Заключение, исполнение и прекращение договора в странах Латинской Америки

(Безбах В. В., Беликова К. М.) («Адвокат», 2012, N 6)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ, ИСПОЛНЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ДОГОВОРА В СТРАНАХ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ <1>

В. В. БЕЗБАХ, К. М. БЕЛИКОВА

——————————— <1> Статья подготовлена в рамках работы над научно-исследовательским проектом Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) 2011 г. N 11-03-00127а «Гражданское право стран Латинской Америки (теоретические проблемы кодификации)» (научный руководитель В. В. Безбах).

Безбах Виталий Васильевич, доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского и трудового права Российского университета дружбы народов.

Беликова Ксения Михайловна, доктор юридических наук, доцент той же кафедры.

Договор выступает основным источником возникновения обязательственных отношений. Не являются исключением и страны Латинской Америки, с которыми Россия успешно развивает торгово-экономические и иные отношения. С этой точки зрения авторы статьи — В. В. Безбах и К. М. Беликова рассматривают вопросы заключения, исполнения и прекращения договоров в странах региона.

Ключевые слова: Латинская Америка, договорное право, защита прав потребителей, заключение договора, оферта, акцепт, договоры присоединения, исполнение договора, последствия неисполнения договора, прекращение договора.

Conclusion, execution and the termination of the contract in Latin-American countries V. V. Bezbakh, K. M. Belikova

The contract acts as the main source that causes liability relations. Latin-American countries with which Russia successfully develops trade, economic and other relations aren’t an exception. From this point of view authors of the article — the Doctor of Law, Professor of the Department of civil and labour law of Peoples’ Friendship University of Russia V. V. Bezbakh (e-mail: civilrudn@rambler. ru) and the Doctor of Law, Associate Professor of the same Department of Peoples’ Friendship University of Russia K. M. Belikova (e-mail: belikovaksenia@yandex. ru) touch upon some questions of the conclusion, execution and the termination of contracts in the countries of the region.

Key words: Latin America, contract law, defence of the consumers’ rights, conclusion of the contract, offer, acceptance, accession contracts, performance of the contract, non-performance of the contract, termination of the contract.

I

Договор является основным источником возникновения обязательственных отношений в латиноамериканских странах. Исторически возникшие различия в концепциях договора, сложившихся в странах common law и странах континентальной системы права, подвергаются ныне действию динамичных унификационных процессов <2>. Вместе с тем о единообразном, «коммунитарном» латиноамериканском праве, базирующемся на наднациональных предписаниях в сфере гражданского и торгового права, напрямую применяемых национальными судами, говорить можно будет еще нескоро. Поэтому и практический, и теоретический интерес представляет исследование вопросов правовой регламентации отношений в сфере договорного права стран Латинской Америки. Ведь торгово-экономические, политические и другие отношения России со странами региона успешно развиваются <3>. А в этих условиях знания о построении правовых систем стран-партнеров жизненно необходимы. ——————————— <2> См., например: Беликова К. М. Создание единообразной латиноамериканской системы договорного права: препятствия и перспективы // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5: Юриспруденция. 2010. N 2(13). С. 69 — 74; Она же. Принципы европейского договорного права: сочетание подходов континентальной и общей системы права // Сравнительное право. Частноправовое регулирование имущественного оборота в разносистемных правопорядках / Под ред. В. В. Безбаха, В. П. Серегина, Т. П. Данько. М.: ГОУ ВПО «РЭА им. Г. В. Плеханова», 2009. С. 223 — 230 и др. <3> См.: Концепция внешней политики Российской Федерации // Российская газета. 2000. 11 июля. В дополнение и развитие положений данного документа издана новая редакция документа: Концепция внешней политики Российской Федерации, утвержденная 12 июля 2008 г. N Пр-1440 // СПС «КонсультантПлюс».

В последнее время из общего договорного права выделяются нормы, которые регулируют договорные отношения между профессиональными предпринимателями и потребителями их товаров и услуг. В отношении этой категории договоров современное законодательство устанавливает особый порядок контроля за их содержанием, особый порядок ответственности и др. С. Н. Братусь, например, затрагивая проблему дифференцированности гражданско-правового регулирования, писал: «Идея дифференцированности исходит из того, что, признавая принципиальную однородность имущественных отношений, регулируемых гражданским правом независимо от состава участников, необходимо учитывать различия внутри этого единства, их подвиды, определяемые различиями в составе участников и в характере самих отношений» <4>. Мы полагаем, что дифференцированность правового регулирования объективно обусловлена. Дальнейшее изложение будет производиться нами именно с такой позиции. ——————————— <4> Братусь С. Н. Предмет и система советского гражданского права. М., 1963. С. 168.

Договор — это соглашение, посредством которого одна сторона обязывается перед другой что-либо дать, сделать или не сделать (ст. 1438 ГК Чили 1855 г. <5>, ст. 1495 ГК Колумбии 1873 г. <6>). Согласно статье 1137 ГК Аргентины 1869 г. <7> договор возникает в случае, когда различные лица приходят к соглашению относительно изъявляемой ими вовне общей воли, направленной на регламентацию их прав. «Договор, — гласит статья 1.133 ГК Венесуэлы 1982 г. <8>, — это соглашение двух и более лиц, направленное на установление, изменение или прекращение правоотношения между ними». Аналогично определение договора, закрепляемое статьей 1351 ГК Перу 1984 г. Проект ГК Аргентины 1998 г. <9> в статье 899 закрепляет трактовку договора, согласно которой договор — это правовой акт, посредством которого два и более лиц выражают согласие создать имущественные правоотношения между собой. При этом закрепляется подразделение договоров на: ——————————— <5> Codigo Civil de la Republica de Chile de 1855. URL: http:// www. paginaschile. cl/ biblioteca_juridica/ codigo_civil/ libro_cuarto. htm. <6> Codigo Civil Colombiano, sancionado el 26 de mayo de 1873. URL: http:// www. oas. org/ dil/ esp/ Codigo_Civil_Colombia. pdf. <7> Ley 340 Sancion del Codigo Civil de la Nacion Argentina de 1869 // R. N. 1863/69. Fecha Pub.01/10/1869. URL: http:// www. boletinoficial. gov. ar/ BuscadoresPrimera/ BusquedaAvanzada. castle? dest= &page;=3 и http:// www. codigocivilonline. com. ar/. <8> Codigo Civil de Venezuela // Gaceta N 2.990 Extraordinaria del 26 de Julio de 1982. URL: http:// fpantin. tripod. com/ index-25.html. <9> Proyecto de codigo civil de 1998. Nota elevacion. URL: http:// www. biblioteca. jus. gov. ar/ Nota-Elevacion. PDF; Proyecto de Codigo Civil. Comision creada por Decreto 685/95. Fundamentos. URL: www. cnv. gov. ar/ FirmasDig/ NuevoCodCivilArtsDigitalizacion. htm.

— так называемые дискреционные договоры (contratos discrecionales) — они обязывают стороны как сам закон: их нормы превалируют над правовыми нормами, носящими дополнительный характер, и обычаями, и — формулярные договоры (contratos predispuestos) — таковыми предполагаются договоры, условия которых индивидуально не определены сторонами, отдельно или совместно с другими условиями, в том числе такие договоры, которые: — лишают обязательства сторон той правовой цели, на достижение которой они направлены; — ограничивают ответственность стороны, выработавшей такие условия, за вред, причиненный жизни контрагента или его имуществу вследствие отсутствия учета принципа экономической эквивалентности; — предполагают отказ или налагают ограничения на возможность осуществления своих прав контрагентом стороны, выработавшей такие условия, и другие считаются несогласованными сторонами (no convenidos). Практическое значение такого деления состоит в том, что если закрепленные в договоре условия не являются условиями договора присоединения, и сторона, выработавшая их, докажет, что до заключения договора контрагент знал о таких условиях, они могут быть оспорены выработавшей их стороной. Хотя книга 1 Особенной части ГК Бразилии 2002 г. <10> называется «Об обязательственных правах», в Кодексе отсутствует определение обязательства. Статья 233, открывающая эту часть, говорит о нескольких разновидностях обязательств: обязательствах по предоставлению определенной и неопределенной вещи (obrigacoes de dar coisa certa и obrigacoes de dar coisa incerta) и обязательствах позитивного и негативного свойства — сделать что-либо (obrigacoes fazer) и не делать что-либо (obrigacoes nao fazer). Как и в Кодексе 1916 г. <11>, понятие договора специально не формулируется — даже в том разделе, который посвящен общим положениям о договорах. ——————————— <10> Codigo civil do Republica Brasil (2002). (Novo Codigo Civil) Lei N 10.406, de 10.1.2002. Lei Ordinaria // DOFC PUB 11/01/2002, 000001, 1, Diario Oficial da Uniao. URL: http:// www. planalto. gov. br/ ccivil_03/ LEIS/ 2002/ L10406.htm. <11> См.: Capitulo I de Titulo IV do Libro III «Do Direito das Obrigacoes» // Codigo Civil Brazileiro. Porto Alegre, 1983.

