Теоретические основы государственной научной политики
(Мосендз С. А.) («Государственная власть и местное самоуправление», 2013, N 2)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАУЧНОЙ ПОЛИТИКИ <*>
С. А. МОСЕНДЗ
——————————— <*> Mosyondz S. A. Theoretical fundamentals of the state scientific policy.
Мосендз Сергей Александрович, проректор по учебной и научной работе Университета современных знаний, кандидат юридических наук, доцент.
Статья посвящена изложению теоретических подходов к пониманию государственной политики в сфере науки в Украине и определению ее сущностного содержания.
Ключевые слова: государственная научная политика, теоретико-методологические основы.
The article is devoted to enlightening the evolutional progress of theoretical opinions on government politics in the science sphere of Ukraine and determination the main point of its content.
Key words: state scientific policy, theorist-methodological bases.
Постановка проблемы. Провозгласив себя демократическим, правовым и социальным государством, Украина тем самым взяла на себя обязанности соблюдения требований международного сообщества относительно развития науки. В свое время наш великий соотечественник Владимир Вернадский отмечал, что «…тот народ, который сможет в наиболее полной, быстрой, совершенной степени овладеть новыми знаниями, которые приоткрываются в человеческой жизни, лучше всего развить и использовать их, получит ту силу, достижение и направление которой на общее добро является основной задачей любой разумной государственной политики» [1, с. 40]. Очевидно, что эффективность или, по крайней мере, постепенность научного развития страны зависит от государственной политики: от обоснованности теоретического понимания, основ ее формирования к продуктивной ее реализации, которая олицетворяется в эффективном осуществлении. Анализ последних исследований и публикаций. Разные теоретические обоснования государственной политики в сфере науки в целом и в Украине в частности находим в научных работах А. Абдулова, А. Азизова, В. Арутюнова, А. Безбородова, О. Ваганова, Г. Волкова, Л. Гохберга, Н. Гордеевой, Д. Гвишиани, А. Гудковой, О. Динкина, Г. Доброва, С. Здиорука, Г. Калитича, Д. Каркавиной, К. Коржавина, В. Кремня, Б. Лебина, Б. Малицкого, Л. Миндели, С. Микулинского, О. Поповича, К. Поппера, В. Рассудовского, А. Соколова и других известных ученых. Нерешенные прежде проблемы. Процесс общественно-трансформационных преобразований, который происходит в украинском обществе, обусловливает необходимость исследования проблем государственной политики в сфере науки в Украине. Проблемы науки и политики государства в сфере науки всегда интересовали исследователей разных областей знаний. Тем не менее, если вести речь не о проблемах науки вообще (социальных, экономических, демографических и т. п.), а о таком целостном и многогранном явлении, как государственная политика в сфере науки, то, как показывает анализ, существует довольно ограниченное количество комплексных исследований. Поэтому целью данной статьи является освещение теоретических подходов к изучению государственной политики в сфере науки и определение ее сущностного содержания. Изложение основного материала. Любое определение государственной научной политики не должно противоречить общему представлению о политике в ее традиционном понимании. Так, политика может рассматриваться как следствие влияний внешней среды, и как распределение власти, и как набор ведущих идей, и как совокупность институциональных структур, и как процесс принятия решений [2, с. 82]. В наиболее же абстрактной форме политика представляет собой сферу взаимодействия между классами, партиями, нациями, народами, государствами, социальными группами, властью и населением, гражданами и их объединениями. Это важнейший и наиболее сложный пласт общественной жизни [3, с. 6]. Абстрактная форма понимания политики не определяет полноценного подхода к выяснению ее содержания, т. к. вокруг определения самого категориального понятия возникает много споров. Это связано с большим количеством аспектов и многогранностью этого явления. Данное утверждение подтверждается историческим фактом, суть которого сводится к тому, что вопросы политики, государства, общества постоянно привлекали внимание мыслителей разных эпох и народов. В истории политической мысли заметно выделяются такие классические работы по социальной философии, как «Государство» и «Законы» Платона, «Политика» Аристотеля, «О государстве» и «О законах» Цицерона, «Государь» Макиавелли, «Левиафан» Гоббса, «Политический трактат» Спинозы, «О духе законов» Монтескье, «Об общественном договоре» Руссо, «Метафизические начала учения о праве» Канта, «Основы естественного права» Фихте, «Философия права» Гегеля, а также работы Локка, Вебера, Ясперса и других мыслителей прошлого и настоящего. Тем не менее нужно заметить, что в работах стародавних мудрецов исследуется не столько политика как определенная разновидность государственной деятельности, сколько политический мир в современном понимании [4, с. 21]. В отечественной научной литературе проблема государственной политики пока что