Канадская система ювенальной юстиции (и некоторые аспекты, которые могут представлять интерес для Российской Федерации)

(Лутес Р.)

(«Вопросы ювенальной юстиции», 2006, N 4)

КАНАДСКАЯ СИСТЕМА ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ

(И НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ

ПРЕДСТАВЛЯТЬ ИНТЕРЕС ДЛЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)

Р. ЛУТЕС

Роберт Лутес, судья Короны, Канада.

Начиная с 1908 г. в Канаде к молодежи в отличие от взрослой части населения принят другой подход и соответственно отдельная система правосудия. С того времени система ювенальной юстиции претерпела значительные изменения; в 1984 г. в Канаде принят Закон «О молодых преступниках» (Young Offenders Act). Переход от Закона «О несовершеннолетних преступниках» (Juvenile Delinquents Act), который действовал с 1908 г., к принятию Закона «О молодых преступниках» (YOA) в 1984 г. имел философское значение — по сути, это был переход от «модели социального патронажа» к более традиционной модели правосудия, где правам несовершеннолетних уделялось больше внимания и уголовные дела рассматривались в открытом ювенальном суде.

Данный правовой подход в судебной системе получил дальнейшее развитие в 2003 г. с принятием самого последнего канадского Закона «Об уголовной ювенальной юстиции» (YCJA).

Новый канадский Закон «О ювенальной юстиции» (далее — Закон) начинается с разделов: преамбула, заголовок, определения и Декларация принципов.

Далее текст Закона делится на следующие девять частей.

1. Внесудебные меры.

2. Организация системы уголовной ювенальной юстиции.

3. Судебные меры.

4. Вынесение приговора.

5. Лишение свободы и надзор.

6. Разглашение сведений. Документы и информация.

7. Общие положения.

8. Временные положения.

9. Поправки к поправкам. Отмена и вступление в силу.

Далее следуют несколько замечаний по каждой из частей и по нескольким первым разделам.

Преамбула и первые несколько разделов.

Преамбула задает тон Закона и определяет его ключевые темы, а именно:

— общество должно «решать проблемы развития и учитывать потребности молодежи, чтобы помочь молодежи войти во взрослую жизнь»;

— Закон признает необходимость «междисциплинарного подхода»;

— Закон признает Конвенцию ООН о правах ребенка;

— Закон признает интересы потерпевшей стороны;

— Закон идентифицирует такую проблему канадской системы юстиции, как слишком частое применение к несовершеннолетним наказаний в виде лишения свободы за ненасильственные преступления.

Заголовок.

Закон об уголовной ювенальной юстиции.

В ключевой части Закона — определения — разъясняется ряд терминов, использующихся в Законе. Знакомство с определениями поможет лучше уяснить подход, принятый в Законе.

В Декларации принципов дается четкое определение принципов, являющихся фундаментом уголовного ювенального законодательства.

Принципиальным моментом является то, что система ювенальной уголовной юстиции должна быть отделена от «взрослой» юстиции; основной направленностью ювенальной юстиции должны быть реабилитация и реинтеграция несовершеннолетних правонарушителей. Частью этого подхода является необходимое вовлечение родителей, родных и близких, общественности и потерпевшей стороны.

Часть 1. Внесудебные меры.

Внесудебные меры определяются следующим образом:

«меры, не входящие в рамки судопроизводства… используются для работы с несовершеннолетним, обвиняемым в совершении преступления, и включают в себя внесудебные санкции».

Внесудебные санкции имеют более формальный характер по сравнению с внесудебными мерами (см. описание внесудебных санкций ниже).

Внесудебные санкции — это несудебные действия, которые направлены на привлечение несовершеннолетнего к ответственности без применения официального судопроизводства, судов и судей.

Две основные задачи Закона:

a) уменьшить долю несовершеннолетних, привлекаемых к суду, и

b) уменьшить долю несовершеннолетних, приговариваемых к лишению свободы.

Для решения первой задачи — уменьшить долю несовершеннолетних, привлекаемых к суду, — необходимо было разработать новую систему альтернативных мер, не связанных со стандартным судопроизводством, в рамках «Программы внесудебных мер».

