Проблемы банковского права

(Трошина С.) («Административное право», 2012, N 4)

ПРОБЛЕМЫ БАНКОВСКОГО ПРАВА

С. ТРОШИНА

Светлана Трошина, кандидат юридических наук, доцент кафедры «Интерпол» Уральского федерального университета имени первого президента России Б. Н. Ельцина.

Данная статья — о нарушении банками норм Гражданского кодекса Российской Федерации и Центробанка Российской Федерации, касающихся договоров банковского вклада и банковского счета, правил зачисления денежных средств, поступивших от третьих лиц на лицевые счета владельцев банковских карт, а также осуществления контроля банковских операций, совершенных в предыдущем дне.

В настоящее время сложилась повсеместная практика зачисления работодателем заработной платы сотрудников на банковские счета на основании гражданско-правового договора, заключенного работодателем с банком. В подобного рода договоры сторонами заведомо включаются положения, исключающие ответственность банка перед владельцами счета за незачисление перечисленной работодателем заработной платы. В связи с этим возникают практические вопросы. 1. Правомочен ли банк исключать свою ответственность перед потребителем за несвоевременное зачисление (незачисление) денежных средств. Вправе ли применить банк п. 2 ст. 422, п. п. 1, 4 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации <1> о диспозитивности условия исключения ответственности банка за незачисление денег на счет вкладчика по соглашению сторон гражданско-правового договора. ——————————— <1> Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // http://www. consultant. ru/popular/.

По мнению Л. Ефремовой, банковский счет выполняет как функцию бухгалтерского учета, так и функцию количественного учета прав требований вкладчика к банку о совершении безналичных расчетов и выдаче наличных денег <2>. ——————————— <2> Ефимова Л. Проблемы применения законодательства об исполнительном производстве при обращении взыскания на банковские счета // Хозяйство и право. 2011. N 8 (415). С. 50 — 54.

Банком нарушены требования ч. 2 ст. 400 Гражданского кодекса Российской Федерации при исключении в договоре собственной ответственности, установленной законом. В п. 14 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 1994 года N 7 сказано, что условия договора, ущемляющие права потребителей, по сравнению с правилами, предусмотренными законом, признаются недействительными (п. 2 ст. 400 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 16 Федерального закона «О защите прав потребителей» <3>). В п. 56 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Ссуда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 <4> сказано, что когда договор присоединения заключен гражданином, то соглашение об ограничении или исключении ответственности коммерческой организации ничтожно. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 1994 года N 7 и Приказ МАП N 160 <5> устанавливают гарантии, предусмотренные для потребителей, которые заключили с банками договоры банковского вклада и договоры банковского счета физического лица для собственных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью. ——————————— <3> Федеральный закон от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» (с изменениями и дополнениями) // http://ozpp. ru/laws/zpp. php. <4> Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 г. N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // http://base. consultant. ru/cons/. <5> Разъяснение «О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» в редакции Федерального закона от 9 января 1996 г. N 2-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях», утв. Приказом МАП от 20 мая 1998 г. N 160 (в редакции Приказа МАП РФ от 11 марта 1999 г. N 71) // www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_22855/.

Ответственность банка перед потребителем установлена ч. 4 ст. 840, ст. ст. 856, 866 Гражданского кодекса Российской Федерации в размере ставки рефинансирования, предусмотренной ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, и носит императивный характер в соответствии с п. 1 ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку условие договора предписано законом. 2. Установлена ли обязанность банка вести контроль соответствия счета и имени клиента. Правомерно ли зачисление денег на чужой счет, если в первичном документе (реестр по зарплате к сводному платежному поручению) номер счета и имя клиента не совпадают. В соответствии с п. 1.1.15 Положения Центрального банка Российской Федерации N 222-П <6> «перечисление юридическим лицом денежных средств в пользу нескольких физических лиц, являющихся клиентами одного банка, осуществляется платежным поручением общей суммой с использованием реестра. Реестр должен содержать реквизиты банка, Ф. И.О., реквизиты счетов физических лиц, суммы, подлежащие зачислению на счет физических лиц… Передача реестра в банк получателя должна осуществляться в срок, обеспечивающий зачисление денежных средств по платежному поручению на счет физического лица (счет по вкладу, счета для расчетов с использованием банковских карт) отдельными суммами не позднее дня, следующего за днем поступления расчетных документов». Следовательно, зачисление на счет производится только после установления оператором соответствия имени и счета клиента. ——————————— <6> Положение Центрального банка Российской Федерации от 1 апреля 2003 г. N 222-П «Положение о порядке безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // http://mvf. klerk. ru/zakon/cbr222p. htm.