не нашла адекватного освещения, тем не менее отдельные вопросы данной проблематики, а именно концептуальные основы государственной политики, ее анализ, средства внедрения и др., изложены в работах отдельных отечественных научных работников. Так, концептуальные основы относительно понимания государственной политики в целом можно свести к таким формулировкам: — государственная политика — это политическая деятельность государства и его институтов, направленная на обеспечение порядка в обществе, согласование и подчинение разнообразных социальных интересов, достижение общественного согласия и организацию управления развитием общественных процессов (М. М. Логунова, В. А. Шахов, М. Ф. Шевченко) [5, с. 116]; — государственная политика — это относительно стабильная, организованная и целенаправленная деятельность (бездеятельность) государственных учреждений, осуществляемая ими непосредственно или опосредованно относительно определенной проблемы или совокупности проблем, которая влияет на жизнь общества (В. А. Ребкало, В. В. Тертичка) [6, с. 6]; — государственная политика — это относительно стабильная, организованная и целенаправленная деятельность правительства относительно определенной проблемы или предмета рассмотрения, которая осуществляется им непосредственно или опосредованно через уполномоченных агентов и влияет на жизнь общества (В. Романов, О. Рудик, Т. Брус) [7, с. 5]. Относительно мысли последних авторов существует несколько теоретических моделей государственной политики, а именно: субстантивная политика, которая непосредственно распределяет среди людей выгоды и затраты; процедурная политика, которая содержит законотворческую деятельность; распределительная политика, с помощью которой распределяются выгоды и затраты между целыми сегментами общества; регулятивная политика, отличие ее от распределительной заключаются в том, что здесь возникают ограничения относительно тех, кому будут предоставлены выгоды, а кому нет; саморегулятивная политика — это политика, в которой ограничение или, наоборот, предоставление услуг и удобств контролируется самими группами, которые регулируются; перераспределительная политика включает мероприятия по перераспределению ресурсов среди широких слоев населения; материальная политика может предоставлять материальные ресурсы или власть, а может и накладывать дополнительные затраты; символическая политика относится в большей мере не к людям, а к общечеловеческим ценностям; политика относительно распределения коллективных (неделимых) благ не может предусматривать предоставление этих благ только одному человеку — их получают все; политика относительно перераспределения частных благ, направленная на создание и перераспределение благ, которые могут быть приобретены на рынке или предоставлены правительством. Все указанные модели государственной политики являются отдельными путями понимания ее сущности, важных и второстепенных аспектов [7, с. 38]. Более же общими считаем такие трактовки: — государственная политика — это сознательная деятельность властных структур и институтов государственного управления разных уровней, направленная на регулирование общественных отношений, обеспечение их стабильности и развития согласно определенным целям, это способ общественного управления, которое предусматривает разработку и осуществление политических программ экономического, социального, культурного и политического развития (А. Колодий, В. Марченко, Л. Климанская, Я. Космина) [8, с. 503]; — государственная политика — деятельность органов государственной власти по управлению и руководству обществом на основе единых целей, принципов и методов, которая предусматривает разработку, законодательное закрепление и внедрение государственных целевых программ в разных сферах общественной жизни с целью решения существующих проблем или удовлетворения нужд общества [9, с. 24]. В свою очередь государственная политика находит свое отображение в ее функциях. Общеизвестно, что для современного правового государства главной функцией является охрана интересов человека, защита его прав и свобод, обеспечение надлежащих условий жизни. Другие функции государства в той или иной мере подчинены ее осуществлению. Среди них можно выделить, во-первых, создание демократических условий для определения и координации интересов разных социальных групп общества; во-вторых, создание условий для развития производства; в-третьих, содействие развитию образования, науки, культуры; в-четвертых, охрану окружающей среды; в-пятых, защиту конституционного порядка; в-шестых, обеспечение законности и правопорядка. В связи с этим можно говорить о государственной политике в разных сферах жизни общества. Например, о социальной, культурной, научной, экономической, регуляторной, экологической, правовой политике государства. Таким образом, государственная политика отображается в направленности регулирования общественных отношений, которые складываются в реальной жизни. Вопрос о сущности именно государственной научной политики также вызывает острые дискуссии, которые отображают расхождения во взглядах научных работников и практиков относительно роли