Новое в законодательстве о защите прав потребителей: закономерное обновление или приведение в соответствие?

(Кондакова А. А.) («Торговое право», 2012, N 9)

НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ: ЗАКОНОМЕРНОЕ ОБНОВЛЕНИЕ ИЛИ ПРИВЕДЕНИЕ В СООТВЕТСТВИЕ?

А. А. КОНДАКОВА

Кондакова А. А., эксперт Центра исследований в сфере экономики и права.

Последние годы Правительство РФ, Минпромторг России и Роспотребнадзор были заняты вопросами определения ответственного за внесение изменений в Правила продажи отдельных видов товаров. В 2012 году были устранены последние препятствия для модернизации правил, установлена компетенция (главным ответственным за нормативно-правовое регулирование в сфере защиты прав потребителей определен Роспотребнадзор) и устранена коллизия в Законе РФ «О защите прав потребителей». В статье анализируются изменения Правил продажи товаров.

Ключевые слова: правила, продажа, маркировка, юридический адрес, продажа по образцам, алкогольная продукция, Правила продажи товаров, защита прав потребителей.

Более трех лет в Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 <1> (далее по тексту — Правила продажи товаров), не вносились изменения, несмотря на то что торговое право бурно развивалось как за счет принятия новых актов национального законодательства (были приняты и вступили в силу Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» <2> и предусмотренные им подзаконные нормативные правовые акты), так и за счет международного договорно-правового регулирования (с 01.01.2012 функционирует Единое экономическое пространство, 22.08.2012 вступил в силу Протокол о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года). ——————————— <1> СЗ РФ. 26.01.1998. N 4. Ст. 482; 08.10.2012. N 41. Ст. 5629. <2> СЗ РФ. 04.01.2010. N 1. Ст. 2; 27.12.2010. N 52 (ч. 1). Ст. 6984.

Соответствующие сложившемуся новому правовому регулированию поправки в Правила продажи товаров ожидались в большом количестве, вплоть до полной переработки текста. Однако два пакета изменений в Правила продажи товаров в 2012 году, внесенные с интервалом в сезон, ожидания не оправдали.

Летние изменения

Первый блок поправок был подготовлен Постановлением Правительства РФ от 21.08.2012 N 842 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам розничной продажи алкогольной продукции и признании утратившими силу отдельных решений Правительства Российской Федерации» <1>. ——————————— <1> СЗ РФ. 27.08.2012. N 35. Ст. 4831.

Подлинность акцизных марок

В соответствии с данным Постановлением Правительства РФ пункт 33 Правил продажи товаров был дополнен абзацем следующего содержания: «Организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, до подачи алкогольной продукции в торговый зал проверяют подлинность федеральных специальных марок и акцизных марок визуально, а также с использованием доступа к информационным ресурсам Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка». Соответствующая обязанность организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, возникла из появившейся в результате масштабной переработки Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» <1> в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 218-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе» <2>. Согласно пункту 3.3 статьи 12 Федерального закона N 171-ФЗ проверка подлинности федеральных специальных марок и акцизных марок осуществляется организациями-покупателями, имеющими соответствующую лицензию, визуально, а также с использованием доступа к информационным ресурсам уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти. ——————————— <1> СЗ РФ. 27.11.1995. N 48. Ст. 4553; 30.07.2012. N 31. Ст. 4322. <2> СЗ РФ. 25.07.2011. N 30 (ч. 1). Ст. 4566; 23.07.2012. N 30. Ст. 4170.

Новые требования к акцизным маркам и порядок их выдачи (получения) были утверждены Постановлением Правительства РФ от 27.07.2012 N 775 «Об акцизных марках для маркировки алкогольной продукции» <1>. Требования же к образцам федеральных специальных марок по-прежнему устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 21.12.2005 N 785 «О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками» <2>, в которое в 2011 — 2012 году были внесены соответствующие изменения. ——————————— <1> СЗ РФ. 06.08.2012. N 32. Ст. 4562. <2> СЗ РФ. 26.12.2005. N 52 (3 ч.). Ст. 5748; 16.07.2012. N 29. Ст. 4129.

