К вопросу о развитии законодательства о коммерческих организациях на современном этапе

(Опыхтина Е. Г.) («Юрист», 2014, N 4)

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Е. Г. ОПЫХТИНА

Опыхтина Елена Генриховна, доцент кафедры гражданского и предпринимательского права Казанского (Приволжского) Федерального университета, кандидат юридических наук, доцент.

В статье анализируются нормы действующего ГК РФ, а также проекта изменений в ГК РФ, посвященные коммерческим организациям. Автором обосновывается необходимость изменения перечня коммерческих организаций, а также норм, посвященных отдельным видам юридических лиц.

Ключевые слова: правовое положение коммерческих организаций, специальные законы, конкуренция правовых норм, содержащихся в нормативных актах, обладающих одинаковой юридической силой.

To the question of commercial organizations’ legislation development in modern times E. G. Opykhtina

Opykhtina Elena Genrikhovna, candidate of science in law, associate professor of the department of civil and entrepreneurial law.

The norms of acting Civil Code of RF, and also its draft modifications devoted to commercial organizations are analyzed. The necessity on commercial organizations’ list modifications, and also the norms, devoted to particular types of legal entities is underpinned by the author.

Key words: legal position of commercial organizations, special acts, collision of legal norms, included into statutory acts of equal legal force.

Появление кодифицированных норм о коммерческих организациях связано с принятием 30 ноября 1994 г. части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ч. 1 ГК РФ) <1>. Традиционно в литературе к основным признакам коммерческих организаций, отличающих их от некоммерческих организаций, относят: общую правоспособность (за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом); получение прибыли в качестве основной цели деятельности; возможность распределения прибыли между участниками; право на получение имущества, оставшегося после осуществления расчетов с кредиторами, при ликвидации организации; а также закрытый перечень организационно-правовых форм таких организаций. Не комментируя названные признаки, остановимся подробнее на некоторых проблемах законодательства о коммерческих организациях. ——————————— <1> Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.

В Концепции развития гражданского законодательства о юридических лицах <2> (далее — Концепция), в которой отражены все цивилистические изыскания в области корпоративного права, отмечается, что «гражданско-правовое регулирование статуса юридических лиц характеризуется множественностью действующих законодательных актов, не во всем соответствующих друг другу и базовому закону — Гражданскому кодексу». ——————————— <2> Протокол N 68 от 16 марта 2009 г., а также Концепция от 7 октября 2009 г. URL: www. privlaw. ru.

1. Согласно ст. 3 ГК РФ гражданское законодательство состоит из ГК РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих гражданские отношения. Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК РФ. Неоднократно ученые-правоведы отмечали, «что статья 76 Конституции РФ не определяет и не позволяет определить иерархию актов внутри одного их вида», и видят выход в принятии ГК РФ как федерального конституционного закона <3>. О необходимости принятия новой редакции ст. 3 говорил и Е. А. Суханов, отмечая, что «с целью укрепления стабильности действующего законодательства… необходимо законодательное, формальное признание Гражданского кодекса основополагающим актом гражданского законодательства» <4>. ——————————— <3> См., например: Курбатов А. Обеспечение баланса частных и публичных интересов — основная задача права на современном этапе // Хозяйство и право. 2001. N 6. С. 97; Мозолин В. П. Современная доктрина и гражданское законодательство. М., 2008 // СПС «Гарант». <4> Суханов Е. А. Проблемы развития законодательства о коммерческих организациях // Хозяйство и право. 2002. N 5. С. 53.

Большинство законов, содержащих нормы о коммерческих организациях, являются специальными по отношению к ГК РФ, активно влияя на реализацию норм Кодекса <5>. Однако специальные законы могут быть названы в ГК РФ (например, Закон о государственной регистрации юридических лиц (ст. 51 ГК РФ)) или просто упомянуты (например, законы, регулирующие деятельность кредитных организаций (ст. 60, 87, 90, 96 ГК РФ), законы о приватизации (ст. 96 ГК РФ)), а могут быть вообще не названы и не упомянуты (например, законы, устанавливающие особенности правового положения страховых, клиринговых организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг). ——————————— <5> В Концепции отмечается, что гражданско-правовая регламентация в этой сфере (регулирование статуса юридических лиц) должна оставаться двухуровневой (ГК и специальные законы).