государства в научной системе. В этом контексте считаем необходимым проанализировать современные подходы как русских, так и украинских научных работников к указанной в названии данной статьи понятийной категории. Так, русский ученый О. Ваганов считает, что политика государства в сфере науки является базисом, ядром всех видов государственной политики. Для того чтобы превратить науку в источник социально-экономического развития, ее необходимо шире привлекать к определению и экспертизе целей, задач, направлений этого развития. Другими словами, научная политика должна переориентироваться из прогнозирования развития исключительно науки на участие в прогнозировании развития общества в целом [10, с. 182]. Действительно, это так. Наука является движущей силой развития и экономики, и общества, поэтому и внимания со стороны государства ей должно отводиться много. На сегодня научная политика в большей мере представляет основу экономической политики и в меньшей — основу всех видов государственной политики. Хотя научные работники последнего десятилетия считают, что роль науки не должна сводиться к преобразованию экономики на базе высокотехнологического и наукоемкого производства. В свете прогнозируемой для науки XXI столетия управленческой функции она должна быть привлечена к выполнению не только экономических, но и важнейших политических, социальных и культурных задач государства [11, с. 10]. По нашему мнению, данный подход представляется верным, поскольку государственная политика в сфере науки не только лежит в основе экономики, а и тесно связана с обществом и неотъемлема от него. Н. А. Гордеева же рассматривает науку как базовый элемент социально-экономического развития общества, а государственную научную политику — как аспект политики развития [11, с. 10]. Как считают А. А. Батяев и Д. Ю. Каркавина, под научной политикой имеется в виду отношение руководства страны к состоянию отечественной науки. Дальше они очерчивают научную политику как составную часть инновационной политики, которая предусматривает выбор приоритетных направлений в развитии науки и различную поддержку государства в ее развитии [12, с. 15]. Такая мысль не совсем верна, поскольку научная политика не может быть частью инновационной политики, скорее же наоборот. А. П. Азизов же считает, что научная политика является целостной программой действий общества по ее развитию на глобальном и региональном (национальном) уровнях, которые основаны на понимании содержания и значения науки в конкретную эпоху [13, с. 5]. С данной дефиницией нельзя согласиться в полной мере, т. к. все-таки политика — это отношение не общества, а государства. Итак, научную политику следует определить как отношение государства в форме определенных действий, направленных на поддержку и развитие науки. Наиболее полное определение государственной научной политики приводит директор Института мировой экономики и международных отношений РАН О. О. Дынкин, под которой он понимает систему целенаправленных мероприятий, обеспечивающих комплексное развитие науки, внедрение научных результатов в экономику страны, которая определяет цель, направления и формы деятельности органов государственной власти в области науки и реализации достижений науки [14, с. 53]. Выяснение же сущности и назначения государственной научной политики современными украинскими научными работниками можно свести к пониманию в узком и широком аспектах. Так, в узком понимании Б. А. Малицкий определяет государственную научную политику как продолжительное поведение государства относительно вопросов, связанных с наукой [1, с. 8]. Представители широкого подхода (С. И. Здиорук, Г. И. Калитич, К. М. Коржавин) государственную научную политику понимают как совокупность действий государственных деятелей (органов государственной власти, которые они олицетворяют), направленных на решение проблем, которые возникают в процессе деятельности людей в сфере науки [15, с. 33; 16, с. 105]. Среди основ формирования государственной научной политики они выделяют законодательные, нормативные и сугубо политические (личные). Первые два направления часто объединяются между собой, последний же рассматривается преимущественно в контексте роли личности в государственном процессе через сложность выделения действий отдельных политических деятелей в принятии того или другого политического решения, особенно когда изменение направления политики происходит вопреки действующим законодательно-нормативным основам деятельности [16, с. 118]. Выводы. Разработанные теоретико-методологические основы государственной научной политики разрешают сформулировать ее определение как категории административно-правового регулирования. Так, под государственной научной политикой следует понимать систему правовых, финансовых, административных и организационных мероприятий, с использованием которых государство в лице уполномоченных органов целеустремленно влияет или не влияет на регулирование отношений, возникающих в процессе создания и применения научных знаний, и их воплощение в соответствующих технологиях с целью обеспечения инновационно-технологического развития страны.