Использовавшаяся ранее «Программа альтернативных мер» была продолжена, и в нее были добавлены новые кодифицированные меры для применения полицией.

Закон потребовал от полиции (канадская полиция имеет право предъявлять обвинение и инициировать судебное производство) до начала судопроизводства рассматривать следующие альтернативные варианты внесудебных мер:

— не предпринимать следующие действия;

— дать предупреждение;

— дать официальное предупреждение, если установлена программа, либо

— направлять несовершеннолетнего (с его согласия) в социальную программу или социальную службу по месту жительства, где программа или служба будут помогать несовершеннолетнему человеку воздерживаться от совершения преступлений в дальнейшем.

Внесудебные санкции.

Если эти меры недостаточны для привлечения к ответственности несовершеннолетнего за его правонарушение, следующим шагом является рассмотрение внесудебных санкций. Это более формальная программа, которая имеет следующие обязательные для соблюдения меры, а именно: достаточные факты для запуска программы и принятие ответственности молодым человеком.

Процедуры различаются от одного судебного округа к другому, но они часто предусматривают посредническую практику или практику восстановительного правосудия. Примером была бы встреча несовершеннолетнего (правонарушителя), потерпевшей стороны, полиции, членов семьи, иногда представителей общественности по месту жительства, пострадавших от правонарушения, и посредников. Молодой человек имел бы возможность объяснить, почему произошло правонарушение, и потерпевшая сторона имела бы возможность сообщить несовершеннолетнему и его семье, как отразилось на них преступное поведение.

Одной из целей этой встречи должно быть заключительное соглашение между всеми ее участниками о том, что нужно сделать несовершеннолетнему, чтобы исправить содеянное. Это может быть письменное извинение, восстановление ущерба, возмещение расходов на ремонт или выполнение какой-либо работы. За соглашением и его результатами ведется контроль судебных органов, и в случае положительного результата дело закрывается.

Официальное предупреждение.

С санкции прокурора может быть принято решение, что дело не направляется в суд, а закрывается официальным предупреждением. Обычно официальное предупреждение исполняется в виде письма прокуратуры, в котором несовершеннолетнему сообщается, что его дело не передается в суд, но протокол сохраняется в архиве. Если этот несовершеннолетний впоследствии снова вступает в конфликт с судебной системой, такой протокол будет принят во внимание.

Данная внесудебная мера позволяет быстро и эффективно завершать дела по малозначительным правонарушениям особого характера.

Часть 2. Организация системы уголовной ювенальной юстиции.

Канада специально назначает ювенальные суды, ювенальных судей и секретарей судов. Также специально назначаются директора провинций и социальные работники. Эти служащие могут работать в микрорайоне или в исправительном учреждении для несовершеннолетних преступников. Эти должности предназначаются специально для работы с несовершеннолетними.

В ювенальном суде судьи осуществляют правосудие только по делам несовершеннолетних правонарушителей. Некоторые судьи назначаются к ведению дел как несовершеннолетних, так и совершеннолетних преступников; в этом случае дела несовершеннолетних выделяются в отдельное производство.

Данная часть Закона предусматривает, что ювенальный суд принимает правила, применимые специально для данного ювенального суда. Также Закон включает положение, по которому определенные функции, связанные с ювенальной юстицией, выполняют комитеты по делам несовершеннолетних.

Также Законом разрешается созыв совещаний. Органы, ответственные за принятие решений, используют совещания, чтобы дать собравшимся рекомендации по ряду вопросов. Этот подход должен содействовать принятию ответственными органами более информированных решений.

Часть 3. Судебные меры.

Разделы в этой части Закона излагают некоторые процедурные вопросы, касающиеся судей. В этой части изложены такие требования, как извещение родителей, право на адвоката и вынесение судебного приговора/решения. В дополнение к правилам, связанным с несовершеннолетними, находящимися в предварительном заключении до суда, излагаются общие вопросы применения Уголовного кодекса и правила обжалования судебных решений.

