Новая регламентация проверок соблюдения правил продажи, законодательства о защите прав потребителей и санитарно-эпидемиологического законодательства
(Нарышкин С. А.) («Торговое право», 2012, N 8)
НОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ПРОВЕРОК СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВИЛ ПРОДАЖИ, ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
С. А. НАРЫШКИН
Нарышкин С. А., референт государственной гражданской службы Российской федерации 2 класса.
В статье рассмотрен новый Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров.
Ключевые слова: акт, проверка, предписание, Роспотребнадзор, должностное лицо, хозяйствующий субъект, государственный контроль, административный регламент.
В Минюсте России 04.09.2012 зарегистрирован Приказ Роспотребнадзора от 16.07.2012 N 764 <1>, которым утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров. Административный регламент принят в целях реализации положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» <2>. ——————————— <1> Российская газета. 19.09.2012. N 215. <2> СЗ РФ. 29.12.2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6249; 29.12.2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6249.
В соответствии с новым Административным регламентом предметом государственного контроля (надзора), осуществляемого Роспотребнадзором, является деятельность или действия (бездействие) хозяйствующих субъектов по соблюдению ими обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей на потребительском рынке. Поскольку все три группы требований распространяются на торговых операторов, их деятельность (действия, бездействие) в первую очередь попадает в сферу контроля (надзора) Роспотребнадзора. Административный регламент, не привнося нового по сравнению с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», развивает положения последнего, определяя полномочных на проведение проверок должностных лиц, уточняя их права и обязанности и встречные права и обязанности проверяемых хозяйствующих субъектов — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Полномочные на контроль (надзор)
В соответствии с Административным регламентом полномочиями по проведению проверок наделены: — руководитель Роспотребнадзора и его заместители; — начальники управлений Роспотребнадзора и их заместители; — начальники отделов в управлениях Роспотребнадзора и их заместители; — советники, ведущие консультанты, консультанты, главные специалисты-эксперты, ведущие специалисты-эксперты, специалисты-эксперты Роспотребнадзора; — руководители управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, руководитель Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту и их заместители; — начальники отделов и их заместители, главные специалисты-эксперты, ведущие специалисты-эксперты, специалисты-эксперты управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту; — начальники и их заместители, главные специалисты-эксперты, ведущие специалисты-эксперты, специалисты-эксперты территориальных отделов управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации; — начальники отделов и их заместители, консультанты, главные специалисты-эксперты, ведущие специалисты-эксперты, специалисты-эксперты Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту и его территориальных отделов.
Источники нормативно-правового регулирования
Основу нормативно-правового регулирования проверок соблюдения хозяйствующими субъектами обязательных требований санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о защите прав потребителей составляют нормативные правовые акты, указанные на рис. 1.
Нормативные правовые акты
Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 Постановление Правительства РФ «О защите прав потребителей» от 20.08.2009 N 689 «Об утверждении Правил аккредитации граждан и организаций, привлекаемых V органами государственного контроля Федеральный закон (надзора) и органами муниципального от 30.03.1999 N 52-ФЗ контроля к проведению мероприятий «О санитарно-эпидемиологическом по контролю» благополучии населения»
V V Федеральный закон Постановление Правительства РФ от 02.01.2000 N 29-ФЗ от 23.11.2009 N 944 «О качестве и безопасности «Об утверждении Перечня видов пищевых продуктов» деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и V индивидуальными предпринимателями, в Федеральный закон отношении которых плановые проверки от 02.05.2006 N 59-ФЗ проводятся с установленной «О порядке рассмотрения обращений периодичностью» граждан Российской Федерации»
V V Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ Постановление Правительства РФ «О защите прав юридических лиц от 24.11.2009 N 953 и индивидуальных предпринимателей «Об обеспечении доступа к информации о при осуществлении государственного деятельности Правительства Российской контроля (надзора) Федерации и федеральных органов и муниципального контроля» исполнительной власти»
V Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 322 V «Об утверждении Положения о Постановление Правительства РФ Федеральной службе по надзору в от 30.06.2010 N 489 «Об утверждении сфере защиты прав потребителей правил подготовки органами и благополучия человека» государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых V проверок юридических лиц и Постановление Правительства РФ индивидуальных предпринимателей» от 15.09.2005 N 569 «О Положении об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации» V Приказ Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 V «О реализации положений Федерального Постановление Правительства РФ закона «О защите прав юридических лиц от 16.07.2009 N 584 и индивидуальных предпринимателей при «Об уведомительном порядке начала осуществлении государственного осуществления отдельных видов контроля (надзора) и муниципального предпринимательской деятельности» контроля»
Рис. 1. Источники правового регулирования проверок хозяйствующих субъектов в сфере торговли
Права проверяющих
Административный регламент, развивая положения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», конкретизирует права и обязанности должностных лиц Роспотребнадзора при проведении проверок, предусмотренные базовым Федеральным законом (табл. 1).
