Право собственности некоммерческих организаций: некоторые особенности режима

(Сойфер Т. В.) («Адвокат», 2012, N 2)

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ: НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕЖИМА

Т. В. СОЙФЕР

Сойфер Татьяна Владимировна, доцент кафедры гражданского и семейного права МГЮА имени О. Е. Кутафина, кандидат юридических наук.

В статье Т. В. Сойфер рассматриваются особенности права собственности некоммерческих организаций, касающиеся оснований его возникновения, порядка и пределов осуществления; устанавливается зависимость правового режима собственности от целей создания организации и иных факторов.

Ключевые слова: право собственности, формы собственности, частная собственность, юридические лица, некоммерческие организации.

Property right of non-commercial organizations: some peculiarities of the regime T. V. Soyfer

In article of the doctor of law, associate professor of the civil and family law department of the Kutafin Moscow State Law Academy T. V. Soyfer peculiarities of the property right of non-commercial organizations, referred to grounds of its emergence, the order and extent of exercise are considered; dependence of the legal regime of the property on purposes of creation of the organization and other factors is established.

Key words: properly right, forms of ownership, private property, juridical persons, non-commercial organizations.

Некоммерческие организации не являются постоянными участниками имущественного оборота и вступают в гражданские правоотношения лишь постольку, поскольку это служит реализации ими своего общественного предназначения. Наличие у подобных образований гражданской правосубъектности обусловлено приобретением ими статуса юридического лица, одними из признаков которого выступает имущественная обособленность (п. 1 ст. 48 ГК РФ). Степень его значения для некоммерческих организаций отдельных видов неодинакова, находится в прямой зависимости от целей их создания и избранных методов деятельности. Для одних организаций наличие имущества является основополагающим, поскольку без его формирования и использования в определенных направлениях их задачи в принципе не могут быть решены (потребительские кооперативы и др.). Для других имущественная обособленность создает экономические условия эффективного функционирования в различных общественных сферах, а также обеспечивает необходимую для них как структур гражданского общества самостоятельность и независимость (общественные объединения и др.). Некоммерческие юридические лица, признаваемые (за исключением учреждений) собственниками принадлежащего им имущества, наделяются специальной гражданской правоспособностью и могут иметь лишь те гражданские права и обязанности, которые соответствуют целям их деятельности, предусмотренным в учредительных документах (п. 1 ст. 49 ГК РФ). Данное обстоятельство с учетом того, что цели некоммерческих организаций по общему правилу находятся в общественных сферах за пределами гражданско-правового регулирования, предопределяет специфику в режиме их права собственности. Цели создания некоммерческих юридических лиц, как и используемые принципы для их достижения, достаточно многообразны, но всегда имеют общественно полезный характер. Соответственно, их интересы, служащие основой для осуществляемой деятельности, обладают лишь относительной самостоятельностью. В отличие от коммерческих юридических лиц некоммерческие организации в большинстве случаев создаются с целью отражения и практической реализации не только интересов своих учредителей (участников), но и неограниченного круга лиц, общества в целом. Вся их деятельность, в том числе предполагающая приобретение имущества и осуществление правомочий собственника, подчинена в конечном итоге обеспечению именно этих интересов. В связи с этим особого внимания заслуживает вопрос о целесообразности отнесения собственности некоммерческих организаций к частной форме. В Российской Федерации признаются и равным образом защищаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ, п. 1 ст. 212 ГК РФ). Традиционно считается, что государственная и муниципальная собственность призваны обеспечивать публичные интересы (интересы населения, проживающего на определенной территории), тогда как частная собственность, субъектами которой выступают граждане и все юридические лица, включая некоммерческие, призвана обслуживать исключительно их частные интересы <1>. ——————————— <1> См., например: Колпакова А. В. Формы собственности и их соотношение // Актуальные проблемы гражданского права. М., 1999. С. 146.

По мнению О. Н. Садикова, под частной собственностью следует понимать право граждан и юридических лиц свободно владеть, пользоваться и распоряжаться любым имуществом и использовать его для любой деятельности, кроме случаев, предусмотренных законом. При этом использование частной собственности свободно определяется интересами самого собственника и условиями рынка, государству оно подконтрольно только в общих рамках законов. Очевидно, что подобные характеристики не могут рассматриваться как присущие собственникам — некоммерческим организациям. Между тем исходя из рассуждений автора предполагается признание всех некоммерческих организаций частными собственниками. Исключение он делает лишь для религиозных организаций (объединений), относя их собственность к иным формам, не названным в Конституции РФ и ГК РФ <2>. ——————————— <2> Гражданское право: Учебник / Под ред. О. Н. Садикова. М., 2006. Т. 1. С. 207.

