Качество энергии — существенное условие договора теплоснабжения
(Головкина Д. В.) («Законодательство и экономика», 2008, N 6)
КАЧЕСТВО ЭНЕРГИИ — СУЩЕСТВЕННОЕ УСЛОВИЕ ДОГОВОРА ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ
Д. В. ГОЛОВКИНА
Существенными условиями договора снабжения энергией являются условия о предмете, количестве, качестве энергии, режим потребления энергии, условия по обеспечению содержания и безопасности эксплуатации, сетей, приборов, оборудования. Согласно статье 542 ГК РФ при нарушении теплоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии. Теплоснабжающая организация при этом имеет право потребовать возмещения абонентом стоимости того, что абонент неосновательно сберег в результате использования им этой энергии. В отношении ответственности теплоснабжающей организации в случае подачи некачественной тепловой энергии существуют различные точки зрения. Так, Н. И. Клейн утверждает, что при нарушении энергоснабжающей организацией требований по качеству абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии (п. 2 ст. 542 ГК РФ) или применить последствия, предусмотренные статьей 475 ГК РФ <1>. В. В. Витрянский не допускает возможности применения статьи 475 и настаивает на применении только статьи 542 Кодекса. В статье 475 речь идет о таких правах покупателя, как требования соразмерного уменьшения цены, безвозмездного устранения недостатков, возмещения своих расходов на устранение товара, замены товара ненадлежащего качества. Однако учитывая свойства тепловой энергии, а именно неразрывность процесса производства и потребления, невозможность накопления, нельзя представить устранение недостатков некачественной энергии, равно как и замену тепловой энергии, соответствующей договору. Кроме того, возможность применения к отношениям теплоснабжения норм о правомочиях покупателя в случае получения товара ненадлежащего качества исключается правилом о том, что к отдельным видам договора купли-продажи общие положения, предусмотренные в § 1 главы 30 ГК РФ, применяются, только если иное не предусмотрено правилами об этих договорах (ст. 454 ГК РФ). Статья 542 содержит специальную норму и дает абоненту право отказаться от оплаты некачественной энергии <2>. ——————————— <1> См.: Гражданское право России. Часть вторая: Обязательственное право: курс лекций. М., 2003. С. 139. <2> См.: Витрянский В. В. Договор купли-продажи. М., 1999. С. 189, 190.
Отпускаемая тепловая энергия по качеству должна соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения. В теплоснабжении под термином «качество тепловой энергии» понимается совокупность термодинамических характеристик теплоносителя, обеспечивающих его пригодность для удовлетворения нужд потребителей. Качество тепловой энергии характеризуется температурой и давлением пара. С точки зрения потребителей качественной считается энергия, которую потребитель получает с теплоносителем, температура которого строго соответствует графику центрального качественного регулирования. В противном случае потребитель, не имеющий средств автоматического регулирования, вынужден получать и оплачивать «навязанное» ему поставщиком нерасчетное количество тепловой энергии в теплые периоды отопительного сезона, а при резких похолоданиях — недополучать тепловую энергию в соответствии с договором. Для жителей важным является наличие теплового комфорта в квартире. Система теплоснабжения здания может работать очень хорошо, но в квартирах тем не менее будет холодно. В то же время вряд ли может ли быть признана хорошей работа системы отопления, если в квартирах тепло, но это обеспечивается за счет избыточного теплопотребления. Для поставщика более приемлемыми условиями продажи тепловой энергии как товара является поддержание минимально необходимого, а не жестко фиксированного уровня температур теплоносителя, когда потребитель сможет самостоятельно брать из тепловой сети нужное ему в любой период времени количество тепловой энергии, регулируя ее потребление путем изменения расхода теплоносителя (режим количественно-качественного регулирования). Нежелательное для потребителя повышение температуры в подающем трубопроводе (режим так называемого «перетопа») всегда может быть компенсировано сокращением расхода теплоносителя. Однако это легко выполняется только в случаях, когда потребители присоединены к тепловым сетям по независимой схеме с помощью теплообменных аппаратов или по зависимой схеме с насосным смешением. В то же время существенное отклонение параметров теплоносителя от согласованных договорных величин должно рассматриваться как поставка тепловой энергии пониженного качества, что в соответствии с Гражданским кодексом РФ должно отражаться на цене тепловой энергии как товара. Любой потребитель тепловой энергии функционирует наиболее эффективно в определенных только для него условиях при заданных (расчетных) параметрах теплоносителя. Поэтому конфликт интересов теплоснабжающей организации и множества потребителей относительно того, какие параметры теплоносителя необходимо поддерживать на коммерческих сечениях, должен решаться при подготовке и заключении договоров. Для того чтобы исключить конфликты между поставщиками и потребителями по вопросам, связанным с определением качества тепловой энергии, в последнее время отдельные организации и специалисты (представляющие в основном интересы потребителей) считают необходимым разработать и утвердить в качестве национального стандарта ГОСТ «Качество тепловой энергии». Это, по их мнению, будет способствовать повышению эффективности теплоснабжения городов, начиная с создания систем централизованного теплоснабжения (выдачи технических условий на присоединение и т. п. ) и заканчивая устойчивым функционированием этих систем (бесперебойной поставкой теплоносителей с заданными параметрами). Однако, если учитывать требования Закона РФ «О техническом регулировании», создание и утверждения такого ГОСТа представляется весьма проблематичным. Качество товара «тепловая энергия» — проблема региональная и муниципальная. Вероятно, здесь речь должна идти о нормативном правовом документе, определяющем