Литература
1. Актуальнi питання методологii та практики науково-технiчноi полiтики / Пiд ред. Б. А. Малицького. К.: УкрIНТЕI, 2001. 204 с. 2. Тертичка В. Державна полiтика: аналiз та здiйснення в Украiнi. К.: Вид-во Соломii Павличко «Основи», 2002. 750 с. 3. Матузов Н. И. Понятие и основные приоритеты российской правовой политики // Правоведение. 1997. N 4. С. 6 — 17. 4. Гаджиев К. С. Введение в политическую науку. М.: Издательская корпорация «Логос», 1997. 44 с. 5. Логунова М. М. Концептуальнi засади теорii полiтики / М. М. Логунова, В. А. Шахов, М. Ф. Шевченко. К.: Вид-во УАДУ, 1999. 160 с. 6. Державна полiтика: аналiз та впровадження в Украiнi: Конспект лекцiй до навчального модуля / Укл. В. А. Ребкало, В. В. Тертичка. К.: Вид-во УАДУ, 2002. 80 с. 7. Романов В. Е. Державна полiтика: аналiз та механiзми ii впровадження / В. Е. Романов, О. М. Рудiк, Т. М. Брус. Днiпропетр.: ДРIДУ НАДУ, 2003. 72 с. 8. Полiтологiя. Кн. друга: Полiтика i держава / За заг. ред. А. Колодiй, В. Харченко, Л. Климанська, Я. Космина. К.: Ельга — Н. Нiка-Центр, 2000. 584 с. 9. Петренко I. Сутнiсть державноi полiтики та державних цiльових програм // Вiче. 2011. N 10. С. 23 — 25. 10. Ваганов А. В поисках научно-технической политики. Блеск и нищета российской науки // Отечественные записки. 2002. N 7. С. 181 — 188. 11. Гордеева Н. А., Филь М. М. Право и реформирование науки: проблемы и решения. М.: Новая правовая культура, 2005. 174 с. 12. Батяев А. А., Каркавина Д. Ю. Комментарий к Федеральному закону «О науке и государственной научно-технической политике» // КонсультантПлюс. 2007. N 4. С. 13 — 29. 13. Азизов А. П. Научная политика в эпоху глобализации (философско-методологические аспекты): Дис. … канд. филос. наук. М., 2002. 135 с. 14. Наука и государственная научная политика: теория и практика / Под ред. А. А. Дынкина. М.: Наука, 1998. 268 с. 15. Гуманiтарна полiтика Украiнськоi Держави в новiтнiй перiод: Монографiя / За ред. C. I. Здiорука. К.: НIСД, 2006. 403 с. 16. Калитич Г. I. Науково-технологiчний та iнновацiйний розвиток: концепцii, моделi, рiшення / Г. I. Калитич, К. М. Коржавiн. К.: УкрIНТЕI, 2008. 268 с.
——————————————————————