В литературе также высказываются сомнения относительно возможности признания частными собственниками и некоторых других некоммерческих организаций — общественных объединений <3>, кооперативов <4>, некоммерческих партнерств <5>, государственных корпораций <6> и др. Приводя разнообразные аргументы, авторы предлагают относить их собственность к иным формам, не указанным в Конституции РФ, либо закрепить эти формы легально в качестве самостоятельных — кооперативной, собственности государственных корпораций, общественных объединений и т. п. <7>. Некоторые полагают возможным и более дробное деление, к примеру, допуская выделение церковной или монастырской формы собственности <8>. ——————————— <3> Андреев В. К. О праве частной собственности в России (критический очерк). М., 2007. С. 30, 31. <4> Капура М. М. Право собственности кооперативов: проблемы теории и практики: Автореф. дис. … докт. юрид. наук. М., 2006. С. 8. <5> Еганян А. С. Право собственности некоммерческого партнерства: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2002. С. 14 — 16. <6> Герасименко Н. В. Ответ на вопрос читателя: что такое государственные корпорации и каковы цели их создания? // Законодательство и экономика. 2007. N 10. С. 82. <7> См., например: Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации на период до 2010 года. М., 2001. С. 35; Кузьминов А. А. Гражданская правосубъектность государственных корпораций: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2009. С. 99; Андреев В. К. Указ. соч. С. 106. <8> См.: Нарозников Н. К., Решетников В. И. Основы земельного права Российской Федерации: Учебник. М., 2004. С. 23.

Понятие формы собственности легально не определяется, что обусловило наличие многочисленных взглядов на природу и содержание соответствующей категории, реальность существования форм собственности и критериев их выделения. Достаточно широкое распространение получила позиция, согласно которой форма собственности представляет собой исключительно экономическое понятие, не имеющее особого гражданско-правового смысла. При таком подходе, сформировавшемся еще в советский период, форма собственности рассматривается как категория, указывающая на состояние присвоенности, принадлежности материальных благ конкретным субъектам <9>. Что касается форм права собственности, то ими определяется принадлежность материальных благ определенным субъектам и устанавливается правовой режим соответствующего имущества с учетом того, что право собственности является единым <10>. Исходя из этого утверждается, что «нет форм собственности, а есть различные субъекты этого права» <11>, и предлагается на законодательном уровне отказаться от использования понятия формы собственности, а до этого момента рассматривать ее исключительно как способ определения принадлежности имущества тому или иному виду субъектов <12>. ——————————— <9> См., например: Венедиктов А. В. Государственная социалистическая собственность. М.; Л., 1948. С. 28. <10> Суханов Е. А. Лекции о праве собственности. М., 1991. С. 40, 41, 45, 46. <11> Щенникова Л. В. Вещные права в гражданском праве России. М., 1996. С. 24. <12> См.: Скловский К. И. Собственность в гражданском праве. М., 2010. С. 223.

При таком подходе единой самостоятельной категорией субъектов-собственников признаются все юридические лица независимо от целей их создания, сферы деятельности и реализуемых интересов. Как и другие собственники, они вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего им имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (п. 2 ст. 209 ГК РФ). Вместе с тем общий режим права собственности юридических лиц может отличаться от тех, что предусмотрены для собственников других категорий. Именно это имел в виду законодатель, закрепивший возможность установления на уровне закона особенностей приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования (п. 3 ст. 212 ГК РФ). Между тем анализ законодательства свидетельствует, что фактически нормативно установлены особые правила, действующие в отношении отдельных групп лиц, выделяемых в рамках одного субъекта. Так, пункт 4 ст. 213 ГК РФ ограничивает общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды в использовании находящегося у них в собственности имущества. Оно может использоваться лишь для достижения целей, предусмотренных учредительными документами указанных организаций. И хотя в литературе нередко в круг лиц, подпадающих под это ограничение, автоматически включаются все некоммерческие организации <13>, следует подчеркнуть, что в норме речь идет лишь об их конкретных организационно-правовых формах. Кроме того, с учетом значительной индивидуальности некоммерческих организаций, прежде всего обусловленной сферой и целями их деятельности, специальный правовой режим на имущество вводится и для отдельных групп организаций в рамках одной формы (например, для общественных организаций пожарной охраны <14>), и даже для конкретных юридических лиц (примерами могут быть Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства <15> и каждая из государственных корпораций). ——————————— <13> См., например: Беляев К. П. О делении юридических лиц на коммерческие и некоммерческие в гражданском законодательстве // Актуальные проблемы гражданского права / Под ред. С. С. Алексеева. М., 2000. С. 44. <14> См. ст. 12 Федерального закона от 6 мая 2011 г. N 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» // СЗ РФ. 2011. N 19. Ст. 2717. <15> См. ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2008 г. N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» // 2008. N 30 (ч. III). Ст. 3617.

