Разрешение практических проблем признания права муниципальной собственности на бесхозяйное движимое имущество
(Аникина М. В.) («Государственная власть и местное самоуправление», 2012, N 7)
РАЗРЕШЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ПРИЗНАНИЯ ПРАВА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА БЕСХОЗЯЙНОЕ ДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО <*>
М. В. АНИКИНА
——————————— <*> Anikina M. V. Solving of practical issues of recognition of municipal property right on ownerless movable property.
Аникина Марина Владиславовна, аспирант Пермского государственного национального исследовательского университета (г. Пермь).
В статье рассматриваются практические проблемы признания права муниципальной собственности на бесхозяйное движимое имущество в отсутствие должного нормативного регулирования процедуры. Предлагается конкретная последовательность действий, направленных на признание муниципалитетами права на бесхозяйные движимые вещи.
Ключевые слова: бесхозяйное движимое имущество, признание права собственности, находка, брошенная вещь.
The article covers applicative issues of municipal ownership of ownerless chattels declaration in absence of the procedure’s due statutory regulation. A certain execution sequence is given to recognize municipal ownership of the ownerless chattels.
Key words: ownerless chattels, declaration of ownership, finding, waif.
Такой специфический способ формирования муниципальной собственности, как признание права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество, в целом заслуживает отдельного внимания. Бесхозяйной Гражданский кодекс Российской Федерации <1> признает вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. ——————————— <1> Гражданский кодекс Российской Федерации, ст. 225 // СПС «КонсультантПлюс».
Определив в ст. 225 Кодекса понятие бесхозяйной вещи, законодатель в последующих частях статьи акцентирует внимание на недвижимых вещах, порядке признания на них права муниципальной собственности. Процедуре признания права муниципальной собственности законодатель, на взгляд автора, необоснованно не уделяет должного внимания. Вместе с тем у муниципалитетов нередко встают вопросы о необходимости признания права собственности на движимые бесхозяйные вещи, например, комплектные трансформаторные подстанции, принимающие электроэнергию непосредственно от высоковольтных линий электропередачи и передающие ее в последующем потребителям. Подобные вещи необходимы муниципальному образованию для решения вопросов местного значения, их необходимо содержать и обслуживать, в связи с чем вопрос о принятии таких вещей в муниципальную собственность зачастую стоит очень остро. С целью оптимизации работы по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные движимые вещи автор предлагает свое суждение относительно порядка признания права. К видам бесхозяйных движимых вещей Кодекс относит брошенные вещи (ст. 226 ГК РФ), находки (ст. 227 ГК РФ), безнадзорных животных (ст. 230 ГК РФ), клады (ст. 233 ГК РФ). В случае с комплектными трансформаторными подстанциями уместно вести речь о брошенных вещах либо о находке. При этом различие между брошенной вещью и находкой будет заключаться в отношении собственника (гипотетического) к такой вещи. В связи с этим брошенными признаются вещи, любым образом оставленные собственником с целью отказа от права собственности, находкой признается вещь, выбывшая из владения собственника помимо его воли вследствие потери. Для определения процедуры принятия объектов в муниципальную собственность необходимо установить, чем именно является объект — брошенной вещью или находкой. Гражданский кодекс Российской Федерации делит все брошенные вещи на две категории — малоценные вещи (менее 5 минимальных размеров оплаты труда) и другие брошенные вещи (т. е. более 5 минимальных размеров оплаты труда). Для приобретения права собственности на малоценные вещи лицу, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, достаточно приступить к их использованию или совершить иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность. Это имеет смысл, если брошенная вещь находится на земельном участке, принадлежащем муниципальному образованию (муниципальному предприятию, учреждению) на каком-либо праве либо собственность на который не разграничена. Для этого, во-первых, необходимо достоверно установить, что стоимость вещи меньше 5 минимальных размеров оплаты труда, для чего представляется необходимым проведение оценки, а во-вторых, необходимо установить субъект, обладающий правами на земельный участок, через который будет приниматься объект в собственность (муниципальное предприятие, учреждение). Для приобретения вещи стоимостью более 5 минимальных размеров оплаты труда необходимо также проведение оценки для установления того, что стоимость вещи более 5 минимальных размеров оплаты труда. Кроме того, требуется, во-первых, вступление во владение вещью и, во-вторых, решение суда о признании вещи