Аналогия закона (права) и совершенствование правоприменительной деятельности при реализации жилищных прав военнослужащих Российской Федерации (или еще раз о внеочередном порядке обеспечения жильем военнослужащих)

(Шанхаев С. В.) («Право в Вооруженных Силах», 2009, N 4)

АНАЛОГИЯ ЗАКОНА (ПРАВА) И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ЖИЛИЩНЫХ ПРАВ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ИЛИ ЕЩЕ РАЗ О ВНЕОЧЕРЕДНОМ ПОРЯДКЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЛЬЕМ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ)

С. В. ШАНХАЕВ

Шанхаев С. В., капитан юстиции, кандидат юридических наук.

Журнал «Право в Вооруженных Силах» в большей своей части рассматривает правовые проблемы военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. В то же время военная служба в соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрена и в других различных федеральных органах исполнительной власти и подведомственных им организациях (ФСБ России, ФСО России, внутренние войска МВД России, Федеральное агентство специального строительства и др.). В настоящей статье автором будут рассмотрены проблемы реализации прав военнослужащих, не проходящих военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, на внеочередное обеспечение жилым помещением. В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» для военнослужащих указанным Федеральным законом устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы. При этом Федеральным законом «О статусе военнослужащих» установлено, что правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации. Одновременно социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей предусматривает: — реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления; — совершенствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц; — охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе. Таким образом, законодательством о статусе военнослужащих гарантируется единая правовая и социальная защита, в том числе и жилищных прав военнослужащих, независимо от федерального органа исполнительной власти, в котором конкретный военнослужащий проходит военную службу. Внеочередной порядок обеспечения жильем военнослужащих стал камнем преткновения в жилищном обеспечении военнослужащих, увольняемых с военной службы. На страницах журнала «Право в Вооруженных Силах» описывались юридические баталии по данному вопросу, при этом одни ученые и практикующие юристы склонялись к точке зрения, согласно которой внеочередной порядок обеспечения жильем военнослужащих после вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации (с 1 марта 2005 г.) не предусмотрен, другие придерживались противоположной точки зрения <1>. ——————————— <1> Более подробно см.: Акчурин З. Х. О жилищном обеспечении военнослужащих во внеочередном порядке // Российский военно-правовой сборник. 2006. N 7; Он же. Очередность предоставления жилых помещений военнослужащим: вопросы теории и практики правоприменения // Право в Вооруженных Силах. 2007. N 5. С. 53 — 56; Выскубин А. А., Корякин В. М. Некоторые выводы из судебной практики по вопросам обеспечения военнослужащих жилыми помещениями во внеочередном порядке // Там же. N 4. С. 27 — 33; Гаврюшенко П. И., Монахов А. А. Реализация права военнослужащих на внеочередное обеспечение жильем не зависит от даты судебного решения // Там же. N 11. С. 49 — 52; Орлов В. Н. О праве военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, на внеочередное предоставление жилых помещений // Российский военно-правовой сборник. 2005. N 4; Трофимов Е. Н. О порядке определения очередности предоставления жилых помещений военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в воинских частях (учреждениях) Министерства обороны Российской Федерации // Там же. 2006. N 12; Трощенко Р. А. Судебные ребусы (или вновь к вопросу о внеочередном предоставлении жилья при увольнении по «льготным» основаниям) // Там же. 2009. N 1; и др.

Однако в данных баталиях решением Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 6 февраля 2008 г. N ВКПИ08-5 была поставлена точка <2>, но применительно только к военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации. ——————————— <2> Более подробно см.: Тараненко В. В., Шанхаев С. В. Внеочередной порядок обеспечения жильем в очередной раз подтвержден // Право в Вооруженных Силах. 2008. N 9.

Читатели журнала — военнослужащие других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, вполне логично задаются вопросом о возможности обеспечения жильем во внеочередном порядке. Итак, рассмотрим сложившуюся ситуацию более подробно. В ежегодных посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации Президент Российской Федерации, определяя на современном этапе развития общества приоритеты деятельности государственных органов, акцентировал внимание на необходимости укрепления законности, повышения качества защиты и обеспечения прав и свобод личности <3>. ——————————— <3> Рос. газ. 2005. 26 апр.; 2006. 11 мая; 2008. 9 февр.