Регламентации права собственности коммерческих юридических лиц подобные законодательные подходы не свойственны, что объясняется сходством интересов всех подобных структур, безусловно, являющихся частными; единой направленностью интересов коммерческой организации и интересов ее участников; одинаковым отношением к их созданию и деятельности со стороны государства; в целом общими принципами формирования их имущества, его использования и распоряжения. Объединение всех юридических лиц в рамках одной категории субъекта-собственника возможно лишь постольку, поскольку образования подобного рода признаются самостоятельным видом участников гражданско-правовых отношений, имеют сходное происхождение и природу. Однако специфика сфер и методов общественно полезной деятельности некоммерческих организаций обусловливает объективную необходимость разграничения в рамках этого единого субъекта коммерческих и некоммерческих юридических лиц, а в рамках последних отдельных групп организаций, имеющих различные правовые формы и обладающих индивидуальными целями, следовательно, неодинаковыми потребностями в обладании и осуществлении права собственности, возможностями в части приобретения отдельных видов имущества, направлений его использования и способов распоряжения им. Объясняется это различным характером интересов, под влиянием которых юридические лица приобретают и осуществляют право собственности. Если применительно к коммерческим организациям их можно всегда квалифицировать как частные, то реализация права собственности на имущество некоммерческими юридическими лицами исключительно в частных интересах представляется сомнительной. К примеру, для взаимодействия органов местного самоуправления, выражения и защиты общих интересов муниципальных образований в каждом субъекте РФ образуется совет муниципальных образований субъекта РФ, организация и деятельность которых осуществляются в соответствии с требованиями, применяемыми к ассоциациям (ч. 1 ст. 8, ст. 66 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» <16>). Вряд ли можно говорить о том, что подобные юридические лица, имущество которых складывается из членских взносов муниципальных образований, равно как и иные некоммерческие организации, создаваемые публично-правовыми образованиями для реализации публичных потребностей с передачей в их собственность государственного и муниципального имущества в отличном от приватизации порядке, способны реализовывать правомочия собственника в своих частных интересах, даже в контексте их участия в гражданских правоотношениях. ——————————— <16> СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.

Об обоснованности подобных сомнений свидетельствует и тот факт, что деятельность некоммерческой организации по формированию, использованию, распоряжению имуществом строго контролируется. По общему правилу некоммерческие организации (за некоторыми исключениями) обязаны представлять в уполномоченный орган <17> документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п. 3 ст. 32 Федерального закона 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» <18>). ——————————— <17> В настоящее время таким органом является Министерство юстиции РФ. См. Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1313 // СЗ РФ. 2004. N 42. С. 4108. <18> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.

Необходимо обратить внимание на существование еще одной, также весьма распространенной, позиции, признающей формы собственности правовыми понятиями. Основой для их выделения служит тип собственности, определяемый в зависимости от степени обобществления средств производства и характера их присвоения. Традиционно принято разграничивать два типа собственности — обобществленный и индивидуальный <19>. Обобществленный (коллективный) характеризует присвоение вещей обществом в целом или определенной социальной группой лиц, а индивидуальный (необобществленный, персональный) выражает присвоение вещей отдельным индивидуальным лицом. Типы собственности рассматриваются в качестве экономической категории и признаются находящими свое воплощение в формах собственности, где степень обобществления приобретает конкретную форму реальных отношений государственной, муниципальной, коллективной или частной собственности. При этом тип собственности предопределяет в формах собственности их правовую природу и характер присвоения, особенности механизма возникновения (приобретения), осуществления и прекращения права собственности <20>. ——————————— <19> См.: Корнеев С. М. Право государственной социалистической собственности в СССР. М., 1964. С. 11 — 16. <20> См.: Тархов В. А., Соловьев В. Н., Рыбаков В. А. Тип собственности в системе собственности (цивилистический аспект) // Гражданское право. 2008. N 3. С. 34.