Частное право латиноамериканских стран является дуалистическим <12>, это ведет к разграничению в праве договоров на гражданские и торговые. Все общие положения, относящиеся к торговым договорам, содержатся, однако, как правило, в гражданских кодексах. К числу торговых договоров относятся, в частности, все те, посредством которых приобретаются движимости с целью последующей перепродажи, банковские договоры; вексельные, чековые сделки; договоры хранения и перевозки; страхования, строительного подряда и др. Тем не менее те латиноамериканские кодексы, которые отражают тенденцию к унификации частноправового регулирования, регламентируют своими положениями также торговые по своей сути договоры. Так, эта новелла отражена в ГК Парагвая 1987 г. <13>. По этой причине в книгу 3 были включены положения о транспортных договорах, договоре комиссии и агентском договоре, торговых товариществах (акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и коммандитных товариществах), векселях и чеках, банковских и страховых договорах и др. ——————————— <12> Подробнее см.: Беликова К. М. Правовое регулирование торгового оборота и кодификация частного права в странах Латинской Америки: Монография. М.: Юстицинформ, 2010. С. 23 — 36, 102 — 154. <13> См., например: Martinez Miltos L. El nuevo Codigo Civil Paraguayo y el Codigo de Velez Sarsfield, in S. Schipani (a cura di), Dalmacio Velez Sarsfield e il diritto latinoamericano (Roma e America. Collana di studi giuridici latinoamericani, 5), Cedam, Padova, 1991, 585 ss.; Moisset de Espanes L. El Codigo civil Paraguayo de 1987 // A. D.C., T. XLIV, 1991-III. P. 1221 — 1259 и др.

В упоминавшемся выше проекте ГК Аргентины 1998 г. в числе договоров регулируются как традиционно гражданско-правовые договоры, так и договоры, традиционно относимые законодателем к торговым сделкам и регулируемые поэтому предписаниями торговых кодексов: договор купли-продажи, мены, поставки, аренды, лизинга, выполнения работ и оказания услуг, перевозки (грузов и пассажиров), поручения, консигнации, торгового представительства (посредничества — corretaje), хранения (contrato de deposito), в том числе ответственного хранения (servicio de caja de seguridad), текущего счета (contrato de cuenta corriente), текущего банковского счета (cuenta corriente bancaria), агентский договор, договор концессии, франшизы, займа (el mutuo), беспроцентной ссуды (comodato), дарения, фидеикомисса (contrato de fideicomiso), поручительство, залог. Равным образом регламентации подлежат договоры, заключаемые на биржах и иных публичных рынках; договоры пожизненной ренты (contrato oneroso de renta vitalicia); договоры из игр и пари; договоры, на основании которых происходит передача прав (contratos transmisivos), например цессия, и перевод долгов, а также договор об уступке позиции, занимаемой в качестве стороны договора (transmision de la posicion contractual) — замена договаривающейся стороны третьим лицом, и зачет требований (transaccion). В Бразилии торговые сделки, находившие ранее закрепление в Торговом кодексе, не будучи регламентированы специальным законодательством, регулируются положениями раздела об обязательствах вышеупомянутого Гражданского кодекса 2002 г. (Direito das Obrigacoes) либо попадают в сферу действия законодательства о защите прав потребителей и предписаний трудового или административного права. Сохраняют действие также отдельные законы, регламентирующие заключение и исполнение некоторых видов торговых сделок, например купли-продажи. Условиями действительности договоров признаются дееспособность заключающих его сторон, непротиворечие закону и общественной морали, наличие волеизъявления, наличие causa (правового основания сделки). Положение о дееспособности как условии действительности договоров применительно к торговым договорам отличается в отдельных странах меньшей жесткостью, чем применительно к гражданским. Так, ГК Аргентины устанавливает более высокий возраст гражданского совершеннолетия (21 год), чем тот, который предусмотрен в Торговом кодексе для участников торговых договоров (18 лет). Несовершеннолетние могут быть лишены дееспособности полностью (например, в возрасте до 14 лет, как это предусмотрено в статье 127 ГК Аргентины) или частично (в возрасте от 14 лет до 21 года) в том же примере; причем от 18 лет до 21 года несовершеннолетний вправе наниматься на работу без разрешения своего законного представителя, если это не противоречит трудовому законодательству. Помимо несовершеннолетних действительные договоры в ряде случаев не могут заключать и некоторые иные категории физических лиц. К их числу относятся, в частности, опекуны, которым запрещено приобретать имущество из находящейся под их управлением наследственной массы; судьи, адвокаты, прокуроры и иные участники того или иного судебного процесса, которые не вправе приобретать имущество, спор о котором ведется в процессе с их участием; правительственные или имущественные чиновники не вправе приобретать публичное имущество, продаваемое ведомством, в котором они служат (аналогичное правило действует для представителей духовенства в отношении соответствующего церковного имущества). Что касается causa, то ее отсутствие делает договор недействительным. Так, обнаружение страховщиком по заключении договора отсутствия у страхователя страхового интереса — его заинтересованности в ненаступлении страхового случая — влечет недействительность такого договора. Заключение договора в праве латиноамериканских кодексов регламентируется с различной степенью детализации. Кодексы, последовавшие модели чилийского ГК 1855 г., воспроизвели подход Гражданского кодекса Франции 1804 г., заключающийся, как известно, в отказе от формирования специальных норм, посвященных процедуре заключения договора. В соответствии с таким подходом договор считается заключенным в момент «действительного совпадения воли лиц», заключающих договор (например, статья 1437 ГК Чили; статья 1494 ГК Колумбии). На практике такое положение толкуется в том смысле, что предложение заключить договор порождает договор в момент, когда оно безоговорочно принято тем лицом, к которому обращено. Кодексы Аргентины, Бразилии, Мексики <14> и Перу <15> содержат нормы, подробно регулирующие стадии заключения договора (как между присутствующими лицами, так и между отсутствующими). В соответствии с ГК Аргентины, например, оферта порождает правовые последствия только в случае, если содержит в себе все необходимые (существенные) условия договора. Так, оферта, предлагающая заключение договора купли-продажи, должна содержать в себе указания не только на вид, качество и цену товара, но также и на его количество (т. е. должен быть охарактеризован предмет договора, за исключением особых случаев, когда из характера договора вытекает, что каждому отдельному покупателю предлагается один предмет указываемого в оферте вида). ——————————— <14> Codigo civil federal. Mexico // DOF 26-05-1928 (Ultima reforma publicada el 9 de abril de 2012). URL: http:// www. diputados. gob. mx/ LeyesBiblio/ ref/ ccf. htm. <15> Codigo Civil. Peru. 1984. Decreto Legislativo N 295. Promulgado 24.07.84 // «El Peruano». 25.07.84. URL: http:// www. congreso. gob. pe/ ntley/ Imagenes/ DecretosLegislativos/ 00295; http:// www. abogadoperu. com/ codigo — civil — peru — 1984- abogado — ley. php.

Предмет договора, т. е. то, что одна сторона должна передать или сделать для другой стороны, трактуется в гражданских кодексах в том смысле, что составляющие его действия должны быть исполнимы, а имущество должно быть определенным либо определимым, а также существующим в натуре к моменту заключения договора (если только договор не направлен на передачу будущих вещей как таковых — будущего урожая, например (ст. 1826 Федерального ГК Мексики). Единственное условие — будущие вещи могут выступать предметом договора, если это сообразуется с их назначением в обороте (еще не произведенные товары, еще не выращенный урожай и т. п.); однако еще не полученное наследство не может быть предметом договора (ст. 1520 ГК Колумбии; ст. 1463 ГК Чили; ст. 426 ГК Бразилии)). Составляющее предмет договора действие может быть неисполнимым физически или юридически <16>. В этих случаях заключенные договоры признаются недействительными, как, например, договоры об образовании товарищества в целях занятия контрабандой; договоры о предоставлении услуг, обеспечивающих благоприятный исход судебного разбирательства, и т. п. Определенность или определимость охватываемого предметом договора имущества требует исключения неясных или противоречивых указаний на передаваемые по договору вещи. В случае, когда речь идет об индивидуально-определенных вещах, риск неясного или неопределенного указания меньше, чем в отношении вещей, определяемых родовыми признаками. Для последних обычно предусматриваются дополнительные правила. Непотребляемые вещи должны сопровождаться, в частности, указаниями, позволяющими их индивидуализировать; потребляемым вещам достаточно указания на их род и качество, а количество может быть определено с учетом назначения предмета договора, и указывать его не обязательно (например, абзац второй ст. 1461 ГК Чили, ст. 1518 ГК Колумбии). Скажем, договор о приобретении нефти для отопления гостиницы на зимний период может быть ограничен указанием покупной цены за единицу емкости, общее количество приобретаемого топлива указывать в данном случае считается нецелесообразным. Предметом договора могут охватываться и вещи, принадлежащие чужим лицам, при условии, что договор не предполагает передачу права собственности на такие вещи. ——————————— <16> Юридически неисполнимы действия, прямо запрещаемые законом либо допускаемые по специальному разрешению, которое не получено на момент заключения договора.