В конце января 2008 г. Д. А. Медведевым на съезде Ассоциации юристов России было сказано, что стержнем правового государства является исполнение законов. «Для этого мы должны иметь людей, которые способны качественно эти законы применять» <4>. ——————————— <4> Медведев Д. А. Закон без лозунгов // Рос. газ. 2008. 30 янв. С. 3.

При этом предполагается, что сами законы и другие изданные в развитие их нормативные правовые акты обладают наивысшей безупречностью для их применения всеми субъектами права. Однако, как отмечает Д. А. Керимов, «в настоящее время российский законодатель впадает в противоположную крайность, когда менее всего учитывается объективность регулируемых общественных отношений. В результате воцаряется не только неразбериха в самом законодательстве, но и правопорядок уступает месту хаосу и произволу» <5>. ——————————— <5> Керимов Д. А. Методология права: предмет, функции, проблемы философии права. 4-е изд. М., 2008. С. 105.

Соглашаясь с мнением Д. А. Керимова, хотелось бы отметить, что в ситуации, связанной с обеспечением военнослужащих жилыми помещениями во внеочередном порядке, возникают именно «неразбериха и хаос», в том числе в отношении военнослужащих, проходящих военную службу не в Вооруженных Силах Российской Федерации, где данная ситуация более или менее получила свою определенность. Рассмотрим общетеоретические положения законодательства и общей теории права, позволяющие правоприменительным органам реализовывать права военнослужащих на внеочередное обеспечение жилыми помещениями. Так, согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Как утверждает видный ученый Н. В. Витрук, «в ряду других основ конституционного строя и конституционных принципов положение о человеке, его правах и свободах как высшей ценности обладает приоритетом, верховенством. На первое место в современном демократическом обществе ставятся интересы человека, его права и свободы, которые должны находиться в гармонии с общественными, публичными (государственными) интересами, с коллективными правами общностей (национальных и иных меньшинств, общественных и иных объединений, групп, слоев населения и т. д.). ВОЗНИКАЮЩИЕ МЕЖДУ НИМИ ПРОТИВОРЕЧИЯ ДОЛЖНЫ РАЗРЕШАТЬСЯ В ПОЛЬЗУ ИНТЕРЕСОВ ЧЕЛОВЕКА В ЦЕЛЯХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЕГО ПРАВ И СВОБОД (выделено мной. — С. Ш.). Из конституционного принципа признания человека в качестве высшей ценности вытекает ряд обязанностей государства: признания прав и свобод человека и гражданина, их соблюдения и защиты…» <6>. ——————————— <6> Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В. В. Лазарев // СПС «Гарант».

В иерархии ценностей человек, его права и свободы являются высшей ценностью и, следовательно, главной целью политики государства <7>. ——————————— <7> Эбзеев Б. С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности. М., 2007. С. 80.

При этом ст. 18 Конституции Российской Федерации установлена правовая аксиома, согласно которой права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Полномочиями по применению тех или иных норм права обладают соответствующие органы и должностные лица (правоприменители). Как отмечается в научной литературе, правоприменительная деятельность может осуществляться только уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами. В соответствии с Конституцией и действующим законодательством Российской Федерации это могут быть высшие и местные органы государственной власти, судебные, прокурорские органы и органы управления, администрация предприятий и учреждений, должностные лица разных органов, общественные органы и организации, действующие по поручению (или с санкции) государства. Граждане, не являющиеся должностными лицами, правоприменительной деятельностью заниматься не могут <8>. ——————————— <8> Правоприменение: теория и практика / Отв. ред. Ю. А. Тихомиров. М., 2008. С. 170.