При таком подходе формами индивидуальной собственности являются частная и личная. Обобществленная собственность выступает в формах государственной, муниципальной и коллективной. Последняя определяется как свидетельствующая о принадлежности имущества определенному коллективу людей, объединенных в кооперативные, общественные и иные организации — юридические лица <21>. Частная форма собственности по степени обобществления имущества относится к индивидуальному типу собственности, обслуживающему частные интересы граждан. Присвоение имущества юридическими лицами всегда осуществляется в целях удовлетворения коллективных интересов и предполагает более высокий уровень обобществления средств производства и других материальных ресурсов по сравнению с частной собственностью, в связи с чем они обладают коллективной формой собственности. Эта позиция развивается в литературе применительно к некоммерческим организациям в целом <22> и их отдельным видам <23>. ——————————— <21> См.: Серова О. А. Понятие «форма собственности» в гражданском праве России // Гражданское право. 2010. N 1. С. 39. <22> См.: Барков А. В., Лихотникова Е. П. Гражданская правосубъектность и право собственности некоммерческих организаций. М., 2004. С. 161; Лихотникова Е. Н. Некоммерческие организации: правосубъектность и право собственности: Дис. … канд. юрид. наук. Коломна, 2004. С. 117, 118. <23> См., например: Капура М. М. Право собственности кооперативов: проблемы теории и практики. М., 2006. С. 56 — 60; Анисимов А. П., Бакирова Р. Т., Рыженков А. Я., Черноморец А. Е. Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (постатейный) // СПС «КонсультантПлюс».

В данном случае некоммерческие и коммерческие организации также объединяются в рамках единой категории юридических лиц, обладающих коллективной формой собственности. Однако, если в коммерческих организациях «коллектив», экономически присваивающий имущество и обладающий общим интересом, может быть как-то определен (участники хозяйственных товариществ и обществ, члены производственных кооперативов), то применительно к некоммерческим организациям однозначно решить вопрос о его составе не представляется возможным. Примерами могут быть фонд (он не основан на членстве; имущественные права по отношению к фонду у учредителей отсутствуют; как правило, они не принимают участия в управлении им; имущество фонда в основном формируется за счет целевых поступлений); различные формы некоммерческих организаций, создаваемых публично-правовыми образованиями. Очевидно, что ни о каком коллективе, присваивающем имущество, речь идти не может, ибо юридическое лицо является самостоятельным правосубъектным образованием, способным к приобретению и обладанию правом собственности. Это единый субъект права собственности, имущество которого обособлено от имущества его участников и является неделимым. Цели и сфера деятельности некоммерческих организаций, характер реализуемых ими интересов предопределяют наличие особенностей в режиме их права собственности, касающихся как оснований его возникновения, так и осуществления. Источники формирования имущества некоммерческих организаций устанавливаются нормативно. В целом к ним отнесены регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов); добровольные имущественные взносы и пожертвования; выручка от реализации товаров, работ, услуг; дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам; доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации; другие не запрещенные законом поступления (п. 1 ст. 26 Федерального закона «О некоммерческих организациях»). Данный перечень является общим и конкретизируется применительно к отдельным формам и видам некоммерческих организаций специальными законами, прежде всего исходя из присущих организациям целей деятельности и принципов их достижения <24>. ——————————— <24> См., например: ст. 12 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», ст. 17 Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 286-ФЗ «О взаимном страховании».

Особым источником для многих некоммерческих организаций выступают доходы от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности, осуществляемой в допускаемых рамках. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика. При этом полученная некоммерческой организацией прибыль не подлежит распределению между участниками (членами) некоммерческой организации (п. 2. ст. 24, п. 3 ст. 26 Федерального закона «О некоммерческих организациях»). Природа такой деятельности специфична и не позволяет во всех случаях рассматривать ее исключительно как предпринимательскую, подобную осуществляемой коммерческими юридическими лицами. Структура и формирование имущества некоммерческих юридических лиц во многом зависят от того, насколько их цели соответствуют публичным интересам. При таком соответствии появляется заинтересованность государства в укреплении их имущественной основы, что проявляется в оказании некоммерческим организациям экономической поддержки в различных формах. В частности, им могут быть предоставлены субсидии за счет бюджетных ассигнований (ст. 78.1 БК РФ <25>). ——————————— <25> См. также Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, Правила предоставления субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23 августа 2011 г. N 713 // СЗ РФ. 2011. N 35. Ст. 5097.

Для некоммерческих организаций, создаваемых исключительно для реализации публичных потребностей, одним из оснований приобретения права собственности является имущественный взнос учредителя, предполагающий передачу государственного или муниципального имущества. Возникающие при этом отношения имеют природу, отличную от приватизации (ст. 3 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» <26>). ——————————— <26> СЗ РФ. 2001. N 2002. N 4. Ст. 251.

