Преимущественное право покупки акций в закрытом акционерном обществе
(Исаева Т.)
(«Административное право», 2012, N 1)
ПРЕИМУЩЕСТВЕННОЕ ПРАВО ПОКУПКИ АКЦИЙ
В ЗАКРЫТОМ АКЦИОНЕРНОМ ОБЩЕСТВЕ
Т. ИСАЕВА
Судебная практика по защите прав акционеров в настоящее время складывается достаточно активно, принимаются соответствующие изменения и дополнения в корпоративное, процессуальное законодательство. В Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации была введена глава, устанавливающая особый порядок рассмотрения корпоративных споров.
На практике, как правило, судебные споры о нарушении прав акционеров возникают в случаях увеличения или уменьшения уставного капитала акционерного общества, внесения изменений в учредительные документы общества, невыплаты дивидендов, недопущения акционера к управлению обществом, консолидации и дробления акций акционерного общества, совершения сделок купли-продажи акций, продажи акций закрытого акционерного общества третьим лицам, нарушения обязанностей реестродержателя по отношению к акционерам и др.
В настоящем обзоре остановимся на рассмотрении споров о преимущественном праве приобретения акций закрытых акционерных обществ по материалам информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2009 N 131 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами споров о преимущественном праве приобретения акций закрытых акционерных обществ».
В соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО) акционеры закрытого акционерного общества пользуются преимущественным правом приобретения акций, продаваемых другим акционерам этого общества, по цене предложения третьему лицу пропорционально количеству акций, принадлежащих каждому из них, если уставом общества не предусмотрен иной порядок осуществления данного права. Уставом закрытого акционерного общества может быть предусмотрено преимущественное право приобретения обществом акций, продаваемых его акционерам, если акционеры не использовали свое преимущественное право приобретения акций.
Акционер общества, намеренный продать свои акции третьему лицу, обязан письменно известить об этом остальных акционеров общества и само общество с указанием цены и других условий продажи акций. Извещение акционеров общества осуществляется через общество.
Комментируя порядок извещения о намерении акционера продать свои акции, Президиум ВАС РФ указал на то, что закрытое акционерное общество обязано направить такое извещение всем другим акционерам. В случае если уставом общества не предусмотрено требование, обязывающее акционера направить извещение не только обществу, но и непосредственно акционерам, то неисполнение закрытым акционерным обществом данной обязанности не предоставляет акционерам права требовать перевода на себя прав и обязанностей покупателя.
Тогда же, когда уставом общества предусмотрено, что извещение о намерении продать акции третьему лицу должно быть направлено акционерам не только через общество, но и напрямую остальным акционерам, а продавец направит извещение только самому обществу, а общество не направит его далее остальным акционерам, порядок извещения других акционеров не будет считаться соблюденным.
Извещение акционера о намерении продать акции третьему лицу не является офертой.
Из приведенных норм видно, что Закон об АО предусматривает преимущественное право приобретения акций закрытого акционерного общества только по договору купли-продажи.
Устав закрытого акционерного общества не может содержать нормы, устанавливающие преимущественное право приобретения акций по иным основаниям. Если в положениях устава общества все-таки констатируется наличие преимущественного права у акционера при любом возмездном отчуждении акций (например, по договору мены), такие нормы не подлежат применению как противоречащие закону.
В информационном письме названы некоторые основания притворности договоров дарения акций закрытого акционерного общества: небольшой промежуток времени между заключением договоров дарения и купли-продажи, незначительное количество подаренных акций по сравнению с количеством проданных акций, отсутствие между ответчиками родственных или иных отношений, которыми может быть обусловлен безвозмездный характер первого договора (договора дарения).
Если заключенные договоры дарения и купли-продажи акций прикрывают единый договор купли-продажи акций, акционер закрытого акционерного общества вправе требовать перевода на себя прав и обязанностей покупателя по единому договору купли-продажи, который действительно имелся в виду. В данном случае такие договоры признаются притворными сделками.
В соответствии с подп. 6 п. 3 ст. 7 Закона об АО при продаже акций с нарушением преимущественного права приобретения любой акционер общества и (или) общество, если уставом предусмотрено преимущественное право приобретения обществом акций, вправе в течение трех месяцев с момента, когда акционер или общество узнали или должны были узнать о таком нарушении, потребовать в судебном порядке перевода на них прав и обязанностей покупателя. Такой срок является сроком исковой давности. Также суд указал на то, что надлежащими ответчиками по иску о переводе прав и обязанностей покупателя по договору купли-продажи акций являются продавец и покупатель.
Нарушение при заключении договора купли-продажи акций общества преимущественного права приобретения акций не влечет недействительность такого договора.