бесхозяйной. Право на подачу соответствующего заявления в суд имеет владелец. Продолжительность владения не играет роли. Порядок признания брошенной вещи бесхозяйной по заявлению лица — фактического владельца установлен главой 33 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Заявление о признании движимой вещи бесхозяйной подается в суд лицом, вступившим во владение ею, по месту жительства или месту нахождения заявителя. В заявлении о признании движимой вещи бесхозяйной должно быть указано, какая движимая вещь подлежит признанию бесхозяйной, должны быть описаны ее основные признаки, а также приведены доказательства, свидетельствующие об отказе собственника от права собственности на нее, и доказательства, свидетельствующие о вступлении заявителя во владение этой вещью. Судья при подготовке дела к судебному разбирательству выясняет, какие лица (собственники, фактические владельцы и др.) могут дать сведения о принадлежности имущества, а также запрашивает об имеющихся о нем сведениях соответствующие организации. Суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею. Таким образом, для подачи заявления в суд о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в муниципальную собственность необходимы следующие документы и информация: 1) подробное описание вещи, основные признаки (цвет, параметры, свойства и т. п.), возможно с приложением фотографий; 2) документы, определяющие примерную стоимость объекта (это может быть справка торгово-промышленной палаты); 3) выписка из реестра федеральной собственности; 4) выписка из реестра краевой собственности; 5) выписка из реестра муниципальной собственности <2>; ——————————— <2> Все выписки должны быть с информацией об отсутствии объекта в соответствующем реестре.
6) документы, подтверждающие факт пользования объектом (акты проверок, технические паспорта на сети, документы, подтверждающие обслуживание, и т. д.). Если квалифицировать бесхозяйную вещь находкой, принятие ее в муниципальную собственность возможно следующим образом. Нашедший потерянную вещь обязан немедленно уведомить об этом лицо, потерявшее ее, или собственника вещи, или кого-либо другого из известных ему лиц, имеющих право получить ее, и возвратить найденную вещь этому лицу, в отсутствие подобных сведений нашедший вещь обязан заявить о находке в милицию или в орган местного самоуправления. При этом нашедший вещь вправе сдать ее на хранение в милицию, орган местного самоуправления. Если в течение шести месяцев с момента заявления о находке в милицию или в орган местного самоуправления лицо, управомоченное получить найденную вещь, не будет установлено или само не заявит о своем праве на вещь нашедшему ее лицу либо в милицию или в орган местного самоуправления, нашедший вещь приобретает право собственности на нее. Если нашедший вещь откажется от приобретения найденной вещи в собственность, она поступает в муниципальную собственность <3>. ——————————— <3> Гражданский кодекс Российской Федерации, ст. 227, 228 // СПС «КонсультантПлюс».
Иными словами, обобщая изложенное, можно предложить следующий порядок. Администрация района, на территории которого найдена вещь, обращается с заявлением о находке в орган местного самоуправления — администрацию города, принимает вещь на хранение (возможно, путем заключения договора ответственного хранения, поскольку вещь по закону может быть передана на хранение органу местного самоуправления, существует возможность выделения соответствующих средств). В дальнейшем информация о находке публикуется в официальном печатном издании муниципального образования и (или) на официальном сайте. В г. Перми, к примеру, такая публикация возможна в Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования г. Пермь <4>. ——————————— <4> Положение об Официальном бюллетене утверждено решением Пермской городской Думы от 26.09.2006 N 255 «Об утверждении печатного средства массовой информации «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования «Город Пермь».
По истечении 6 месяцев с момента заявления о находке, если лицо, управомоченное получить найденную вещь, не будет установлено или само не заявит о своем праве на вещь, издается правовой акт о принятии вещи в муниципальную собственность, который также публикуется в печатном издании и (или) на официальном сайте. Грань между брошенной вещью и находкой достаточно размыта, поскольку уполномоченному органу может быть не известно, намеренно собственник отказался от вещи или это произошло помимо его воли, однако автору представляется более логичным считать рассматриваемые вещи брошенными. Кроме того, вариант с признанием права через суд представляется менее оспоримым.
Литература
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. 2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации. 3. Решение Пермской городской Думы от 26.09.2006 N 255 «Об утверждении печатного средства массовой информации «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования «Город Пермь».
——————————————————————