В соответствии с п. 2.1 раздела 2 части 3 главы А Положения Центрального банка Российской Федерации 302-П <7> «документом аналитического учета является лицевой счет, при этом номер лицевого счета должен однозначно определяться его принадлежностью конкретному клиенту и целевому назначению» (аналогично п. 2.1 раздела 2 части 3 Положения N 205-П). На практике в реестре по зарплате Ф. И.О., зарплата, табельный номер указываются работодателем одного работника, а номер счета по вкладу указан другого сотрудника, с которым ранее прекращены трудовые отношения. Хотя номер лицевого счета должен определяться принадлежностью конкретному клиенту. ——————————— <7> Положение Центрального банка Российской Федерации от 26 марта 2007 г. N 302-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // http://base. garant. ru/587112/.

В соответствии с п. 3.1 раздела 3 части 3 главы А положения Центрального банка Российской Федерации 302-П «все бухгалтерские операции, совершенные в предыдущем дне, в течение следующего дня должны быть полностью проверены на основании первичных документов, записей в лицевых счетах, в других регистрах бухгалтерского учета. По лицевым счетам проверяется, все ли записи подтверждены соответствующими документами, правильно ли перенесены в лицевые счета соответствующие реквизиты и суммы, правильность оформления документов, послуживших основанием отражения операций по счетам» (аналогично п. 3.1 Положения N 205-П). Правильность перенесения денежных сумм в лицевые счета и правильность оформления первичных документов банком должна проверяться. В соответствии с п. 2.1 части 2 Положения Центрального банка Российской Федерации N 2-П «к сводному платежному поручению прилагается опись и расчетные документы», на основании п. 1.9 части 2 Положения Центрального банка Российской Федерации N 2-П <8> «зачисление денежных средств клиенту производится только при полном совпадении реквизитов, указанных в выписке корреспондентского счета с приложенными расчетными документами, с реквизитами соответствующего расчетного документа, являющегося основанием для осуществления операций». ——————————— <8> Положение Центрального Банка Российской Федерации от 3 октября 2002 г. N 2-П «Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // http://mvf. klerk. ru/zakon/cbr2p. htm.

В соответствии с п. 3.2 раздела 3 части 3 главы А Положения Центрального банка Российской Федерации 302-П «производится контроль за перечислением и зачислением средств в точном соответствии с реквизитами, указанными в расчетных документах, принятых к исполнению» (аналогично п. 3.2 Положения N 205-П). Банком должен производиться контроль за перечислением и зачислением денежных средств на счет клиента. Принимая во внимание п. п. 4.1 — 4.10, п. п. 6.1 — 6.6, п. п. 7.1 — 7.4 Положения Центрального банка Российской Федерации 20-П, «пакет ЭПД, состоящий из платежного поручения и реестра… проходит контроль подлинности ЭПД, контроль правильности составления ЭПД и логический контроль. ЭПД, не прошедшие контрольные мероприятия, возвращаются отправителю с указанием причины возврата. После зачисления денежных средств на счет клиента банка производится выверка исполненных ЭПД». В соответствии с п. 4.10 Положения Центрального банка Российской Федерации 20-П «при обнаружении ошибок при проведении логического контроля ЭД возвращаются отправителю с извещением об отказе в приеме и указанием причины отказа». При обнаружении банком ошибки в номере счета вкладчика, указанного в первичном документе, первичный документ должен быть возвращен отправителю. В соответствии с п. п. 2.21 и 3.4 части 1 положения Центрального банка Российской Федерации N 2-П «на оборотной стороне делается отметка о причине возврата, а отметка о приеме платежного поручения на лицевой стороне перечеркивается», «ЭПД, не прошедшие контроль, возвращаются с отметкой о возврате». При возврате первичного документа делается отметка о причине возврата. 3. Правомочен ли банк не начислять проценты по договору банковского вклада своим распоряжением, устанавливая 0% для вкладчиков. Статьей 36 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» <9>, ст. ст. 834, 837 — 839 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена императивная обязанность банка начислять проценты по вкладу, поскольку в соответствии со ст. ст. 807 — 809 Гражданского кодекса Российской Федерации деньги находятся у банка в возмездном займе. В соответствии со ст. ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации банк не вправе в одностороннем порядке изменять условия гражданско-правового договора, заключенного с потребителем. За неначисление процентов по вкладу наступает ответственность банка, предусмотренная ч. 4 ст. 840, ч. 1 ст. 809, ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в размере ставки рефинансирования. ——————————— <9> Закон РФ от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности» (с изменениями и дополнениями) // http://www. consultant. ru/popular/bank/46_4.html.