Таблица 1
Права Обязанности
1. Беспрепятственно проверять 1. Своевременно и в полной мере выполнение лицами, подлежащими исполнять предоставленные в проверке, обязательных требований соответствии с законодательством санитарно-эпидемиологического Российской Федерации полномочия законодательства и законодательства по предупреждению, выявлению и о защите прав потребителей пресечению нарушений обязательных требований санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о защите прав потребителей
2. Требовать от лиц, подлежащих 2. Соблюдать законодательство проверке, представления документов, Российской Федерации, права и информации, образцов продукции, законные интересы лиц, проб обследования объектов подлежащих проверке окружающей среды и объектов производственной среды, если они 3. Проводить проверку на основании являются объектами проверки или распоряжения о ее проведении в относятся к предмету проверки соответствии с ее назначением
3. Отбирать образцы продукции, 4. Проводить проверку только пробы обследования объектов во время исполнения служебных окружающей среды и объектов обязанностей, выездную проверку производственной среды для — только при предъявлении проведения их исследований, служебных удостоверений, копии испытаний, измерений, проводить распоряжения о проведении измерения факторов среды обитания проверки, а также копии документа при соблюдении условий, о согласовании проведения проверки предусмотренных пунктом 4 статьи 15 в случае, если проверка подлежит Федерального закона «О защите прав обязательному согласованию с юридических лиц и индивидуальных органом прокуратуры предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) 5. Не препятствовать руководителю, и муниципального контроля» иному должностному лицу или уполномоченному представителю проверяемого хозяйствующего субъекта присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки
4. Привлекать к проведению выездной 6. Предоставлять руководителю, проверки экспертов, экспертные иному должностному лицу или организации, не состоящие в уполномоченному представителю гражданско-правовых и трудовых проверяемого хозяйствующего отношениях с лицами, подлежащими субъекта, присутствующим при проверке, и не являющиеся их проведении проверки, информацию и проверке, и не являющиеся их документы, относящиеся к предмету аффилированными лицами проверки
7. Соблюдать сроки проведения проверки
5. Проводить досмотр транспортных 8. Знакомить руководителя, иное средств и перевозимых ими грузов, должностное лицо или в том числе продовольственного уполномоченного представителя сырья и пищевых продуктов, в целях проверяемого хозяйствующего установления соответствия субъекта с результатами проверки транспортных средств и перевозимых ими грузов санитарным правилам 9. Доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации
10. Учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, окружающей среды, безопасности государства, для возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов лиц, подлежащих проверке
11. Не требовать от лиц, подлежащих проверке, документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации
12. Перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя проверяемого хозяйствующего субъекта ознакомить их с положениями Административного регламента
13. Осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок (при его наличии)
Запреты для проверяющих
При проведении проверки должностные лица Роспотребнадзора не вправе: 1) проверять выполнение обязательных требований, если такие требования не относятся к полномочиям Роспотребнадзора; 2) осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя хозяйствующего субъекта, за исключением случая проведения такой проверки, основанием для проведения которой является причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; 3) требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, не выступающих объектами проверки или не относящихся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов; 4) отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами и методами исследований, испытаний, измерений; 5) распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации; 6) превышать установленные сроки проведения проверки.
Права проверяемых
В свою очередь руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель хозяйствующего субъекта при проведении проверки имеют право: 1) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки; 2) получать от должностных лиц Роспотребнадзора информацию, относящуюся к предмету проверки; 3) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с действиями должностных лиц Роспотребнадзора; 4) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц Роспотребнадзора, повлекшие за собой нарушение прав проверяемого хозяйствующего субъекта при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации; 5) на возмещение вреда, причиненного проверяемому хозяйствующему субъекту при осуществлении государственного контроля (надзора).
Информирование
Информация о порядке осуществления государственного контроля (надзора) доводится различными способами, в том числе в письменной форме, посредством электронной почты или федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)». Информация также размещается в письменной форме на стендах в помещениях общественных приемных Роспотребнадзора и его территориальных органов. На официальных интернет-сайтах Роспотребнадзора (www. rospotrebnadzor. ru) и его территориальных органов размещаются сведения о местонахождении, телефонах для справок, графике работы общественных приемных Роспотребнадзора (его территориальных органов), наименованиях официальных интернет-сайтов Роспотребнадзора (его территориальных органов), а также о порядке получения заинтересованными лицами информации по вопросам исполнения государственной функции и о ходе ее исполнения.
Плановые и внеплановые проверки
Плановая проверка Роспотребнадзора хозяйствующих в сфере торговли субъектов проводится не чаще чем 1 раз в 3 года в отношении одного хозяйствующего субъекта на основании ежегодного плана проведения проверок. Плановые и внеплановые проверки проводятся в форме документарной и (или) выездной проверки в установленные сроки (табл. 2).