Как правило, оферта должна быть обращена к определенному лицу (или нескольким определенным лицам) либо к определимым лицам. Однако допускается и так называемая публичная оферта, т. е. обращенная к неопределенному кругу лиц, к публике. Нередко такая оферта содержится в рекламных объявлениях (ст. ст. 1.144 — 1.159 ГК Аргентины, ст. 429 ГК Бразилии). Латиноамериканское законодательство отдает предпочтение конструкции отзывной оферты; считается, что ее можно отозвать в любой момент до акцепта. Оферту, однако, нельзя отозвать ранее срока, в течение которого оферент пообещал держать ее открытой (например, ст. 1804 Федерального ГК Мексики). В оферте должны содержаться все существенные условия договора, т. е. она должна быть составлена так, чтобы простое согласие на предложение могло означать заключение договора. В этом контексте особое исключительно важное значение приобретает право потребителей на получение информации, позволяющей им принимать решение о необходимости и целесообразности для них вступления в тот или иной договор. В Аргентине право потребителя на информационную защиту установлено на уровне Конституции 1994 г. <17> (ст. 42), в Законе о защите потребителей 1993 г. N 24.240 <18>, Законе о добросовестности в торговле 1983 г. N 22.802 <19> (глава 1 «Об идентификации (установлении подлинности) товаров») и многочисленных специальных нормах. Так, статья 42 Конституции гласит: «Потребители и пользователи имущества и услуг имеют право на защиту здоровья, безопасности и экономических интересов; на получение необходимой и достоверной информации; на свободу выбора и на справедливое и достойное обращение. ——————————— <17> Constitucion de la Nacion Argentina — Sancionada por el Congreso General Constituyente el 1° de mayo de 1853, con las reformas de 1860, 1866, 1898, 1957 y 1994. Texto segun Ley 24430, publicada en el Boletin Oficial en el Suplemento del 10/1/1995 (Promulgada por Decreto 3/1995) // Base de Datos de Honorable Camara de Diputados de la Nacion // URL: http:// www3.hcdn. gov. ar/ folio-cgi-bin/ om_isapi. dll? clientID= 3073386899&infobase;= constra. nfo&record;= {7FF67B87}&softpage;= Document42. <18> Ley Nacional de Defensa del Consumidor N 24.240 del 22 de septiembre de 1993 // B. O. 15/10/1993 (действует в ред. Закона N 26.361 2008). URL: http:// www. boletinoficial. gov. ar/ BuscadoresPrimera/ BusquedaAvanzada. castle? dest= или URL: http://www. proconsumer. org. ar/. <19> Ley N 22.802 de Lealtad Comercial, de 5 de mayo de 1983 // B. O. 11/05/1983. URL: http:// www. boletinoficial. gov. ar/ BuscadoresPrimera/ BusquedaAvanzada. castle? dest=.

Власти должны обеспечить защиту этих прав, образование потребителей, защиту конкуренции против всех форм нарушения рыночных отношений, контроль за естественными и законными монополиями, качество и эффективность публичных служб и создание объединений потребителей и пользователей. Законодательство должно установить эффективные процедуры для предотвращения и разрешения конфликтов и нормы, регулирующие деятельность национальных антимонопольных служб, предусматривающие обязательное участие объединений потребителей и пользователей и заинтересованных провинций в органах контроля». Согласно статье 4 Закона о защите потребителей N 24.240 в рамках конституционных положений устанавливается обязанность предоставления поставщиком потребителю в четкой, понятной и детализированной форме всей информации, касающейся существенных характеристик предлагаемых товаров или услуг и условий введения их в оборот. Информация должна предоставляться бесплатно и с необходимой ясностью, которая позволит потребителю понять ее. Аналогичны предписания статьи 12-21 уругвайского Закона о потребительских отношениях N 17.250 <20>. ——————————— <20> Ley N 17.250 del 17/8/2000 — Ley de Relaciones de Consumo // D. O. 17/08/2000. URL: http:// www. informatica — juridica. com/ anexos/ anexo1558.asp.

Предприятия, оказывающие публичные коммунальные услуги (servicios publicos a domicilio), обязаны предоставлять пользователю письменные документы, на основании которых осуществляется предоставление услуг, закрепляющие права и обязанности сторон. Без ущерба этим положениям такая информация должна предоставляться пользователям в любом офисе такого предприятия. В любом из офисов вниманию пользователей представляется запись: «Если мы предъявляем к Вашей оплате ненадлежащие суммы или платежи, в том числе те, которые Вы уже оплатили, Вы имеете право подать иск о возмещении причиненного Вам ущерба» (ст. 25 аргентинского Закона N 24.240). Получатели публичных коммунальных услуг вправе, если получение таковых связано с установкой в месте их жительства каких-либо дополнительных устройств (газовый счетчик, счетчик воды и проч.), получать соответствующую информацию о таких устройствах и об условиях их безопасного использования (ст. 28 Закона N 24.240). Сходные предписания содержатся в главе IV уругвайского Закона о потребительских отношениях. При совершении финансовых и кредитных операций с участием потребителей под угрозой ничтожности договора в нем ясно должны закрепляться следующие положения: а) описание товара или услуги, выступающего предметом договора купли-продажи или контрактации; б) цена наличными (только в случае совершения кредитных операций с целью покупки товаров или услуг); в) ежегодная фактическая процентная ставка; г) общая процентная ставка, подлежащая выплате, или общие финансовые издержки; д) система амортизации капитала и закрытие процентной ставки; е) количество, периодичность и сумма предполагаемых к выплате платежей; ж) общая сумма первоначального взноса и сумма, подлежащая финансированию; з) экстраординарные и дополнительные расходы. Когда поставщик не включает какие-либо из этих сведений в соответствующий документ, потребитель имеет право потребовать признать договор или какое-либо из его условий недействительным. Когда судья принимает решение о признании договора недействительным в части, соответствующее решение в случае необходимости становится составной частью договора. Центральный банк Аргентины принимает необходимые меры для того, чтобы банки, находящиеся в его ведении, придерживались в своей деятельности приведенных выше положений. Дела с участием потребителей, которые считают, что их права нарушены банками и иными финансовыми учреждениями, рассматриваются соответствующими судами по фактическому месту жительства потребителей, если иное не установлено договором (ст. 36 Закона N 24.240). Аналогичны предписания бразильского и парагвайского законодательства. Так, в Бразилии Кодекс о защите потребителей <21> закрепляет право на информационную безопасность в статье 6 гл. III в числе базовых прав потребителей, где указывается, что о товарах и услугах должна предоставляться адекватная и понятная информация. Статьи 8 и 9 отсылают к главе, содержащей обязанность продавца предоставлять информацию относительно влияния товаров и услуг на здоровье потребителя и его безопасность. В статьях 30 и 31 говорится об информации, которая должна содержаться в оферте. ——————————— <21> Lei N 8.078 del 11/09/90 — Codigo de Defesa do Consumidor // DOU 12/09/1990, Suplemento. URL: http:// www. consumidorbrasil. com. br/ consumidorbrasil/ textos/ legislacao/ cdc. htm.

Закон Парагвая о защите прав потребителей и пользователей N 1.334 <22> в статье 6 гл. II устанавливает базовые права потребителей, среди которых есть и право на получение понятной информации о различных товарах и услугах, содержащей уточняющие сведения относительно их состава, качества, цены и рисков, с которыми может быть сопряжено их использование. Глава III содержит положения относительно информации, которая должна содержаться в оферте. Также в законе содержатся положения об обязанности поставщика предоставлять информацию относительно влияния товаров и услуг на здоровье потребителя и его безопасность. ——————————— <22> Ley N 1.334 del 27 de octubre de 1998 — Ley de defensa del consumidor y del usuario (Paraguay). URL: http:// www. cerneco. org. py/ index. php? option= com_content&view;= article&id;= 195&Itemid;=31.

