О системном применении гражданского права в Российской Федерации
(Фоков А. П.) («Российский судья», 2013, N 1)
О СИСТЕМНОМ ПРИМЕНЕНИИ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ <*>
А. П. ФОКОВ
——————————— <*> Fokov A. P. On systemic application of the civil law of the Russian Federation.
Фоков Анатолий Павлович, доктор юридических наук, профессор.
Автор статьи анализирует основные новеллы институтов Гражданского кодекса Российской Федерации, опубликованного 10 декабря 2012 г. на официальном сайте Государственной Думы Федерального Собрания по законопроекту N 47538-6.
Ключевые слова: судебная власть, Концепция, гражданское законодательство, Совет при Президенте РФ, законопроект, модернизация, Гражданский кодекс Российской Федерации.
The author of the article analyses the fundamental innovations of the institutes of the Civil Code of the Russian Federation published on 10 December 2012 on official website of the State Duma of the Federal Assembly under draft law N 47538-5.
Key words: judicial power, Conception, civil legislation, Council attached to the President of the RF, modernization, Civil Code of the Russian Federation.
Гражданский кодекс — это своего рода экономическая конституция, которая постоянно эволюционирует и развивается во времени и пространстве, о чем могут свидетельствовать создание Таможенного союза ЕврАзЭс, вступление в ВТО, модернизация судебной системы и доступное правосудие. Ранее на страницах журнала, используя наработанную историческую и законодательную базы, мы достаточно подробно освещали вопросы о том, насколько полезно обновление Гражданского кодекса и его основных институтов в целях оптимизации теории и практики правосудия (см.: Российский судья. 2011. N 4. С. 2 — 5; Российский судья. 2012. N 10. С. 2 — 4). Многочисленные отклики читателей журнала, статьи, представленные в печать, показали, что тема действительно актуальна и востребована, так как накоплен огромный практический материал, сложилась практика правоприменения, появилась богатейшая практика арбитражных судов и судов общей юрисдикции, приняты новые международные акты. В этих условиях полезно обратиться к недалекому прошлому, когда профессор В. Ф. Яковлев, советник Президента РФ по правовым вопросам, в журнале «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации» выступил со статьей «О системном применении права» (выступление 7 февраля 2007 г.) (ВАС РФ. 2007. N 3 (172). С. 4 — 10). Мы полагаем, что в своем выступлении В. Ф. Яковлев достаточно четко и ясно обозначил приоритеты системного применения права вообще и Гражданского кодекса в частности в условиях, когда судебная практика заставляет нас задумываться о совершенствовании «не только отдельных норм или институтов, а всего арсенала средств, присущих всей отрасли права». Действительно, кодификация гражданского законодательства, которая достигла в нашей стране максимального совершенствования норм права, не может осуществляться без практического взаимодействия всех отраслей права. Потому что право в конечном счете представляет собой не отдельные самостоятельные отрасли, а именно систему, и действует право эффективно лишь в тех случаях, когда все отрасли участвуют в регулировании той или иной группы общественных отношений. По мнению В. Ф. Яковлева, наладить нормальную систему правоприменения можно с помощью частного права, которое регулирует главные, фундаментальные отношения в человеческом обществе, основу жизнедеятельности людей: отношения собственности, отношения товарно-денежного оборота, отношения в сфере интеллектуального творчества, отношения предпринимательства, трудовые отношения, семейные отношения, отношения по природопользованию. Тем более что взаимная зависимость права и судебной власти постоянно ощущается в правоприменительной практике. Суды определяют, насколько эффективно гражданское право в своей повседневной судебной деятельности. В этой связи «посмотрите, что мы сделали, приняв закон об административных процедурах в сфере налоговых отношений: количество дел в арбитражных судах снизилось на 25%», — пояснил В. Ф. Яковлев. Неудивительно, что в преддверии 2013 г. достаточно активно обсуждались не только новеллы Гражданского кодекса, но и механизмы его реализации в практической деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Проблемы, связанные с развитием административного судопроизводства в сфере общих судов, созданием специальных административных и иных судов, нельзя рассматривать вне зависимости усовершенствования Гражданского кодекса. До настоящего времени просвещенная Европа продолжает дискутировать о необходимости принятия Гражданского кодекса Европейского союза (Циммерман Р. На пути к Гражданскому кодексу Европы? // ВАС РФ. 2007. N 9 (178). С. 74 — 83). Основные принципы будущего Гражданского кодекса Европейский союз начал разрабатывать уже в 1982 г. и продолжает их обсуждение до настоящего времени. Долгий период создания принципов Гражданского кодекса объясняется достаточно просто и ясно, Европейский союз не может существовать вне мировой практики международного права, требующего приоритета над национальным законодательством. Гражданское право не может существовать