Таблица 2
N Вид проверки Хозяйствующий субъект Срок Возможность п/п продления
1 Документарная, Хозяйствующие субъекты Не более 20 Не более чем выездная (за исключением рабочих дней на 20 дней указанных (в отношении в пунктах 2 — 4) плановой выездной проверки)
2 Плановая Субъект малого Не более 50 Не более чем выездная предпринимательства часов на 15 часов
3 Плановая Микропредприятие Не более 15 Не более чем выездная часов на 15 часов
4 Документарная Юридическое лицо, Не более 60 или выездная осуществляющее рабочих дней деятельность на по каждому территориях нескольких филиалу, субъектов Российской представи — Федерации — отдельно тельству, по каждому филиалу, обособлен — представительству, ному обособленному структурному структурному подразде — подразделению лению
Решение о продлении срока проверки принимается в исключительных случаях на основании мотивированных предложений должностных лиц Роспотребнадзора, проводящих выездную плановую проверку. Исключительными случаями, которые могут служить основанием для продления проверки, являются случаи, связанные с необходимостью проведения: 1) санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований и (или) испытаний и иных видов оценок; 2) экспертизы качества продукции; 3) санитарно-эпидемиологических расследований. При организации проверки учитывается режим работы хозяйствующих субъектов. Взимание должностными лицами Роспотребнадзора с лиц, подлежащих проверке, платы за проведение проверки, а также отдельных мероприятий по контролю, проводимых в ее рамках, не допускается.
Административные процедуры
Проверка хозяйствующих в сфере торговли субъектов Роспотребнадзором включает в себя 4 административные процедуры (рис. 2): 1) организация проверки; 2) проведение проверки; 3) оформление результатов проверки; 4) принятие мер по результатам проверки. Структура и взаимосвязь административных процедур, осуществляемых при исполнении государственной функции, представлены на рис. 2.
Наименование Ответственный Итоговый Срок исполнения административной за осуществление документ по административной процедуры административной результатам процедуры процедуры действия
Принятие решения Руководитель Распоряжение В соответствии с о проведении > Роспотребнадзора, > о проведении > плановыми и проверки его территориаль — проверки внеплановыми ного органа или их мероприятиями по заместитель, государственному начальник контролю территориального отдела
V Направление Уполномоченное Документ, Не позднее чем уведомления провести проверку подтверждающий в течение 3 о проведении > должностное лицо > получение > рабочих дней проверки Роспотребнадзора, лицом, (для плановой его территориаль — подлежащим проверки) или ного органа проверке, за 24 часа уведомления о (для внеплановой ее проведении проверки) до начала проверки
V Проведение > Уполномоченное > Акт проверки > 1) не более 20 проверки провести проверку рабочих дней должностное лицо 2) не более 50 Роспотребнадзора, часов (для его территориаль — малого предприя — ного органа тия) или 15 часов (для мик — ропредприятия) в год в целях проведения выездной проверки
V Вручение или Уполномоченное Расписка о В день окончания направление акта > провести проверку > получении акта > проверки или в проверки должностное лицо проверки или течение трех Роспотребнадзора, документ, рабочих дней, его территориаль — подтверждающий если для ного органа получение акта составления акта проверки, проверки направленного необходимо лицу, в получить отношении заключения по которого она результатам проведена исследований, испытаний, расследований, экспертиз
Рис. 2. Структура и взаимосвязь административных процедур
Основанием для проведения плановой проверки является ежегодный план. Основаниями для проведения внеплановой проверки являются: 1) истечение срока исполнения лицом, подлежащим проверке, ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований; 2) поступление в Роспотребнадзор или его территориальный орган обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах: — возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; — причинение вреда жизни, здоровью граждан, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; — нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены); 3) приказ (распоряжение) руководителя Роспотребнадзора, изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ; 4) требование прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. Организация проверки включает административные действия, показанные на рис. 3.
СТРУКТУРА ПРОВЕРКИ
V Подготовка и утверждение плана проведения проверок
V Издание распоряжения (приказа) о проведении проверки
V Согласование с органом прокуратуры внеплановой выездной проверки в случае, если получение такого согласования является обязательным
V Уведомление хозяйствующих субъектов о проведении проверки в случае, если направление такого уведомления является обязательным в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля(надзора)и муниципального контроля»
V Ознакомление хозяйствующего субъекта, подлежащего проверке, с распоряжением о проведении проверки и иной информацией о проверке, представление которой является обязательной
Рис. 3. Административные действия по организации проверки
Ежегодный план проверок хозяйствующих субъектов разрабатывается в порядке, установленном статьей 9 названного Федерального закона, на основании предложений территориальных органов Роспотребнадзора и утверждается руководителем Роспотребнадзора. Информация о ежегодном плане проверок размещается на официальном сайте Роспотребнадзора (его территориальных органов) в сети Интернет.