Закономерное исключение

Следующее существенное изменение в Правила продажи товаров было внесено Постановлением Правительства от 21.08.2012 N 842 и состояло в исключении с 01.01.2013 из текста Правил раздела XIX «Особенности продажи алкогольной продукции». В качестве комментария к этой новелле заметим, что с принятием в июле 2011 года Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ отдельные пункты раздела XIX Правил продажи товаров потеряли свою актуальность и, соответственно, нуждались либо в существенной переработке (с учетом необходимости определения лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях), либо в исключении из сферы правового регулирования. Правительство РФ выбрало второй вариант — исключение раздела, определяющего особенности продажи алкогольной продукции, в полном объеме. Основанием для принятия такого радикального решения послужило то обстоятельство, что существенным образом изменилось правовое регулирование института административной ответственности за нарушения, выразившиеся в нарушении правил продажи алкогольной продукции и возникшие вследствие этого риски неправильной квалификации указанных нарушений и как нарушения Правил продажи алкогольной продукции, и как нарушения Правил продажи отдельных видов товаров.

Осенние изменения

«Осенние» изменения в Правила продажи товаров, внесенные Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 N 1007 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам продажи товаров и оказания услуг» <1>, на первый взгляд представляются более существенными. ——————————— <1> СЗ РФ. 08.10.2012. N 41. Ст. 5629.

Общие положения

Так, в абзац второй пункта 4 Правил продажи товаров внесены изменения, согласно которым с момента вступления в силу вышеназванного Постановления Правительства РФ не допускается продажа пива вне стационарных мест торговли. Напомним, что ранее в положении абзаца второго пункта 4 Правил было сделано исключение для продажи пива в числе ряда иных продовольственных товаров. И хотя Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» прямо не устанавливает запрет на разносную торговлю пивом, тем не менее требования, которые предъявляются положениями Федерального закона к розничной продаже пива, не могут быть выполнены при разносной торговле пивом. Пункты 5 и 6 Правил также подверглись изменению. Рассмотрим различие норм новой и старой редакций (табл. 1).

Таблица 1

Старая редакция Новая редакция

5. Продавец ОБЯЗАН СОБЛЮДАТЬ 5. Продавец ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ С УЧЕТОМ ПРОФИЛЯ И СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЯЗАН СПЕЦИАЛИЗАЦИИ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬ — СОБЛЮДАТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ НОСТИ ТРЕБОВАНИЯ, УСТАНОВЛЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ И В ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТАХ, ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ТОРГОВОЙ САНИТАРНЫХ, ВЕТЕРИНАРНЫХ, ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, УСТАНОВЛЕННЫЕ ПРОТИВОПОЖАРНЫХ ПРАВИЛАХ НОРМАТИВНЫМИ ПРАВОВЫМИ АКТАМИ И ДРУГИХ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ДАЛЕЕ ИМЕНУЮТСЯ — СТАНДАРТЫ)

6. Продавец должен располагать 6. Продавец должен располагать необходимыми помещениями, необходимыми помещениями, оборудованием и инвентарем, оборудованием и инвентарем, обеспечивающими в соответствии обеспечивающими в соответствии с ТРЕБОВАНИЯМИ СТАНДАРТОВ с ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ сохранение качества и безопас — ФЕДЕРАЦИИ О ТЕХНИЧЕСКОМ ности товаров при их хранении РЕГУЛИРОВАНИИ сохранение и реализации в месте продажи, качества и безопасности надлежащие условия торговли, а товаров при их хранении и также возможность правильного реализации в месте продажи, выбора покупателями товаров надлежащие условия торговли, а также возможность правильно — го выбора покупателями товаров

Помимо линии приведения текста нормативного правового акта в соответствие с федеральным законодательством о техническом регулировании и иными нормативными правовыми актами в этой сфере, в данных изменениях прослеживается и отсылка к законодательству, регламентирующему организацию и осуществление торговой деятельности, ядро которого составляет Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», а именно его глава 2, устанавливающая требования к организации и осуществлению торговой деятельности.