В текст Закона также включено положение, позволяющее судье передать несовершеннолетнего в учреждение опеки детей, в дополнение к судопроизводству.

Часть 4. Вынесение приговора.

Вторая задача Закона: сократить количество несовершеннолетних, приговариваемых к лишению свободы с отбыванием наказания в местах заключения, была рассмотрена с точки зрения необходимости предусмотреть для судей новые варианты наказания, не связанные с лишением свободы. Теперь канадские ювенальные судьи имеют в своем распоряжении ряд альтернативных мер наказания, не связанных с лишением свободы, например:

— выговор;

— освобождение от уголовной ответственности;

— условное освобождение от уголовной ответственности;

— штраф (после оценки возможности уплаты штрафа);

— возмещение ущерба;

— приговор с направлением на общественные работы, обычно в виде работы по месту жительства;

— условное освобождение с испытательным сроком;

— программа усиленной поддержки и надзора (например, освобождение под усиленный надзор);

— передача в программу работ не по месту жительства.

Признается, что для привлечения несовершеннолетнего к ответственности за преступное поведение иногда требуется наказание в виде лишения свободы. Ниже приводятся виды наказаний с лишением свободы, предусматриваемые в соответствии с Законом:

— лишение свободы под надзором;

— лишение свободы под условным надзором;

— лишение свободы с отсрочкой исполнения приговора и освобождением под надзор;

— наказание за убийство;

— лишение свободы с назначением интенсивной программы реабилитации под надзором.

В исключительных случаях к несовершеннолетним правонарушителям применяются меры наказания, предусмотренные для совершеннолетних преступников. Эти процедуры сложные и носят технический характер. По некоторым преступлениям вообще предусмотрены «взрослые» типы наказаний, что успешно оспаривалось в судах провинций Онтарио и Квебек.

Существует положение о докладах на этапе до вынесения приговора с целью предоставить ювенальному судье более полные сведения общего характера и об обстоятельствах несовершеннолетнего. Согласно требованиям Закона перед вынесением приговора в виде лишения свободы рассмотрение такого доклада обязательно. Также Закон требует, чтобы судьи обосновывали выносимый приговор.

Положения о судебном приговоре исчерпывающи и включают: цель и принципы вынесения приговоров по делам несовершеннолетних, ограничения по наказаниям в виде лишения свободы, расчет срока наказания, помещение в места лишения свободы, обзор некоторых приговоров и другие технические вопросы, относящиеся к вынесению приговора.

Часть 5. Лишение свободы и надзор.

Закон предусматривает систему исправительных наказаний и исправительных учреждений, которая отделена от взрослой пенитенциарной системы и предназначена для несовершеннолетних преступников. Такое разделение важно для развития опыта тем, кто постоянно работает с несовершеннолетними. Несовершеннолетние — это не «маленькие взрослые», а молодые люди, переживающие физическое, умственное и эмоциональное развитие, и поэтому люди, работающие с несовершеннолетними, должны понимать для себя динамику этого развития. Исправительные программы, разработанные специально для несовершеннолетних, дают в результате более эффективное вмешательство и с большей вероятностью способствуют реабилитации несовершеннолетнего.

В исправительных учреждениях для несовершеннолетних содержатся несовершеннолетние правонарушители, в отношении которых судом выдано предписание о заключении под стражу. Как правило, в этом случае предусматривается заполнение специальной формы оценки рисков и потребностей с целью определить обстоятельства и потребности несовершеннолетнего и любые вопросы, связанные с безопасностью персонала исправительных учреждений.

Для каждого несовершеннолетнего, помещенного в исправительное учреждение, назначается социальный работник в рамках запуска программы реинтеграции этого несовершеннолетнего в общество.

В данной части Закона приведен ряд подробных правил, применимых к процессуальным гарантиям для несовершеннолетнего, реинтеграция в общество, условия, связанные с освобождением и пересмотром приговора.

В Закон были внесены принципиальные изменения в том, что касается работы с несовершеннолетними в рамках ювенальной исправительной системы. Правила детальные, и есть больше определенности в отношении будущей работы с несовершеннолетними. Сложность этих правил требует детального исследования.