В проекте Федерального закона N 47538-6/2 «О внесении изменений в главу 4 части первой ГК РФ, статью 1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ» (далее — законопроект N 47538-6/2) предлагается несколько измененная редакция ст. 66 ГК РФ, посвященная основным положениям о хозяйственных товариществах и обществах. Часть 7 ст. 66 законопроекта содержит следующее: «Правовое положение хозяйственных товариществ и обществ определяется в соответствии с настоящим Кодексом и законами о хозяйственных обществах. Особенности правового положения кредитных организаций, страховых организаций, клиринговых организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, хозяйственных обществ работников (народных предприятий), а также права и обязанности их участников определяются законами, регулирующими деятельность таких организаций». В ст. 66.2 законопроекта N 47538-6/2 указывается более широкий перечень специальных законов о видах хозяйственных обществ, которые будут устанавливать требования к минимальному размеру уставного капитала. «Минимальный размер уставного капитала хозяйственного общества, осуществляющего банковскую, страховую или иную подлежащую лицензированию деятельность, а также акционерные общества, использующие открытую (публичную) подписку на свои акции, устанавливаются законами, определяющими особенности правового положения указанных хозяйственных обществ». Перечни несколько отличаются. Но и после реформирования ГК РФ останутся коммерческие организации, правовой статус которых будет регулироваться в специальных Законах, о которых Кодекс не упоминает, например: «О хозяйственных партнерствах», «О микрофинансовых организациях», «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», «Об организаторах торговли». Также в ст. 66 проекта ничего не сказано и о том, каким нормативным актом устанавливаются особенности правового положения хозяйственных обществ, созданных в процессе приватизации, в ст. 96 ГК РФ (основные положения об акционерном обществе) указание на особое правовое регулирование есть, а в ст. 87 ГК РФ (основные положения об обществах с ограниченной ответственностью) — нет. Однако согласно ст. 37 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» устанавливаются особенности правового положения общества с ограниченной ответственностью, созданного путем преобразования государственного унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью. Таким образом, мы видим, что соответствующие специальные законы о коммерческих организациях названы в проекте ГК для того, чтобы решить проблемы устранения противоречий между нормами специальных законов и ГК РФ по вопросам их правового положения и размера уставного капитала. Для устранения конкуренции правовых норм, содержащихся в нормативных актах, обладающих одинаковой юридической силой, необходимо принятие ГК РФ как федерального конституционного закона, а также совершенствование качества принимаемых законов. Следует согласиться с мнением О. В. Зайцева, который называет ГК РФ «экономической Конституцией России» и указывает, что данный кодифицированный закон является центральным в гражданском праве, которому должны соответствовать остальные законы, поскольку он содержит основные принципы гражданского права, причем именно содержит, а не устанавливает, так как они формировались в течение тысячелетий со времен римского права» <6>. ——————————— <6> Зайцев О. В. Закон как источник гражданского права: Автореф. … канд. юрид. наук. М., 2003. С. 24.

2. Статья 50 ГК РФ устанавливает закрытый перечень коммерческих организаций, которые могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. При анализе норм ГК РФ о коммерческих организациях мы видим, что правовое положение каждой организационно-правовой формы определено, только о правовом положении хозяйственных партнерств в ГК РФ ничего не сказано. Оно определено Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N 380-ФЗ «О хозяйственных партнерствах» <7>, который в ГК РФ не упоминается. По мнению С. П. Гришаева, коммерческое партнерство «занимает своего рода промежуточное положение между хозяйственным обществом и товариществом» <8>, что прямо противоречит нормам ГК РФ <9>. ——————————— <7> СЗ РФ. 2011. N 49 (ч. 1). Ст. 7058. <8> Гришаев С. П. Комментарий Закона о хозяйственных партнерствах // СПС «Гарант», 2012. <9> Свое отрицательное отношение к хозяйственным партнерствам Е. А. Суханов высказывает в статье «Ответственность участников корпорации по ее долгам в современном корпоративном праве» // Проблемы современной цивилистики: Сб. статей, посвященных памяти профессора С. М. Корнеева / Отв. ред. Е. А. Суханов, М. В. Телюкина. М.: Статут, 2013. С. 103; также см.: Поваров Ю. С. Содержание устава и соглашения об управлении хозяйственным партнерством: актуальные вопросы соотношения // Юрист. 2012. N 18. С. 10 — 14.

Кроме того, хотелось бы обратить внимание на ст. 86.1 «Крестьянское (фермерское) хозяйство», которая введена Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» <10> и помещена в параграф 2 главы 4 ГК РФ после норм о товариществе на вере и перед нормами об обществах с ограниченной ответственностью. В данном случае законодатель поступил иначе: общие положения о крестьянском фермерском хозяйстве в ГК РФ есть, но в ст. 50 ГК РФ об этой организации ничего не сказано. По определению крестьянское фермерское хозяйство — это добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии и объединении членами крестьянского (фермерского) хозяйства имущественных вкладов. По определению видно, что эта новая организационно-правовая форма юридического лица очень похожа на сельскохозяйственный кооператив. ——————————— <10> СЗ РФ. 2012. N 53 (ч. 1). Ст. 7627.