Информирование потребителей о продавце

Проанализируем уточнение, внесенное в текст пункта 10 потребителей Правил продажи товаров, результатом которого стало исключение из положения пункта 10 необходимости указывать на вывеске юридический адрес продавца. Отметим, что в результате данного уточнения пункт 10 Правил продажи товаров был приведен в соответствие с положениями пункта 1 статьи 9 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» <1>. ——————————— <1> Ведомости СНД и ВС РФ. 09.04.1992. N 15. Ст. 766; СЗ РФ. 30.07.2012. N 31. Ст. 4322.

Серьезных последствий данное нововведение не повлечет, поскольку еще в 2004 году в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2004 N 171-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и о признании утратившим силу пункта 28 статьи 1 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» <1> была отменена необходимость указывать на вывеске юридический адрес продавца путем внесения соответствующих изменений в пункт 1 статьи 9 Закона РФ «О защите прав потребителей». ——————————— <1> СЗ РФ. 27.12.2004. N 52 (часть 1). Ст. 5275; 29.10.2007. N 44. Ст. 5282.

Согласно новой редакции пункта 10 Правил продажи товаров продавец обязан донести до сведения покупателя место нахождения (адрес) организации. Что касается других изменений, внесенных в общую часть Правил, то они в основном носят технический характер и, как правило, обеспечивают приведение Правил продажи товаров в соответствие с нормами и положениями законодательства о техническом регулировании.

Особенности продажи продовольственных товаров

В соответствие обновленному законодательству о техническом регулировании также был приведен и пункт 32 Правил. Однако его изменение представляет особый интерес. Если до внесения октябрьских изменений по требованию покупателя продавец обязан был ознакомить его с удостоверением качества и безопасности реализуемой партии пищевых продуктов, изготовленных на территории Российской Федерации, или его заверенной копией, то после вступления рассматриваемого Постановления Правительства РФ в силу (на основании пункта 32 Правил) данная обязанность «перекочевала» в другие положения Правил и в несколько иной форме — продавец должен предоставить сведения об обязательном подтверждении соответствия товаров в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, а также обязан по требованию потребителя ознакомить его с товарно-сопроводительной документацией на товар, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (пункты 11 и 12 Правил продажи товаров в новой редакции). Несмотря на то что в норме имеет место ссылка на законодательство Российской Федерации о техническом регулировании, под таковым следует понимать не только собственно Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» <1>, но и другие составные элементы российской правовой системы, а именно международные договоры, участником которых является Российская Федерация, в частности Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18.11.2010 <2>, предусматривающее подтверждение соответствия техническим регламентам Таможенного союза. ——————————— <1> СЗ РФ. 30.12.2002. N 52 (ч. 1). Ст. 5140; 10.12.2012. N 50 (ч. 5). Ст. 6959. <2> Ратифицировано Федеральным законом от 27.06.2011 N 152-ФЗ // СЗ РФ. 04.07.2011. N 27. Ст. 3863.

Следующей новеллой является отмена обязанности продавца по просьбе покупателя передать последнему товары в нарезанном виде (пункт 37 Правил продажи товаров). В новой редакции Правил данный пункт звучит следующим образом: «По просьбе покупателя гастрономические товары могут быть проданы (выделено автором. — А. К.) ему в нарезанном виде». Таким образом, у продавца есть возможность отказать покупателю в нарезке гастрономических товаров, что с практической точки зрения не всегда удобно для покупателя, особенно в отделах магазина типа «Кулинария» и других подобных отделах. И хотя очевидно, что данная новелла имеет цель пресечь злоупотребление покупателем своим правом, вместе с тем она дает продавцу возможность передать покупателю больше товара, чем тому необходимо, а с применением знаний профессиональных маркетологов сделать это нетрудно.

Товарный или кассовый чек

Более конструктивные изменения были внесены в пункт 46 Правил продажи товаров.