В соответствии с п. 2 ст. 45 Закона об АО отказ от внесения записи в реестр акционеров не допускается, за исключением случаев, прямо предусмотренных правовыми актами Российской Федерации, которые не предусматривают такого основания, как нарушение акционером, продающим акции, преимущественного права иных акционеров. Поэтому реестродержатель не вправе отказать во внесении в реестр акционеров записи о переходе прав на акции закрытого акционерного общества, ссылаясь на нарушение преимущественного права приобретения акций общества, так как осуществление контроля за соблюдением при продаже акций преимущественного права не входит в компетенцию реестродержателя. В противном случае акционеры вправе защитить нарушенные права посредством перевода прав и обязанностей покупателя на себя.
Проанализировав нормы действующего законодательства и судебной практики, можно сделать выводы о том, что действие преимущественного права приобретения акций распространяется на случаи добровольной продажи акционером закрытого акционерного общества принадлежащих ему акций на торгах лицу, не являющемуся акционером общества, при продаже акций на торгах, проводимых в рамках исполнительного производства или в ходе конкурсного производства. Преимущественное право при этом реализуется акционером путем участия в торгах и заявления о согласии приобретения акций по цене, сформированной в ходе торгов.
Норма о преимущественном праве приобретения акций неприменима при продаже акций между акционерами данного общества, приобретении закрытым акционерным обществом собственных акций, передаче акций путем внесения их в уставный капитал другого общества, безвозмездного отчуждения акций акционерам (например, по договору дарения) либо перехода акций в собственность другого лица в порядке универсального правопреемства, реализации акций в рамках процедуры банкротства (в силу ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства совершение сделок, которые связаны с отчуждением имущества должника и влекут за собой передачу его имущества третьим лицам в пользование, допускается исключительно в порядке, установленном данным законом).
При реализации обществом предусмотренного уставом преимущественного права приобретения собственных акций положения ст. 72 Закона об АО не применяются. Однако при этом должны соблюдаться ограничения, установленные в интересах кредиторов акционерного общества и его акционеров ст. 73 Закона об АО, такие как невозможность приобретения размещенных обществом акций до полной оплаты всего уставного капитала, если у общества имеются признаки несостоятельности (банкротства), если стоимость чистых активов общества меньше его уставного капитала на момент приобретения акций, и др.
Так как необходимость применения ст. 72 Закона об АО отсутствует, то реализация права преимущественного приобретения осуществляется обществом по решению его единоличного исполнительного органа. Решения иных органов управления, как это предусмотрено указанной статьей (общего собрания акционеров, совета директоров), в данном случае не требуется.
Анализ приведенных выше положений показывает, что возможность защиты самого института преимущественного права приобретения акций в закрытом акционерном обществе направлена на сохранение доли участия и корпоративного контроля акционеров в обществе. Степень влияния акционеров на управление обществом и объем его непосредственных прав определяются его долей участия в уставном капитале акционерного общества.
Для акционеров, особенно для миноритарных, важно сохранение их долей участия в уставном капитале общества, так как они должны иметь возможность влиять на решения его органов управления. Именно поэтому закон предоставляет акционерам преимущественное право приобретения акций, а судебная практика защищает это право.
Бекренева Татьяна Дмитриевна, юрист ООО «Экспо-профс». Комментарий.
Автор, ссылаясь на результаты анализа судебной практики, к сожалению, ни одного примера из последней не привел. В информационном письме от 25 июня 2009 г. N 131 Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ дал рекомендации по рассмотрению споров о преимущественном праве акционеров ЗАО на приобретение акций, продаваемых другими акционерами. Указанное право распространяется только на случаи продажи акций третьим лицам и только по договору купли-продажи. Оно не применяется при отчуждении акций по иным договорам, а также при приобретении ЗАО собственных акций. Например, акционер может свои акции передать третьим лицам по договору дарения без соблюдения требования о преимущественном праве акционеров, закрепленного в п. 3 ст. 7 ФЗ N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (см. Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 20 апреля 2011 г. N ФО6-455/11). Из толкования положений пункта 3 статьи 7 Закона об акционерных обществах следует также, что законодатель, определяя отношения, в рамках которых применимо преимущественное право приобретения акций, не предусмотрел возможности реализации этого права при отчуждении акций по договору мены. Данная правовая позиция нашла отражение в подпункте 9 пункта 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.11.2003 N 19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах». В дополнение к анализируемому в статье вопросу хотелось бы сказать о том, что в указанном выше Постановлении от 18 ноября 2003 г. N 19 Пленум ВАС РФ подчеркнул, что норма п. 3 ст. 7 ФЗ N 208-ФЗ, закрепляющая за участниками закрытого общества преимущественное право, носит императивный характер, а потому оно не может быть ограничено ни уставом, ни каким-либо иным внутренним документом общества. Акционер закрытого общества и само общество могут использовать преимущественное право, если они готовы приобрести продаваемые акции на условиях, предлагаемых участнику общества третьим лицом. Иные условия акционер, продающий акции, может не принимать и вправе произвести отчуждение их третьему лицу. Общество не должно в таком случае отказывать приобретателю акций во внесении записи о нем в реестр акционеров, т. е. в признании его акционером. Однако при продаже акций постороннему лицу по цене и на иных условиях, которые согласны принять участники данного общества или общество, они могут защитить свои интересы (нарушенное преимущественное право) путем предъявления иска о переводе на них прав покупателя по договору, заключенному с третьим лицом. Для предъявления такого иска установлен трехмесячный срок — с момента, когда заинтересованное лицо (акционер, общество) узнало или должно было узнать о нарушении его права.