Из числа юридических лиц только некоммерческие организации могут приобретать право собственности в порядке пожертвования (п. 1 ст. 582 ГК РФ). Свобода использования и распоряжения имуществом, полученным по такому основанию, ограничивается, поскольку его передача может быть обусловлена жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению. При отсутствии такого условия пожертвованное имущество должно использоваться некоммерческой организацией в соответствии с его назначением. Характерным для некоммерческих юридических лиц основанием приобретения имущества также является грант. Единое понятие гранта, позволяющее однозначно определить правовую природу отношений, связанных с его предоставлением, в законодательстве отсутствует. Легальные определения, содержащиеся в отдельных нормативных актах, имеют расхождения, прежде всего, в связи с различной сферой их применения <27>. ——————————— <27> См. ст. 2 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»; подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ.

В литературе обычно отмечается близость предоставления гранта к конструкции договора пожертвования, но указывается на наличие между ними некоторых различий (более широкий круг грантополучателей, необходимость использования предоставленного в виде гранта имущества всегда в строго определенных целях, возможность заключения договора о предоставлении гранта на основании проведения конкурса и др.). В связи с этим предлагается рассматривать договор на предоставление гранта как особый вид пожертвования <28> либо как отдельную разновидность договора дарения <29>. Высказываются мнения о необходимости признания соглашения о предоставлении гранта самостоятельным гражданско-правовым договором, порождающим особый вид обязательственных отношений, отличных от дарения <30>; о его близости к договору поручения, поскольку получатель гранта, используя его, реализует волю грантодателя и в определенном смысле действует от его имени <31>. Судебная практика также неоднозначна. Одни суды квалифицируют договор о предоставлении некоммерческой организации гранта в целях финансирования определенной деятельности как договор пожертвования <32>, другие избегают ссылок на нормы о пожертвовании и проверяют условия заключенного соглашения на предмет их соответствия нормам ст. 421 ГК РФ о свободе договора <33>. ——————————— <28> См., например: Кумаритова А. А. Государственные и муниципальные гранты: возникновение, становление и перспективы развития в российском гражданском праве // Журнал российского права. 2008. N 7. С. 96. <29> См.: Гутников О. Правовой статус гранта по законодательству Российской Федерации // Право и экономика. 2005. N 12. С. 6. <30> См.: Закржевская И. В. Правовая природа договора о предоставлении гранта // Гражданское право. 2007. N 3. С. 18. <31> См.: Автономов А. С., Беляева Н. Ю., Гущин В. З. и др. Комментарий к Федеральному закону «Об общественных объединениях»: Практическое пособие. М., 1996. С. 60. <32> См.: Постановление ФАС Московского округа от 20 октября 2006 г., от 27 октября 2006 г. N КГ-А40/10273-06; Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 июля 2006 г., 1 августа 2006 г. N 09АП-7850/2006-ГК по делу N А40-12569/06-39-102 // СПС «КонсультантПлюс». <33> Постановление ФАС Поволжского округа от 31 января 2011 г. по делу N А12-6406/2010 // «КонсультантПлюс».

Следует отметить, что отношения, связанные с получением грантов, способны иметь публично-правовую природу, поскольку они могут предоставляться из средств федерального бюджета через их главных распорядителей <34>, субъектами РФ, муниципальным образованиям и тем самым иметь форму дотаций из бюджета <35>. ——————————— <34> См.: Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. N 720 (ред. от 15 апреля 2010 г.) «О мерах государственной поддержки ведущих профессиональных коллективов симфонического и академического хорового искусства» // СЗ РФ. 2006. N 49 (ч. II). Ст. 5221; Приказ Минкультуры России от 30 апреля 2010 г. N 250 «О порядке предоставления федеральным учреждениям грантов Правительства Российской Федерации для поддержки творческих проектов ведущих профессиональных коллективов симфонического и академического хорового искусства и предоставления получателями отчетов об использовании выделенных средств и о результатах творческой деятельности» // БНА ФОИВ. 2010. N 28. <35> См. ч. 2 ст. 18.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; Методические рекомендации о порядке выделения за счет бюджетных ассигнований из бюджета субъекта Российской Федерации грантов муниципальным образованиям в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, утв. распоряжением Правительства РФ от 11 сентября 2008 г. // СЗ РФ. 2008. N 39. Ст. 4455.

