Воздушный транспорт: правовые аспекты ответственности перевозчика
(Горобец В. Д., Веретельникова Н. Е.)
(«Транспортное право», 2013, N 1)
ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ:
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПЕРЕВОЗЧИКА
В. Д. ГОРОБЕЦ, Н. Е. ВЕРЕТЕЛЬНИКОВА
Горобец В. Д., проректор по организационно-правовой работе Московского государственного технического университета гражданской авиации, доктор юридических наук, профессор.
Веретельникова Н. Е., ассистент кафедры Государственного регулирования и права Московского государственного технического университета гражданской авиации.
В статье проводится анализ действующей нормативной правовой базы, определяющей ответственность перевозчика за вред, причиненный пассажиру (его жизни, здоровью, утрату багажа и пр.). Исследуются вопросы соотнесения норм международного и национального законодательства, регламентирующих пределы этой ответственности.
Ключевые слова: воздушный транспорт, ответственность перевозчика, пассажир, возмещение причиненного вреда, Варшавская конвенция.
Air transport: legal aspects of responsibility of a carrier
V. D. Gorobets, N. E. Veretelnikova
The article analyses the current normative-law base determining responsibility of the shipper for the harm caused to the passenger (his life, health, loss of luggage etc.); studies the issues of correlation of norms of international and national legislation regulating the limits of this responsibility.
Key words: air transport, responsibility of the carrier, the passenger, compensation of the done harm, the Warsaw convention.
Статьей 116 Воздушного кодекса Российской Федерации установлено, что перевозчик несет ответственность перед пассажиром воздушного судна и грузовладельцем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза или договором воздушной перевозки почты.
Прежде всего законодательно определены параметры ответственности перевозчика за вред, причиненный при воздушной перевозке пассажира его жизни или здоровью.
Ответственность за причинение вреда данной категории определяется международными договорами Российской Федерации либо в соответствии с гражданским законодательством.
При этом объем ответственности, определенный в порядке, установленном гражданским законодательством, а именно главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации, может иметь место только в том случае, если Воздушным кодексом Российской Федерации или договором воздушной перевозки пассажира не предусмотрен более высокий размер возмещения вреда.
Так, минимальный размер возмещения вреда, причиненного при воздушной перевозке жизни пассажира воздушного судна, не может составлять менее двух миллионов рублей.
Однако следует учитывать, что компенсация в указанном размере выплачивается пропорционально количеству граждан, имеющих право на ее получение, а именно гражданам, имеющим право на возмещение вреда в случае смерти кормильца в соответствии с гражданским законодательством. При отсутствии таких граждан — родителям, супругу, детям умершего пассажира воздушного судна, а в случае смерти пассажира воздушного судна, не имевшего самостоятельного дохода, — гражданам, у которых он находился на иждивении.
Размер возмещения вреда, причиненного при воздушной перевозке здоровью пассажира воздушного судна, определяется исходя из характера и степени тяжести повреждения здоровья в соответствии с нормативами, установленными Правительством Российской Федерации. В отношении такой компенсации Воздушный кодекс Российской Федерации, напротив, вводит ограничение ее максимального размера: она не может превышать два миллиона рублей.
Соответственно, если определенный в соответствии с гражданским законодательством размер возмещения вреда жизни или здоровью пассажира превышает размер компенсации, перевозчик возмещает вред и в части, превышающей сумму компенсации.
Кроме того, перевозчик несет ответственность за факты причинения вреда жизни и здоровью пассажира не только во время полета, а начиная с момента прохождения пассажиром воздушного судна предполетного досмотра для посадки на воздушное судно и заканчивая моментом, когда пассажир воздушного судна под наблюдением уполномоченных лиц перевозчика покинул аэродром.
Что касается ответственности перевозчика за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа или груза, то она наступает после принятия имущества к воздушной перевозке и продолжается до выдачи грузополучателю либо до передачи согласно установленным правилам другому лицу.