Часть 6. Разглашение информации. Документы и информация.

Существует основополагающий принцип о запрете на разглашение персональных данных несовершеннолетнего, чтобы не ставить на нем «клеймо» и повысить вероятность реабилитации. Для этого общего правила есть исключения, но они всего лишь исключения.

Эта часть приводит подробный перечень правил, касающихся обмена информацией между назначенными сторонами. Приняты строгие ограничения по лицам, которым может передаваться информация, а также по обстоятельствам и целям, для которых эти лица могут получать информацию.

Существуют правила по ведению и использованию полицейских досье. Также предусмотрены предельные сроки хранения и совместного использования досье.

Данные положения представляют собой баланс между необходимостью для различных сторон знать о преступном поведении и защите частной жизни несовершеннолетних.

Часть 7. Общие положения.

В этой части разъясняется ряд технических процедурных вопросов, включая применение Уголовного кодекса и применения норм доказательственного права. Для подробного понимания Закона следует отдельно изучить эти санкции.

Часть 8. Временные положения и часть 9. Поправки к поправкам. Отмена и ввод в действие.

Части 8 и 9 содержат положения, уникальные для статей канадского законодательства, находящихся в силе на текущий момент, и разъяснение этих положений в целях этого обсуждения не требуется.

Обязанности федерального центра, а также структур на уровне провинции и на муниципальном уровне.

Федеральное правительство в Канаде имеет законодательные полномочия в отношении уголовного законодательства, включая законы, применимые к несовершеннолетним. Правительства провинций и территорий обладают законодательными правомочиями над системами поддержки несовершеннолетних, а именно: образование, социальная работа, системы психического здоровья и здравоохранения. Поэтому правительствам необходимо работать вместе, чтобы у правонарушителя и у структуры общественной поддержки были общие цели и задачи.

Благодаря тому, что провинции и территории имеют свои собственные системы законодательства, реализация Закона в каждой провинции и территории ведется по-разному. Базовые принципы, правила одни и те же, но работа ведется по-разному.

Уяснить это с точки зрения принципа действия помогут несколько примеров.

Провинция Квебек.

Квебек — франкоязычная провинция, которая гордится своим наследием и иногда подходит к социальным вопросам уникальным образом. Несовершеннолетний рассматривается скорее как «развивающаяся личность», а не как человек, совершивший преступление. Несовершеннолетние, приговоренные к лишению свободы, часто направляются в центры-приемники, где содержатся также несовершеннолетние, нуждающиеся в социальной защите и переобучении в целях реабилитации.

Провинция Альберта.

Одна из сильных сторон системы ювенальной юстиции провинции Альберта — это 121 ювенальный комитет, уполномоченный в соответствии с законом. Деятельность каждого комитета диверсифицирована, некоторые специализируются на молодежи коренных национальностей.

Один из отличительных комитетов — Комитет проекта Youth Restorative Action Project, который управляется молодежью в возрасте от 16 до 24 лет и занимается несовершеннолетними правонарушителями, подпадающими под действие Закона. В своей деятельности данный Комитет специализируется на вопросах расизма, нетерпимости и других социальных проблемах.

Информация об этом Комитете доступна на сайте: www. yrap. org.

Провинция Онтарио.

Онтарио использует подход к работе с молодежью, именуемый «кольцевые услуги», который намерен обеспечивать координацию работы с молодежью. Это хороший пример попытки междисциплинарной координации.

Общий подход.

Несмотря на различия между провинциями и территориями, тот факт, что законодательство является федеральным, в подходе к молодежи есть больше сходств, чем различий. Детали часто различаются, но основные принципы Закона и ювенальной юстиции в Канаде равно применимы для всех юрисдикций.

Общие сведения.

На следующих двух сайтах Министерства юстиции Канады и Канадской конной полиции представлен большой выбор информации по канадской системе ювенальной юстиции:

http://www. canada. justice. gc. ca/en/ps/yj/.

http://www. rcmp. ca/ycja/index_e. htm.

——————————————————————