Оферта согласно аргентинскому законодательству связывает тех, кто ее направляет в течение времени, необходимого для ее акцепта, и должна содержать указание точной даты начала и окончания срока ее действия, а также условия, на которых она делается, и предполагаемые ограничения. Отзыв публичной оферты действителен, если он был сделан посредством средств сообщения, сходных с теми, которыми ее содержание было первоначально доведено до сведения адресатов. Отказ поставщика придать сделанной таким образом оферте юридическую силу либо необоснованное ограничение со стороны поставщика продавать предмет договора согласно положениям оферты влекут наступление ответственности согласно положениям статьи 47 Закона N 24.240 Аргентины (ст. 7 указанного Закона). Детали, характеризующие товар, рекламируемый посредством рекламных изданий, объявлений, циркуляров, иных средств сообщения, связывают оферента и считаются включенными в договор с потребителем (ст. 8 Закона N 24.240). Когда неопределенному кругу потенциальных потребителей публично предлагаются вещи с недостатками, бывшие в употреблении или побывавшие в ремонте, это четко и публично надлежит доводить до сведения потребителей (ст. 9 Закона N 24.240). В связи с этим нельзя обойти вниманием вопрос о рекламе и предъявляемых к ней законом требованиях, поскольку следует признать, что существуют факторы, делающие ее привлекательной и порой опасной. Реклама, без сомнения, является частью нашей жизни. Содержание же ее не всегда объективно. Как правило, она представляет рекламируемый продукт односторонне, поскольку целью ее является совершенно определенное воздействие на поведение референтной группы, на которую она направлена. Вместе с тем реклама — единственное средство, позволяющее наиболее простым, но не всегда наилучшим образом ознакомиться с появившимися новинками. К числу неоспоримых характеристик рекламы относится то, что она всегда оптимистична, поскольку характеризует предлагаемые товар или услугу исключительно с позитивной стороны, она всегда хорошо продумана и содержит какой-либо стереотип: жизнь прекрасна, небо голубое, женщины привлекательны (или могут очень скоро стать привлекательными), дети здоровы, семьи благополучны, работа превращается в игру и т. д. <23>. По этим (и не только) причинам некоторые виды рекламы запрещаются как таящие в себе определенные угрозы. Так, в Бразилии запрещается вводящая в заблуждение и (или) незаконная реклама. Под вводящей в заблуждение рекламой понимается такая, которая содержит неточности относительно происхождения, характеристик, количества, качества, цены, способов использования товара или услуги и упускает из вида существенные для потребителя данные. Незаконной является реклама, которая содержит дискриминирующие кого-либо или что-либо сведения; провоцирует насилие; использует страх, суеверия и предрассудки, отсутствие опыта или способности здраво рассуждать у детей; провоцирует поведение, опасное для здоровья и безопасности и т. д. (ст. 37 Кодекса о защите потребителей). Объясняются подобные запреты наличием у потребителя права на получение достоверной информации о товаре или услуге, которые он хочет приобрести, а также возможностями средств массовой информации по осуществлению манипуляций общественным сознанием. Предоставляемая в рекламе информация должна быть, кроме того, ясной, понятной и точной. Одновременно она (как и в Аргентине) становится неотъемлемой частью заключенного договора и обязывает поставщ ика товара или услуги. ——————————— <23> Ley N 24.240 — La Ley de Defensa del Consumidor comentada por consumidores. URL: http:// www. proconsumer. org. ar.

В Парагвае согласно положениям главы VIII Закона о защите прав потребителей и пользователей N 1.334 запрещается реклама того же рода, что и в Бразилии, т. е. признанная вводящей в заблуждение и незаконной, а также реклама, построенная на публичном сравнении одинаковых товаров разных производителей. Вводящей в заблуждение считается реклама, являющаяся целиком или частично ложной; которая может каким-либо иным образом и даже по небрежности сформировать у потребителя ошибочные представления относительно природы, характеристик, количества, качества, происхождения, цены, условий сбыта, техники производства и других данных, необходимых для возникновения потребительских отношений. Незаконной признается реклама, содержащая сведения дискриминирующего характера, использующая отсутствие здравомыслия у детей, способствующая разжиганию насилия или использующая страх, побуждающая потребителей или клиентов вести себя таким образом, который создает угрозу их здоровью и безопасности, представляющая угрозу для окружающей среды. Специальные требования устанавливаются применительно к рекламе табачных изделий, алкогольной продукции, лекарственных средств и др. Соответствие действительности сведений, указанных в рекламе, — гласит парагвайское законодательство, — является обязанностью поставщика, который эту рекламу распространяет. Согласно статье 24-27 Закона Уругвая о потребительских отношениях N 17.250 реклама должна выражаться в такой форме, которую потребитель воспринимает как рекламу. Запрещается реклама, вводящая в заблуждение, — ложная целиком или формирующая у потребителей ошибочные представления о ряде характеристик товара или услуги (качество, цена, происхождение и пр.); реклама сравнительного свойства, предоставляющая объективные данные, а не субъективные представления рекламодателя, основанные на эмоциональном восприятии им товара или услуги, разрешена при условии, что критерии, предлагаемые для сравнения, могут быть проверены и достоверно подтверждены. Доказательство соответствия сведений, указанных в рекламе, действительности является обязанностью поставщика, распространяющего рекламу. Таким образом, изложение ключевых положений соответствующих законов, касающихся рекламирования продукции потребителям, позволяет заключить, что подход законодателей рассмотренных стран можно признать имеющим сходный характер. В свете рассмотренных выше положений, касающихся требований, предъявляемых к информации, предоставляемой потребителю, в том числе посредством рекламы, договор купли-продажи вещей (движимых и недвижимых) с участием потребителей наряду с положениями, предусматриваемыми иными законами и правовыми предписаниями, по общему правилу должен содержать следующие положения: а) описание и спецификацию вещи; б) указание имени и домицилия поставщика; в) указание имени и домицилия изготовителя, дистрибьютора (импортера); г) указание характеристик гарантии, даваемой согласно положениям настоящего закона; д) сроки и условия, на которых будет осуществлена передача вещи; е) цену и условия платежа; ж) дополнительные расходы, подлежащие уплате приобретателем. Договор должен быть составлен на испанском языке, быть полным, понятным и легко читаемым без отсылок к текстам или документам, которые не предоставлялись потребителю до или во время заключения договора. Если текст договора включает в себя положения, дополнительные к вышеуказанным или требуемым в силу положений указанного Закона, их надлежит излагать в письменной форме в отдельном документе, подписанном сторонами. Число экземпляров договора должно соответствовать числу участников договорных отношений, каждый из них должен быть подписан всеми. Оригинал договора передается потребителю (например, ст. 10 аргентинского Закона N 24.240, ст. 15 уругвайского Закона о потребительских отношениях N 17.250 и др.). При невыполнении условий оферты или договора поставщиком во всех случаях, кроме случаев действия непреодолимой силы, потребитель вправе по своему выбору реализовать одно из следующих правомочий: а) требовать принудительного выполнения обязательства, если это возможно физически; б) принять иной товар или услугу эквивалентного свойства в качестве надлежащего исполнения; в) расторгнуть договор, воспользовавшись правом реституции в части уплаченной им покупной цены без ущерба произведенному на этот момент действию и с учетом целостности договора. Совершение одного из этих действий не влечет ущерба возможности подать иск о возмещении соответствующего вреда и ущерба (ст. 10 bis аргентинского Закона N 24.240). В случае осуществления актов торговли коммивояжерами (venta domiciliaria), т. е. провозглашения оферты или предложения продать товар или предоставить услугу потребителю вне места обзаведения поставщика <24>, договор должен быть составлен в письменной форме и согласно требованиям положений статей 10 и 34 Закона о защите потребителей (ст. 32 Закона N 24.240) <25>. ——————————— <24> В том числе в случае осуществления так называемой прямой продажи (venta domiciliaria o directa) — заключения договора в результате вызова потребителя (пользователя) в место торгового обзаведения поставщика или иное место, если цель такого вызова полностью или в части была отличной от цели заключить договор, а равно когда речь идет о выплате премии или вручении подарка. <25> Положения настоящей статьи не распространяются на приобретение потребителями скоропортящихся товаров и товаров, оплаченных наличными (ст. 32 аргентинского Закона о защите потребителей).

Запрещено делать оферту о покупке какой-либо вещи или услуги потребителям с использованием каких-либо средств связи, если они не требовались потребителю заранее, и если они навязываются ему автоматически в рамках действующей у того или иного поставщика товаров или услуг системы дебетования, обязывающей потребителя методом исключения отказываться от принятия такого дополнительно навязываемого товара или услуги. Если одновременно с офертой покупателю направляется вещь, он не обязан ни хранить ее у себя, ни возвращать ее отправителю, даже если реституция не связана с какими-либо затратами для него (ст. 35 Закона N 24.240).

II

Акцепт, в свою очередь, также должен отвечать определенным требованиям, от которых зависит его действительность. Он, в частности, должен содержать безоговорочное принятие условий оферты; любая включенная в него оговорка превращает его во встречную оферту. Акцепт, кроме того, может совершаться только тем лицом, к которому он адресован. При заключении договора между присутствующими договор считается заключенным немедленно по достижении согласия сторонами; акцепт оферты производится в этом случае практически в момент выдвижения оферты (ст. 1805 Федерального ГК Мексики). К этой ситуации приравниваются и случаи обмена офертой и акцептом по телефону. Так, оферта прекращает действовать: — если она была сделана без указания определенного или определимого срока лицу, с которым оферент находится в непосредственной связи, и оферта не была акцептована немедленно; — если она была сделана без указания определенного или определимого срока лицу, с которым оферент не находится в непосредственной связи, и истек срок, достаточный для того, чтобы акцепт мог быть получен с использованием того средства связи, которым была направлена оферта; — если до или одновременно с получением оферты получателем также получен отзыв оферты (например, ст. 1385 ГК Перу; ст. 428 ГК Бразилии). Хотя во многих кодексах об этих положениях нет специального упоминания. Остальные случаи представляют собой заключение договора между отсутствующими, для которых определение момента заключения договора производится с позиций «теории почтового ящика», <26> согласно которой договор считается заключенным в момент отсылки акцепта оференту (ст. 1.154 ГК Аргентины; ст. 434 ГК Бразилии), либо с позиций «теории получения акцепта» <27>, считающей договор заключенным в момент получения акцепта оферентом (ст. 1807 Федерального ГК Мексики; ст. 1373 ГК Перу). ——————————— <26> См., например: Гражданское и торговое право зарубежных стран: Учебное пособие / Под общ. ред. В. В. Безбаха и В. К. Пучинского. М.: МЦФЭР, 2004. С. 180. <27> Там же. С. 180.

