Минэкономразвития России предлагает наделить арбитражных управляющих дополнительными полномочиями

(Керенский И. В.)

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2011)

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ ПРЕДЛАГАЕТ НАДЕЛИТЬ

АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 23 сентября 2011 года

И. В. КЕРЕНСКИЙ

На сайте Минэкономразвития России опубликован проект изменений, которые предлагается внести в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и ряд других законов. Авторы законопроекта предлагают расширить полномочия арбитражных управляющих в сфере сбора информации и позволить им получать сведения об имуществе и имущественных правах руководителя должника и других лиц. Также предлагается изменить правила принятия решения об обращении в арбитражный суд с заявлением об оспаривании сделок должника.

На сайте Минэкономразвития России был опубликован законопроект [1], направленный на увеличение объема полномочий арбитражных управляющих по сбору информации о должнике и руководстве должника в рамках процедуры банкротства.

Первым нововведением законопроекта будет увеличение объема сведений, которые арбитражные управляющие смогут собирать в рамках процедуры банкротства. Предлагается предоставить арбитражным управляющим возможность получать необходимые сведения не только об имуществе и имущественных правах должника, но также и об имуществе и имущественных правах руководителя должника или о любых иных лицах (не уточняется, юридических или физических), если будут основания полагать, что у них имеются документы или имущество, ранее принадлежавшие должнику.

Сведения можно будет запрашивать у любых физических, юридических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления. Для получения таких сведений предусмотрено обязательное участие арбитражного суда: арбитражные управляющие должны будут обратиться в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, с ходатайством о запросе сведений. Непосредственно запрос будет осуществлять арбитражный суд.

Параллельно с предоставлением дополнительных полномочий арбитражным управляющим предлагается ввести административную и уголовную ответственность за непредставление, несвоевременное представление сведений по запросу арбитражного суда и арбитражного управляющего или за искажение таких сведений. Так, максимально строгое уголовное наказание предполагается установить за представление заведомо ложных сведений, если это деяние причинило крупный ущерб. В таком случае виновному грозит наказание до десяти лет лишения свободы с уплатой штраф в размере до 500 тыс. руб.

В связи с тем что арбитражные управляющие получат доступ к сведениям, имеющим повышенное значение для должника, законопроектом предлагается внести изменения в ряд законов, касающихся порядка предоставления различных видов сведений. Например, арбитражные управляющие будут включены в перечень лиц, обязанных сохранять налоговую и банковскую тайны, получат доступ к закрытой части кредитных историй. Госорганы, регистрирующие права на недвижимое имущество, обязаны будут сообщать арбитражному управляющему о любых сделках должника с недвижимым имуществом, совершенных за три года до даты запроса, а также об объектах недвижимого имущества, приобретенных в этот срок.

Другим нововведением законопроекта станет изменение порядка оспаривания сделок должника. Во-первых, такое право получат конкурсные кредиторы, сумма требований которых более одного процента от общего размера задолженности. При определении общего размера задолженности не учитывается размер требований того кредитора, чья сделка с должником оспаривается, а также размер требований его аффилированных лиц. Во-вторых, при голосовании собрания кредиторов либо комитета кредиторов по вопросу обращения в арбитражный суд с заявлением об оспаривании сделок должника не учитываются голоса кредитора, сделку с которым планируется оспорить, и его аффилированных лиц. В-третьих, если арбитражный управляющий вопреки решению собрания (комитета) кредиторов не подает в арбитражный суд заявление об оспаривании сделки должника, заявление сможет подать представитель собрания (комитета) кредиторов или иное уполномоченное таким собранием лицо.

Еще одной новацией законопроекта будет возможность для лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, заявить ходатайство о проведении экспертизы в целях выявления признаков преднамеренного банкротства. Напомним, что к таким лицам относятся представитель собрания (комитета) конкурсных кредиторов, учредители (участники) должника, представители работников должника и иные лица (полный перечень содержится в п. 1 ст. 35 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). Расходы на проведение подобной экспертизы будет нести заявитель.

Документ:

[1] Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования механизмов, способствующих выявлению признаков преднамеренного банкротства, а также расширения полномочий арбитражного управляющего, направленных на возврат активов должника, отчужденных в преддверии банкротства».

Ознакомиться с текстом законопроекта можно по адресу: http://www. economy. gov. ru/minec/activity/sections/corpmanagment/bankruptcy/doc20110907_08.

——————————————————————