Так, в соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих» реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников). Таким образом, законодательством о статусе военнослужащих определен конкретный перечень субъектов права — правоприменителей, которые ВПРАВЕ (выделено мной. — С. Ш.) обеспечить военнослужащих жилым помещением во внеочередном порядке. В данном же случае — при реализации жилищных прав — основными правоприменителями, в частности, являются соответствующие командиры (начальники) и федеральные суды общей юрисдикции. Рассмотрим более подробно возможность командиров (начальников) обеспечивать военнослужащих жилыми помещениями во внеочередном порядке. В юридической литературе отмечается, что применение права является одним из видов государственной деятельности наряду с законодательной, правоохранительной и другими видами этой деятельности и носит государственно-правовой характер. Это означает, что акты, издаваемые в процессе правоприменения, имеют юридический характер и их неисполнение влечет за собой государственное принуждение <9>. ——————————— <9> Правоприменение: теория и практика. С. 171.

Основные требования, которые предъявляются к актам правоприменения, заключаются в том, чтобы они: — строго соответствовали нормативным правовым актам, на основе которых они применяются; — издавались в пределах компетенции правоприменительного органа или должностного лица; — содержали глубокую и всестороннюю характеристику данного дела <10>. ——————————— <10> Григорьев Ф. А. Акты применения права: Учеб. пособие. Саратов, 1995. С. 34 — 41.

Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением случаев, установленных ч. 2 данной статьи ЖК РФ. Как известно, п. 12 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее — Инструкция), утвержденной Приказом министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80, предусматривает, что военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. УКАЗАННЫМ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ ПРИ УВОЛЬНЕНИИ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ ПРЕДОСТАВЛЯЮТСЯ ВНЕ ОЧЕРЕДИ (выделено мной. — С. Ш.). Орган военного управления (командир, начальник) и соответствующая жилищная комиссия (бытовая комиссия и др.), основываясь на общих началах и принципах жилищного законодательства, обладают полномочиями по предоставлению военнослужащим (при соблюдении соответствующих условий) жилого помещения во внеочередном порядке, в том числе с учетом правил п. 12 Инструкции. Данный вывод основан на ст. 7 ЖК РФ, согласно которой в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). При невозможности использования аналогии закона права и обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал <11> и смысла жилищного законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости. ——————————— <11> Более подробно см. ст. 1 ЖК РФ.

Как отмечено С. С. Алексеевым, при аналогии закона, т. е. при распространении на данные отношения конкретных норм, регулирующих сходные отношения в рамках данной отрасли права, решающим основанием, предопределяющим возможность применения той или иной конкретной нормы, является существенное сходство между теми отношениями, которые прямо не предусмотрены правом, и отношениями, которые урегулированы конкретными юридическими нормами. Причем существенность сходства охватывает и область права: оно предполагает однотипность правового режима — принадлежность отношений к определенной отрасли права. Существенное сходство и дает правоприменительному органу возможность распространить на данный случай юридическую норму в форме логического умозаключения по аналогии. С. С. Алексеевым установлено, что при аналогии права, т. е. таком применении, при котором правоприменительный орган исходит из общих начал и смысла законодательства, решающее значение имеют принципы, права, в особенности специально-юридические правовые начала — принципы справедливости, юридического равенства, ответственности за вину и другие выраженные в праве аксиомы <12>. ——————————— <12> Алексеев С. С. Общая теория права. В 2 т. Т. 2. М., 1981. С. 347 — 348.

Как указывает Г. Ф. Шешко, применяя аналогию закона, следует найти самую близкую по основным признакам норму из всех имеющихся в законодательстве <13>. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации (постатейный) (под ред. В. М. Жуйкова) включен в информационный банк согласно публикации — Юридическая фирма «КОНТРАКТ», 2007 (издание второе, исправленное, дополненное). —————————————————————— <13> Жуйков В. М., Шешко Г. Ф., Филимонов С. Л. Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации (постатейный). М., 2008.

