Оценка рисков и потребностей несовершеннолетних осужденных как основа их реабилитации и ресоциализации. Использование канадского опыта в России

(Павлова Т. И.)

(«Вопросы ювенальной юстиции», 2009, N 1)

ОЦЕНКА РИСКОВ И ПОТРЕБНОСТЕЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ

КАК ОСНОВА ИХ РЕАБИЛИТАЦИИ И РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАНАДСКОГО ОПЫТА В РОССИИ

Т. И. ПАВЛОВА

Павлова Т. И., начальник межрегиональной психологической лаборатории ГУФСИН России по Ростовской области, соискатель степени кандидата психологических наук Академии ФСИН России.

В рамках общей криминальной ситуации в России проблема подростковой преступности занимает особое место. В 2007 г. 132 тыс. несовершеннолетних совершили уголовные преступления, при этом 38,1 тыс. на момент совершения преступления не достигли 16 лет [1]. Изучение последствий исполнения наказания в местах лишения свободы в различных странах привело к пониманию того факта, что для многих несовершеннолетних воспитательная колония становится не местом исправления, а, скорее, школой приобщения к жизни криминального мира. Кроме того, анализ детской и подростковой преступности свидетельствует о том, что причиной преступления часто является невозможность (наличие значительных трудностей) удовлетворения значимых потребностей некриминальным путем и многие несовершеннолетние правонарушители сами являются жертвами жестокого обращения со стороны взрослых. Это привело к выделению правосудия несовершеннолетних из общего уголовного правосудия и образованию института ювенальной юстиции.

В Канаде отдельная система правосудия для молодежи действует с 1908 г. с момента принятия Закона «О несовершеннолетних преступниках». Этот подход получил свое дальнейшее развитие с принятием в 1984 г. Закона «О молодых преступниках» и в 2003 г. Закона «О ювенальной юстиции». Эти правовые документы закрепили на законодательном уровне обязанность канадского общества «решать проблемы развития и учитывать потребности молодежи, чтобы помочь молодежи войти во взрослую жизнь», и определили в качестве основной цели ювенальной юстиции в Канаде реабилитацию и реинтеграцию несовершеннолетних правонарушителей [2]. При этом работа с молодежью группы риска не является исключительной прерогативой профессионалов, Закон предусматривает обязательное участие в ней родителей, родных и близких правонарушителя, общественности и потерпевшей стороны. Такой подход делает молодежную преступность действительно общественным делом.

Ювенальная юстиция позволяет осуществлять действительно индивидуальный подход к каждому несовершеннолетнему правонарушителю как в процессе судопроизводства, так и в процессе дальнейшей реализации решений суда, в том числе и в процессе исполнения наказания, вне зависимости от его формы и срока. Это позволяет варьировать уровень надзора и вмешательства в жизнь несовершеннолетнего правонарушителя. Целью такого вмешательства является предотвращение совершения несовершеннолетним повторного правонарушения и помощь в процессе его реабилитации и ресоциализации. Следовательно, критерием уровня надзора выступает величина риска совершения повторного преступления, которая определяется в процессе кейс-менеджмента. Кейс-менеджмент представляет собой «динамичный, хорошо скоординированный, целенаправленный и гибкий оценочный подход. Он включает весь комплекс услуг, имеющихся в окружении несовершеннолетнего, которые могут быть направлены на удовлетворение его потребностей в реабилитации и реинтеграции. Кейс-менеджмент является руководством для вмешательства, призванного уменьшить риск повторных правонарушений и обеспечить качественную заботу о подростке путем последовательного планирования, осуществления и прекращения предоставления услуг в рамках приговора суда по делам несовершеннолетних» [3].

В качестве основного инструмента для проведения кейс-менеджмента выступает метод структурированной оценки риска совершения повторных правонарушений несовершеннолетними «Оценка риска и потребностей» (ОРП). Этот метод позволяет оценить именно те характеристики и потребности несовершеннолетнего, которые по результатам научных исследований непосредственно связаны с вероятностью повторных правонарушений. Использование ОРП и реализация его результатов осуществляются в соответствии с тремя принципами вмешательства [3].

Принцип риска устанавливает прямо пропорциональную зависимость между величиной риска совершения повторного правонарушения и интенсивностью надзора.

Принцип потребностей определяет соответствие оказываемых услуг криминогенным потребностям правонарушителя. Под криминогенными потребностями в данном контексте понимаются те потребности несовершеннолетнего, удовлетворение которых криминальным путем послужило причиной правонарушения. Изменение этого типа потребностей или формирование у подростка установки на их социально приемлемую реализацию и является целью реабилитации подростка.

Принцип реактивности подразумевает соответствие видов помощи индивидуальным склонностям, возможностям и жизненным обстоятельствам правонарушителя.

Использование ОРП позволяет не только определить степень риска совершения несовершеннолетним повторных правонарушений, но и выделить те потребности, удовлетворение которых будет способствовать его ресоциализации. ОРП рассматривает факторы риска криминальной активности несовершеннолетних, проявленные в следующих сферах:

— криминальный опыт (прошлые и настоящие правонарушения);

— семейные обстоятельства;

— образование и трудовая занятость;

— отношения со сверстниками;

— злоупотребление психоактивными веществами;

— организация досуга;

— личностные особенности;

— социальные установки и ценности.