Таблица 2

Старая редакция Новая редакция

46. Вместе с товаром покупателю 46. В СЛУЧАЕ ЕСЛИ КАССОВЫЙ ЧЕК передается товарный чек, в НА ТОВАР НЕ СОДЕРЖИТ НАИМЕНОВАНИЕ котором указываются наименование ТОВАРА, АРТИКУЛ, СОРТ (ПРИ товара и продавца, дата продажи, НАЛИЧИИ), вместе с товаром поку — артикул, сорт и цена товара, а пателю передается товарный чек, также подпись лица, непосредст — в котором указываются ЭТИ СВЕДЕ — венно осуществляющего продажу НИЯ, наименование продавца, дата продажи и цена товара и лицом, непосредственно осуществляющим продажу товара, проставляется подпись

По смыслу новой конструкции нормы выходит, что товарный чек передается покупателю в случае, если в кассовом чеке не указаны соответствующие реквизиты, что меняет привычное положение вещей — ведь ранее выдача товарного чека для определенных категорий товаров в соответствии с Правилами продажи товаров была обязательна. Такое же правило вводится и в отношении технически сложных товаров в пункте 51 Правил с отсылкой на пункт 46. В сторону обязательности кассового чека и вторичности товарного чека октябрьским Постановлением Правительства РФ также был изменен пункт 69 Правил продажи товаров, касающийся продажи изделий из драгоценных металлов и камней. Это же нововведение было инкорпорировано и в пункт 80 Правил продажи товаров. Согласно новой редакции в случае, если кассовый чек на товар не содержит видовое название и количество животных или растений, вместе с товаром покупателю передается товарный чек, в котором указываются эти сведения, наименование продавца, дата продажи и цена и лицом, непосредственно осуществляющим продажу товара, проставляется подпись. Пункт 111 раздела XIV, касающегося особенностей продажи строительных материалов и изделий, также был соответствующим образом уточнен. Наиболее интересным данное уточнение является с той точки зрения, что торговлю строительными материалами осуществляют в большинстве своем индивидуальные предприниматели, которые в случае соблюдения определенных условий могут быть освобождены от применения контрольно-кассовой техники в принципе. На этом изменения в Правила продажи товаров заканчиваются, и продолжают действовать устаревшие положения, ограничивающие права продавца по рациональному размещению товаров с учетом новейших маркетинговых технологий, в части требования группировки товаров по размерам, моделям и росту, раздельной экспозиции товаров для мужчин и женщин, группировке меховых товаров по видам меха (пункт 40 Правил), группировки изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней по назначению (пункт 64 Правил) и т. д. В качестве примера еще одного оставшегося архаизма приведем пункт 19 Правил продажи товаров, который на протяжении долгих лет остается далеким от требований действительности — в подавляющем большинстве магазинов ценники на реализуемые товары давно не подписываются материально ответственными лицами и не заверяются печатью организации, не сопровождаются указанием даты оформления ценника, однако последние изменения так и не легализовали сложившуюся практику.

Предоставление аналогичного товара

Рассматриваемым Постановлением Правительства РФ утвержденный Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 Перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, был дополнен отдельными видами электробытовых приборов, используемых как предметы туалета и в медицинских целях. В частности, в новый Перечень вошли электрофены-щетки, электробигуди, электрические зубные щетки, электрические машинки для стрижки волос и иные приборы, имеющие соприкосновение со слизистой и кожными покровами.

Продажа товаров по образцам

Самой полезной новеллой рассматриваемого Постановления Правительства РФ от 04.07.2012 N 1007 является приведение в соответствие Гражданскому кодексу РФ и Закону РФ «О защите прав потребителей» положений Правил продажи товаров по образцам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.1997 N 918 <1>, вводящее определение понятия «продажа товаров по образцам». ——————————— <1> СЗ РФ. 28.07.1997. N 30. Ст. 3657; 08.10.2012. N 41. Ст. 5629.

Сравним редакции норм указанных актов (табл. 3).