Такой «самой близкой нормой», по мнению автора настоящей статьи, и является п. 12 Инструкции, поскольку никакой иной в настоящее время не существует, в том числе и запрещающей возможность предоставления жилого помещения вне очереди. Раскрывая понятия, содержащиеся в ч. 2 ст. 7 ЖК РФ, а именно: «смысл жилищного законодательства», «требования добросовестности», «требования разумности» и «требования справедливости», необходимо согласиться с А. Н. Гуевым, отметившим следующее: а) смысл жилищного законодательства — это особенности регулирования общественных отношений, присущих именно данной отрасли права, отличающие ее от других отраслей; б) требования добросовестности означают, что участники жилищных отношений предполагаются как действующие добросовестно. Если будет установлено иное, то применение аналогии права позволит защитить имущественные интересы и нематериальные блага добросовестно действующего партнера. При недобросовестности всех участников отношения применение аналогии права не позволит им жилищно-правовыми способами защищать свои интересы; в) требования разумности означают, что отношения, не урегулированные жилищным законодательством, тем не менее должны при применении аналогии права решаться с точки зрения учета жизненных реалий, конкретной обстановки, возможных последствий и т. д.; г) требования справедливости означают, что нельзя решать спор в пользу одного из участников отношения, существенно ущемляя интересы другого (других), лишь на том основании, что стороны по небрежности не оговорили те или иные вопросы, а впоследствии, пользуясь этим (а также отсутствием возможности применения аналогии закона), один из участников стремится получить неосновательную выгоду. Поскольку отношение не урегулировано жилищным законодательством, нет соглашения и невозможно применить аналогию закона, участники отношения должны нести одинаковое бремя возможных неблагоприятных последствий <14>. ——————————— <14> Гуев А. Н. Постатейный комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации. М., 2005.

Несомненно, данные понятия являются оценочными, что не позволяет однозначно утверждать, что существует возможность применения п. 12 Инструкции по аналогии. Но, однако, системное толкование ст. ст. 2, 18 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 1, 7 ЖК РФ, ст. ст. 1, 3, 15, 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и п. 12 Инструкции все-таки позволяет правоприменителям — органам военного управления и их должностным лицам предоставлять военнослужащим при соблюдении определенных условий жилые помещения вне очереди. В данном случае органы военного управления и их должностные лица будут действовать в рамках правового поля и их действия не будут составлять диспозицию ст. 286 Уголовного кодекса Российской Федерации («Превышение должностных полномочий»). При этом, как отмечалось в научной литературе, «теоретически ни один правоприменительный орган… не может уклониться от решения какого-либо дела под предлогом того, что для данного случая не существует соответствующей нормы в действующем законодательстве» <15>. Однако несмотря на изложенные положения законодательства, конечно же, не каждое должностное лицо решится предоставить конкретному военнослужащему жилое помещение вне очереди. В этом случае военнослужащий вправе отстоять свои права и законные интересы в суде. ——————————— <15> Шиндяпина Е. Д., Бошно С. В. Соотношение аналогии права и аналогии закона // Юрист. 2006. N 7. С. 8.

Итак, рассмотрим данную ситуацию с точки зрения гражданского процессуального права, поскольку главную роль в обеспечении прав человека играет правосудие. Представим ситуацию, когда военнослужащий оспаривает в суде решение (бездействие) органа военного управления, жилищной комиссии, связанное с непредоставлением жилого помещения во внеочередном порядке. Суд как правоприменительный орган в данном случае оказывается заложником ситуации, изложенной выше. Может ли суд защитить права конкретного военнослужащего и применить п. 12 Инструкции, положив его в основу своего судебного постановления? Ответ, очевидно, — да, поскольку только суд является тем органом правоприменения, который обязан при любой ситуации непосредственно осуществлять защиту субъективных прав и законных интересов <16>. При этом, в соответствии с гражданским процессуальным законодательством, суд не может не рассмотреть конкретное дело ввиду пробельности или коллизионности действующего законодательства и соответственно не применить нормы, содержащиеся в ст. 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ), поскольку в соответствии с названной статьей в случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, суд ПРИМЕНЯЕТ (выделено мной. — С. Ш.) нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм разрешает дело, исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права). ——————————— <16> Например, согласно ст. 4 французского Code civil судья, отказавшийся судить под предлогом молчания, неясности или недостаточности закона, может быть преследуем как виновный в отказе правосудия. Данная норма всегда обеспечивалась уголовно-правовой санкцией. См. также: Цихоцкий А. В. Аналогия права в механизме судебного правоприменения // Концепция развития судебной системы и системы добровольного и принудительного исполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикций, арбитражных, третейских судов и Европейского суда по правам человека: Сб. науч. ст. Краснодар-СПб., 2007. С. 225.

