Государственная политика в сфере охраны детства в Украине: механизмы формирования и реализации
(Кривачук Л. Ф.) («Государственная власть и местное самоуправление», 2013, N 5)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОХРАНЫ ДЕТСТВА В УКРАИНЕ: МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ <*>
Л. Ф. КРИВАЧУК
——————————— <*> Kryvachuk L. F. State policy in the field of child protection in Ukraine: the mechanisms of formation and implementation.
Кривачук Людмила Федоровна, ученый секретарь Львовской государственной финансовой академии, кандидат наук государственного управления, доцент.
В статье рассмотрены основные подходы к пониманию категорий «механизмы», «механизмы государственного управления», предложен авторский подход к определению понятия «механизмы формирования и реализации государственной политики в сфере охраны детства». Обосновываются механизмы формирования и реализации государственной политики в сфере охраны детства, к которым автор относит: правовой, организационный, информационный, социальный и финансовый механизмы, а также раскрывает их содержательное наполнение.
Ключевые слова: механизмы, механизмы государственного управления, механизмы формирования и реализации государственной политики в сфере охраны детства.
The paper describes the main approaches to understanding the categories of «mechanisms», «mechanisms of governance», the author’s approach to the definition of «the mechanisms of formation and implementation of state policy in the field of child protection». Substantiates the basic mechanisms of formation and implementation of state policy in the field of child protection, to which the author includes: legal, organizational, informational, social, and financial mechanisms, and reveals their substantive content.
Key words: mechanisms, mechanisms of governance, mechanisms for the formation and implementation of state policy in the field of child protection.
Творческий потенциал и социальный ресурс являются одним из важнейших основ модернизации общества. В современных условиях развития государства таким творческим потенциалом и социальным ресурсом выступают дети. Проанализировав состояние формирования и реализации государственной политики в сфере охраны детства в Украине по разным ее направлениям, обнаружили, что существует ряд проблем в сфере охраны детства, формирование и реализация государственной политики в этой сфере осуществляется часто фрагментарно и бессистемно. Это обусловливает необходимость исследования механизмов формирования и реализации государственной политики в сфере охраны детства с целью усовершенствования научно-методологических подходов к осуществлению государственной политики в сфере охраны детства и разработки на этой основе нормативно-правовых основ государственного регулирования сферы охраны детства. Учитывая, что государственное управление осуществляется в трех направлениях: государственное строительство, формирование государственной политики, реализация государственной политики, считаем, что понятие «механизмы государственного управления» шире, чем понятие «механизмы формирования и реализации государственной политики». По нашему мнению, «механизмы формирования и реализации государственной политики в сфере охраны детства» являются составляющими «механизмов государственного управления». Поэтому перед тем, как сформулировать понятие «механизмы формирования и реализации государственной политики в сфере охраны детства», которое на сегодня не определено ни на законодательном, ни на научном уровне в Украине, выясним сначала сущность понятий «механизмы», «механизмы государственного управления». Справочная литература дает достаточно исчерпывающее толкование понятия «механизм». В частности, механизм (в переводе с греческого — «орудие, машина») — это «1) устройство (совокупность звеньев и деталей), передающее или превращающее движение; 2) система, определяющая порядок какого-либо процесса деятельности, любых явлений» <1>; «совокупность состояний и процессов, из которых состоит какое-либо физическое, химическое, физиологическое или иное явление» <2>. ——————————— <1> Словник iншомовних слiв. К., 2000. С. 355. <2> Словарь иностранных слов. М., 1988. С. 309.
Отметим, что появление понятия «механизм» связано с достижениями классической механики в XVII — XVIII вв. (Галилей, Ньютон и др.). С точки зрения философского мировоззренческого направления механицизма, согласно которому развитие природы и общества объясняется законами механической формы движения материи, которые считаются универсальными и распространяются на все виды материального движения, можно констатировать, что механизм — это замкнутая система, состоящая из неизменных элементов, и ее движение подчиняется законам классической механики <3>. Дальнейший генезис социальных наук позволил детерминировать механизмы, как часть социального управления, в форме системы целенаправленного воздействия на общество, целью которого является упорядочение, сохранение, совершенствование и развитие его качественной специфики <4>. Следовательно, вполне можно применять понятие «механизм» к государственному управлению как виду социального управления, выделяя понятие «механизмы государственного управления». ——————————— <3> Философский словарь / Под ред. Н. Т. Фролова. М., 1986. С. 279. <4> Украинский советский энциклопедический словарь. К., 1988. Т. 2. С. 470.