Если оферент не установил срока для акцепта своей оферты, то акцепт должен быть отправлен немедленно. Договоры, заключаемые через посредника, считаются заключенными с момента принятия контрагентами сделанного посредником предложения. В этом случае отзыв акцепта недопустим, хотя отход от этой нормы возможен в соответствии с торговыми обычаями и обыкновениями. Покупатель без привлечения его к какой-либо ответственности вправе отозвать сделанный им акцепт в течение десяти дней с даты передачи ему товара или заключения договора, в зависимости от того, какое из этих действий было более поздним. При этом поставщик обязан проинформировать потребителя о наличии у него такого правомочия в каждом из документов, которые представлялись потребителю в связи с производимой им покупкой. Такая информация должна быть ясной и публичной. Потребитель обязан представить переданный товар в распоряжение поставщика, на счет которого и относятся расходы за доставку (ст. 34 Закона N 24.240). В случае продажи посредством корреспонденции оферта делается с использованием средств телеграфной, телефонной, электронной и иных средств связи; акцепт производится с использованием аналогичных названным средств. При этом публикация в качестве домицилия почтового индекса запрещена (ст. 33 Закона N 24.240). Далее. Корректировке в настоящее время подвергается содержание таких договоров с точки зрения запрета включения в них некоторых положений, которые грубо ущемляют интересы рядовых участников имущественного оборота. Так, положения относительно несправедливых условий закреплены в статье 37 Закона о защите потребителей Аргентины. Несправедливыми аргентинский законодатель считает условия договора, которые: а) лишают обязательство его смысла, извращают его содержание или ограничивают ответственность стороны за причиненный ею вред; б) касаются ограничения или отказа потребителя от его прав или такого расширения прав другой стороны, которое ставит потребителя в заведомо невыгодное положение; в) содержат положения, переносящие на потребителя бремя доказывания какого-либо факта. В случае, когда оферент нарушает принцип добросовестности ведения переговоров, предшествующих заключению договора, или заключения договора; нарушает свою обязанность, касающуюся предоставления необходимой потребителю для целей заключения договора информации, а также нарушает законодательство о защите конкуренции и о добросовестности в торговле, потребитель может обратиться в суд с иском о признании договора целиком или отдельных его положений недействительными. Секретариат по защите конкуренции, снятию ограничений и защите потребителей, в компетенцию которого входит выработка рекомендаций в области защиты прав потребителей, издал Резолюцию SCDDC N 53/03 <28>, регламентирующую приведенную статью Закона N 24.240. ——————————— <28> Resolucion SCDDC N 53/03. URL: http:// www. proconsumer. org. ar.

В Резолюции изложен перечень договорных положений, которые в случае включения их в договор будут признаны несправедливыми. В основу признания данных условий несправедливыми положен иной критерий, нежели тот, который содержится в статье 37 Закона <29>. Несправедливыми предполагаются условия, которые: 1) предоставляют поставщику исключительное право толкования договора и определяют, в каком случае толкование произведено верно; 2) позволяют поставщику, основываясь на содержании договора, в одностороннем порядке изменять его без предварительного уведомления об этом потребителя; 3) позволяют поставщикам расторгать договор без указания причин, когда со стороны потребителя нет признаков неисполнения договора; 4) прямо налагают на потребителя обязанности, а поставщику позволяют расторгнуть договор в одностороннем порядке; 5) ограничивают потребителя в осуществлении его прав или подаче судебных исков: например, запрет на обращение потребителя в суд или возможность вынесения судебного решения вне места жительства лица; 6) обязывают потребителя возмещать расходы поставщика, когда по закону такое возмещение не предполагается. Если все же такая норма существует, эта обязанность потребителя должна содержаться в договоре; 7) исключают ответственность поставщика в непозволительной форме; 8) устанавливают обязанность потребителя вернуть долги за приобретаемый товар (услугу) до вступления в отношения с поставщиком; 9) позволяют поставщику поставлять другие, нежели указанные в договоре товары или услуги; 10) обязывают потребителя иметь представителя для осуществления своих прав; 11) нарушают нормы о защите окружающей среды. ——————————— <29> В этой связи латиноамериканские ученые отмечают, что данный критерий близок критерию, используемому в ЕС. См.: Dromi R., Ekmekdjian M. A., Rivera J. A. Derecho Comunitario. Regimen del Mercosur. Buenos Aires, Ed. Ciudad Argentina, 1995. P. 361, 362.

Бразильский законодатель, признавая в качестве оснований реализации прав потребителей неравенство и отсутствие равновесия между сторонами договора (п. I ст. 4 Кодекса), считает несправедливыми, а потому ничтожными такие условия договора, которые: а) ограничивают ответственность поставщика перед потребителем; б) запрещают потребителю возвращать дефектный товар поставщику или возвращать себе денежную сумму, выплаченную в счет оплаты дефектного товара или услуги; в) устанавливают обязанности для лиц, не являющихся поставщиками и потребителями в данном договоре; г) ставят потребителя в чрезвычайно невыгодное положение; д) обязывают потребителя предоставлять доказательства вины противоположной стороны в процессе; е) запрещают потребителю осуществлять свое право на обращение в административный или судебный орган, имеющий полномочия на рассмотрение споров с участием потребителей до обращения с целью разрешения конфликта к соответствующему поставщику или указанному им лицу; ж) позволяют поставщику произвольно менять цену; з) позволяют поставщику изменять договор в какой-либо части без согласия потребителя; и) устанавливают невозможность возвращения потребителю внесенных им в качестве платежа денежных средств, как следствие невыполнения им какого-либо из обязательств, когда есть основание предполагать, что последний вернет купленный товар; к) навязывают заключение или совершение другой помимо указанной в договоре торговой операции; л) делают возможным нарушение норм о защите окружающей среды; м) не соответствуют системе норм о защите прав потребителей. Параграф 4 ст. 51 Кодекса в качестве средства правовой защиты предоставляет потребителю право подавать иск о признании соответствующих условий договора ничтожными, если они противоречат кодексу или по другой причине нарушают справедливое равновесие между правами и обязанностями сторон, в организацию, представляющую интересы потребителя, или в соответствующую прокуратуру. Парагвайский законодатель сходным образом регламентирует справедливость либо несправедливость договорных условий с потребителем: путем их перечисления, не закрепляя какого-либо обобщающего понятия несправедливого условия. Так, в Парагвае признаются несправедливыми и по этой причине могут быть признаны ничтожными следующие положения договора: а) лишающие обязательство его смысла, извращающие его содержание, исключающие или ограничивающие ответственность поставщика за причиненный вред; б) влекущие ограничение или отказ потребителя от своих прав или наделяющие неограниченными правами противоположную сторону; в) распределяющие бремя доказательства таким образом, который причиняет вред потребителю; г) навязывающие обязательное использование арбитража; д) позволяющие поставщику в одностороннем порядке менять цену и другие условия договора; е) нарушающие нормы о защите окружающей среды; ж) влекущие отказ потребителя от своего права на получение компенсации, которую поставщик обязан выплатить по закону; з) несправедливые, чрезвычайно обременительные или ставящие потребителя в невыгодное положение. Позиция, выраженная в Законе Уругвая, отличается: его статья 30 определяется на уровне обобщающего понятия, какие условия договора рассматриваются как несправедливые. Несправедливыми признаются любые положения, нарушающие по форме или содержанию равновесие прав и обязанностей сторон договора и ставящие потребителя в невыгодное по сравнению с поставщиком положение, а также нарушающие обязанность более сильной стороны действовать добросовестно. Не рассматриваются как несправедливые положения договора, касающиеся товара или услуги, являющихся предметом договора, их цены или иного встречного удовлетворения, предоставляемого одной из сторон, при условии, что указанные положения изложены ясным и понятным языком. И только после этого в статье 31 представлен перечень условий, признаваемых несправедливыми: они сходны с вышеперечисленными условиями, признаваемыми противоправными. Включение их в договор дает потребителю право на обращение в суд с иском о признании договора ничтожным в целом или какой-либо его части. Исполнение договора (el pago) должно быть надлежащим. Гражданские кодексы стран Латинской Америки надлежащим исполнением признают такое, которое совершается надлежащими сторонами, в надлежащее время, в надлежащем месте и по надлежащему предмету. Надлежащей стороной не обязательно признается кредитор либо должник; исполнение может быть совершено не только должником, но и любым иным лицом, заинтересованным в прекращении возникшего из договора обязательства или действующим от имени должника. Признается надлежащим исполнение, принятое не только кредитором, но и лицом, уполномоченным на это судом, законом или самим кредитором. При невозможности обнаружить кредитора или при его отказе от принятия исполненного <30> должнику предоставляется возможность сдать исполнение на хранение или в депозит в судебный или иной государственный орган (pago por consignacion) (ст. 756 ГК Аргентины, ст. 1.306 ГК Венесуэлы, ст. 1657 ГК Колумбии, ст. 1599 ГК Чили и др.). Кредитор вправе возражать против такой сдачи (консигнации) по тем же основаниям, что и против принятия исполнения (например, ссылаясь на несвоевременность, частичность исполнения и т. п.). Для должника консигнация является актом, заменяющим исполнение, она (будучи подтвержденной судебным решением) освобождает его от дальнейших обязательств перед кредитором. Если суд не признает правомерности консигнации, должник обязан забрать все сданное на хранение или в депозит, а его обязанности перед кредитором возобновляются в прежнем объеме. ——————————— <30> Возможны и иные случаи: неспособность кредитора принять исполненное; недостоверность полномочий кредитора на такое принятие; утрата правового основания, на котором совершается исполнение и др.