качество теплоснабжения как коммунальной услуги для жителей многоквартирных домов. При отпуске тепловой энергии энергоснабжающая организация должна обеспечить соответствие температуры и давления пара условиям заключенного договора энергоснабжения. В случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент, как уже говорилось, вправе отказаться от ее оплаты. Но как определить, соответствует ли качество тепловой энергии норме? Граждане, проживающие в многоквартирных домах, могут оценить качество только по уровню температуры в помещении. Остается также неопределенным способ доказать, что в конкретный день (или дни) температура была ниже нормы. А с подобного рода ситуациями нам приходится сталкиваться практически каждую осень, когда начинается отопительный сезон. Следует также отметить, что в настоящее время отсутствуют экономические стимулы к соблюдению параметров качества теплоснабжения (температурный режим, физические, химические, санитарно-гигиенические характеристики теплоносителя). Как результат — повсеместное невыполнение требований нормативной температуры теплоносителя. Кроме того, очень низок процент сбора платежей населения, так как организации, приближенной к жителям того или иного дома и экономически заинтересованной в сборах, нет, а теплоснабжающая организация технически не может отключить отдельно взятую квартиру. В итоге неплатежами оправдывается низкое качество теплоснабжения, а страдают все — и те, кто платит, и те, кто не платит. Безусловно, теоретически житель может обратиться в суд (ст. 542 ГК РФ) с иском к теплоснабжающей организации по качеству тепловой энергии, но доказательств при отсутствии записывающих приборов предоставить не сможет. Установка коммерческих приборов учета тепловой энергии в каждой квартире проблематична из-за дороговизны. Кроме того, установка теплосчетчиков у конечного потребителя не приветствуется теплоснабжающей организацией, так как ранее они все, что производили, делили между потребителями, включая свои потери при производстве и транспортировке тепловой энергии. При установлении теплосчетчиков потребители будут оплачивать только потребленную тепловую энергию по показаниям счетчиков, а сумма показаний всех теплосчетчиков ниже показателя теплосчетчика у производителя; в итоге последний окажется в проигрыше. Юридические лица, как правило, имеют необходимые приборы учета тепловой энергии, а вместе с тем и возможность обратиться в суд и доказать низкое качество поставленной энергии и право ее не оплачивать. Подтверждением может служить дело, рассмотренное арбитражным судом Пермского края. ООО «ЛМЗ-Энерго» (далее — «ЛМЗ-Энерго») обратилось в суд с иском о взыскании с ООО «Теплосервис» (далее — «Теплосервис») 811910 руб. основного долга за потребленную тепловую энергию на основании договора N 317 от 19 ноября 2004 г. Ответчик иск не признал, утверждал, что в спорный период поставляемая тепловая энергия не соответствовала качеству, а именно: горячая вода, полученная конечными потребителями, превышала показатели по цветности, запаху, мутности. Исследовав материалы дела, суд установил: стороны заключили договор теплоснабжения, согласно которому «ЛМЗ-Энерго» обязалось поставлять, а «Теплосервис» — принимать и оплачивать тепловую энергию в количестве, предусмотренном договором, с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами и параметров качества, установленных договором. В договоре установлены параметры качества. Как следует из материалов дела, истцом в период с 1 по 15 сентября 2006 г. подавалась тепловая энергия на горячее водоснабжение. Количество теплоэнергии подтверждено двусторонним актом. На оплату выставлен счет-фактура на сумму 1503662 руб. 20 коп. Письмом от 13 октября 2006 г. ответчик отказался оплачивать принятую теплоэнергию за период с 6 по 14 сентября 2006 г. в сумме 811910 руб. ввиду несоответствия ее качества санитарно-гигиеническим показателям, установленным СанПин 2.1.4.1074-01, что явилось основанием обращения истца в суд. По мнению ответчика, ненадлежащее качество тепловой энергии заключалось в том, что горячая вода не соответствовала санитарно-гигиеническим нормам по мутности, окраске, цветности. В обоснование своих доводов ответчик ссылался на акты лабораторных испытаний, установивших превышение санитарно-гигиенических показателей по запаху, мутности, цветности. По мнению представителя ответчика, отклонение от установленных нормативов могло произойти из-за неудовлетворительного качества подпиточной воды. Однако доказательства ответчик не представил. Жалоб от населения на ненадлежащее качество воды не поступало (согласно справке территориального управления Роспотребнадзора по Пермскому краю от 12 марта 2007 г.). Кроме того, судом не может быть признан обоснованным расчет количества тепловой энергии, в отношении которого заявлен отказ от оплаты, произведенный ответчиком за весь период с 6 по 14 сентября 2006 г., тогда как протоколы лабораторных испытаний свидетельствуют об отклонении установленных нормативов сетевой горячей воды на даты 8, 11, 12 сентября 2006 г. Доказательств несоответствия качества горячей воды в другие дни спорного периода не имеется, следовательно, отказ от оплаты теплоэнергии за весь период неправомерен. С учетом вышеизложенного иск был удовлетворен в полном объеме <3>. ——————————— <3> Решение Арбитражного суда Пермского края по делу N А50-216/2007-Г28 от 28 марта 2007 г.
В настоящее время договорами на теплоснабжение обычно оговаривается только количество поставляемой теплоты, что освобождает теплоснабжающие организации от ответственности за качество теплоснабжения. В водяных системах теплоснабжения широко практикуется недогрев сетевой воды до температур, установленных расчетным температурным графиком регулирования отпуска теплоты в зависимости от температуры наружного воздуха. Требования к качеству тепловой энергии должны соответствовать требованиям документов о качестве (в данном случае — СНиП) и в этих пределах определяться соглашением сторон. Однако в судебной практике встречаются дела, в которых данное правило нарушается.
——————————————————————