Решение о проведении проверки
Решение о проведении проверки и выборе формы ее проведения (документарная и (или) выездная) оформляется распоряжением (приказом) о проведении проверки, подписываемым в установленном порядке. Принятие решения о проведении выездной проверки должно быть обосновано: 1) необходимостью проведения обследования используемых лицами, подлежащими проверке, территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, иных подобных объектов, транспортных средств и перевозимых указанными лицами грузов; 2) необходимостью осуществления отбора образцов (проб) продукции, объектов окружающей среды и производственной среды, проведения их исследований, испытаний, измерений, а также проведения экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований с фактами причинения вреда; 3) установлением признаков нарушения обязательных требований лицами, подлежащими проверке, в ходе документарной проверки. В распоряжении о проведении проверки указываются: — наименование органа Роспотребнадзора (его территориального органа, осуществляющего проверку); — фамилии, имена, отчества (при наличии), должности лица (лиц) Роспотребнадзора, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций; — наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии отчества) проверяемого индивидуального предпринимателя; — цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения; — правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования; — сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки; — перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю, административных регламентов взаимодействия органов государственного контроля (надзора); — перечень документов, представление которых хозяйствующим субъектом необходимо для достижения целей и задач проведения проверки; — даты начала и окончания проведения проверки. Распоряжения (приказы) о проведении проверки или о продлении срока проведения проверки вправе подписывать: — руководитель Роспотребнадзора (его заместитель); — руководитель территориального органа Роспотребнадзора (его заместитель); — начальник территориального отдела территориального органа Роспотребнадзора.
Согласование с прокуратурой
Если внеплановая выездная проверка подлежит согласованию с органом прокуратуры, должностные лица Роспотребнадзора направляют заявления о согласовании внеплановой выездной проверки в орган прокуратуры и принимают решение о способе проведения внеплановой проверки с учетом решения органа прокуратуры или о ее прекращении. Решение о направлении заявления о согласовании внеплановой выездной проверки в орган прокуратуры принимается в случаях, если основаниями для ее проведения являются: 1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; 2) причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обнаружение нарушений обязательных требований в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер, должностные лица Роспотребнадзора вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю посредством направления документов, предусмотренных Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в течение 24 часов с момента принятия решения о проведении такой проверки. Заявление о согласовании с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки вправе подписывать: 1) руководитель Роспотребнадзора (его заместитель); 2) руководитель территориального органа Роспотребнадзора (его заместитель); 3) начальник территориального отдела территориального органа Роспотребнадзора. В случае отказа органа прокуратуры в согласовании проведения внеплановой выездной проверки должностное лицо Роспотребнадзора принимает одно из следующих решений: 1) об устранении причин, послуживших основанием для отказа в согласовании проведения внеплановой выездной проверки, если это связано с отсутствием необходимых приложений к заявлению, оформлением решения о проведении внеплановой выездной проверки, и о повторном направлении в орган прокуратуры заявления о согласовании проверки; 2) об обжаловании отказа в согласовании проведения внеплановой выездной проверки в вышестоящий орган прокуратуры или в суд.
Уведомление о проверке
В адрес хозяйствующего субъекта, подлежащего проверке, направляется уведомление о проведении проверки. При этом обеспечивается получение доказательств, подтверждающих факт получения лицами, подлежащими проверке, уведомления о проведении проверки. О проведении плановой проверки хозяйствующий субъект уведомляется не позднее чем за 3 рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения (приказа) о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом. В случае проведения в отношении членов саморегулируемой организации плановой проверки или внеплановой выездной проверки саморегулируемая организация также уведомляется о проведении таких проверок. О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки на основе соответствующих обращений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, проверяемые хозяйствующие субъекты уведомляются не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом.
Ознакомление хозяйствующих субъектов
Ознакомление хозяйствующих субъектов, подлежащих проверке, с распоряжением (приказом) о проведении проверки и иной информацией о проверке, представление которой является обязательной, заключается в совершении должностными лицами Роспотребнадзора следующих действий: 1) направление заверенной печатью копии распоряжения (приказа) о проведении проверки вместе с запросом Роспотребнадзора (его территориального органа), направляемого в адрес хозяйствующего субъекта, подлежащего проверке, с требованием представить необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы; 2) вручение заверенной печатью копии распоряжения (приказа) руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю проверяемого хозяйствующего субъекта одновременно с предъявлением служебных удостоверений; 3) обеспечение ознакомления по требованию (просьбе) руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя проверяемого хозяйствующего субъекта с иной информацией о проверке, представление которой является обязательной: — с информацией о Роспотребнадзоре и его территориальном органе (в случае если проверка организована соответствующим территориальным органом Роспотребнадзора); — документами, относящимися к предмету проверки; — полномочиями проводящих выездную проверку должностных лиц Роспотребнадзора; — информацией об экспертах, экспертной организации, привлеченных к проведению проверки; — Административным регламентом исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров.