только в пространстве страны, оно обязательно трансформируется и взаимодействует с мировыми институтами права (хозяйственным, коммерческим, предпринимательским и иным). Поэтому принципы гражданского права формируют базовое правило о том, что ответственность должна опираться на общепринятые мировые стандарты «разумность», «добросовестность», «пропорциональность». Кроме того, принципы гражданского права по стилю изложения должны формулироваться ясно, четко, общедоступно и коротко. Доминирование образцов европейского юридического мышления не должно влиять на сложившиеся традиции и обычаи национальной системы права (допустим, договорного), когда необходимость выработки проекта гражданского права Европейского союза привела к усовершенствованию сначала процессуальных норм права. Подобное происходит и в России (АПК, ГПК, КоАП). Наладить нормальную систему процедур рассмотрения гражданских дел в странах Европейского союза помогли Принципы транснационального гражданского процесса, проект, реализованный совместно с УНИДРУА и Американским институтом права (American Law Institute). Он был завершен в 2004 г. и опубликован в 2005 г. (отметим, что Европейская комиссия не стала рассматривать рекомендации о сближении его с судебным правом в формате 1994 г.) (Law in The European Union 1994). Таким образом, унификация европейского и международного гражданского права часто влияют друг на друга или бывают тесно взаимосвязаны. Так происходила гармонизация частного права в Европе (Конвенция о международной купли-продажи товаров, Женевская конвенция об агентировании, Оттавская конвенция о факторинге, Кейптаунская конвенция о международных капиталовложениях в передвижное оборудование) (Ferrari F. The 1980 Uniform Sales Law. 2003/169 ff. Bonnel (n. 96). 301 ff). В этих условиях председатель думского комитета П. Крашенинников 4 апреля 2012 г., комментируя внесение Президентом РФ проекта закона N 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации», отметил, что содержание и объем предусмотренных проектом изменений и дополнений кодекса позволяет говорить о его существенной модернизации. В июле 2012 г. П. В. Крашенинников в интервью «Проект изменений Гражданского кодекса РФ — масштабные поправки и развитие существующих норм» вторично обозначил приоритеты нового Гражданского кодекса (СПС «КонсультантПлюс». 2012. 10 декабря). Так, П. Крашенинников в интервью пояснил, что основные поправки во все части ГК РФ вступят в силу 1 февраля или 1 марта 2013 г. (ранее планировалось, что 1 сентября). А для ряда норм будет предусмотрено «ступенчатое», т. е. постепенное, вступление в силу. И конечно, поправки в ГК повлекут за собой внесение изменений в десятки других законов. Гармонизация действующего законодательства неизбежна — его нужно приводить в соответствие с нормами ГК РФ. Но все это будет происходить постепенно, а не одномоментно. Неудивительно, что концептуально это соответствует основным направлениям, которые базируются на уже действующем гражданском законодательстве: 1. Гражданский кодекс Российской Федерации 1994 — 1996 гг., часть первая принята Государственной Думой 21 октября 1994 г., в редакции ФЗ от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ; часть вторая принята Государственной Думой 22 декабря 1995 г., в редакции ФЗ от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ; часть третья принята Государственной Думой 1 ноября 2001 г., в редакции от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ; часть четвертая принята Государственной Думой 24 ноября 2006 г., в редакции от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ. 2. Научно-технический прогресс, интенсивное развитие финансового рынка на волне кризиса экономики, всплеска новых процессов и форм, требующих гражданского обеспечения, например финансовых платежей в сети Интернет, и многое иное потребовали дополнений и детализации многих положений действующего Гражданского кодекса. 3. Многообразие форм гражданского оборота породило совершенно новые правовые основания как судебных, так и внесудебных споров, в том числе на международном уровне, которые породили новую судебную практику и потребовали новых обеспеченных гражданско-правовых норм, гарантированно охраняющих и защищающих бизнес в различных отраслях экономики государства. 4. Выявление и обобщение многочисленных потребностей общества в законодательном обеспечении предмета, объекта, принципов гражданского права, уточнение правового статуса и положения физических и в особенности юридических лиц потребовали серьезных изменений Общей части Гражданского кодекса, а вместе с тем и федеральных законов путем преобразования правовых институтов и отдельных отраслей законодательства. 