Что касается осуществления права собственности, то необходимо обратить внимание на специальные пределы и ограничения, установленные для некоммерческих организаций. Главным образом они призваны обеспечить соответствие действий некоммерческого юридического лица по осуществлению права собственности поставленным перед ним задачам. Прежде всего, возможность реализации права собственности ограничивается целями создания некоммерческих организаций, предопределяющими содержание их гражданской правоспособности, виды возможных действий по осуществлению правомочий, круг способных принадлежать им объектов. К общим пределам, относящимся ко всем некоммерческим организациям, могут быть отнесены запреты на свободное осуществление предпринимательской и иной приносящей доход деятельности и на распределение полученной от нее прибыли между участниками организаций. Пределами индивидуального характера, устанавливаемыми для конкретных форм или видов некоммерческих организаций, являются, во-первых, требования об использовании принадлежащего им имущества лишь в целях, ради которых они созданы <36>. ——————————— <36> См., например: п. 4 ст. 213 ГК РФ, п. 2 ст. 7.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях», п. 3 ст. 28 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ «О политических партиях», ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 13 мая 2008 г. N 68-ФЗ «О центрах исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий».

Во-вторых, требования относительно условий и порядка осуществления некоммерческой организацией правомочий собственника. К примеру, нормативно установлен специальный порядок использования благотворительной организацией имущества, поступившего в виде благотворительного пожертвования. Не менее 80% пожертвования в денежной форме должно быть израсходовано на благотворительные цели в течение года с момента его получения. Пожертвования в натуральной форме направляются на благотворительные цели в течение одного года с момента их получения. Кроме того, предусмотрено, что имущество благотворительной организации не может быть передано (в формах продажи, оплаты товаров, работ, услуг и других формах) учредителям (членам) этой организации на более выгодных для них условиях, чем для других лиц (п. п. 4, 5 ст. 16 Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» <37>). ——————————— <37> СЗ РФ. 1995. N 33. Ст. 3340.

Что касается примеров ограничения правомочия распоряжения, то имущество профсоюзов может быть отчуждено только по решению суда (п. 2 ст. 24 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» <38>); имущество кредитного кооператива только в порядке, предусмотренном Законом и уставом кооператива (п. 2 ст. 25 Федерального закона от 18 июля 2009 г. N 190-ФЗ «О кредитной кооперации» <39>). Федеральный фонд содействия жилищному строительству частью своего имущества (сформированной за счет взноса Российской Федерации в виде предназначенных для обеспечения деятельности фонда земельных участков, в том числе с расположенными на них объектами недвижимого имущества, и находящегося в федеральной собственности другого имущества) может распоряжаться только в определенных законом целях и четко предусмотренными законом способами (ст. 4 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства»). ——————————— <38> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 148. <39> СЗ РФ. 2009. N 29. Ст. 3627.

Для отдельных видов организаций устанавливаются ограничения относительно направлений расходования имущества на административно-управленческие цели. Так, нормативно определены категории возможных затрат на общие нужды адвокатских палат субъектов РФ и Федеральной палаты адвокатов. К ним относятся расходы на вознаграждение адвокатов, работающих в органах адвокатской палаты, компенсация этим адвокатам расходов, связанных с их работой в указанных органах, расходы на заработную плату работников аппарата адвокатской палаты, материальное обеспечение деятельности адвокатской палаты, а по решению совета адвокатской палаты субъекта РФ — расходы на оплату труда адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам бесплатно, и иные расходы, предусмотренные сметой адвокатской палаты (п. 2 ст. 34, п. 2 ст. 38 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» <40>). ——————————— <40> СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2102.