Содержание проверки
Проверка деятельности хозяйствующего субъекта по выполнению требований санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о защите прав потребителей включает следующие административные действия: 1) рассмотрение документов лиц, подлежащих проверке; 2) обследование используемых хозяйствующими субъектами территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств и перевозимых грузов, производимых и реализуемых товаров, результатов выполняемых работ, оказываемых услуг; 3) отбор образцов (проб) продукции, объектов окружающей среды и производственной среды, проведение их исследований, испытаний; 4) проведение экспертиз и (или) расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований с фактами причинения вреда. Если в результате деятельности хозяйствующих субъектов причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, окружающей среде, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, то предварительное уведомление лиц, подлежащих проверке, о начале проведения в отношении их внеплановой выездной проверки не требуется.
Рассмотрение документов
В ходе проверки рассматриваются документы, имеющиеся в распоряжении Роспотребнадзора (его территориального органа), в том числе уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, представленные в установленном порядке, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах исполнения государственной функции в отношении указанных лиц. Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах лиц, подлежащих проверке, устанавливающие организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документы, используемые при осуществлении ими их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований, а также предписаний и постановлений должностных лиц Роспотребнадзора. Если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении Роспотребнадзора, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение хозяйствующими субъектами обязательных требований санитарно-эпидемиологического законодательства и (или) законодательства о защите прав потребителей, то в адрес хозяйствующих субъектов направляется мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения проверки документы. При этом к запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения (приказа) о проведении проверки. При проведении документарной проверки должностные лица Роспотребнадзора не вправе требовать у лиц, подлежащих проверке, сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки. В Административном регламенте особо оговорено, что не допускается требовать нотариального удостоверения копий документов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. В течение 10 рабочих дней со дня получения мотивированного запроса хозяйствующий субъект направляет указанные в запросе документы, которые представляются в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и соответственно подписью руководителя, иного должностного лица, уполномоченного представителя хозяйствующего субъекта.
Электронные документы
Указанные в запросе документы могут быть представлены в форме электронных документов в порядке, определенном Постановлением Правительства РФ от 07.07.2011 N 553 «О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов» <1> и Требованиями к форматам заявлений и иных документов, представляемых в форме электронных документов, необходимых для предоставления Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственных услуг, утвержденными Приказом Роспотребнадзора от 18.07.2012 N 774 <2>. ——————————— <1> СЗ РФ. 18.07.2011. N 29. Ст. 4479. <2> Российская газета. 21.09.2012. N 218.
Если в ходе документарной проверки будут выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных хозяйствующим субъектом документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся в распоряжении Роспотребнадзора (его территориального органа) документах и (или) полученным в ходе осуществления государственной функции, информация об этом направляется хозяйствующему субъекту с требованием представить в течение 10 рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме. Наряду с пояснениями относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия сведений хозяйствующий субъект вправе представить дополнительно документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений будут установлены признаки нарушения обязательных требований санитарно-эпидемиологического законодательства и (или) законодательства о защите прав потребителей, должностные лица Роспотребнадзора, уполномоченные проводить проверку, вправе провести выездную проверку.
Обследование зданий и других объектов
Содержание административного действия по обследованию используемых хозяйствующим субъектом при осуществлении своей деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, иных подобных объектов, транспортных средств и перевозимых хозяйствующим субъектом грузов, производимых и реализуемых товаров, результатов выполняемых работ, оказываемых услуг заключается в совершении должностными лицами Роспотребнадзора действий по установлению соответствия обязательным требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства и (или) законодательства о защите прав потребителей: 1) содержащихся в документах лиц, подлежащих проверке, сведений; 2) работников; 3) состояния используемых хозяйствующим субъектом при осуществлении своей деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, иных подобных объектов, транспортных средств; 4) производимых и реализуемых хозяйствующим субъектом товаров, результатов выполняемых работ, оказываемых услуг; 5) принимаемых мер по исполнению обязательных требований санитарно-эпидемиологического законодательства и (или) законодательства о защите прав потребителей.
Выездная проверка
Выездная проверка проводится в случае, если при наличии основания для проведения проверки не представляется возможным путем документарного способа ее проведения: 1) удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и иных имеющихся в распоряжении должностных лиц Роспотребнадзора документах лиц, подлежащих проверке; 2) оценить соответствие деятельности хозяйствующего субъекта обязательным требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства и (или) законодательства о защите прав потребителей без соответствующего мероприятия по контролю, для проведения которого требуется организация выездной проверки. Выездная проверка начинается с: — предъявления служебного удостоверения должностными лицами Роспотребнадзора; — обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица, уполномоченного представителя хозяйствующего субъекта с распоряжением (приказом) о проведении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку должностных лиц Роспотребнадзора, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения. Проверяемый хозяйствующий субъект: 1) предоставляет должностным лицам Роспотребнадзора, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки; 2) обеспечивает доступ проводящих выездную проверку должностных лиц Роспотребнадзора и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в здания, строения, сооружения, помещения, к оборудованию, иным подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым ими грузам. Выездная проверка проводится по месту осуществления деятельности хозяйствующего субъекта в присутствии руководителя хозяйствующего субъекта, уполномоченного руководителем должностного лица или индивидуального предпринимателя.