5. В условиях развитого рынка и правового государства назрела необходимость системного изменения подходов к роли, например, корпоративных отношений, которые необходимо кооптировать в отношения, регулируемые гражданским законодательством (ст. 2). Таким же образом только комплексная взаимосвязь институтов вещного права (право собственности) и объединенных развернутой системой общих норм вещного права сможет наполнить новый Гражданский кодекс стабильностью вещных прав: на землю, жилище, объекты природы и т. д. 6. В условиях развитой экономики, которая порождает многочисленные формы обеспечения вплоть до макроотраслей, в новом Гражданском кодексе необходимо было ввести новые принципы, допустим, «добросовестности», с тем чтобы исключить злоупотребление правом; ввести институт преддоговорной ответственности (culpa in contrahendo), который позволил бы исключить многочисленные иски о недействительности сделок; ввести меры солидарной ответственности лиц (орган юридического лица в п. 3 ст. 55 ГК). 7. В новом Гражданском кодексе должно быть усиление и дальнейшее развитие обеспечения стабильности гражданско-правового регулирования, направленного на упорядочение системы гражданского законодательства АО, ООО, законов о кооперативах, а также модификация новых форм крестьянско-фермерских хозяйств и сервитутов. 8. Благоразумие и взвешенный подход к гражданско-правовым новеллам, постепенный переходный период апробации новых положений, норм и институтов Гражданского кодекса — залог его долговечности. Именно таким образом звучала преамбула к основному содержанию проекта основных изменений в Гражданском кодексе Российской Федерации (Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации. М.: Статут, 2009. С. 22 — 30). Региональные обсуждения текста нового Гражданского кодекса подтверждают, что его институты должны совершенствоваться, но с условием гармонизации и унификации действующего законодательства. В Доме переговоров Администрации Приморского края 2 октября 2012 г. состоялось выездное заседание Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, на котором был обсужден проект Федерального закона N 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Представители региона высказались о том, что за время действия Гражданского кодекса в существующей редакции изменилась не только обычная жизнь граждан, но и экономика России. Поступательное развитие экономических отношений, а также обширная судебная практика в стране требуют постоянного совершенствования гражданского законодательства, более четкого урегулирования отдельных вопросов, устранения пробелов. Назрело изменение нормативного регулирования вопросов совершения гражданско-правовых сделок, регистрации прав на недвижимое имущество, корпоративного управления, сделок в кредитной и банковской сферах. Неудивительно, что в процессе работы заседания вопрос участия нотариата в оформлении сделок с недвижимым имуществом стал центральным в дискуссии. Так, первый заместитель председателя комитета В. В. Пинский сообщил, что первоначально проект предусматривал обязательную нотариальную форму для сделок с недвижимостью независимо от субъектного состава. В преддверии второго чтения Государственной Думой РФ нотариальная форма сохранена лишь для сделок с участием физических лиц. Данное обстоятельство обусловлено тем, что граждане являются наиболее незащищенной категорией, нуждающейся в квалифицированной помощи грамотного юриста, которым и выступит нотариус, а представители бизнеса зачастую имеют в штате юрисконсультов, следовательно, у них есть возможность по проверке правомерности сделки и документов по ней. Президент Приморской краевой нотариальной палаты В. П. Прищепа подчеркнул, что введение норм о нотариальном удостоверении сделок с недвижимостью, безусловно, снизит риск мошенничества и других злоупотреблений и гарантирует надежность сделки. Несомненным преимуществом также станет и принятие нотариусом всего комплекса дальнейших действий, связанных с государственной регистрацией перехода права собственности на недвижимое имущество и сделок с ним. На основе полученных в электронном виде документов нотариус подготовит сделку, передаст по защищенным каналам связи документы для государственной регистрации перехода права в регистрирующий орган и на основании данных о регистрации сможет выдать приобретателю недвижимого имущества свидетельство о праве собственности. Кроме того, будет иметь место регистрация одного юридического факта — перехода права собственности, что будет означать для граждан уплату пошлины только за одно действие. Не последним аргументом в пользу нотариального удостоверения сделок, подлежащих государственной регистрации, является и то, что нотариус должен нести полную имущественную ответственность за вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате совершения действия, противоречащего законодательству. В связи с этим предполагается повысить ответственность нотариусов путем увеличения размера страхования профессиональной ответственности. Также президент нотариальной палаты развеял доводы противников нотариальной формы сделок с недвижимостью в части загруженности нотариусов и их недостаточного количества. В частности, на примере Приморского края были проанализированы данные о количестве зарегистрированных сделок с недвижимым имуществом с участием граждан за прошедший год, в соответствии с которыми на одного нотариуса г. Владивостока пришлось бы менее одной сделки в день, а по краю в среднем по две сделки на нотариуса в неделю. Тем самым была выражена уверенность, что нотариат Приморского края в полной мере готов к выполнению задач, которые планируется