В-третьих, ограничения вводятся в отношении круга возможных источников для получения некоммерческой организацией имущества. Они могут выражаться в прямом запрете на приобретение права собственности по каким-то основаниям либо в закреплении условий, требующих соблюдения при использовании определенных оснований. Так, политическая партия и ее региональные отделения вправе принимать пожертвования в виде денежных средств и иного имущества от физических и юридических лиц при условии, что эти пожертвования документально подтверждены и указан их источник. Пожертвования в виде денежных средств осуществляются безналичным перечислением. Исключения допускаются лишь для пожертвований, осуществляемых физическими лицами, при этом общая сумма ежегодных пожертвований наличных денежных средств от одного физического лица не должна превышать 4330 рублей. Кроме того, политическим партиям запрещается принимать пожертвования от иностранных государств и иностранных юридических лиц; иностранных граждан; лиц без гражданства; граждан России, не достигших возраста 18 лет, и некоторых других категорий лиц (ст. 30 Федерального закона «О политических партиях»). Особый случай ограничения права собственности для некоммерческих юридических лиц, созданных в организационно-правовой форме фонда, автономной некоммерческой организации, общественной организации, общественного фонда или религиозной организации, имеет место в случае формирования ими целевого капитала <41>. Последний, создаваемый за счет денежных средств, полученных некоммерческой организацией в порядке пожертвований и по завещаниям, передается в доверительное управление для получения дохода. В дальнейшем этот доход направляется на финансирование уставной деятельности некоммерческой организации, реализуемой в сферах образования, науки, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта (за исключением профессионального), искусства, архивного дела, социальной помощи (поддержки). Использование и распределение дохода от целевого капитала на иные цели не допускается. При этом четко определяются некоторые возможные направления расходования доходов от целевого капитала и устанавливается их допустимый размер. Так, некоммерческая организация вправе использовать на административно-управленческие расходы, связанные с формированием целевого капитала и осуществлением деятельности, финансируемой за счет дохода от целевого капитала, не более 15% суммы дохода от доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, или не более 10% суммы дохода от целевого капитала, поступившего за отчетный год. Такими расходами признаются оплата аренды помещений, зданий и сооружений, расходы на приобретение основных средств и расходных материалов, расходы на проведение аудита, выплату заработной платы работникам некоммерческой организации, расходы на управление некоммерческой организацией или ее отдельными структурными подразделениями, расходы на приобретение услуг по управлению некоммерческой организацией или ее отдельными структурными подразделениями. Кроме того, в качестве ограничения права собственности некоммерческих организаций, сформировавших целевой капитал, может рассматриваться предусмотренная для них возможность осуществления лишь отдельных видов платной деятельности, перечень которых определяется Правительством РФ <42>. ——————————— <41> См. Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» // СЗ РФ. 2007. N 1. Ч. 1. Ст. 38. <42> См.: распоряжение Правительства РФ от 13 сентября 2007 г. N 1227-р «О перечне видов платной деятельности, которую вправе осуществлять некоммерческая организация — собственник целевого капитала» // СЗ РФ. 2007. N 39. Ст. 4688.

Распоряжение некоммерческой организацией имуществом может быть обусловлено созданием юридических лиц или участием в них. Некоммерческие организации в целом вправе участвовать в хозяйственных обществах и товариществах на вере в качестве вкладчика (п. 2 ст. 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях»). Для благотворительных организаций эти возможности сужены, они не могут участвовать не только в товариществах на вере в качестве вкладчика, но оно и в хозяйственных обществах совместно с другими лицами (ч. 4 ст. 12 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»). Профсоюзы имеют право учреждать банки и разнообразные фонды, соответствующие уставным целям профсоюзов (п. 6 ст. 24 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»). Подобные возможности, призванные способствовать развитию имущественной основы некоммерческих организаций, не в полной мере соотносятся с их специальной правоспособностью. В литературе отмечается, что юридическое лицо, обладающее специальной правоспособностью, может образовать другое юридическое лицо лишь при условии, что предмет деятельности создаваемой организации будет соответствовать специальной правоспособности учредителя <43>. Между тем цели создаваемых коммерческих юридических лиц, состоящие в извлечении прибыли, заведомо не могут соответствовать направлениям деятельности их учредителей — некоммерческих организаций. В результате следует констатировать, что собственник, с одной стороны, наделен правомочием распорядиться имуществом подобным образом, с другой — его статус некоммерческого юридического лица должен исключать такую возможность. ——————————— <43> См.: Козлова Н. В. Правосубъектность юридического лица. М., 2005. С. 49.

О специфичности некоммерческих организаций, обусловленной реализацией ими своих целей за рамками гражданско-правового регулирования, свидетельствует нормативное установление видов имущества, принадлежащего отдельным организациям, которое защищено от обращения взыскания со стороны кредиторов. Подобные примеры весьма многочисленны <44>. Такие исключения из общего правила, согласно которому юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом, подчеркивают особый статус некоммерческих организаций. Поскольку виды имущества, на которое не может обращаться взыскание, определяются исходя из целей деятельности конкретных организаций, можно сделать вывод, что законодателем признается «вторичность» участия некоммерческих юридических лиц в гражданских правоотношениях и отдается предпочтение их деятельности в иных сферах. ——————————— <44> См., например: п. 5 ст. 21 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных организациях»; п. 7 ст. 37 Федерального закона от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»; ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 13 мая 2008 г. N 68-ФЗ «О центрах исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий»; п. 5 ст. 18 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах»; п. 14 ст. 13 Федерального закона «О саморегулируемых организациях».