Этот перечень охватывает большую часть базовых и актуальных потребностей несовершеннолетних и позволяет оценить степень их удовлетворения, а также уровень криминальности способов их удовлетворения в прошлом. Неудовлетворение наиболее значимых потребностей, таких, как потребности в пище, жилье, заботе и внимании со стороны взрослых, медицинском обслуживании, обучении, и некоторых других приводит к проблемам и трудностям в развитии ребенка, а затем и молодого человека, некоторые из которых уже не могут быть нивелированы полностью или восполнены в ходе дальнейшего развития. Зачастую именно эти проблемы являются причинами противоправного поведения несовершеннолетних, и их необходимо учитывать как при определении степени риска повторных правонарушений, так и при формировании реабилитационных программ. Вынесение криминального опыта подростка на первую позицию в рассмотрении указывает на первоочередное влияние этого фактора на риск совершения повторных правонарушений, прежде всего потому, что указывает на неслучайный характер данного правонарушения. Криминальный опыт подростка может свидетельствовать об отсутствии у него навыков и возможностей социально приемлемого удовлетворения потребностей (например, отсутствие образования и возможности найти работу) или о его действительной включенности в жизнь криминального мира, а значит, о наличии соответствующих установок и ценностей. Реальное положение дел в этом вопросе как раз и выясняется при помощи ОРП.

Кроме определения факторов, способствующих риску совершения повторных правонарушений, ОРП позволяет определить и классифицировать факторы, которые могут оказать помощь в процессе реабилитации и ресоциализации.

Этот инструмент может быть использован на различных стадиях работы с несовершеннолетними правонарушителями. В данном исследовании представлен опыт его использования в психокоррекционной и воспитательной работе с несовершеннолетними осужденными, отбывающими наказание в Азовской воспитательной колонии (Ростовская область).

Первичное использование ОРП в воспитательной колонии производится при психодиагностическом обследовании воспитанников сразу после их поступления. В сочетании с результатами психодиагностического обследования это позволяет прогнозировать психологическую причину совершения преступления и риск повторных правонарушений в будущем. В качестве возможных психолого-социальных причин совершения преступления можно назвать следующие:

— сознательные антисоциальные установки личности;

— бессознательные или частично осознаваемые антисоциальные наклонности личности;

— неравновесное психологическое состояние личности;

— наличие акцентуированных криминально значимых свойств личности;

— наличие актуальных личностных потребностей, удовлетворение которых некриминальным путем вызывает трудности.

Определение возможной психологической причины совершения преступления позволяет пенитенциарному психологу определить основное направление психокоррекционной работы, которая должна быть направлена именно на минимизацию факторов, послуживших причиной правонарушения. Наличие структурированной оценки степени удовлетворенности основных потребностей воспитанника позволяет определять направление проводимой с ним воспитательной работы и также должно учитываться при его обучении и профессиональной деятельности в условиях учреждения исполнения наказания.

Повторное обследование воспитанников с использованием ОРП осуществляется при наступлении срока подачи документов на условно-досрочное освобождение. В этом случае результаты обследования приобщаются к документам, направляемым в суд, и могут быть использованы при принятии судебного решения. При этом решение может быть принято не только в пользу защиты общества от криминально активных молодых людей, но и в пользу обеспечения возможности реализации базовых потребностей освобождающихся несовершеннолетних путем принятия необходимых частных определений суда.

Обследование воспитанников с использованием ОРП осуществляется за три месяца до освобождения. Это позволяет психологам, воспитателям и социальным работникам колонии подготовить программу ресоциализации воспитанника с привлечением к участию в ней соответствующих государственных учреждений и общественных организаций. На сегодняшний день такие программы реабилитации исчисляются единицами и представляют собой скорее исключения из правила, а не правило. Ювенальная юстиция в России делает только свои первые шаги, тем не менее уже сегодня некоторые несовершеннолетние правонарушители получили возможность индивидуального подхода к своим проблемам. С января 2004 г. в 14 судах Ростовской области введены помощники судей с функциями социального работника, созданы 15 прообразов будущих ювенальных судов, в том числе три модельных ювенальных суда, которые тесно взаимодействуют с органами исполнительной власти, учреждениями исполнения наказания и органами профилактики подростковой преступности. В тех районах области, где это взаимодействие действительно налажено и освобождающиеся подростки получают социальное сопровождение, уровень рецидива снизился на 4 — 7% [4]. В рамках осуществления пилотного проекта по формированию в Ростовской области института пробации (уголовной опеки), которая позволит осуществлять процесс кейс-менеджмента, проводится адаптация метода структурированной оценки риска совершения повторных правонарушений несовершеннолетними «Оценка риска и потребностей» к использованию в российских условиях. Однако уже сегодня с использованием этого метода обследовано 230 воспитанников Азовской воспитательной колонии, результаты обследования направлены в суд и использованы при формировании индивидуальных психокоррекционных и реабилитационных программ. Полученный практический опыт позволяет говорить о необходимости дальнейшего развития ювенальных технологий в России как одного из важнейших методов работы с молодежью группы риска.

Список использованных источников и литературы

1. Данные Федеральной службы государственной статистики // http://www. gks. ru.

2. Хастингс Р. Профилактика преступлений и молодежь группы риска: проблема сопротивления изменениям // Вопросы ювенальной юстиции. 2007. N 5.

3. Andrews D. A., Bonta J., Hoge R. D. Criminal Justice and Behavior. Ottawa, 1990.

4. Воронова Е. Л. Ювенальная юстиция: формирование системы пробации в Ростовской области // Вопросы ювенальной юстиции. 2007. N 5.

——————————————————————