возложить на него государством. Руководитель Управления Росреестра по Приморскому краю Е. А. Русецкий отметил, что сегодня государственными регистраторами значительное время тратится на правовую экспертизу сделки, осуществляются различные запросы, проводится проверка документов, поднимаются архивы и т. д. При этом выступающий положительно отметил включение нотариата в оформление прав граждан на недвижимое имущество, поскольку при планируемом сокращении сроков проведения государственной регистрации до семи дней регистрирующие органы просто не справятся без нотариусов и не смогут укладываться в устанавливаемые сроки. Также было указано на необходимость исключения какой-либо правовой экспертизы со стороны регистрирующих органов, а соответственно, и их ответственности, при установлении полной материальной ответственности нотариальной системы. Е. А. Русецкий пояснил, что ч. 4 ст. 8.1 законопроекта о внесении изменений в Гражданский кодекс предусмотрена возможность проведения регистрирующим органом проверки законности сделки при ее нотариальном удостоверении, что вполне положительно и не нуждается в дополнительном обосновании норм. В целом участники мероприятия признали, что юридическое сообщество Приморского края поддерживает инициативу парламентариев, направленную на более широкое обсуждение положений Гражданского кодекса, прежде чем обсуждать его в окончательном виде в Государственной Думе РФ (Официальный сайт: Приморская краевая дума (г. Владивосток, 10.12.2012)). Поэтому полагаем, что после обновленного принятия Гражданского кодекса поправки будут вноситься также в Налоговый, Жилищный, Земельный, Водный, Семейный кодексы, в законодательство о нотариате и адвокатуре. Первая часть Гражданского кодекса меняется примерно на 80 процентов, вторая часть — на 15 процентов, третья — на четверть и четвертая — почти наполовину. В целом Гражданский кодекс, принятый в начале 90-х годов, когда Россия делала первые шаги в рыночную экономику, обновится наполовину, в нем появятся десятки новых статей, а сотни имеющихся будут переписаны заново, чтобы отразить нынешние экономические, политические и социальные реалии. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации будет рассматривать проект поправок к Гражданскому кодексу не в качестве единого документа, а по частям (Официальный сайт. 2012. 22 ноября). Текст первого из законопроектов (далее — малый законопроект), на которые будет разделен исходный законопроект N 47538-6 о внесении изменений в Гражданский кодекс РФ, принят в первом чтении (далее — основной законопроект). Малый законопроект предусматривает внесение поправок только в часть первую ГК РФ и только в отношении небольшого количества норм. Напомним, что 16 ноября 2012 г. Госдума приняла Постановление N 1150-6 ГД, в связи с чем изменился порядок рассмотрения проекта ГК РФ. Первично предполагается рассмотреть и принять главные темы, затронутые малым законопроектом: — основные начала гражданского законодательства; — правила регистрации прав на недвижимое имущество; — пределы осуществления гражданских прав; — компенсация ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления; — правовой статус граждан. Меньшая часть текста малого законопроекта совпадает с одобренным в первом чтении текстом основного законопроекта. Однако и в этот текст были внесены небольшие дополнения. Впрочем, принципиально новых положений в малом законопроекте гораздо больше. Так, в частности, вместо положения об обязательном нотариальном оформлении сделок, подлежащих государственной регистрации, в малом законопроекте есть норма, согласно которой такие сделки должны нотариально оформляться либо в случаях, предусмотренных законом, либо по соглашению сторон. Больше всего изменений внесено в статьи, регулирующие правовой статус граждан и посвященные их предпринимательской деятельности, ограничению дееспособности, опеке, попечительству. Также в малом законопроекте появились нормы о правовом положении крестьянского (фермерского) хозяйства. Со вступлением положений малого законопроекта в силу перестанут применяться правила об обязательной государственной регистрации ряда договоров: договора продажи жилого помещения (его части), аренды недвижимого имущества сроком более одного года, договора продажи предприятия и др. Вместе с отменой обязательной госрегистрации для всех таких договоров перестанет действовать правило о том, что моментом заключения договора является момент его государственной регистрации. В малом законопроекте существенно изменены переходные положения. Предполагается, что законопроект вступит в силу с 1 марта 2013 г., за исключением отдельных положений. Например, большинство новых норм, регулирующих правовой статус граждан, вступят в силу с 1 марта 2015 г. (URL: http://www. komitet2-10.km. duma. gov. ru). Проект ГК РФ был принят Госдумой РФ в первом чтении 27 апреля 2012 г., второе чтение законопроекта на момент подписания номера в печать не произошло, но возможно до окончания года. Таким образом, гармонизация действующего законодательства неизбежна, и приведение его в соответствие с нормами нового Гражданского кодекса — дело будущего времени.
——————————————————————