Исполнение может быть произведено любым лицом, которое в нем заинтересовано, и даже третьим, незаинтересованным лицом, действующим, однако, от имени и по поручению должника. Если последний действует от собственного имени, прав требования к должнику у него не возникает (ст. 1.283 ГК Венесуэлы). Надлежащим местом исполнения признается то, которое указано в договоре; при отсутствии такого указания местом исполнения считается место нахождения определенного в договоре имущества, а в иных случаях — место жительства должника на момент исполнения договора (ст. 747 ГК Аргентины, ст. 1.295 ГК Венесуэлы). Договоры подлежат исполнению в указанный в них срок; при отсутствии такого указания момент исполнения выбирается по усмотрению сторон, а в определенных случаях устанавливается судом. Досрочное исполнение допустимо с согласия кредитора; в ряде случаев кредитору предоставляется право требовать от должника досрочного исполнения (при несостоятельности должника, при перезалоге имущества, обеспечивающего долг кредитора — ст. ст. 753, 754 ГК Аргентины). Требования, которым должен удовлетворять предмет договора (помимо изложенных выше в общей форме), сводятся к следующему: а) должник не вправе заменять предмет исполнения без согласия кредитора, хотя бы его стоимость была равной или более высокой, чем указано в договоре (ст. 1.290 ГК Венесуэлы; ст. 740 ГК Аргентины). Тем самым кодексы проводят принцип реального исполнения обязательств; б) должник не вправе настаивать на исполнении по частям, если это не было указано в договоре (ст. 1.291 ГК Венесуэлы; ст. 742 ГК Аргентины); в) качество вещи, выступающей предметом договора, должно соответствовать «среднему уровню»; кредитор не может настаивать на предоставлении вещи наилучшего качества, должник не вправе выбирать для предоставления вещь наихудшего качества (ст. 1.294 ГК Венесуэлы). Что касается ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора, условиями наступления таковой признаются факт нарушения договора, наличие ущерба, вина должника. Непреодолимая сила (fuerza mayor), случай (caso fortuito), помешавшие исполнению, освобождают должника от ответственности перед кредитором (ст. 513 ГК Аргентины). Вина должника имеет место во всех случаях, когда он не принял всех мер заботливости и предосторожности, которых требует природа обязательства, обстоятельства, время и место его исполнения (ст. 512 ГК Аргентины). При неисправности должника кредитору предоставляются различные возможности охраны своих интересов. Он, в частности, может: а) требовать от суда принуждения должника к исполнению своей обязанности; б) нарушить исполнение обязательства другому лицу за счет должника; в) взыскать с должника причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением убытки (ст. 505 ГК Аргентины). Понятие убытков, используемое гражданскими кодексами латиноамериканских стран, включает в себя как положительный ущерб, так и упущенную выгоду (например, ст. 508 ГК Аргентины; ст. 1613 ГК Колумбии; ст. 1556 ГК Чили и др.). Впервые в 2008 г. аргентинский законодатель на уровне Закона о защите потребителей N 24.240 ввел понятие прямого вреда (dano directo), под которым понимается любой ущерб или умаление прав пользователя или потребителя, подлежащий(-ее) оценке в денежном выражении, причиненные его имуществу или личности вследствие действий или бездействия поставщиков товаров или лиц, предоставляющих услуги. Факт наличия прямого вреда пользователю (потребителю) определяется правоприменительным органом, который при необходимости обязывает поставщика товаров или услуг возместить его в максимальных пределах, не превышающих стоимости пяти «базовых потребительских корзин» (Canasta Basica Total <31>), публикуемых национальным институтом статистики и цензов (INDEC) Республики Аргентина. Такое решение может быть обжаловано поставщиком, а будучи окончательным, подлежит исполнению в пользу потребителя. Суммы, выплачиваемые поставщиком потребителю, в виде возмещения прямых убытков, присужденных к уплате в административном порядке, вычитаются из сумм иного возмещения, которое может быть присуждено к уплате потребителю, если последний обратится по тому же основанию за защитой в суд (ст. 40 bis N 24.240). ——————————— <31> Canasta Basica Total — набор основных непищевых товаров, отражающий структуру потребления населения. См., например: Valorizacion mensual de la Canasta Basica Alimentaria y de la Canasta Basica Total. Aglomerado Gran Buenos Aires — agosto de 2007. URL: http:// www. indec. mecon. gov. ar/ nuevaweb/ cuadros/ 74/ canasta_09_07.pdf.

Кроме того, на экономически сильную сторону законодатель возлагает ряд дополнительных обязанностей, в том числе обязанность гарантировать безопасность предлагаемых товаров и услуг. Так, Законы Бразилии и Аргентины устанавливают институт законной гарантии, а Уругвая и Парагвая — только договорной. Кроме того, в Бразилии традиционно ведется Реестр коммерсантов, имеющих магазины, а также опоздавших с выплатой или не вернувших взятый кредит. Данная деятельность направлена на информирование потребителей с целью исключения несправедливого сокрытия подобной информации. Кроме того, государственными органами, осуществляющими защиту потребителей, ведется Реестр поставщиков, на которых потребителями поданы жалобы, а также ежегодно публикуются сведения о том, какие из указанных предприятий рассмотрели поданные на них жалобы и устранили соответствующие нарушения, а какие нет. Поскольку ни одно из предприятий не хочет получать подобного рода рекламу, данный вид деятельности становится действенным средством борьбы с предприятиями, допускающими нарушения прав потребителей, и улучшает положение последних. Прекращение договора согласно гражданским кодексам латиноамериканских стран допускается по достаточно широкому кругу оснований, включающему в себя, в частности, исполнение, новацию, прощение долга, зачет (compensacion), гибель выступающей предметом договорного обязательства вещи, признание договора недействительным, совпадение должника и кредитора в одном лице (confusion) и др. (ст. 1567 ГК Чили; ст. 1625 ГК Колумбии). Современное законодательство о защите прав потребителей предоставляет покупателю определенный период времени после заключения договора (передачи товара) продавцом, в течение которого при определенных условиях покупатель может вернуть полученный товар или расторгнуть заключенный договор. Анализ положений законодательства о защите потребителей латиноамериканских стран позволяет заключить, что никаких особых предписаний насчет расторжения договора, отличающихся от общих оснований, закрепляемых положениями ГК, законодательство этих стран не предусматривает. Так, статья 34 Закона Аргентины N 24.240 говорит о возможности отозвать акцепт. В случаях осуществления покупки на дому, по почте и в других сходных случаях (ст. ст. 32, 33), потребитель имеет право отозвать акцепт в течение пяти дней со дня передачи товара или заключения договора, никакой ответственности для него в этом случае не наступает. Отказ от указанного права потребителем или лишение последнего указанного права третьими лицами не допускается. Продавец обязан письменно проинформировать потребителя о его праве отозвать акцепт во всех, предоставляемых последнему в связи с заключением договора, документах. Такая информация должна быть изложена в понятной и общедоступной форме. Потребитель обязан вернуть продавцу (за его счет) вещь, полученную во исполнение договора. Однако в случае, когда контрактация услуг, включая публичные коммунальные услуги, производилась посредством телефонной, электронной и иных сходных с указанными средств связи, договор может быть расторгнут по выбору потребителя (пользователя) посредством тех средств, с помощью которых он был заключен. Предприятие — получатель заявления потребителя обязано в течение 72 часов с момента получения соответствующего заявления направить по месту жительства потребителя (пользователя) достоверные документы о состоянии его дел (constancia fehaciente). Информация о произведенных действиях подлежат опубликованию в документах, которые предприятие регулярно направляет по месту жительства потребителя (пользователя — ст. 10 Закона N 24.240). Согласно статье 49 Кодекса Бразилии о защите потребителей потребитель в течение семи дней с момента подписания договора или получения товара или услуги, в случае если договор был подписан вне места ведения торговли продавцом, особенно если он был заключен по телефону или в месте жительства покупателя, имеет право расторгнуть договор. Если покупатель использовал указанное право, ему должна быть возвращена уплаченная им цена товара или услуги, если факт оплаты подтвержден каким-либо документом. Предписания уругвайского и парагвайского законодательств носят сходный характер. Так, согласно статье 26 закона Парагвая и статье 16 Закона Уругвая потребитель имеет те же права, что и бразильский потребитель, но деньги ему будут возвращены при условии, что товар или услуга не были испорчены или использованы. Таким образом, можно сделать вывод, что предоставление информации представляет собой непременное условие осуществления надлежащей защиты потребителей, поскольку информация позволяет выбирать товары и услуги и приобретать их. Что касается ответственности за вред, причиненный потребителям товарами, предлагаемыми поставщиками, в странах Латинской Америки интересен опыт Уругвая. До принятия Закона о защите прав потребителей отношения с участием потребителей регулировались соответствующими статьями ГК Уругвая <32>. Однако и сейчас, с принятием Закона, статья 34 отсылает к положениям Кодекса, которые толкуются учеными, занимающимися исследованиями ответственности, различно. Отталкиваясь от одних и тех же статей, они приходят к прямо противоположным выводам относительно того, какая ответственность принесет больше выгод потребителю — договорная или внедоговорная, объективная или субъективная. ——————————— <32> Codigo Civil. Republica Oriental del Uruguay. Ley N 15.821, de 14 de agosto de 1986. URL: http:// www. parlamento. gub. uy/ htmlstat/ pl/ codigos/ CodigoCivil/ 2002/ cod_civil-indice. htm.