В научной литературе понятие «механизмы государственного управления» является широко употребляемым, однако содержание его понимают по-разному. В частности, Г. Атаманчук считает, что «механизм государственного управления» — это «сложная система государственных органов, организованных в соответствии с определенными принципами для осуществления задач государственного управления» <5>. По мнению В. Бакуменко и В. Князева, «механизмы государственного управления» — это «практические меры, средства, рычаги, стимулы, с помощью которых органы государственной власти влияют на общество, производство, любую социальную систему с целью достижения поставленных целей» <6>. Как утверждает Ю. Тихомиров, «механизм государственного управления» — это «демократическая государственная организация управленческого воздействия на общественные процессы» <7>. Н. Нижник отмечает, что «механизм государственного управления» — это «составная часть системы управления, обеспечивающая воздействие на факторы, от состояния которых зависит результат деятельности управленческого объекта» <8>. По определению А. Радченко, «механизмы государственного управления» — это «системная совокупность институтов, структур, последовательных действий, форм, состояний и процессов в государстве как продукт организованной человеческой деятельности, имеет целью реализацию интересов и потребностей людей и решения неотложных общественно-политических проблем за счет государственного влияния и регулирования общественной жизнедеятельности на основе устоявшихся общественных ценностей, норм и правил; является формой реализации функций государства и имеет субъектом органы государственного управления» <9>. ——————————— <5> Атаманчук Г. В. Теория государственного управления: Курс лекций. 2-е изд., доп. М., 2004. С. 86. <6> Державне управлiння: Словник-довiдник / За заг. ред. В. М. Князева, В. Д. Бакуменка. К., 2001. С. 116 — 117. <7> Тихомиров Ю. А. Курс административного права и процесса. М., 1998. С. 482 — 483. <8> Нижник Н. Р., Машков О. А. Системний пiдхiд в органiзацii державного управлiння: Навч. посiб. / За ред. Н. Р. Нижник. К., 1998. С. 49. <9> Радченко О. В. Категорiя «механiзм» у системi державного управлiння // Держава та регiони. Серiя «Державне управлiння». 2009. N 3. С. 68.
Итак, механизм государственного управления является сложным системным образованием, которое сочетает в себе различные составляющие. Анализ исследований отечественных и зарубежных ученых относительно толкования понятия «механизмы государственного управления» позволил предложить авторское определение понятия «механизмы формирования и реализации государственной политики в сфере охраны детства», которое, как мы уже отмечали, является составляющей понятия «механизмы государственного управления». По нашему мнению, «механизмы формирования и реализации государственной политики в сфере охраны детства» — это «сложная система, направленная на достижение поставленных целей в области охраны детства, которая включает совокупность правовых норм, систему органов государственной власти и местного самоуправления, практические меры, средства, рычаги, инструменты, методы, с помощью которых осуществляется формирование и реализация государственной политики в сфере охраны детства». К механизмам формирования и реализации государственной политики в сфере охраны детства, согласно предложенной нами концепции <10>, относятся: правовой, организационный, информационный, социальный и финансовый механизмы. ——————————— <10> Кривачук Л. Ф. Державна полiтика у сферi охорони дитинства: формування та реалiзацiя: Монографiя. Л., 2012.
Относительно инструментария и механизмов формирования и реализации государственной политики, которые одновременно являются элементом содержания этой политики, то, как отмечает В. Тертичка <11>, именно их нужно анализировать как один из главных факторов создания и осуществления эффективной политики, утверждая, что проблемы и цели в любой сфере общественной деятельности являются относительно постоянными и общепонятными, а орудия и механизмы внедрения преимущественно определены нечетко. ——————————— <11> Тертичка В. В. Державна полiтика: аналiз i впровадження в Украiнi: Дис. … докт. держ. упр. К., 2004. С. 94.
Таким образом, считаем, что к «механизмам формирования и реализации государственной политики в сфере охраны детства» относятся: — правовой механизм: принятие нормативно-правовых актов, решений органов государственной власти, местного самоуправления, направленных на формирование и реализацию государственной политики в сфере охраны детства; разработка и принятие государственных целевых программ; — организационный механизм: деятельность в органах государственной власти, местного самоуправления структурных подразделений и коллегиальных органов, занимающихся проблемами детей и действующих в сфере охраны детства; — информационный механизм: проведение ежегодных слушаний о положении детей и подготовка государственного доклада по этому вопросу; проведение разноплановых исследований по проблемам детей, осуществление мониторинга в сфере охраны детства; информирование общественности по вопросам формирования и реализации государственной политики в сфере охраны детства; влияние медиапространства (СМИ, интернет-ресурсы); — социальный механизм: деятельность международных и национальных организаций, детских и молодежных общественных организаций, социальных и других институтов в интересах детей; — финансовый механизм: выделение в государственном и местном бюджетах целевых средств на финансирование государственной политики в сфере охраны детства, деятельность специальных фондов.
Список литературы
1. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления: Курс лекций. 2-е изд., доп. М., 2004. 2. Бакуменко В. Д. Формування державно-управлiнських рiшень: проблеми теорii, методологii, практики: Монографiя. К., 2000. 3. Державне управлiння: Словник-довiдник / За заг. ред. В. М. Князева, В. Д. Бакуменка. К., 2001. С. 116 — 117. 4. Кривачук Л. Ф. Державна полiтика у сферi охорони дитинства: формування та реалiзацiя: Монографiя. Л., 2012. 5. Нижник Н. Р., Машков О. А. Системний пiдхiд в органiзацii державного управлiння: Навч. посiб. / За ред. Н. Р. Нижник. К., 1998. 6. Радченко О. В. Категорiя «механiзм» у системi державного управлiння // Держава та регiони. Серiя «Державне управлiння». 2009. N 3. С. 64 — 69. 7. Словарь иностранных слов. М., 1988. 8. Словник iншомовних слiв. К., 2000. 9. Тертичка В. В. Державна полiтика: аналiз i впровадження в Украiнi: Дис. … докт. держ. упр. К., 2004. 10. Тихомиров Ю. А. Курс административного права и процесса. М., 1998. 11. Украинский советский энциклопедический словарь. К., 1988. Т. 2. 12. Философский словарь / Под ред. Н. Т. Фролова. М., 1986.
——————————————————————