Внесение последних изменений в ГК РФ о хозяйственном партнерстве и крестьянском (фермерском) хозяйстве нарушает логику построения норм ГК РФ о юридических лицах и, что самое главное, создает опасность для постоянных непродуманных изменений действующего законодательства <11>. Вызывает опасение «негативная тенденция размывания правовых форм коммерческих организаций, установленных действующим ГК РФ», о возможности которой еще в 2003 г. говорила Н. В. Козлова <12>. Для примера она приводила Федеральный закон «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)», который продолжает действовать сегодня и, несмотря на попытки разработчиков Концепции его отменить, видимо, будет действовать. ——————————— <11> На эту опасность указывает Концепция развития гражданского законодательства о юридических лицах в общих положениях. <12> Козлова Н. В. Понятие и сущность юридического лица. Очерк истории и теории: Учеб. пособие. М.: Статут, 2003. С. 289.

Законодателю следует быть более последовательным и исключить из перечня коммерческих организаций в ст. 50 ГК РФ такую организационно-правовую форму коммерческой организации, как хозяйственное партнерство, а статью о крестьянском (фермерском) хозяйстве поместить в параграф 3 главы 4 «Производственные кооперативы». 3. В России существуют организации, которые занимаются извлечением прибыли, но зарегистрированы как некоммерческие (например, негосударственные пенсионные фонды, государственные корпорации). Правовой статус государственных корпораций «урегулирован весьма отрывочно и маловразумительно, вызывая множество вопросов и сомнений» <13>. По действующему законодательству это некоммерческие организации. Так, Е. Ю. Валявина отмечает, что «наряду с немногочисленными попытками законодателя ограничить предпринимательскую деятельность одних некоммерческих организаций, в отношении других наблюдается тенденция к расширению возможности занятия практически любыми видами деятельности» <14>. З. А. Ахметьянова указывает, что «такое решение вопроса позволяет совершенно бесплатно передавать государственное имущество в собственность юридическому лицу» <15>. ——————————— <13> См.: Концепция развития гражданского законодательства о юридических лицах. URL: www. privlaw. ru. <14> Валявина Е. Ю. Развитие законодательства о некоммерческих организациях // Журнал российского права. 2009. N 1; СПС «Гарант». <15> Ахметьянова З. А. О проекте Федерального закона «О государственном и муниципальном имуществе» // Материалы юбилейной всероссийской научной конференции «Два века юридической науки и образования в Казанском университете» (г. Казань, 13 — 14 мая 2004 г.). Казань: Центр инновационных технологий, 2004. С. 230.

В Концепции отмечается о целесообразности преобразования существующих корпораций — Роснанотех, Ростехнологии, Олимпстрой, Внешэкономбанк и Агентство по страхованию вкладов в хозяйственные общества со 100-процентным государственным участием. Это предложение совершенно обоснованно, но оно не включено в законопроект. Например, Внешэкономбанк — кредитная организация, действующая на основании особого Закона «О банке развития», а не Закона «О банках и банковской деятельности». Иными словами, эта госкорпорация не подвержена процедуре лицензирования, применимой ко всем прочим банкам, что ставит ее в явно неравноправное положение и дает необоснованные конкурентные преимущества перед прочими коммерческими банками. В связи с проводимой в стране пенсионной реформой усиливается роль негосударственных пенсионных фондов, которые являются особой организационно-правовой формой некоммерческой организации социального обеспечения (ст. 2 ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»). Эта организация осуществляет сбор и аккумулирование пенсионных взносов (накопительная часть пенсии), их размещение, осуществляет деятельность страховщика по обязательному пенсионному страхованию. Такие виды деятельности являются предпринимательской деятельностью. В целях защиты интересов граждан следует согласиться с авторами Концепции развития гражданского законодательства в том, что организационно-правовой формой НПФ должно быть хозяйственное общество — открытое акционерное общество. Тогда можно будет предъявлять более жесткие требования к его финансовой устойчивости. Необходимо отметить, что законодатель уже четко определил статус таких организаций, как организаторы торговли, которые могут быть созданы только в форме хозяйственного общества, а биржи — только в форме акционерного общества (ст. 5, 9 Федерального закона «Об организованных торгах», который вступил в силу с 1 января 2014 г.). Ранее товарные и фондовые биржи могли быть созданы как акционерные общества и как некоммерческие партнерства. Поскольку у некоммерческих организаций льгот больше, биржи чаще всего регистрировались как партнерства <16>. Такие же изменения необходимо внести законодателю и в Закон «О негосударственных пенсионных фондах», и в законы, определяющие правовой статус государственных корпораций. ——————————— <16> См. подробнее: Опыхтина Е. Г. К вопросу об особенностях правового положения организаторов торговли на финансовом и товарных рынках // Вестник экономики, права и социологии. 2012. N 3. С. 195 — 197.