Относительно договорной ответственности уругвайскими учеными высказываются следующие мнения. По мнению Х. Гамарры (J. Gamarra), привлечь к ответственности всех лиц, участвующих в процессе производства, продажи и перепродажи товаров, являющихся источниками опасности в условиях современного общества, где товары производятся массово, затруднительно. Поэтому договорная ответственность производителя, продающего произведенные им товары, должна основываться на занимаемом данным производителем на рынке месте. Лицо должно отвечать за то, что произвело товар, а не за то, что оно его продает. Основанием данного утверждения является так называемая теория профессионального риска: каждый, кто выбрасывает в оборот дефектный товар, несет ответственность за тот вред, который этим товаром причинен. На основании статей 1719, 1721 ГК Уругвая, позволяющих расторгнуть договор вследствие обнаружения недостатков товара, делается вывод о возможности применения объективной ответственности к любому субъекту, который причиняет вред произведенным продуктом. Для этого применяется пункт 3 ст. 1719, где законодатель приравнивает продавца, который знал о дефекте товара, к тому, который должен был знать об этом, принимая во внимание факт осуществления им некой деятельности в виде промысла. Кроме того, лицо, занимающееся продажей товаров в виде промысла и являющееся профессиональным коммерсантом, обязано предоставлять возмещение (компенсацию), даже если оно не знало о дефекте. Будучи основанием договорной ответственности, профессионализм производителя сам по себе должен действовать и в том случае, когда производитель непосредственно не состоит в договорных отношениях с потребителем. Таким образом, компенсация становится возможной в случае, когда истинная причина причиненного вреда остается неизвестной, но в качестве таковой предполагаются дефект товара и возможный риск, связанный с его использованием. Требование пострадавшего о компенсации удовлетворяется независимо от того, виновен ли предполагаемый причинитель вреда, на основании созданного риска. Как считает Ф. Пейрано (F. Peirano), для того чтобы объективная договорная ответственность начала действовать, необходимо наличие договора между пострадавшим лицом и лицом, которое должно понести ответственность. Если требование обращено к продавцу, а не к производителю, первый может прибегнуть к гарантии, данной последним. Однако возможна ситуация, когда практически привлечь производителя к ответственности таким образом невозможно, поэтому делается вывод о том, что заключать договор сторонам невыгодно, гораздо выгоднее ответственность внедоговорная <33>. ——————————— <33> Szafir Dora S. Derechos del consumidor y MERCOSUR // La justicia uruguaya, vol. 111, 1995. P. 399 — 406.

Что касается внедоговорной ответственности, она базируется на ответственности, наступающей за изготовление вещей, регулируемой пунктами 1, 6 ст. 1324 и распространяемой на вред, причиненный производственными товарами. За основу данной ответственности принята французская доктрина, согласно которой определенное лицо предполагается осуществляющим надзор за вещью, а в случае причинения вещью вреда предполагается, что надзор осуществлялся не должным образом. Гражданская вина оценивается исходя из обычных потребностей живущего в обществе человека, из обычаев, общепринятых или установленных в сфере определенной профессиональной деятельности <34>. ——————————— <34> Де ла Морандьер Ж. Л. Гражданское право Франции / Пер. с франц. Е. А. Флейшиц. М.: Изд-во иностранной литературы, 1960. С. 434 — 470.

Понятие надзора является ключевым для наступления внедоговорной ответственности по ГК Уругвая (так же как и по ГК Аргентины). Лицо, осуществляющее надзор, рассматривается законодателем как субъект, который пользуется вещью (включая использование в смысле приобретения экономической выгоды) и обращается с ней с осторожностью (в смысле надлежащего обращения, когда лицо вещь контролирует). Согласно представлению Х. Гамарры субъективная ответственность наступает, если лицо ненадлежаще осуществляет любую из указанных разновидностей надзора, поскольку лицо, пользующееся вещью, всегда обращается с вещью с осторожностью. Основываясь на той же самой статье, Ф. Пейрано полагает, что наступающая ответственность будет объективной исходя из того, что к наступлению ответственности ведет не факт выбрасывания дефектного продукта на рынок, а факт его производства. Он также указывает, что, если продукт имеет какой-либо дефект, причина этого в том, что производитель не выполнял свои обязанности должным образом и не проявил качества деловитого производителя, составляющие стандарт его поведения. Расщепление надзора здесь не признается. Решение, предлагаемое Д. Сзафир (D. Szafir), основывается на том, что необходимо исключить субъективную ответственность лица, пользующегося вещью, в экономическом смысле (имеется в виду производитель, независимо от того, является ли он одновременно продавцом, получающим выгоду от выбрасывания произведенного товара на рынок) и ввести объективную ответственность, основываясь на теории создаваемого вещью риска. Лицо же, контролирующее вещь, несет субъективную ответственность и может освободиться от нее, если докажет, что вред возник не по его вине <35>. ——————————— <35> Szafir Dora S. Op. cit.

Итак, в статье 34 Закона Уругвая сказано, что в случае, если дефект или потенциальный риск, связанный с использованием вещи или предоставлением услуги, причиняет потребителю вред, ответственность которая была рассмотрена выше несет поставщик в соответствии с ГК Уругвая. В ГК ответственность поставщиков предполагается солидарной. Данное понимание заимствовано из статьи 40 аргентинского закона N 24.240 в редакции статьи 4 Закона N 24.999. Солидарность ответственности коммерсанта или распространителя появляется в случае, если не представляется возможным установить импортера и производителя, а также если вред причинен вследствие ненадлежащего хранения товара или изменения его исходных характеристик. Последнее представляется логичным, поскольку об ответственности данных лиц можно говорить только в случае, если они имели доступ к внутреннему устройству вещи и возможность внесения изменений. Ответственность лиц свободных профессий может быть как объективной, так и субъективной в зависимости от природы оказываемой услуги. Поставщик не отвечает за вред, явившийся следствием прямых и непосредственных противоправных действий, а также вред, причиненный членам семьи потребителя или лицам, не являющимся членами его семьи (ст. ст. 34 — 36) <36>. ——————————— <36> Подробнее см.: Беликова К. М. Ответственность за вред, причиненный потребителям недоброкачественными товарами, в праве стран МЕРКОСУР // Цивилист. 2011. N 3. С. 17 — 22.

