предложение несут одну смысловую нагрузку, и в отношении каждого из этих документов нет требования о заверении их торгово-промышленной палатой страны вывоза. ——————————— <2> Решение Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 (в ред. от 09.12.2011) «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров».
Второй достаточно часто встречающейся скидкой является скидка «сконто», т. е. скидка за платеж наличными или в ранние сроки. Она может быть реализована в тех случаях, когда справочная цена предусматривает краткосрочный платеж, а покупатель готов осуществить наличный или часто встречающийся в международной торговле досрочный платеж. Размер скидки соответствует размеру ссудного процента на денежном рынке. В контракте и счете (инвойсе) она может быть записана «2/10,n 30», т. е. представляется скидка в размере 2% при оплате товара в течение первых десяти дней тридцатидневного кредита. Покупатель, оплатив товар в течение предусмотренного скидкой периода, имеет право уплатить за товар цену, уменьшенную на размер скидки. Таким образом, возникает проблемная ситуация, что если декларирование товаров и заявление таможенной стоимости было до уплаты цены товара, то впоследствии покупатель будет вынужден скорректировать фактурную стоимость товара (в первую очередь в целях соблюдения валютного законодательства). Соглашением предусмотрено, что стоимость товара — это цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате, таким образом, при условии документального подтверждения стоимости сделки для целей таможенной оценки товаров покупатель имеет право и на корректировку таможенной стоимости товаров. При существовании такой скидки импортеру целесообразно использовать процедуру выпуска товаров под внесение обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов с последующим представлением документов, подтверждающих совершенный платеж, в частности, это может дебет-нота, направленная продавцу, кредит-нота продавца, ведомость банковского контроля, платежное поручение с идентификационными признаками по назначению платежа (номер инвойса, контракта). Дополнительно контрагенты по сделке могут оговорить во внешнеторговом контракте перечень документов, которыми будет подтверждаться скидка «сконто». Еще одной разновидностью тактических скидок, часто встречающихся в международной торговле, являются дилерские и дистрибьюторские скидки. Дилерские (дистрибьюторские) скидки — это суммы, покрывающие собственные расходы дилера (дистрибьютора) на продажу и сервис, а также обеспечивающие ему обусловленную прибыль. Размер скидок и порядок их предоставления должен быть определен в дилерском (дистрибьюторском) договоре между дилером (дистрибьютором) и производителем продукции. Данный вид скидок может быть определен в виде конкретной суммы, процента снижения базовой цены, или же скидки могут быть скрытыми, т. е. контракт и коммерческие документы на оплату товара содержат только конечную сумму к оплате, в которой уже учтены скидки на товар. Характер взаимоотношений участников такой сделки часто носит признаки взаимосвязанности, которая, в свою очередь, в случае влияния на цену сделки служит ограничением в принятии заявленной стоимости сделки в качестве таможенной стоимости товаров. Решением такой ситуации могут послужить сведения о стоимости идентичных или однородных товаров в рамках сделок с невзаимосвязанными лицами. К распространенным скидкам во внешней торговле можно отнести и скидки за долгосрочность отношений, однако при декларировании товара в рамках нового контракта (пусть уже и не первого) такие скидки могут вызвать сомнение. В данном случае имеет смысл в тексте контракта сделать ссылку на долгосрочные партнерские отношения. Особняком в структуре цены стоят еще два понятия: «рефакция» (англ., фр. Refaction, discount from the price) — в предпринимательской практике скидка с оптовой цены или веса товаров, качество которых ниже предусмотренного договором, стандартом или ТУ, и «бонификация» (от лат. bonus — добрый, хороший, позднелат. bonifico — улучшаю; фр. и англ. bonification) — надбавка к обусловленной в договоре цене товара, если его качество окажется выше договорного. Как правило, такие ситуации возможны при торговле сырьевыми товарами, зерном, овощами и фруктами, когда возможно отклонение от основного показателя, принятого за базисный. То есть если в рамках договора предусмотрена рефакция (или бонификация), то по факту приемки товара счет, выставленный продавцом, подлежит коррекции. Таким образом, цена сделки, подлежащая уплате, будет установлена окончательно при подтверждении качества товара. Соглашением определено, что все сведения, относящиеся к определению таможенной стоимости товаров, должны основываться на достоверной, документально подтвержденной и количественно определяемой информации. В случае использования такого рода скидок или надбавок к цене необходимо четко оговорить перечень документов, определяющих возможность уменьшения или увеличения цены (например, акт приемки товаров с указанием уполномоченных лиц, имеющих право подтверждать снижение или улучшение качества товара, экспертное заключение), а также шкалу скидок и надбавок. Рассмотренные в данной статье примеры далеко не полностью исчерпывают все возможные скидки. В заключение необходимо отметить следующее: законодательство РФ не содержит запрета либо ограничений по предоставлению или размеру скидок. Более того, в ч. 3 ст. 40 Налогового кодекса Российской Федерации (ч. I) <3> прямо предусмотрено, что при определении рыночной цены учитываются обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки. В частности, учитываются скидки, вызванные сезонными или иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги). ——————————— <3> Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (в ред. от 29.06.2012).
При этом необходимо учитывать, что согласно п. 2 ст. 1209 Гражданского кодекса Российской Федерации <4> форма внешнеэкономической сделки, хотя бы одной из сторон которой является российское юридическое лицо, подчиняется российскому праву независимо от места совершения этой сделки. ——————————— <4> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 N 146-ФЗ (в ред. от 05.06.2012, с изм. от 02.10.2012).
В соответствии с п. 3 ст. 162 названного Кодекса несоблюдение простой письменной формы внешнеэкономической сделки влечет недействительность сделки. Конвенция Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров в части положений ст. 11, ст. 29 или части II Конвенции, допускающих заключение договора купли-продажи, его изменение или прекращение соглашением сторон (либо совершение оферты, акцепта или любого иного выражения намерения) не в письменной, а в любой форме, не применима, если хотя бы одна из сторон имеет свое коммерческое предприятие в СССР (Постановление ВС СССР от 23.05.1990 N 1511-I). Таким образом, при определении цены товара по контракту и, соответственно, его таможенной стоимости предоставление иностранным контрагентом скидки на этот товар по устной договоренности не учитывается. В том случае, если покупатель по контракту рассчитывает на уменьшение таможенной стоимости товара за счет скидки, необходимо при заключении с иностранным контрагентом контракта учесть особенности той или иной скидки и предусмотреть возможность ее документального подтверждения.
——————————————————————