Отмеченное свидетельствует, что для права собственности некоммерческих организаций характерен особый режим, отражающий их специфику как субъектов различных отраслевых правоотношений. Причем наделение их возможностью обладать правом собственности на имущество обусловлено необходимостью создания материальных условий не столько для участия в гражданском обороте, сколько для осуществления общественно полезной деятельности. Следовательно, гражданско-правовое регулирование отношений собственности с участием некоммерческих юридических лиц должно осуществляться с учетом общественного, социального, экономического назначения подобных организаций; их целей и объективной необходимости имущественного обеспечения процесса реализации этих целей; степени участия организаций в гражданских правоотношениях и характера этих отношений. Хотя некоммерческие организации признаются самостоятельными субъектами гражданских правоотношений, действия большинства из них, включая владение, пользование и распоряжение имуществом, осуществляются в конечном итоге для удовлетворения определенных общественных интересов и потребностей. В связи с этим их собственность не является частной в традиционном понимании. Несмотря на то что каждая некоммерческая организация имеет собственные цели и может обладать спецификой в режиме права собственности, им присущи общие черты, позволяющие не только объединить данные организации, но и противопоставить их коммерческим юридическим лицам. Соответственно, при едином содержании права собственности и при определенной общности права собственности юридических лиц, связанной с природой данных субъектов, следует признать, что как собственники некоммерческие юридические лица должны рассматриваться в качестве относительно самостоятельной категории, отличной от коммерческих юридических лиц.

Библиография

1. Автономов А. С., Беляева Н. Ю., Гущин В. З. и др. Комментарий к Федеральному закону «Об общественных объединениях»: Практическое пособие. М., 1996. 2. Андреев В. К. О праве частной собственности в России (критический очерк). М., 2007. 3. Анисимов А. П., Бакирова Р. Т., Рыженков А. Я., Черноморец А. Е. Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (постатейный) // СПС «КонсультантПлюс». 4. Барков А. В., Лихотникова Е. П. Гражданская правосубъектность и право собственности некоммерческих организаций. М., 2004. 5. Беляев К. П. О делении юридических лиц на коммерческие и некоммерческие в гражданском законодательстве // Актуальные проблемы гражданского права / Под ред. С. С. Алексеева. М., 2000. 6. Венедиктов А. В. Государственная социалистическая собственность. М.; Л., 1948. 7. Герасименко Н. В. Ответ на вопрос читателя: что такое государственные корпорации и каковы цели их создания? // Законодательство и экономика. 2007. N 10. 8. Гражданское право: Учебник / Под ред. О. Н. Садикова. М., 2006. Т. 1. 9. Гутников О. Правовой статус гранта по законодательству Российской Федерации // Право и экономика. 2005. N 12. 10. Еганян А. С. Право собственности некоммерческого партнерства: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2002. 11. Закржевская И. В. Правовая природа договора о предоставлении гранта // Гражданское право. 2007. N 3. 12. Капура М. М. Право собственности кооперативов: проблемы теории и практики: Автореф. дис. … докт. юрид. наук. М., 2006. 13. Козлова Н. В. Правосубъектность юридического лица. М., 2005. 14. Колпакова А. В. Формы собственности и их соотношение // Актуальные проблемы гражданского права. М., 1999. 15. Корнеев С. М. Право государственной социалистической собственности в СССР. М., 1964. 16. Кузьминов А. А. Гражданская правосубъектность государственных корпораций: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2009. 17. Кумаритова А. А. Государственные и муниципальные гранты: возникновение, становление и перспективы развития в российском гражданском праве // Журнал российского права. 2008. N 7. 18. Лихотникова Е. Н. Некоммерческие организации: правосубъектность и право собственности: Дис. … канд. юрид. наук. Коломна, 2004. 19. Нарозников Н. К., Решетников В. И. Основы земельного права Российской Федерации. М., 2004. 20. Серова О. А. Понятие «форма собственности» в гражданском праве России // Гражданское право. 2010. N 1. 21. Скловский К. И. Собственность в гражданском праве. М., 2010. 22. Суханов Е. А. Лекции о праве собственности. М., 1991. 23. Тархов В. А., Соловьев В. Н., Рыбаков В. А. Тип собственности в системе собственности (цивилистический аспект) // Гражданское право. 2008. N 3. 24. Щенникова Л. В. Вещные права в гражданском праве России. М., 1996.

——————————————————————