Резолюция Международной конференции «Перспективы становления и развития ювенальной юстиции в современной России» (Москва, 13 — 14 декабря 2005 года)
(Редакционный материал)
(«Вопросы ювенальной юстиции», 2006, N 1)
РЕЗОЛЮЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
«ПЕРСПЕКТИВЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»
(МОСКВА, 13 — 14 ДЕКАБРЯ 2005 ГОДА)
Участники Конференции, представляющие регионы России, представители международных организаций — Программа развития ООН (UNDP), Международный детский фонд ООН (UNICEF), Региональная сеть НПО, действующих в интересах детей (RNC), а также представители из НПО некоторых стран СНГ (Азербайджан и Белоруссия):
— проанализировав зарубежный опыт ювенальной юстиции;
— изучив и обобщив отечественный опыт правосудия в отношении несовершеннолетних в начале ХХ века;
— изучив международные правовые документы, касающиеся вопросов ювенальной юстиции;
— проанализировав современный опыт внедрения элементов ювенальной юстиции в регионах России;
— познакомившись с новыми информационными Интернет-ресурсами, созданными для формирования информационного пространства по вопросам внедрения ювенальной юстиции;
— обсудив перспективы создания ювенальных судов и ювенальной юстиции как комплексной системы защиты прав ребенка в России и на постсоветском пространстве;
и рассмотрев вопросы координации продвижения ювенальной юстиции, пришли к следующему мнению.
К настоящему времени в России предприняты некоторые меры для введения путем судейской практики в некоторых регионах специализированных судов по делам о несовершеннолетних. В городах Ростове-на-Дону, Саратове, Таганроге накоплен опыт, получивший положительную оценку как специалистов, так и общественности. Однако этот опыт повсеместного распространения пока не нашел. В целом в стране пока не создана целостная система ювенальной юстиции как достаточно насыщенная сфера оказания социальных услуг ребенку и его семье в трудной жизненной ситуации.
Данное положение сохраняется, несмотря на поддержку со стороны Президента Российской Федерации инициатив общественных объединений и Совета при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека.
Помимо этого, на отсутствие специализированного ювенального правосудия вновь указано и в п. 86 Заключительных замечаний Комитета ООН по правам ребенка к третьему периодическому докладу Российской Федерации по соблюдению Конвенции о правах ребенка.
Учитывая актуальность и значимость внедрения ювенальной юстиции не только в Российской Федерации, но и в странах СНГ, ратифицировавших Конвенцию о правах ребенка, участники Конференции считают, что для эффективного продвижения ювенальной юстиции в РФ на сегодняшний день необходимо объединить усилия и консолидировать деятельность в следующих приоритетных направлениях.
1. Содействие принятию разработанных законопроектов пакета по ювенальной юстиции (прежде всего принятого в 2002 году Государственной Думой ФС РФ в первом чтении проекта Федерального конституционного закона «О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» — в части введения ювенальных судов).
2. Содействие широкому внедрению и распространению правоприменительной практики, основанной на реализации норм, предусмотренных Конвенцией о правах ребенка и ее приложениями, а также на использовании принципа судебной перспективы, способствующего своевременному и эффективному решению проблем ребенка и его семьи, находящихся в трудной жизненной ситуации.
3. Продвижение института Уполномоченного по правам ребенка в РФ и ее субъектах как необходимого и соответствующего сегодняшним запросам инструмента независимого контроля за соблюдением прав ребенка и эффективного механизма обеспечения реализации прав детей.
4. Содействие реализации основных положений Федерального закона «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и принятию Федерального закона «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав».
5. Всемерное способствование формированию комплекса мер по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для системы ювенальной юстиции. Такая система должна быть основана на сочетании возможностей государственных и негосударственных вузов и усилий в области профильного просвещения со стороны негосударственных (немуниципальных) некоммерческих организаций. При этом подготовка и повышение квалификации специалистов для нужд ювенальной юстиции должны осуществляться в качестве элемента обязательного образовательного стандарта в сферах педагогики, социальной работы, психологии и юриспруденции.
6. Разработка, внедрение и распространение различных форм правового образования и правового просвещения в области прав человека и прав ребенка среди руководителей и специалистов ведомств и учреждений, действующих в интересах детей, средств массовой информации и коммуникации, органов власти и местного самоуправления, широкая популяризация среди населения знаний в области прав ребенка.
7. Привлечение специалистов к подготовке учебников, учебных и методических пособий по вопросам ювенальной юстиции, координация указанной деятельности.
8. Дальнейшее формирование и развитие информационно-ресурсного пространства, в том числе на основе созданного информационного Интернет-портала www. juvenilejustice. ru и ряда других профильных информационных Интернет-сайтов, основными задачами которых являются:
— аккумулирование профильной информации;
— обеспечение обмена данной информацией между заинтересованными органами, организациями, специалистами и гражданами;
— распространение информации для широкого круга заинтересованных лиц, информационное обеспечение интерактивного взаимодействия;
— содействие привлечению дополнительных ресурсов для успешной реализации задачи создания системы ювенальной юстиции в России, а также в странах СНГ.
9. Обеспечение взаимодействия и координации заинтересованных органов, организаций и граждан в рамках следующих групп:
— междисциплинарное взаимодействие специалистов, работающих в различных отраслях социальной сферы, направленное на обеспечение прав и законных интересов детей (социальная работа, педагогика, психология, юриспруденция, социология, криминология, педиатрия и т. д.);
— межведомственное сотрудничество государственных органов и организаций (включая сферу высшего образования — в целях обеспечения деятельности системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров);
— партнерство государственных и негосударственных структур;
— межрегиональное и международное взаимодействие;
— международное сотрудничество организаций и граждан стран СНГ;
— взаимодействие и проектное партнерство агентств ООН.
10. Содействие более активному участию институтов гражданского общества, действующих в интересах детей, в процессе формирования и реализации государственной политики в интересах детей, в том числе в свете предстоящего в 2006 году председательства России в «группе G8».
В целях реализации деятельности в указанных приоритетных направлениях участники Конференции пришли к выводу о необходимости создания Национального Координационного Совета (НКС) по формированию и распространению системы ювенальной юстиции в России.
Состав НКС будет определен в ходе оперативных консультаций между участниками конференции, с привлечением других заинтересованных органов, организаций и граждан — в начале 2006 года.
——————————————————————