Отбор образцов (проб)
В ходе выездной проверки осуществляется отбор образцов (проб) продукции, объектов окружающей среды и производственной среды в целях проведения их исследований, испытаний, измерений в случае, если такая продукция, объект окружающей среды или производственной среды являются предметом проверки, и, исходя из содержания обращения (информации), послужившего основанием для проведения проверки, повлекли или могли повлечь: 1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан; 2) причинение вреда жизни, здоровью граждан; 3) нарушение прав потребителей. Исследования, испытания, измерения и иные виды оценок проводятся в обязательном порядке в случаях, если обязательные требования содержат показатели к продукции, объектам окружающей среды или производственной среды, оценка которых невозможна без проведения соответствующих обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок. Для отбора образцов (проб) в случаях, когда требуется применение специальных знаний, навыков, специальных технических средств, привлекаются эксперты, указанные в распоряжении (приказе) о проведении данной проверки. В целях обеспечения участия в проверке указанных экспертов руководитель Роспотребнадзора (его заместитель), руководитель территориального органа Роспотребнадзора (его заместитель), начальник территориального отдела территориального органа Роспотребнадзора (его заместитель) направляют соответствующий письменный запрос о привлечении к участию в проверке эксперта в адрес соответствующей аккредитованной организации или в адрес аккредитованного эксперта. Оформление протокола отбора образцов (проб) продукции, объектов окружающей среды и производственной среды осуществляется должностным лицом Роспотребнадзора, уполномоченным проводить проверку, который обеспечивает передачу отобранных образцов (проб) аккредитованным эксперту или экспертной организации.
Проведение экспертиз
В связи с получением Роспотребнадзором (его территориальным органом) сведений (информации) о причинении вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде проводятся экспертиза и (или) расследование, направленные на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований санитарно-эпидемиологического законодательства и (или) законодательства о защите прав потребителей с фактами причинения вреда. Результаты экспертизы, направленной на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований с фактом причинения вреда жизни, здоровью граждан, отражаются в экспертном заключении, которое должно быть передано немедленно после его оформления должностному лицу Роспотребнадзора, уполномоченному проводить проверку. Результаты расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований с фактом причинения вреда жизни, здоровью граждан, отражаются в акте расследования, который составляется должностным лицом Роспотребнадзора, уполномоченным проводить проверку.
Оформление результатов проверки
Оформление результатов проверки деятельности хозяйствующих субъектов по выполнению обязательных требований санитарно-эпидемиологического законодательства и (или) законодательства о защите прав потребителей включает следующие административные действия: 1) составление акта проверки; 2) вручение или направление акта проверки лицам, подлежащим проверке; 3) направление в орган прокуратуры копии акта проверки в случае, если для проведения выездной проверки требовалось согласование ее проведения с органом прокуратуры.
Акт проверки
Составление акта проверки осуществляется должностным лицом Роспотребнадзора, уполномоченным на ее проведение. В акт проверки вносятся сведения, полученные в ходе ее проведения, в том числе о фактах выявленных нарушений обязательных требований, нарушений требований к проведению проверки. В акте указываются: — дата, время и место составления акта; — наименование Роспотребнадзора (его территориального органа, проводившего проверку); — дата и номер распоряжения (приказа) о проведении проверки; — фамилии, имена, отчества (при наличии отчества) и должности лиц Роспотребнадзора, проводивших проверку; — сведения о проверяемом хозяйствующем субъекте и об его уполномоченных представителях, присутствовавших при проведении проверки; — дата, время, продолжительность и место проведения проверки; — сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения; — сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя хозяйствующего субъекта, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи; — сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у проверяемого хозяйствующего субъекта указанного журнала; — подписи должностного лица (должностных лиц) Роспотребнадзора, проводивших проверку. Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в соответствии с типовой формой, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» <1>, в двух экземплярах. ——————————— <1> Российская газета. 14.05.2009. N 85; 18.11.2011. N 260.
Результаты проверки, содержащие информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Другие документы
К акту проверки прилагаются связанные с результатами проверки документы или их копии, в том числе: 1) протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды; 2) протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний, измерений, экспертиз; 3) объяснения работников хозяйствующего субъекта, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований, а также проверяемого гражданина; 4) предписание об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии. Один экземпляр акта проверки с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю хозяйствующего субъекта под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя хозяйствующего субъекта, а также в случае отказа указанных лиц дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к акту проверки. Если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, измерений, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий 3 рабочих дней после завершения проверки, и вручается представителю лица, подлежащего проверке, под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к акту проверки. Должностное лицо Роспотребнадзора, уполномоченное провести проверку, вносит в журнал учета проверок запись о проведенной проверке, содержащую сведения о наименовании органа Роспотребнадзора, проводившего проверку, датах начала и окончания проведения проверки, времени ее проведения, правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверки, выявленных нарушениях и выданном предписании, а также фамилии, имена, отчества (при наличии) и должности сотрудника (сотрудников) Роспотребнадзора, проводивших проверку, их подписи. При отсутствии журнала учета проверок запись об этом вносится в акт проверки. Если для проведения внеплановой выездной проверки требовалось согласование ее проведения с органом прокуратуры, копия акта проверки направляется в орган прокуратуры, которым принято решение о согласовании проведения проверки, в течение 5 рабочих дней со дня составления акта проверки.