При этом перевозчик освобождается от ответственности в том случае, если им были приняты все необходимые меры по предотвращению причинения вреда либо если такие меры невозможно было принять. Обязанность по доказыванию таких обстоятельств законом возложена на перевозчика, что совпадает и с общегражданским распределением обязанностей по доказыванию.
Ответственность за сохранность находящихся при пассажире вещей перевозчик несет также в том случае, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) этих вещей произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, либо умысла пассажира.
Помимо указанных оснований для освобождения перевозчика от ответственности законодательно предусмотрена и возможность перевозчика доказать, что утрата, недостача или повреждение (порча) багажа или груза не явились результатом совершенных умышленно действий (бездействия) перевозчика или произошли не во время воздушной перевозки.
Размер ответственности перевозчика за утрату, недостачу или повреждение (порчу) вещей, находящихся при пассажире, определяется в размере их стоимости, а в случае невозможности ее установления — в размере не более чем одиннадцать тысяч рублей.
Размер ответственности перевозчика за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза определяется в зависимости от того, принимался ли багаж, груз к воздушной перевозке с объявлением ценности или нет.
В первом случае компенсация должна производиться в размере объявленной ценности.
Во втором случае — в размере стоимости багажа, груза, но не более шестисот рублей за килограмм веса.
Стоимость имущества определяется исходя из цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при ее отсутствии — исходя из средней цены на аналогичный товар, существовавшей в том месте, в котором груз подлежал выдаче, в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения.
Иным образом решается вопрос о размере ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире, при международных воздушных перевозках.
В этом случае перевозчик несет ответственность в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Международным договором, регулирующим международные воздушные перевозки, является Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, подписанная в Варшаве 12 октября 1929 г., ратифицированная СССР 7 июля 1934 г., с учетом поправок, внесенных Протоколом о поправках, подписанным в Гааге 28 сентября 1955 г.
В соответствии со ст. 22 Варшавской конвенции, при перевозке пассажиров ответственность перевозчика в отношении каждого пассажира ограничивается суммой в двести пятьдесят тысяч франков. В случае если, согласно закону суда, в котором разбирается дело, возмещение может быть установлено в виде периодических платежей, капитализированная сумма этих платежей не может превышать указанного предела.
При перевозке зарегистрированного багажа и товаров ответственность перевозчика ограничивается суммой в двести пятьдесят франков с килограмма, за исключением случаев, когда пассажир или отправитель в момент передачи места перевозчику делают специальное заявление о заинтересованности в доставке к месту назначения и уплачивают, если это требуется, дополнительный сбор. В этом случае перевозчик обязан уплатить сумму, не превышающую объявленной суммы, если только он не докажет, что эта сумма превышает действительную заинтересованность пассажира или отправителя в доставке к месту назначения.
В случае утери, повреждения или задержки части зарегистрированного багажа, или груза, или какого-либо содержащегося в них предмета, для определения предела ответственности перевозчика принимается во внимание только общий вес данного места или мест. Однако когда утеря, повреждение или задержка части зарегистрированного багажа или груза или какого-либо содержащегося в них предмета влияет на стоимость других мест, включенных и одну и ту же багажную квитанцию или в один и тот же воздушно-перевозочный документ, то общий вес этих мест должен приниматься во внимание при определении предела ответственности.
В отношении предметов, оставляемых пассажирами при себе, ответственность перевозчика ограничивается пятью тысячами франков на пассажира.
Пределы, установленные данной статьей, не препятствуют суду присудить в соответствии со своим законом дополнительно все или часть судебных издержек и других расходов по судебному разбирательству, понесенных истцом. Вышеуказанное положение не будет применяться, если сумма, присужденная в возмещение вреда, исключая судебные издержки и другие расходы, связанные с судебным разбирательством, не превышает суммы, которую перевозчик в письменном виде предложил истцу в течение шести месяцев со дня причинения вреда или до начала судебного дела, если эта дата является более поздней.
