Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности в проекте части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (криминологический аспект)

(Андреева Л. А.) («Безопасность бизнеса», 2012, N 3)

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЕКТЕ ЧАСТИ ПЕРВОЙ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ) <*>

Л. А. АНДРЕЕВА

——————————— <1> Andreeva L. A. Organizational and legal forms of business activities in the project of the part one of the Russian civil code (criminological aspect).

Андреева Любовь Александровна, кандидат юридических наук, доцент Новгородского филиала Российского государственного гуманитарного университета (г. Великий Новгород).

Реформирование гражданского законодательства так или иначе затрагивает иные отрасли, в том числе отдаленные от цивилистики по предмету и методам регулирования. В статье исследуются организационно-правовые формы предпринимательской деятельности в Проекте части первой Гражданского кодекса РФ в криминологическом ракурсе.

Ключевые слова: реформирование гражданского законодательства, криминология, организационно-правовые формы предпринимательской деятельности, уголовное законодательство.

Reforming of civil legislation anyway affects other branches, including distant from civilistics in object and methods of regulation ones. The article examines organizational and legal forms of business activities in the Project of the Part one of the Russian Civil code in criminological foreshortening.

Key words: reforming of civil legislation, criminology, organizational and legal forms of business activities, criminal legislation.

Правовая составляющая безопасности предпринимательства включает в себя несколько критериев, среди которых определяющими являются гражданско-правовые отношения. Данные показатели определяют степень охвата всех сфер предпринимательской деятельности юридической поддержкой, а также качество правового обеспечения юридической стороны договорных обязательств фирмы, эффективной защиты в конфликтных ситуациях, а также уровень юридического обеспечения с целью предотвращения возможных ущербов бизнесу <1>. Проект изменений в раздел I Гражданского кодекса РФ <2> предполагает внесение существенных изменений в организационно-правовые формы предпринимательской деятельности, порядок организации, преобразования и ликвидации хозяйствующих субъектов. Внесение изменений в гражданское законодательство неизбежно потребует дополнений в уголовное законодательство, так как недостаточно урегулировать правовые отношения, важно обеспечить защиту и надлежащее исполнение этих отношений. ——————————— <1> Андреева Л. А. Безопасность предпринимательства в субъекте Российской Федерации (правовой аспект) // Социально-экономическое развитие регионов России: проблемы теории и практики: Материалы межрегиональной научно-практической конференции / Ред. кол. Г. З. Тищенкова и др. Смоленск: Смоленский гуманитарный университет, 2010. С. 122. <2> Проект изменений в раздел I Гражданского кодекса РФ (по сост. на 7 декабря 2010 г.). URL: http://arbitr. ru.