Проведенное исследование позволило сформулировать некоторые общие выводы. 1. Выявлено, что в настоящее время договорное право в странах Латинской Америки развивается в направлении распространения солидаристского императива на определенные массивы законодательных предписаний, направленных на защиту неопределенного круга лиц (всего общества в целом), проявляющегося в провозглашении социальной функции договора, «социальной» направленности гражданско-правовой составляющей антимонопольного законодательства, ориентации императивных норм законодательства в сфере частного права (в частности, законодательства в сфере защиты потребителей) на защиту более слабой стороны правоотношения при одновременной коммерциализации гражданского права вследствие перенесения принципов торгового права в область отношений, регулируемых ранее, на гражданско-правовых началах (например, безвиновная ответственность изготовителя или поставщика товаров и др.). 2. По нашему мнению, внутренним императивом правовой регламентации договорных отношений в странах Латинской Америки, предопределяемым специфическими особенности частноправовой природы договора, выступает тенденция к социализации договорного права. Этот общий вектор правового регулирования находит выражение: 1) в провозглашаемом на уровне гражданских кодексов ограничении принципа автономии воли, свободы договора, свободы действия и поведения участников торгового оборота и сторон договора, а также в запрете определенных условий заключаемых участниками рынка договоров, зафиксированных законодательством об охране конкуренции в неисчерпывающих перечнях условий. В таком ограничении следует усматривать способ преодоления противоречия между тенденцией к монополизации и необходимостью сохранения конкурентной среды, поскольку такие ограничительные нормы имеют однородную направленность, выраженную, с одной стороны, в защите предпринимателей от злоупотреблений монополистов, с другой — в создании условий потребителям для самостоятельного выбора товаров и услуг разных производителей; 2) в дифференцированности правового регулирования договоров в зависимости от состава их участников путем ориентации императивных норм законодательства на защиту более слабой стороны правоотношения. 3. Выявлено, что к настоящему моменту в латиноамериканских странах достигнуто единообразие в сфере регулирования отношений с участием потребителей: 1) в части обеспечения информационной безопасности потребителей на основе представления о том, что получение достоверной, полной и качественной информации — непременное условие осуществления их надлежащей защиты; 2) в части исключения из заключаемых с потребителями договоров несправедливых условий, представленных в перечнях условий, презюмируемых противоправными, во многом их можно признать имеющими схожий характер. Представляется, что указанные особенности правового регулирования можно отнести к числу характерных черт, подчеркивающих социальную функцию договора (на преддоговорном этапе, а также на этапе его заключения, исполнения и в постпродажный период).

Библиография

Концепция внешней политики Российской Федерации // Российская газета. 2000. 11 июля; Концепция внешней политики Российской Федерации, утвержденная 12 июля 2008 г. N Пр-1440 // СПС «КонсультантПлюс». Беликова К. М. Ответственность за вред, причиненный потребителям недоброкачественными товарами, в праве стран МЕРКОСУР // Цивилист. 2011. N 3 (июль — сентябрь). Беликова К. М. Правовое регулирование торгового оборота и кодификация частного права в странах Латинской Америки: Монография. М.: Юстицинформ, 2010. 480 с. Беликова К. М. Принципы европейского договорного права: сочетание подходов континентальной и общей системы права // Сравнительное право. Частноправовое регулирование имущественного оборота в разносистемных правопорядках / Под ред. В. В. Безбаха, В. П. Серегина, Т. П. Данько. М.: ГОУ ВПО «РЭА им. Г. В. Плеханова», 2009. 452 с. Беликова К. М. Создание единообразной латиноамериканской системы договорного права: препятствия и перспективы // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5: Юриспруденция. 2010. N 2(13). Братусь С. Н. Предмет и система советского гражданского права. М., 1963. Гражданское и торговое право зарубежных стран: Учеб. пособие / Под общ. ред. В. В. Безбаха и В. К. Пучинского. М.: МЦФЭР, 2004. Де ла Морандьер Ж. Л. Гражданское право Франции / Пер. с франц. Е. А. Флейшиц. М.: Изд-во иностранной литературы, 1960. Capitulo I de Titulo IV do Libro III «Do Direito das Obrigacoes» // Codigo Civil Brazileiro. Porto Alegre, 1983. Codigo Civil Colombiano, sancionado el 26 de mayo de 1873. URL: http:// www. oas. org/ dil/ esp/ Codigo_ Civil_ Colombia. pdf. Codigo Civil de la Republica de Chile de 1855. URL: http:// www. paginaschile. cl/ biblioteca_juridica/ codigo_civil/ libro_cuarto. htm. Codigo Civil de Venezuela // Gaceta N 2.990 Extraordinaria del 26 de Julio de 1982. URL: http:// fpantin. tripod. com/ index-25.html. Codigo civil do Republica Brasil (2002). (Novo Codigo Civil) Lei N 10.406, de 10.1.2002. Lei Ordinaria // DOFC PUB 11/01/2002, 000001, 1, Diario Oficial da Uniao. URL: http:// www. planalto. gov. br/ ccivil_03/ LEIS/ 2002/ L10406.htm. Codigo Civil. Peru. 1984. Decreto Legislativo N 295. Promulgado 24.07.84 // «El Peruano». 25.07.84. URL: http:// www. congreso. gob. pe/ ntley/ Imagenes/ DecretosLegislativos/ 00295.pdf и http:// www. abogadoperu. com/ codigo — civil — peru — 1984- abogado — ley. php. Codigo Civil. Republica Oriental del Uruguay. Ley N 15.821, de 14 de agosto de 1986. URL: http:// www. parlamento. gub. uy/ htmlstat/ pl/ codigos/ CodigoCivil/ 2002/ cod_civil-indice. htm. Codigo civil federal. Mexico // DOF 26-05-1928 (Ultima reforma publicada el 9 de abril de 2012). URL: http:// www. diputados. gob. mx/ LeyesBiblio/ ref/ ccf. htm. Constitucion de la Nacion Argentina — Sancionada por el Congreso General Constituyente el 1° de mayo de 1853, con las reformas de 1860, 1866, 1898, 1957 y 1994. Texto segun Ley 24430, peblicada en el Boletin Oficial en el Suplemento del 10/1/1995 (Promulgada por Decreto 3/1995) // Base de Datos de Honorable Camara de Diputados de la Nacion. URL: http:// www3.hcdn. gov. ar/ folio — cgi — bin/ om_isapi. dll? clientID= 3073386899&infobase;= constra. nfo&record;= {7FF67B87}&softpage;= Document42. Lei N 8.078 del 11/09/90 — Codigo de Defesa do Consumidor // DOU 12/09/1990, Suplemento. URL: http:// www. consumidorbrasil. com. br/ consumidorbrasil/ textos/ legislacao/ cdc. htm. Ley 340 Sancion del Codigo Civil de la Nacion Argentina de 1869 // R. N. 1863/69. Fecha Pub.01/ 10/ 1869. URL: http:// www. boletinoficial. gov. ar/ BuscadoresPrimera/ BusquedaAvanzada. castle? dest= &page;=3 и http:// www. codigocivilonline. com. ar. Ley Nacional de Defensa del Consumidor N 24.240 del 22 de septiembre de 1993 // B. O. 15/10/1993 (действует в ред. Закона N 26.361 2008). URL: http:// www. boletinoficial. gov. ar/ BuscadoresPrimera/ BusquedaAvanzada. castle? dest= или URL: http:// www. proconsumer. org. ar/. Ley N 1.334 del 27 de octubre de 1998 — Ley de defensa del consumidor y del usuario (Paraguay). URL: http:// www. cerneco. org. py/ index. php? option= com_content&view;= article&id;= 195&Itemid;=31. Ley N 17.250 del 17/8/2000 — Ley de Relaciones de Consumo. // D. O. 17/08/2000. URL: http:// www. informatica-juridica. com/ anexos/ anexo1558.asp. Ley N 22.802 de Lealtad Comercial, de 5 de mayo de 1983 // B. O. 11/05/1983. URL: http:// www. boletinoficial. gov. ar/ BuscadoresPrimera/ BusquedaAvanzada. castle? dest=. Proyecto de codigo civil de 1998. Nota elevacion. URL: http:// www. biblioteca. jus. gov. ar/ Nota-Elevacion. pdf; Proyecto de Codigo Civil. Comision creada por Decreto 685/95. Fundamentos. URL: www. cnv. gov. ar/ FirmasDig/ NuevoCodCivilArtsDigitalizacion. htm. Resolucion SCDDC N 53/03. URL: http:// www. proconsumer. org. ar. Valorizacion mensual de la Canasta Basica Alimentaria y de la Canasta Basica Total. Aglomerado Gran Buenos Aires — agosto de 2007. URL: http:// www. indec. mecon. gov. ar/ nuevaweb/ cuadros/ 74/ canasta_09_07.pdf. Dromi R., Ekmekdjian M. A., Rivera J. A. Derecho Comunitario. Regimen del Mercosur. Buenos Aires, Ed. Ciudad Argentina, 1995. Ley N 24.240 — La Ley de Defensa del Consumidor comentada por consumidores. URL: http://www. proconsumer. org. ar. Martinez Miltos L. El nuevo Codigo Civil Paraguayo y el Codigo de Velez Sarsfield, in S. Schipani (a cura di), Dalmacio Velez Sarsfield e il diritto latinoamericano (Roma e America. Collana di studi giuridici latinoamericani, 5), Cedam, Padova, 1991, 585 ss.; Moisset de Espanes L. El Codigo civil Paraguayo de 1987 // A. D.C., T. XLIV, 1991-III. Szafir Dora S. Derechos del consumidor y MERCOSUR // La justicia Uruguaya, vol. 111, 1995.

——————————————————————