Как утверждает Г. А. Жилин, отсутствие нормы права, регулирующей спорные отношения, не может повлечь отказ суда разрешить спор, поскольку это искажало бы саму суть правосудия, вступало в противоречие с его конституционными целями и правом каждого на судебную защиту (ст. ст. 18, 46 Конституции Российской Федерации). Пробел в правовом регулировании спорных материальных отношений при разрешении гражданского дела суд обязан преодолевать с помощью аналогии закона или права. Порядок восполнения пробелов в законодательстве предусмотрен и в отраслях материального права, регулирующих отношения, спор по поводу которых подлежит разрешению в гражданском судопроизводстве <17>. ——————————— <17> Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. Г. А. Жилина. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004.

Как отмечалось Н. А. Власенко, нормы, регулирующие вопросы применения аналогии закона или права, позволяют уйти от произвола и вынести решение по юридическому делу, оставаясь в правовом поле <18>. ——————————— <18> Власенко Н. А. Неопределенность в праве и правовое регулирование // Судебное правоприменение: проблемы теории и практики / Ред. В. М. Сырых. М., 2007. С. 46.

Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что аналогия закона допускается материальным правом — нормами ст. 7 ЖК РФ и процессуальным правом — ст. 11 ГПК РФ, что может говорить только о наличии правовой возможности обеспечить военнослужащих жилыми помещениями во внеочередном порядке. Читатель может упрекнуть автора настоящей статьи в том, что он отвлечен от реалий, однако хочу отметить, что изложенный выше подход к решению жилищной проблемы военнослужащих является, скорее всего, единственным вариантом ее разрешения, поскольку иными, именно правовыми методами, ее на сегодняшний день не решить…

——————————————————————

Вопрос: Зам. командира, 22 года выслуги, жилья нет, стою в очереди. Часть перешла на новые штаты (с 01.03.2008 к 01.05.2008), переведена в Мытищи из Москвы. К 1 мая должность не нашли (был 23-й тарифный разряд, стал 24-й), 30.04.2008 написал рапорт на увольнение по орг.-штатным мероприятиям с получением жилья в Москве. Представление вернули из управления кадров. Издан Приказ о денежном довольствии по 24-му тарифному разряду. Могу ли я уволиться по орг.-штатным мероприятиям? Где должен получить жилье: в Москве или в Подмосковье? («Право в Вооруженных Силах», 2009, N 4)

Вопрос: Заместитель командира по воспитательной работе, 22 года выслуги, жилья нет, стою в очереди. Часть перешла на новые штаты, переведена в Мытищи из Москвы. Командование организационно-штатные мероприятия не признает (переход на новый штат с 1 марта 2008 г. к 1 мая 2008 г.). К 1 мая должность не нашли (был 23-й тарифный разряд, стал 24-й), 30 апреля 2008 г. написал рапорт на увольнение по организационно-штатным мероприятиям с получением жилья в г. Москве. Представление вернули из вышестоящего управления кадров. По строевой издали приказ о выплате денежного довольствия по 24-му тарифному разряду. Могу ли я уволиться по организационно-штатным мероприятиям? Где должен получить жилье: в Москве или в Подмосковье?

