Запретить видеосъемку в арбитражных судах можно будет только при наличии в материалах дела государственной или коммерческой тайны
(Керенский И. В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2012)
Подготовлен для системы КонсультантПлюс
ЗАПРЕТИТЬ ВИДЕОСЪЕМКУ В АРБИТРАЖНЫХ СУДАХ МОЖНО БУДЕТ
ТОЛЬКО ПРИ НАЛИЧИИ В МАТЕРИАЛАХ ДЕЛА ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ИЛИ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 10 сентября 2012 года
И. В. КЕРЕНСКИЙ
На сайте Высшего Арбитражного Суда РФ размещен проект Постановления Пленума ВАС РФ «Об обеспечении гласности в арбитражном процессе» (далее — проект). В документе даны разъяснения по вопросам применения ст. 11 АПК РФ. Некоторые положения проекта окончательно не сформулированы и содержат альтернативные варианты. Ниже будут рассмотрены только те разъяснения, которые в данной редакции проекта не имеют альтернатив.
Кино-, видео-, фотосъемка и трансляция судебного заседания
по радио, телевидению и в сети Интернет
Согласно проекту проводить кино-, видео-, фотосъемку и трансляцию судебного заседания (далее — съемка и трансляция) могут любые лица, присутствующие на заседании. При этом неважно, являются они участниками дела или просто слушателями. Единственное условие для осуществления ими данных действий — удовлетворение председательствующим судьей ходатайства о проведении съемки и трансляции. Участники судебного разбирательства вправе заявить такое ходатайство как письменно, так и устно. Оно может быть заявлено до начала заседания либо во время его проведения. Лица, присутствующие на заседании, но не являющиеся участниками, могут заявить указанное ходатайство только в ходе заседания.
В проекте дается толкование ч. 7 ст. 11 АПК РФ, которая предусматривает, что только председательствующий имеет право разрешить или запретить съемку и трансляцию. Эта норма трактуется таким образом: поскольку по общему правилу судебные заседания проводятся в открытой форме, соответственно, съемку и трансляцию можно запретить только при рассмотрении дел, разбирательство по которым осуществляется в рамках закрытого судебного заседания. Однако для лиц, содействующих правосудию, сделано исключение: судья, рассматривающий дело в рамках открытого заседания, вправе определить, что отдельные процессуальные действия с их участием не подлежат фото — и видеосъемке.
В определении об отказе в удовлетворении ходатайства о проведении съемки и трансляции должны быть указаны мотивы, которыми руководствовался суд при вынесении данного решения. Основанием для отказа не может быть нежелание лиц, участвующих в деле, допустить широкую огласку обстоятельств дела или разглашение не засекреченных в установленном порядке сведений, которые касаются деятельности участников процесса.
В проекте указано, что нарушение требований ч. 7 ст. 11 АПК РФ не является основанием для отмены судебного акта, если не будет установлено, что такое нарушение привело или могло привести к принятию судом неправильного решения, постановления.
Осуществление съемки и трансляции без разрешения председательствующего судьи является нарушением порядка проведения судебного заседания. К лицам, совершающим данное правонарушение, могут применяться меры ответственности, предусмотренные ч. 4 и 5 ст. 154 АПК РФ.
Результаты проведения кино-, видео — и фотосъемки судебного заседания могут быть приобщены к материалам дела. Однако такое приобщение допускается только при наличии разрешения арбитражного суда на проведение съемки, что подтверждается отметкой в протоколе заседания.
Осуществление звукозаписи
В соответствии с ч. 7 ст. 11 АПК РФ лица, присутствующие на открытом судебном заседании, вправе фиксировать его проведение посредством звукозаписи. При этом, как указано в проекте, такое право им предоставляется без специального разрешения судьи. Данные лица могут не уведомлять судью об использовании звукозаписывающих устройств. Аудиозапись судебного заседания может быть приобщена к материалам дела.
Рассмотрение дел в рамках закрытого судебного заседания
В проекте разъясняется, какие действия должен предпринять арбитражный суд при наличии в материалах дела сведений, составляющих государственную тайну, и сведений, являющихся коммерческой или иной охраняемой законом тайной.
Если предполагается, что проведение открытого судебного заседания может повлечь разглашение государственной тайны, то арбитражный суд вправе принять решение о проведении закрытого заседания. В соответствии со ст. 4 и 9 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне» суд не вправе самостоятельно определять, правомерно ли те или иные сведения отнесены к государственной тайне.
Отсутствие допуска к государственной тайне у лиц, участвующих в деле, их представителей, экспертов, специалистов, свидетелей или переводчиков не является основанием для их отстранения от участия в заседании. Однако судья предупреждает указанных лиц об уголовной ответственности за разглашение сведений, составляющих государственную тайну, под расписку, которая включается в материалы дела.
В отношении коммерческой или иной охраняемой законом тайны установлен другой порядок. Суд может рассматривать дело в рамках закрытого заседания только по ходатайству участвующего в деле лица. При этом судья не вправе по собственной инициативе принимать решение о проведении закрытого заседания в связи с сохранением коммерческой или иной охраняемой законом тайны.
При рассмотрении ходатайства о проведении закрытого судебного заседания судья должен установить, введен ли в отношении заявленной информации режим коммерческой тайны. Данный режим считается введенным после принятия обладателем информации всех мер по ее охране, перечисленных в ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне».
Проект планируется рассмотреть на заседании Президиума ВАС РФ 20 сентября 2012 г., после чего будет вестись его подготовка к представлению на утверждение Пленумом ВАС РФ.
Ознакомиться с документом можно по ссылке: http://www. arbitr. ru/vas/presidium/prac/59992.html.
——————————————————————