Возникновение права собственности по приобретательной давности

(Сулейманова Р. А.) («Бюллетень нотариальной практики», 2011, N 2)

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ ПО ПРИОБРЕТАТЕЛЬНОЙ ДАВНОСТИ

Р. А. СУЛЕЙМАНОВА

Сулейманова Р. А., МГЮА имени О. Е. Кутафина.

Вопросы, связанные с приобретательной давностью, актуальны не только в области гражданского права, но и в области правоприменения. До сих пор возникают проблемы с установлением начала течения срока приобретательной давности, момента регистрации права на недвижимое имущество. В российском Гражданском кодексе срок приобретательной давности на недвижимое имущество равен 15 годам, а на иное имущество — пяти годам, при условии добросовестного, непрерывного и открытого владения этим имуществом как своим. При разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее: — давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности. По данному поводу высказался К. И. Скловский, по мнению которого «наиболее строгое понимание добросовестности сводится к требованию непременного наличия у владельца основательной уверенности, что вещь принадлежит ему на праве собственности» <1>. По мнению Е. Богданова, «Добросовестность покупателя, который не знал и не мог знать о незаконности предыдущей сделки, может подтверждаться предоставленным в суд договором, платежными документами по сделке. Некоторые обстоятельства приобретения могут вести к выводу о недобросовестности приобретателя. Например, если имущество приобретается по цене очевидно ниже стоимости» <2>; ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Монография К. И. Скловского «Собственность в гражданском праве» включена в информационный банк согласно публикации — Статут, 2008 (4-е издание, переработанное и дополненное). —————————————————————— <1> Скловский К. И. Собственность в гражданском праве. М., 2000. С. 261. <2> Богданов Е. Категория «добросовестность» в гражданском праве // Российская юстиция. 1999. N 9. С. 12.

— давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества; — давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности <3>. ——————————— <3> См.: п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».

Право собственности на недвижимое имущество в силу приобретательной давности может быть признано на имущество: 1) находящееся в собственности добросовестного приобретателя; 2) полученное в порядке наследства; 3) зарегистрированное в порядке бесхозяйной вещи. Добросовестный приобретатель не знал и не мог знать о том, что он является незаконным владельцем имущества, тем не менее он добросовестно, открыто, непрерывно владеет имуществом как своим собственным. Открытое владение имуществом предполагает не только личное владение или пользование имуществом, но и передачу его в аренду, залог и т. д. Течение срока приобретательной давности не может начаться до тех пор, пока не истек срок исковой давности по иску об истребовании имущества из незаконного владения лица, у которого оно находится (п. 4 ст. 234 ГК РФ). По общему правилу течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (ст. 200 ГК РФ). На виндикационный иск распространяется общий срок исковой давности в три года (ст. 196 ГК РФ). Таким образом, в тех случаях, когда имущество может быть истребовано у лица на основании ст. 301 и 305 ГК РФ, срок исковой давности равняется трем годам, а срок «ожидания» составляет 8 и 18 лет соответственно. В соответствии с п. 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 февраля 1998 г. N 8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» иск собственника об истребовании имущества у добросовестного приобретателя, который приобрел имущество по возмездной сделке у лица, не имеющего права его отчуждать, может быть удовлетворен лишь в случаях, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому было передано собственником во владение, либо похищено у того или у другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли. При этом собственник должен доказать, что имущество выбыло из его владения или владения лица, которому имущество было передано собственником во владение, в силу указанных обстоятельств. Однако помимо указанных выше ситуаций возможно приобретение права собственности по давности владения и на бесхозяйное имущество. Данная позиция нашла подтверждение в п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 25 февраля 1998 г. N 8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» <4>. Как отмечено в указанном пункте, «согласно статьям 225 и 234 ГК РФ право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено как на бесхозяйное имущество, так и на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу». ——————————— <4> Вестник ВАС РФ. 1998. N 10.

В этой связи К. И. Скловский предлагает дифференцировать приобретательную давность в зависимости от добросовестности приобретения имущества. Он считает допустимым приобретение имущества недобросовестным владельцем при условии установления увеличенного давностного срока <5>. ——————————— <5> См.: Скловский К. И. Отношения собственника с незаконным владельцем и приобретательная давность // Хозяйство и право. М., 2001. N 5. С. 116 — 119.