В настоящее время в Государственной Думе на рассмотрении находится проект Федерального закона N 47538-6/2 «О внесении изменений в главу 4 части первой ГК РФ, статью 1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ» (далее — законопроект N 47538-6/2) <17>. К сожалению, многие положения Концепции развития законодательства о юридических лицах от 7 октября, 16 марта 2009 г., которые разрабатывались ведущими учеными-цивилистами, в законопроект не вошли, так как не удалось согласовать интересы бизнеса, власти и общества. На данный момент большое количество разногласий возникает при обсуждении поправок в ГК РФ о юридических лицах. Законодательство о юридических лицах не отличается логичностью и последовательностью, оно «превратилось в своеобразное «лоскутное одеяло» <18>, которое каждый тянет на себя <19>. Говорить о совершенствовании только норм о коммерческих организациях невозможно, одновременно должно совершенствоваться и законодательство о некоммерческих организациях. Необходимо еще раз проанализировать положения законопроекта N 47538-6/2 о юридических лицах, чтобы качество принимаемых в России законов было на высоком уровне. ——————————— <17> СПС «КонсультантПлюс». —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Учебник Н. И. Матузова, А. В. Малько «Теория государства и права» включен в информационный банк согласно публикации — Юристъ, 2004. —————————————————————— <18> Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юрист, 2003. С. 366. <19> Дихтяр А. И. Правовое положение коммерческих организаций: проблемы правового регулирования и правоприменения // Юрист. 2007. N 2. С. 2 — 6.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахметьянова З. А. О проекте Федерального закона «О государственном и муниципальном имуществе» // Материалы юбилейной всероссийской научной конференции «Два века юридической науки и образования В Казанском университете» (г. Казань, 13 — 14 мая 2004 г.). Казань: Центр инновационных технологий, 2004. С. 230. 2. Валявина Е. Ю. Развитие законодательства о некоммерческих организациях // Журнал российского права. 2009. N 1; СПС «Гарант». 3. ГК РФ. Часть 1. Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301. 4. Гришаев С. П. Комментарий Закона о хозяйственных партнерствах // СПС «Гарант», 2012. 5. Зайцев О. В. Закон как источник гражданского права: Автореф. … канд. юрид. наук. М., 2003. С. 24. 6. Дихтяр А. И. Правовое положение коммерческих организаций: проблемы правового регулирования и правоприменения // Юрист. 2007. N 2. С. 2 — 6. 7. Козлова Н. В. Понятие и сущность юридического лица. Очерк истории и теории: Учеб. пособие. М.: Статут, 2003. С. 289. 8. Курбатов А. Обеспечение баланса частных и публичных интересов — основная задача права на современном этапе // Хозяйство и право. 2001. N 6. С. 97. —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Учебник Н. И. Матузова, А. В. Малько «Теория государства и права» включен в информационный банк согласно публикации — Юристъ, 2004. —————————————————————— 9. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юрист, 2003. с. 366. 10. Мозолин В. П. Современная доктрина и гражданское законодательство. М., 2008 // СПС «Гарант». 11. Опыхтина Е. Г. К вопросу об особенностях правового положения организаторов торговли на финансовом и товарных рынках // Вестник экономики, права и социологии. 2012. N 3. С. 195 — 197. 12. Поваров Ю. С. Содержание устава и соглашения об управлении хозяйственным партнерством: актуальные вопросы соотношения // Юрист. 2012. N 18. С. 10 — 14. 13. Суханов Е. А. Проблемы развития законодательства о коммерческих организациях // Хозяйство и право. 2002. N 5. С. 53. 14. Суханов Е. А. Ответственность участников корпорации по ее долгам в современном корпоративном праве // Проблемы современной цивилистики: Сб. статей, посвященных памяти профессора С. М. Корнеева / Отв. ред. Е. А. Суханов, М. В. Телюкина. М.: Статут, 2013. С. 103 — 104.

——————————————————————