Анализ недостатков и резервов комплекса мер по обеспечению правовой безопасности предпринимательства в целом включает в себя следующие элементы: определение перечня негативных воздействий по каждому направлению безопасности объекта предпринимательства; разделение объективных и субъективных негативных воздействий правового характера; формирование списка мер, которые были предприняты к моменту проведения оценки уровня безопасности для устранения влияния негативных воздействий; определение причин недостаточной эффективности мер, принятых для устранения уже имеющихся воздействий и предотвращения возможных рейдерских атак; оценка эффективности принятых мер с точки зрения нейтрализации воздействий рейдеров; определение перечня ожидаемых негативных воздействий. В список включаются воздействия, которые не удалось устранить, а также те, которые могут появиться в будущем, например влияние административного ресурса на рейдерский захват бизнеса <3>. В Проект новой редакции Гражданского кодекса РФ вносятся дополнения, которые повлекут существенные изменения как в определении понятия предпринимательской деятельности, государственной регистрации юридических лиц, государственной регистрации недвижимого имущества и сделок с ним, форм организации хозяйственной деятельности. Вместе с тем проведенный автором анализ Проекта Гражданского кодекса РФ вызывает опасения возникновения новых криминогенных рисков и рейдерских атак. ——————————— <3> Андреева Л. А. Указ. соч. С. 123.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 ГК РФ в действующей редакции законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Вместе с тем осуществление на свой риск предпринимательской деятельности регулируется государством в виде требования соблюдения организационно-правовых форм деятельности. Проект ГК РФ в значительной мере сузил способы организации предпринимательской деятельности, отграничил коммерческие и некоммерческие формы деятельности и определил основные организационно-правовые формы. В соответствии с ч. 2 ст. 48 Проекта ГК РФ юридическое лицо должно быть зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм. В ч. 2 ст. 50 Проекта ГК РФ указаны основные организационно-правовые формы организации деятельности коммерческих организаций: юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Такой криминологический прием нормативного регулирования, возможно, получит положительный результат, как и положения ст. 50.1 «Решение о создании юридического лица» Проекта ГК РФ, определившей порядок принятия такого решения. В Проекте предусматривается, что в случае учреждения юридического лица одним лицом решение о его создании принимается этим лицом единолично, а в случае создания юридического лица двумя или более учредителями указанное решение принимается всеми учредителями единогласно. Из оснований образования и порядка регистрации юридического лица, перечисленных в Проекте ГК РФ, полагает автор, создается среда для упорядочения предпринимательской деятельности, обеспечивается прозрачность и последовательность действий по образованию юридического лица, исключаются внутренний конфликт и риски рейдерского захвата. В ч. ч. 1, 3, 6 ст. 52 Проекта ГК РФ определен основной документ, утверждаемый хозяйствующим субъектом. Юридическое лицо действует на основании устава, который утверждается его учредителями (участниками). Хозяйственное товарищество действует на основании учредительного договора, который заключается его участниками и имеет юридическую силу устава. Изменения устава приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, — с момента уведомления органа юстиции, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Однако юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений. Это уточнение, возможно, получит криминологический эффект, так как действия рейдеров нередко начинаются с манипуляций с уставом хозяйствующего субъекта, в том числе преступные деяния в виде фальсификации документов. С внесением с п. 1 ст. 8 Проекта ГК РФ нового основания возникновения гражданских прав и обязанностей «из решений собраний в случаях, предусмотренных законом» эта норма наряду с уставом, несомненно, будет использоваться рейдерами с целью захвата бизнеса. В ст. 57 Проекта ГК РФ устанавливается запрет, имеющий криминологическое значение: реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то уставом. Проект не допускает преобразование коммерческих организаций в некоммерческие и некоммерческих организаций в коммерческие. Определенность статуса юридического лица обеспечивается и разделительным балансом (ст. 59 Проекта ГК РФ), необходимым для регистрации вновь возникающих юридических лиц. Законодатель в ст. 65.1 Проекта ГК РФ устанавливает деление юридических лиц на корпоративные и унитарные организации. К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации граждан, ассоциации и союзы. Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными организациями. К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, а также религиозные организации. Согласно ст. 66 Проекта ГК РФ объем правомочий участников хозяйственного общества определяется пропорционально их долям в уставном капитале общества. Имеется запрет, заключающийся в том, что хозяйственное общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. Эти положения устранят криминологические риски в случаях, когда рейдерские атаки становятся основной деятельностью юридического лица. Статья 66 Проекта ГК РФ определила организационно-правовые формы для хозяйственного товарищества в форме полного товарищества или товарищества на вере (коммандитного товарищества), а хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью. Законодатель предлагает установить ограничение для государственных органов и органов местного самоуправления в виде запрета от своего имени участвовать в хозяйственных обществах и товариществах. Статья 67 Проекта ГК РФ также содержит запретительную норму, требующую воздерживаться от конкуренции с товариществом или обществом, участником которого он является. Тем самым в определенной степени норма препятствует созданию параллельного бизнеса и перевода активов, использования доброго имени конкурирующей структурой. Таким образом, одной из разновидностей рейдерских преступлений со стороны администрации и менеджмента фирмы — созданию параллельного бизнеса и перекачиванию туда активов и средств фирмы будет противопоставлена новая редакция ст. 67 Проекта ГК РФ. Создание одноименных фирм с частичным или полным смешением фирменного наименования, незаконное использование сайта фирмы, фирменного знака и доброго имени фирмы также рассматриваются, как действия по приготовлению к рейдерскому захвату бизнеса <4>. ——————————— <4> Там же. С. 124.