Таблица 3

Гражданский кодекс Старая редакция Новая редакция РФ (статья 497) пункта 2 Правил пункта 2 Правил

1. Договор розничной продажа товаров по продажа товаров по купли-продажи может образцам — продажа образцам — продажа быть заключен на товаров по договору товаров по договору основании ознакомле — розничной купли-про — розничной купли-про — ния покупателя с дажи (далее именует — дажи, заключаемому образцом товара, ся договор), заклю — на основании озна — предложенным продав — чаемому на основании комления покупателя цом и выставленным ознакомления покупа — с образцом товара, в месте продажи теля с предложенны — предложенным продав — товаров (продажа ми продавцом цом и выставленным в товара по образцам) образцами товаров месте продажи ИЛИ ИХ ОПИСАНИЯМИ, товаров (далее — СОДЕРЖАЩИМИСЯ договор) В КАТАЛОГАХ, ПРОСПЕКТАХ, БУКЛЕ — ТАХ, ПРЕДСТАВЛЕННЫМИ В ФОТОГРАФИЯХ И ДРУГИХ ИНФОРМАЦИОН — НЫХ МАТЕРИАЛАХ, А ТАКЖЕ В РЕКЛАМНЫХ ОБЪЯВЛЕНИЯХ О ПРОДАЖЕ ТОВАРОВ

Почти 12 лет в Правила продажи товаров по образцам не вносились необходимые изменения, а определение понятия «продажа товаров по образцам» не изменялось с момента принятия Правил, то есть с 1997 года — в этой связи не без иронии отметим, что подобная новелла является действительно «прорывом».

Положительные тенденции

В изменении Правил продажи товаров и Правил продажи товаров по образцам с целью приведения их норм в соответствие с законодательством Российской Федерации прослеживается положительная тенденция. В целом же изменения носят технический характер, направлены они в основном на приведение текста Правил продажи товаров и Правил продажи товаров по образцам в соответствие действующему гражданскому законодательству, законодательству о техническом регулировании, а также Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей», не затрагивая действительно важных для отрасли торговли положений.

Еще «косметические» поправки

Новеллы, появившиеся в Законе РФ «О защите прав потребителей» в 2012 году, также носят «косметический» и технический характер. Изменения, внесенные в названный Закон Федеральным законом от 25.06.2012 N 93-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» <1>, обеспечили приведение норм статей 40 и 45 Закона в соответствие с уточненным правовым регулированием порядка осуществления контроля и надзора. ——————————— <1> СЗ РФ. 25.06.2012. N 26. Ст. 3446.

Новый порядок формирования открытого ресурса

В результате дополнения подпункта 5 пункта 2 статьи 40 Закона из федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей было исключено формирование открытых и общедоступных государственных информационных ресурсов в области защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров (работ, услуг). При этом формирование такого ресурса отнесено к функциям органа государственного надзора в области защиты прав потребителей. Согласно новому пункту 8 названной статьи орган государственного надзора совместно с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного надзора в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, осуществляет формирование и ведение открытого и общедоступного государственного информационного ресурса в области защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров (работ, услуг) в порядке, установленном Правительством РФ. В формировании указанных открытых и общедоступных государственных информационных ресурсов в области защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров (работ, услуг) в соответствии с новой редакцией абзаца десятого пункта 2 статьи 45 Закона совместно с органом государственного надзора в области защиты прав потребителей вправе участвовать общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы). Следует отметить, что Требования к порядку формирования, актуализации и использования базовых государственных информационных ресурсов и Правила формирования, актуализации и использования реестра базовых государственных информационных ресурсов были утверждены Постановлением Правительства РФ от 14.09.2012 N 928 <1>. ——————————— <1> СЗ РФ. 24.09.2012. N 39. Ст. 5269.

Через месяц после принятия Федерального закона N 93-ФЗ в Закон РФ «О защите прав потребителей» было внесено еще одно изменение. В результате принятия Федерального закона от 28.07.2012 N 133-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения ограничений для предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» <1> статья 44 Закона РФ была дополнена нормой, предусматривающей, что прием жалоб потребителей может осуществляться через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг. Данная новелла вступает в силу с 01.01.2013. ——————————— <1> СЗ РФ. 30.07.2012. N 31. Ст. 4322.

——————————————————————