Правительство РФ утвердило максимальные и минимальные значения страховых тарифов для перевозчиков

(Керенский И. В.)

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2012)

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ УТВЕРДИЛО МАКСИМАЛЬНЫЕ И МИНИМАЛЬНЫЕ

ЗНАЧЕНИЯ СТРАХОВЫХ ТАРИФОВ ДЛЯ ПЕРЕВОЗЧИКОВ

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 27 декабря 2012 года

И. В. КЕРЕНСКИЙ

Правительство РФ Постановлением от 20.12.2012 N 1344 (далее — Постановление) утвердило предельные (минимальные и максимальные) значения страховых тарифов на обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров.

Принятие данного документа было необходимо во исполнение вступающего в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 14.06.2012 N 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» (далее — Закон). Закон устанавливает обязанность страховать гражданскую ответственность за причинение вреда пассажиру и (или) его детям для всех лиц, осуществляющих перевозки любыми видами транспорта, в отношении которых действуют транспортные уставы или кодексы, а также перевозки внеуличным транспортом (кроме метрополитена). Применение некоторых норм Закона будет возможно только после утверждения необходимых подзаконных актов. В частности, только после утверждения таких актов можно будет рассчитать размер страховой премии.

Напомним, что в соответствии со ст. 11 Закона общий размер страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика складывается из страховых премий по следующим рискам гражданской ответственности:

— за причинение вреда жизни потерпевшего;

— за причинение вреда здоровью потерпевшего;

— за причинение вреда имуществу потерпевшего.

Страховая премия по каждому из этих рисков рассчитывается по формуле как произведение следующих показателей:

количество пассажиров x страховая сумма x страховой тариф

В Законе указан только размер страховой суммы, он различается в зависимости от вида страхуемого риска (ч. 2 ст. 8 Закона), а порядок определения количества пассажиров и предельные значения страховых тарифов Правительство РФ должно утвердить соответствующими постановлениями.

Максимальные и минимальные тарифы уже утверждены

Первым было принято рассматриваемое Постановление.

Минимальные страховые тарифы зависят от вида страхуемого риска (причинение вреда жизни, здоровью или имуществу), от вида транспорта, а также от вида перевозок. Для страховых тарифов по риску ответственности за причинение вреда имуществу установлено также разделение в зависимости от наличия или отсутствия франшизы. Нельзя выделить какой-либо вид транспорта, для которого будут самые низкие тарифы по всем видам рисков.

Так, в отношении городского наземного электрического транспорта (трамваев и троллейбусов) будут применяться самые низкие страховые тарифы по риску гражданской ответственности за причинение вреда жизни. А для железнодорожного транспорта (пригородных перевозок) и внеуличного транспорта (вне зависимости от вида перевозок) установлены самые низкие страховые тарифы по риску гражданской ответственности за причинение вреда здоровью и имуществу пассажиров.

Максимальные тарифы также обусловлены видом транспорта, видом страхуемого риска и видом перевозок. Однако для страховых тарифов по риску ответственности за причинение вреда имуществу нет разделения в зависимости от наличия или отсутствия франшизы.

В Постановлении также установлен дополнительный критерий определения максимальных тарифов. Максимальные тарифы зависят от того, включаются ли в договор страхования основания освобождения от выплаты страхового возмещения. В ст. 13 Закона перечислены данные основания (всего их три), однако Законом предусмотрено, что стороны по соглашению могут исключить только одно из них — условие об освобождении страховщика от выплаты страхового возмещения в случае наступления страхового случая вследствие событий, перечисленных в п. 1 ч. 4 ст. 13 Закона (ядерный взрыв, военные действия, забастовки и т. п.).

Страховщики будут устанавливать страховые тарифы по соглашению со страхователями в договорах обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика с соблюдением ограничений, предусмотренных Постановлением (ч. 1 ст. 11 Закона).

Рассмотренное Постановление вступит в силу с 1 января 2013 г.

Порядок определения количества пассажиров пока не утвержден

Напомним, что для расчета страховой премии необходим еще один элемент — количество пассажиров, которое должно определяться по правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ, в зависимости от вида транспорта (ч. 6 ст. 11 Закона). Однако на момент подготовки статьи (27 декабря 2012 г.) данное постановление еще не было принято, на сайте Минтранса России опубликован лишь проект данного документа: http://www. mintrans. ru/upload/iblock/38d/pr_mt_strahkpremiya_pril. doc.

Документ:

Постановление Правительства РФ от 20.12.2012 N 1344 «Об утверждении предельных (минимальных и максимальных) значений страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров».

——————————————————————