В ст. 67.1 Проекта ГК РФ содержатся ограничения корпоративного договора, который не может: обязывать его участников голосовать в соответствии с указаниями органов общества; обязывать участника отчуждать право на участие в управлении отдельно от его доли (акции), в том числе право голосовать на общем собрании участников; определять структуру органов общества и порядок принятия ими решений в противоречии с правилами ГК РФ и закона о хозяйственных обществах; содержать другие условия, противоречащие ГК РФ, закону о хозяйственных обществах, и (или) нарушающие права других участников общества, а также не соответствующие существу корпоративных отношений. Корпоративный договор заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. Участники хозяйственного общества, заключившие такой договор, обязаны сообщить об этом другим участникам общества. Нарушение корпоративного договора влечет ответственность перед другими участниками общества, но не является основанием для признания недействительными решений органов общества и совершенных обществом сделок. Данные ограничения в определенной степени упорядочат действия участников корпоративных отношений и их удостоверение. Статьи 87 — 88 Проекта ГК РФ раскрывают сущность другой организационно-правовой формы — общества с ограниченной ответственностью. Число участников общества с ограниченной ответственностью не должно превышать пятидесяти. В противном случае оно подлежит преобразованию в акционерное общество в течение года, а по истечении этого срока — ликвидации в судебном порядке, если число его участников не уменьшится до указанного предела. Часть 2 ст. 92 Проекта ГК РФ указывает, что общество с ограниченной ответственностью вправе преобразоваться в акционерное общество, хозяйственное товарищество или производственный кооператив. Новацию представляет ст. 97 Проекта ГК РФ о публичном обществе, представляющем положительный криминологический эффект. Публичным акционерным обществом признается акционерное общество, акции которого и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) и публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. В публичном акционерном обществе создается наблюдательный совет, число членов которого не может быть менее пяти, а также совет директоров, не менее одной четверти которого должны составлять независимые директора, а ведение реестра акционеров публичного акционерного общества и функции счетной комиссии осуществляются независимой организацией, имеющей соответствующую лицензию. В публичном акционерном обществе не могут быть ограничены количество акций, принадлежащих одному акционеру, их суммарная номинальная стоимость, а также максимальное число голосов, предоставляемых одному акционеру и размер уставного капитала публичного акционерного общества, который не может быть менее ста миллионов рублей. Публичность имеет немаловажное значение для акционерного общества как фактор раскрытия информации, но вместе с тем может служить средством рейдерской атаки на бизнес. Статья 98 Проекта ГК РФ устанавливает, что акционерное общество может быть создано одним лицом или состоять из одного лица в случае приобретения одним акционером всех акций общества. Сведения об этом должны содержаться в уставе общества, быть зарегистрированы и опубликованы для всеобщего сведения. Акционерное общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. Есть множество способов захвата предприятия рейдерами, они зависят от разных условий (организационно-правовой формы, наличия задолженности по кредитам, степени близости захватчика к административному ресурсу и многого другого). Практика захватов распространена не только в России, но и в других странах. В России чаще всего целью захвата являются простой вывод активов, моментальная их продажа и дальнейшая перепродажа, признание сделок с государственными и муниципальными органами недействительными, передача ранее арендованного имущества государственной и муниципальной собственности в руки конкурентов либо государственным и муниципальным предприятиям, что нарушает закон и обрекает предприятие на процедуру банкротства. Представляется, что расширение перечня оснований для ликвидации юридического лица, в свою очередь, также приведено к криминализации и будет способствовать рейдерской атаке. Например, в п. 7 ст. 61 Проекта ГК РФ дано определение «недействующего лица», которое «может быть исключено из единого реестра». В этом случае предприятие, атакуемое рейдерами, может быть ликвидировано, не получив реальной возможности защиты бизнеса. Неопределенна и позиция в п. 2 ст. 61 Проекта ГК РФ в части решения о прекращении деятельности юридического лица в связи с достижением цели, ради которой оно создано, и истечением срока, на который оно образовано. В целом совершенствование правовой системы и законодательства в области обеспечения деятельности хозяйствующих субъектов, предупреждения рейдерских атак требует комплексного планирования законотворческих работ, внесения изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный, Гражданский, Арбитражный процессуальный кодексы РФ, а также совершенствования системы правоохранительных органов, органов государственного управления и мер по борьбе с коррупцией.

——————————————————————