4. Правомерно ли требование банком с вкладчиков оплаты услуг за предоставление информации с собственного счета вкладчика о сумме вклада и движении денежных средств по вкладу. Статьями 14, 18, 20, 21 Федерального закона «О персональных данных» <10> предусмотрена обязанность оператора и право владельца персональных данных бесплатно получать сведения о собственных персональных данных. Ст. ст. 3, 5, 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» не предусматривают возмездность предоставления вкладчикам собственных персональных данных. ——————————— <10> Федеральный закон от 29 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» (с изменениями и дополнениями) // http://www. rg. ru/2006/07/29/personaljnye-dannye-dok. html.

5. Не является ли: a) заключение банком гражданско-правовых договоров об исключении собственной ответственности за незачисление денежных средств на счет вкладчиков; b) неначисление и неперечисление процентов по вкладу; c) установление для физических лиц по договору банковского вклада обязанности подавать в письменном виде в месячный срок со дня начисления процентов по вкладу претензии по остатку на лицевом счете, а в противном случае остаток считается подтвержденным, — нарушением Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» <11> и созданием благоприятных условий для легализации хищения денежных средств вкладчиков. ——————————— <11> Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (с изменениями и дополнениями) // http://base. consultant. ru/cons/cgi/online. cgi? req=doc;base=LAW;n=102948.

Компетентные органы государственной власти не предоставляют на запросы граждан официальных разъяснений по поставленным вопросам. Высокой договаривающейся стороной грубо нарушена ст. 17 Всеобщей Декларации прав человека <12>: «п. 1. Каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими» и «п. 2. Никто не должен быть произвольно лишен своего имущества». ——————————— <12> Всеобщая декларация прав человека. Принята резолюцией 217 A (III) Генеральной ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г. // http://www. un. org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr. shtml.

Нарушена ст. 2 Международного пакта о гражданских и политических правах <13>: «п. 1. Каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией лицам права, признаваемые в настоящем Пакте, без какого бы то ни было различия». ——————————— <13> Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной ассамблеи от 16 декабря 1966 г. // http://www. un. org/ru/documents/declconv/conventions/pactpol. shtml.

Кроме того, Высокая договаривающаяся сторона грубо нарушила собственные обязанности, предусмотренные п. 3 Международного пакта: «каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется: а) обеспечить любому лицу, права и свободы которого, признаваемые в настоящем Пакте, нарушены, эффективное средство правовой защиты, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве». Высокой договаривающейся стороной нарушен п. 2 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека: «п. 2. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе». Таким образом, Высокая договаривающаяся сторона необоснованно ограничивает вкладчиков кредитных банковских организаций в осуществлении права собственности на денежные средства по вкладам в банк. Высокая договаривающаяся сторона грубо нарушает принятые на себя обязательства по соблюдению общепринятых международных норм, в частности Декларации об основных принципах правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью <14>. Не соблюдается раздел B названого международно-правового акта. Владельцы банковских счетов, претерпевшие экономические злоупотребления со стороны сотрудников банка, автоматически получают статус «жертвы злоупотребления властью». ——————————— <14> Декларация об основных принципах правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью. Принята резолюцией 40/34 Генеральной ассамблеи от 29 ноября 1985 г. // http://www. un. org/ru/documents/decl_conv/declarations/power. shtml.