Суммы, указанные во франках в данной статье, будут рассматриваться как относящиеся к валютной единице, состоящей из шестидесяти пяти с половиной миллиграммов золота пробы девятьсот тысячных. Эти суммы могут переводиться в национальную валюту в округленных цифрах. Перевод сумм в национальную валюту, не имеющую золотого содержания, в случае судебных разбирательств будет производиться в соответствии с золотой стоимостью таких валют на дату судебного решения.
Применение Варшавской конвенции в Российской Федерации осложнено тем обстоятельством, что в силу ст. 28 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в Российской Федерации официальное соотношение между рублем и золотом не устанавливается.
Сложившейся международной практикой размер ответственности за утрату килограмма багажа определен в 20 долларов США.
Судебная практика при рассмотрении споров, вытекающих из международных перевозок, идет по пути применения указанного размера ответственности.
Ранее данный вопрос был урегулирован Приказом Минтранса РФ от 6 июля 1992 г. N ДВ-80 «О повышении ответственности при перевозке багажа и груза», установившим предел ответственности перевозчика за утрату или недостачу багажа, принятого к перевозке без объявленной ценности при международных перевозках в размере 20 долларов США или в виде его эквивалента путем перевода в рубли по рыночному курсу доллара США, установленному Центральным Банком России и действующему на день выполнения перевозки, за каждый килограмм массы багажа.
В настоящий момент данный Приказ применяется в части, не противоречащей части второй Гражданского кодекса Российской Федерации и Воздушному кодексу Российской Федерации.
Следовательно, при наличии в ст. 119 Воздушного кодекса Российской Федерации прямого указания о том, что при международных перевозках ответственность за вред имуществу перевозчик несет в соответствии с международными договорами Российской Федерации, прямые ссылки на данный приказ в рассматриваемом вопросе являются недопустимыми.
Воздушным кодексом Российской Федерации установлен и размер ответственности перевозчика за просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения.
В этом случае перевозчик уплачивает штраф в размере 25% минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем 50% провозной платы.
Освобождению от ответственности может послужить доказанный факт того, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.
Материальная ответственность перевозчика за утрату, повреждение (порчу) или просрочку доставки почты возникает перед организациями почтовой связи.
Следует отметить, что перевозчик имеет право заключать соглашения с пассажирами, грузоотправителями или грузополучателями о повышении пределов своей ответственности по сравнению с пределами, установленными Воздушным кодексом Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
В целом установленные действующим законодательством объемы ответственности перевозчика можно оценивать как повышенные относительно общегражданской ответственности.
В этой связи полностью оправданным является установленное законом обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика перед пассажиром воздушного судна, грузовладельцем или грузоотправителем.
Обязательному страхованию подлежат риски гражданской ответственности перевозчика перед пассажиром воздушного судна за причинение при воздушной перевозке пассажира вреда его жизни или здоровью, его багажу и находящимся при этом пассажире вещам, перед грузовладельцем или грузоотправителем за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза.
Ответственность перевозчика в ряде случаев также определяется Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей».
Однако не следует забывать, что в случаях международных перевозок с участием иностранного перевозчика указанный закон применению не подлежит, поскольку в соответствии со ст. ст. 1211, 1212 Гражданского кодекса Российской Федерации к договору перевозки с участием потребителя применяется право страны перевозчика.
Литература
1. Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (подписана в Варшаве 12 октября 1929 г., ратифицирована СССР 7 июля 1934 г., с учетом поправок, внесенных Протоколом о поправках, подписанным в Гааге 28 сентября 1955 г.).
2. Гражданский кодекс РФ N 146-ФЗ от 26.11.2001 (часть 3) (в действующей редакции).
3. Воздушный кодекс РФ от 19.02.1997 N 60-ФЗ (в действующей редакции).
4. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в действующей редакции).
5. Приказ Минтранса РФ от 6 июля 1992 г. N ДВ-80 «О повышении ответственности при перевозке багажа и груза».
——————————————————————