Принятие мер по нарушениям
В случаях обнаружения в ходе проверки нарушений обязательных требований должностное лицо Роспотребнадзора, уполномоченное провести проверку, принимает меры, предусмотренные законодательством, в пределах своей компетенции. Принятие мер по результатам проверки состоит в следующих действиях: — выдача хозяйствующему субъекту предписания об устранении выявленных нарушений; — принятие мер по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; — принятие мер по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности. Информация о результатах проверок, проведенных Роспотребнадзором, его территориальными органами, размещается на официальном сайте Роспотребнадзора, сайтах территориальных органов соответственно.
Предписание об устранении нарушения
Предписание об устранении выявленных нарушений выдается должностным лицом Роспотребнадзора, уполномоченным проводить проверку, с указанием сроков устранения таких нарушений. В предписании должны быть указаны: 1) дата и место выдачи предписания; 2) фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность должностного лица Роспотребнадзора, выдавшего предписание; 3) сведения о лице, которому выдается предписание, в том числе наименование и место нахождения (адрес) проверяемого юридического лица, либо фамилия, имя, отчество (при наличии отчества) и адрес места жительства проверяемого индивидуального предпринимателя, сведения о государственной регистрации и зарегистрировавшем органе, либо фамилия, имя, отчество (при наличии отчества) и адрес места жительства проверяемого гражданина; 4) положения действующих нормативных правовых актов Российской Федерации, предусматривающие обязательные требования, нарушение которых было выявлено при проверке; 5) требования, предписываемые к выполнению в целях устранения нарушения обязательных требований, и срок их исполнения; 6) срок, в течение которого лицо, которому выдано предписание, должно известить должностное лицо Роспотребнадзора, выдавшее предписание, о выполнении предписания с указанием способа такого извещения; 7) порядок и сроки обжалования предписания; 8) предупреждение лица, в отношении которого выдается предписание, об административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по факту невыполнения в установленный срок предписания об устранении нарушений обязательных требований. Предписание об устранении выявленных нарушений является приложением к акту проверки и направляется лицу, в отношении которого оно вынесено, вместе с актом проверки.
Внеплановая проверка
Должностное лицо Роспотребнадзора, выдавшее предписание, принимает меры по контролю за устранением выявленных нарушений и с этой целью организует проведение внеплановой проверки на основании истечения срока исполнения лицами, подлежащими проверке, ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований. Проверка по указанному основанию проводится не позднее 1 месяца со дня окончания срока, в течение которого лицо, получившее предписание, должно было известить выдавшее данное предписание должностное лицо Роспотребнадзора о его выполнении. В случае если при проведении внеплановой проверки установлено, что в установленный срок законное предписание должностного лица Роспотребнадзора об устранении нарушений не выполнено, сотрудник, который проводит внеплановую проверку: 1) возбуждает производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях; 2) дает предписание об устранении нарушений, которые не были устранены в назначенный срок, с установлением срока для устранения указанных нарушений. Если при проведении проверки установлено, что деятельность проверяемого юридического лица, проверяемого индивидуального предпринимателя, эксплуатация ими зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, иных подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые ими товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) представляют непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или такой вред причинен, должностное лицо Роспотребнадзора, проводившее проверку, обязано незамедлительно принять меры по: — недопущению причинения вреда или прекращению его причинения вплоть до временного запрета деятельности проверяемого юридического лица, его филиала, представительства, структурного подразделения, проверяемого индивидуального предпринимателя путем направления материалов дела об административном правонарушении в суд в порядке, установленном Кодексом РФ об административных правонарушениях; — отзыву продукции, представляющей опасность для жизни, здоровья граждан и для окружающей среды, из оборота; — доведению до сведения граждан, а также других юридических лиц, индивидуальных предпринимателей любым доступным способом информации о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения. При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица Роспотребнадзора в соответствии с частью 2 статьи 50 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» <1> имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки: ——————————— <1> СЗ РФ. 05.04.1999. N 14. Ст. 1650; 25.06.2012. N 26. Ст. 3446.
1) об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований; 2) о прекращении реализации не соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов; 3) о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; 4) о проведении лабораторного обследования граждан, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями, и медицинского наблюдения за такими гражданами; 5) о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний.