В соответствии с п. 18 Декларации под термином «жертвы» понимаются лица, которым индивидуально или коллективно был причинен вред, включая телесные повреждения или моральный ущерб, эмоциональные страдания, материальный ущерб или существенное ущемление основных прав этих лиц в результате действия или бездействия, еще не представляющего собой нарушения национальных уголовных законов, но являющегося нарушением международно признанных норм, касающихся прав человека. В соответствии с п. 19 Декларации государствам следует рассматривать вопрос о включении в национальные законы норм, запрещающих злоупотребление властью и предусматривающих средства защиты для жертв таких злоупотреблений. В число таких средств следует, в частности, включить право на реституцию и (или) компенсацию и необходимую материальную, медицинскую, психологическую и социальную помощь и поддержку. В соответствии с п. 21 Декларации государствам следует периодически пересматривать существующие законы и практику для обеспечения способности реагировать на изменяющиеся условия, в случае необходимости принимать и вводить в действие законодательные положения, запрещающие деяния, представляющие собой серьезные виды злоупотреблений политической или экономической властью, и содействующие мерам и механизмам предотвращения таких действий, а также развивать и широко обеспечивать соответствующие права и средства правовой защиты для жертв таких деяний. Жалобы вкладчиков органами ведомственного контроля оставляются без правового реагирования. Контрольно-надзорные мероприятия в отношении банков-правонарушителей Главным управлением ЦБ РФ по субъекту Российской Федерации не производятся, ссылаясь лишь только на положения ст. 56 Федерального закона «О Центральном банке РФ» <15>, ст. 21 ФЗ «О банках и банковской деятельности», ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации. ——————————— <15> Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке РФ» (с изменениями и дополнениями) // http://www. cbr. ru/today/status_functions/law_cb. pdf.

Имеются иные нормативные акты, обязывающие Главное управление ЦБ РФ по субъекту Российской Федерации проводить проверки кредитных организаций (кредитные организации подразделяются на банки и небанковские кредитные организации). Главное управление ЦБ РФ по субъекту Российской Федерации неправомерным отказом в проведении контрольно-проверочных мероприятий нарушает п. 5 Положения ЦБ РФ от 16 декабря 2003 года N 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» (с последующими изменениями) <16>. ——————————— <16> Положение ЦБ РФ от 16 декабря 2003 г. N 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» (с изменениями и дополнениями) // http://www. iia-ru. ru/inner_auditor/legislation/character_242_p/.

Главное управление ЦБ РФ по субъекту Российской Федерации должно контролировать состояние системы внутреннего контроля банков путем истребования дополнительной информации к справке о внутреннем контроле в кредитной организации (п. 5.1 Положения). Кроме того, в соответствии с п. 5.2 Положения Главное управление ЦБ РФ по субъекту Российской Федерации должно производить проверки как систем внутреннего контроля, так и отдельных операций (процедур) на предмет получения подтверждения достоверности, полноты, объективности системы учета и отчетности, сбора, обработки и хранения сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» в случае нарушения федеральных законов, нормативных актов и предписаний ЦБ РФ, установленных им обязательных нормативов, непредоставления информации, предоставления неполной или недостоверной информации… а также совершения действий, создающих реальную угрозу интересам вкладчиков… ЦБ РФ имеет право в порядке надзора применять к кредитным организациям меры, установленные Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации». В соответствии с ч. 1 ст. 74 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации» в случае нарушения кредитной организацией законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, непредоставления информации, предоставления неполной или недостоверной информации Банк России требует от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивает штраф в размере до 0,1 процента минимального размера уставного капитала либо ограничивает проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до 6 месяцев (ч. 2 ст. 74 — штраф в размере до 1 процента). Поэтому представляется ошибочным мнение В. Кукушкина о том, что специфика банковской деятельности не требует распространения на ее правовое регулирование общих правил об обработке персональных данных <17>. ——————————— <17> Кукушкин В. Проблемы применения законодательства о персональных данных в банковской деятельности // Хозяйство и право. 2011. N 4 (411). С. 79 — 85.