С точки зрения М. Г. Масевич <6>, недобросовестный приобретатель (т. е. лицо, знающее о незаконности своего владения) может стать собственником, если владение осуществляется им добросовестно. Данная трактовка добросовестности согласуется с п. 4 ст. 234. Из него вытекает, что лицо, из владения которого вещь может быть истребована на основании ст. 301 и 305 ГК, в принципе способно приобрести ее по давности владения. Эти статьи посвящены лицу, незаконно владеющему чужой вещью. С точки зрения указанных исследователей знание о незаконности своего владения не исключает добросовестности. Исключение должно быть сделано для случаев, когда владение является незаконным потому, что оно было установлено в результате нарушения норм уголовного права (например, подделки правоустанавливающих документов). ——————————— <6> См.: Масевич М. Г. Основания приобретения права собственности на бесхозяйные вещи // Проблемы современного гражданского права / Под ред. В. Н. Литовкина, В. А. Рахмиловича. М., 2000. С. 189.

Согласно ст. 225 и 234 ГК РФ право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено как на бесхозяйное имущество, так и на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу <7>. ——————————— <7> См.: п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».

При разрешении споров, связанных с возникновением права собственности на имущество в силу приобретательной давности, следует исходить из того, что согласно п. 4 ст. 234 ГК РФ течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со ст. 301 и 305 ГК РФ, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям. Согласно ст. 131, 223 ГК РФ право собственности на недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации. Следовательно, для того чтобы приобрести право собственности, недостаточно выполнить требования ст. 234 ГК РФ, поскольку это право в силу приобретательной давности само по себе возникнуть не может. Необходима государственная регистрация этого права. Основанием государственной регистрации в данном случае является факт приобретательной давности, установленный в предусмотренном законом порядке (п. 3 ст. 6 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»). В соответствии со ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависят возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан и организаций, в том числе об установлении факта владения и пользования недвижимым имуществом. Интересным является тот факт, что проект ГПК РФ, принятый Государственной Думой РФ в первом чтении 14 июня 2001 г., предусматривал формулировку, более соответствующую ст. 234 ГК РФ, а именно предусматривал установление факта добросовестного и открытого владения имуществом как своим собственным <8>. Однако в науке все еще нет единого мнения по поводу момента приобретения права собственности. Одни ученые считают, что моментом получения права собственности является момент вынесения судебного решения, подтверждающий факт добросовестного, открытого и непрерывного владения имуществом как своим, и это подтверждается п. 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 февраля 1998 г. N 8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»: «…решение суда об удовлетворении заявления о признании права собственности в силу приобретательной давности является основанием для регистрации уполномоченным органом права собственности на недвижимое имущество». Буквальное толкование названного положения дает нам основание заключить, что используемый в нем оборот «для регистрации уполномоченным органом права собственности лица на недвижимое имущество» вполне обоснованно может означать регистрацию непосредственно самого права собственности, и никак не возникновения этого права. Однако другие ученые считают, что моментом возникновения права собственности на недвижимое имуществом является момент государственной регистрации этого имущества, и это утверждение опирается на ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», согласно которым государственная регистрация определяется как единственное и исчерпывающее доказательство существования прав на недвижимость. В данном вопросе более правильным представляется подход, согласно которому право собственности у лица в силу приобретательной давности возникает с момента вступления в силу решения суда и подлежит государственной регистрации, которая в данном случае будет иметь значение лишь правоподтверждающего (или удостоверяющего), но не правопорождающего (или правообразующего) юридического факта. Тем не менее регистрация права собственности на основании судебного акта не является препятствием для оспаривания зарегистрированного права другими лицами, считающими себя собственниками этого имущества <9>. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Монография Н. В. Карловой, Л. Ю. Михеевой «Приобретательная давность и правила ее применения» включена в информационный банк. —————————————————————— <8> См.: Карлова Н. В., Михеева Л. Ю. Приобретательная давность и правила ее применения: Практическое пособие. М.: Изд-во «Палеотип», 2002. <9> См.: п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».

Такой подход позволяет рассматривать государственную регистрацию с позиций решаемых данным институтом задач, а именно как отражение в реестре для неограниченного круга лиц достоверной и исчерпывающей информации о правовом статусе недвижимости, его изменении или прекращении.

——————————————————————