Административные процедуры
Роспотребнадзор, его территориальные органы обращаются в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей в связи с выявленными в результате проверки нарушениями прав потребителей в соответствии с порядком, установленным Гражданским процессуальным кодексом РФ. При проведении административных процедур при исполнении государственной функции уполномоченные должностные лица Роспотребнадзора определяют: 1) в чем выражается нарушение (нарушения) норм законов и иных нормативных правовых актов, обязательных требований к товарам (работам, услугам), которые были нарушены: 2) круг лиц, имеющих отношение к установленному нарушению; 3) юридически значимые факты, подтверждающие неисполнение обязательных требований к товарам (работам, услугам); 4) причинно-следственную связь между допущенным нарушением и угрозой жизни и здоровью людей, доказательства угрозы жизни и здоровью людей, последствия, которые может повлечь (повлекло) допущенное нарушение. Принятие мер по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к административной ответственности осуществляется в порядке, установленном Кодексом РФ об административных правонарушениях. Если при проверке будут установлены признаки преступлений, связанных с нарушением санитарного законодательства, законодательства о защите прав потребителей, то должностное лицо Роспотребнадзора направляет в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном Уголовным кодексом РФ и Уголовно-процессуальным кодексом РФ. Отказ в возбуждении уголовного дела может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 Уголовно-процессуального кодекса РФ.
Проверки проверок
Текущий контроль за качеством и полнотой проведения проверок Роспотребнадзором, соблюдением при этом Административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к исполнению государственной функции, а также принятием решений ответственным должностным лицом осуществляет его непосредственный руководитель. Порядок и периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок полноты и качества проведения проверок должностными лицами территориальных отделов устанавливает руководитель Роспотребнадзора. В случае ненадлежащего исполнения полномочий по проведению проверок, совершения противоправных действий (бездействия) при проведении проверки должностные лица Роспотребнадзора несут административную ответственность в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях. Должностные лица Роспотребнадзора несут дисциплинарную ответственность за решения и действия (бездействие), принимаемые в ходе исполнения государственной функции в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Руководитель Роспотребнадзора и руководители территориальных органов Роспотребнадзора организуют и осуществляют контроль за исполнением должностными лицами Роспотребнадзора требований Административного регламента. Контроль за исполнением государственной функции территориальными органами Роспотребнадзора и их должностными лицами может осуществляться со стороны граждан, их объединений и организаций путем направления в адрес Роспотребнадзора: 1) предложений о совершенствовании нормативных правовых актов, регламентирующих исполнение должностными лицами Роспотребнадзора государственной функции; 2) сообщений о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе Роспотребнадзора и его территориальных органов, их должностных лиц; 3) жалоб по фактам нарушения должностными лицами Роспотребнадзора прав, свобод или законных интересов граждан.
Досудебный (внесудебный) порядок обжалования
Проверенный хозяйствующий субъект в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение 15 дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие органы Роспотребнадзора в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом к таким возражениям могут быть приложены документы, подтверждающие обоснованность возражений, или их заверенные копии, либо в согласованный срок передать их в орган Роспотребнадзора. Предметом досудебного обжалования являются действия (бездействие) Роспотребнадзора, должностных лиц Роспотребнадзора, повлекшие за собой нарушение предусмотренных законодательством прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан при проведении проверки, а также результаты проверки.
Рассмотрение обращений
Рассмотрение обращений проверяемых граждан, права, свободы или законные интересы которых были нарушены должностными лицами Роспотребнадзора при проведении проверки, осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» <1>. ——————————— <1> СЗ РФ. 08.05.2006. N 19. Ст. 2060; 02.08.2010. N 31. Ст. 4196.
Письменная жалоба гражданина, принятая в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению, при рассмотрении которой уполномоченным должностным лицом Роспотребнадзора гражданин имеет право: 1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме; 2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения жалобы, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну; 3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в жалобе вопросов; 4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации; 5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения жалобы. В досудебном порядке жалобы рассматривают: 1) от имени Роспотребнадзора — руководитель Роспотребнадзора или его заместитель; 2) от имени территориального органа Роспотребнадзора — руководитель территориального органа Роспотребнадзора или его заместитель. Срок рассмотрения жалобы в досудебном порядке не должен превышать 30 календарных дней со дня регистрации жалобы. В случае направления запроса документов и материалов, составленных в ходе проверки и необходимых для рассмотрения жалобы, должностное лицо, уполномоченное рассматривать жалобу, вправе продлить срок ее рассмотрения не более чем на 30 дней, уведомив заявителя о продлении срока рассмотрения жалобы. По результатам рассмотрения жалобы в досудебном порядке должностное лицо, рассмотревшее жалобу, принимает мотивированное решение: 1) о признании действий (бездействия) должностного лица Роспотребнадзора незаконными, если такие действия (бездействие) повлекли за собой нарушение прав заявителя при проведении проверки, с указанием способов устранения таких нарушений; 2) об отмене результатов проверки, если проверка в отношении заявителя была проведена с грубыми нарушениями, установленными частью 2 статьи 20 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; 3) об оставлении жалобы без удовлетворения в случае отсутствия факта нарушения требований законодательства Российской Федерации в результате ненадлежащего исполнения должностным лицом Роспотребнадзора своих служебных обязанностей. Обжалование постановлений по делам об административных правонарушениях осуществляется в порядке, установленном главой 30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
——————————————————————