Действия кредитных организаций (банковских и небанковских) представляют реальную угрозу интересам вкладчиков. В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 74 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации» Центральный банк России вправе постановить предписание об устранении нарушений законодательства банком в отношении вкладчиков. Настало время добросовестно исполнять действующее законодательство и разработать действенный механизм правовой защиты вкладчиков от экономических злоупотреблений должностных лиц кредитных банковских организаций путем установления выездных и камеральных контрольных проверок Центральным банком Российской Федерации и Главными управлениями Центрального банка Российской Федерации по субъектам Российской Федерации по жалобам вкладчиков. Мерами оперативного правового реагирования должны быть предписания об устранении нарушения прав вкладчиков, в соответствии с которыми в установленный контролирующим органом месячный срок банком-правонарушителем должен быть представлен обязательный ответ контролирующему органу по принятым мерам. При этом контролирующий орган должен обязательно накладывать реальную меру ответственности на банк в виде штрафной ответственности банка за нарушение прав вкладчиков. К злостным же нарушителям необходимо применять радикальные меры, предусмотренные законодательством об ограничении до полугода права на проведение некоторых операций. Все эти меры, предусмотренные действующим законодательством, применяются в порядке административного реагирования на жалобы потребителей. В качестве крайней меры необходимо возбуждать производство о лишении лицензии на право осуществления банковской деятельности и проведения банковских операций. Защита прав потребителей в сфере предоставления банковских услуг — это точное и строгое соблюдение действующего законодательства.

Библиография

Ефимова Л. Проблемы применения законодательства об исполнительном производстве при обращении взыскания на банковские счета // Хозяйство и право. 2011. N 8 (415). С. 50 — 54. Кукушкин В. Проблемы применения законодательства о персональных данных в банковской деятельности // Хозяйство и право. 2011. N 4 (411). С. 79 — 85. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // http://www. consultant. ru/popular/. Федеральный закон от 2 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» (с изменениями и дополнениями) // http://ozpp. ru/laws/zpp. php. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 1 июля 1996 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // http://base. consultant. ru/cons/. Разъяснение «О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» в редакции Федерального закона от 9 января 1996 г. N 2-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях», утв. Приказом МАП от 20 мая 1998 г. N 160 (в редакции Приказа МАП РФ от 11 марта 1999 г. N 7) // www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_22855/. Положение Центрального банка Российской Федерации от 1 апреля 2003 г. N 222-П «Положение о порядке безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // http://mvf. klerk. ru/zakon/cbr222p. htm. Положение Центрального банка Российской Федерации от 26 марта 2007 г. N 302-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // http://base. garant. ru/587112/. Положение Центрального банка Российской Федерации от 3 октября 2002 г. N 2-П «Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // http://mvf. klerk. ru/zakon/cbr2p. htm. Федеральный закон РФ от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности» (с изменениями и дополнениями) // http://www. consultant. ru/popular/bank/46_4.html. Федеральный закон от 29 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» (с изменениями и дополнениями) // http://www. rg. ru/2006/07/29/personaljnye-dannye-dok. html. Федеральный закон от 27 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (с изменениями и дополнениями) // http://base. consultant. ru/cons/cgi/online. cgi? req=doc;base=LAW;n=102948. Всеобщая декларация прав человека. Принята резолюцией 217 A (III) Генеральной ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г. // http://www. un. org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr. shtml. Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной ассамблеи от 16 декабря 1966 г. // http://www. un. org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol. shtml. Декларация об основных принципах правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью. Принята резолюцией 40/34 Генеральной ассамблеи от 29 ноября 1985 г. // http://www. un. org/ru/documents/decl_conv/declarations/power. shtml. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке РФ» (с изменениями и дополнениями) // http://www. cbr. ru/today/status_functions/law_cb. pdf. Положение ЦБ РФ от 16 декабря 2003 г. N 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» (с изменениями и дополнениями) // http://www. iia-ru. ru/inner_auditor/legislation/character_242_p/.

——————————————————————