Условием использования преимущественного права является приобретение акционерами или обществом всего предложенного им пакета акций. Во многих случаях это важно для акционера-продавца, поскольку пакет в целом обычно оценивается выше, чем сумма стоимости входящих в него акций; приобретение пакета, если он достаточно значителен, позволяет его новому владельцу играть активную роль в управлении обществом. Вот почему в Постановлении Пленума N 19 говорится о праве акционера продать акции третьему лицу не только тогда, когда участниками общества (обществом) предложена более низкая цена, но и если они готовы приобрести лишь часть продаваемых акций. Указанное положение, направленное на защиту интересов акционера, продающего акции, не лишает его самого права продать другим участникам общества часть первоначально предложенного пакета, если он сочтет такое отчуждение приемлемым для себя. Преимущественное право акционеров закрытого общества на приобретение акций и, соответственно, условие о праве на их покупку в количестве, пропорциональном количеству имеющихся акций, действуют, если участник общества намерен продать их третьему лицу, не являющемуся акционером данного общества. В отношении продажи акций участником общества кому-либо из акционеров того же общества Закон никаких ограничений для продавца в выборе покупателя не предусматривает. Исходя из этого, участник может по своему усмотрению продать все или часть принадлежащих ему акций одному или нескольким акционерам общества. Учитывая данные обстоятельства, автор статьи справедливо заметил, что в уставе ЗАО не может быть закреплено положение, допускающее распространение действия преимущественного права приобретения на случаи продажи акций между акционерами. При продаже акций между акционерами такой интерес отсутствует, поскольку состав акционеров остается неизменным. Соответствующая правовая позиция нашла отражение в подп. 10 п. 14 указанного Постановления ВАС РФ N 19.
Приведенная позиция о распространении преимущественного права покупки акций акционером исключительно на случай их отчуждения иным акционером в адрес третьих лиц подтверждается судебной практикой. Так, в Постановлении Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 июля 2009 г. N Ф09-2350/08-С4 отмечено, что суд правомерно отказал в удовлетворении требования о переводе на истца прав и обязанностей покупателя по договору купли-продажи акций общества, заключенному между ответчиками, поскольку преимущественное право заинтересованного лица на приобретение ценных бумаг общества не нарушено, т. к. ответчик на момент приобретения спорных акций обладал статусом акционера общества. Определением от 10 июня 2008 г. N 7540/08 Высший Арбитражный Суд РФ поддержал эту позицию. Также по этому вопросу показательны и другие судебные решения (см., например, Постановления ФАС Московского округа от 28.05.2008 N КГ-А40/3581-08, от 28.03.2005 N КГ-А41/736-05, ФАС Северо-Западного округа от 27.08.2007 N А56-21001/2006).
Важно также обратить внимание на то, что в случае, если акционеры общества и (или) общество не воспользуются преимущественным правом приобретения всех акций, предлагаемых для продажи, в течение двух месяцев со дня такого извещения, если более короткий срок не предусмотрен уставом общества, акции могут быть проданы третьему лицу по цене и на условиях, которые сообщены обществу и его акционерам (абзац 6 пункта 3 статьи 7 названного Закона). Извещение акционеров о продаже акций (предложение акций) означает предоставление им срока на раздумья для решения вопроса о приобретении акций либо об отказе от их приобретения. В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.11.2003 N 19 разъяснено, что исчисление предусмотренного Законом или уставом срока осуществления преимущественного права приобретения акций ведется от даты получения обществом соответствующего извещения акционера, продающего акции. По конкретному делу Федеральный арбитражный суд Московского округа (Постановление от 8 июля 2008 г. N КГ-А40/5921-08-П) указал, что, если сроки реализации преимущественного права на приобретение акций, установленные уставом Общества, согласно которым в течение 30 календарных дней этим правом пользуются акционеры, истекли, либо в случае отказа акционеров от преимущественного права в течение 15 календарных дней, то данным преимущественным правом может воспользоваться само Общество, и признал обоснованным позицию апелляционного суда, отменившего решение первой инстанции, которым был восстановлен пропущенный истцом срок для реализации преимущественного права приобретения акций.
——————————————————————