Ответ: 1. Следует обратить Ваше внимание на то, что в соответствии с указаниями начальника ГУК и начальника ГПУ от 21 апреля 2008 г. при увеличении в связи с ОШМ тарифного разряда (месячного оклада) в соответствии с занимаемой воинской должностью назначение военнослужащих, замещающих указанные воинские должности, не производится, поскольку такие мероприятия не носят характера организационно-штатных и не предусмотрены подп. «а» п. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы. По-видимому, Вы подпали под действие этих указаний. Возникающие в связи с этим юридические коллизии подробно рассматривались на страницах нашего журнала. Рекомендую ознакомиться со статьей А. М. Терехина «О правовых аспектах кадровой работы по увольнению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в связи с организационно-штатными мероприятиями» (Право в Вооруженных Силах. 2009. N 1). 2. Что касается вопроса, связанного с предоставлением Вам жилого помещения, хотелось бы отметить, что 6 февраля 2007 г. изменена редакция п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. N 9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», а именно данный пункт, содержащий разъяснения по порядку рассмотрения дел по заявлениям военнослужащих о досрочном увольнении военнослужащих с военной службы по их желанию в связи с нарушением в отношении их условий контракта или в связи с признанием их ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья (п. п. «а» и «б» ч. 3 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»), дополнен абзацем следующего содержания: «Если такие военнослужащие не соглашаются с увольнением их с военной службы без предоставления жилья, суд отказывает в удовлетворении их требований об увольнении с военной службы, поскольку указанные лица согласно статье 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» не могут быть уволены с военной службы». Представляется, что указанное полностью применимо и к военнослужащим, изъявившим такое желание при увольнении в связи с ОШМ. Более подробно см.: Акчурин З. Х. Проблемы правового регулирования предоставления жилья военнослужащим вне очереди: различные подходы в практике правоприменения // Право в Вооруженных Силах. 2008. N 8; Он же. Комментарий к Определению Конституционного Суда Российской Федерации «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса президиума Московского окружного военного суда о проверке конституционности положения абзаца второго пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 1 ноября 2007 г. N 721-О-О «О статусе военнослужащих» // Там же. N 6; Он же. Практика применения военными судами законодательства о жилищном обеспечении военнослужащих при увольнении с военной службы // Там же. N 4.

С. В.Шанхаев Преподаватель Военного университета, кандидат юридических наук, капитан юстиции

——————————————————————

Вопрос: 1. Правомерно ли исключен из списка военнослужащих, уволенных в запас, состоящих на очереди на получение жилья по состоянию на 1 января 2005 г. по программе «Государственные жилищные сертификаты», администрацией города? Инвалид второй группы, имеющий стаж воинской службы 9 лет и 6 месяцев. 2. Общей выслуги за два контракта восемь с половиной лет и два с половиной года обучения на военной кафедре в институте. Могу ли я рассчитывать на получение государственного жилищного сертификата или квартиру за 10 лет общей выслуги? («Право в Вооруженных Силах», 2009, N 4)

Вопрос: 1. Правомерно ли исключен из списка военнослужащих, уволенных в запас, состоящих на очереди на получение жилья по состоянию на 1 января 2005 г. по программе «Государственные жилищные сертификаты», администрацией города? Инвалид второй группы, имеющий стаж воинской службы 9 лет и 6 месяцев. 2. Имею общей выслуги за два контракта восемь с половиной лет, кроме этого, еще два с половиной года обучения на военной кафедре в институте. Могу ли я рассчитывать на получение государственного жилищного сертификата или квартиру за 10 лет общей выслуги?

Ответ: В связи с тем что вопросы имеют схожий характер, ответ на них будет дан один. Так, в соответствии с правилами п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение жилыми помещениями военнослужащих — граждан Российской Федерации, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилых помещений, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Одновременно в п. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» установлено, что военнослужащим — гражданам Российской Федерации, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, подлежащим увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, в последний год военной службы Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) по желанию военнослужащего — гражданина Российской Федерации выдается государственный жилищный сертификат для приобрет ения жилого помещения на семью в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 гг., утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, право на получение государственного жилищного сертификата имеют, в частности, военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, ОБЩАЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ КОТОРЫХ В КАЛЕНДАРНОМ ИСЧИСЛЕНИИ СОСТАВЛЯЕТ 10 ЛЕТ И БОЛЕЕ (выделено мной. — Авт.). Аналогичная норма была установлена и в Правилах выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2004 — 2010 гг., входящей в состав Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 гг., утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2004 г. N 522 (утратили силу в соответствии с указанным выше Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153). Таким образом, право на получение государственного жилищного сертификата, а также получение жилого помещения по договору социального найма (при наличии прочих условий) имеют только военнослужащие, выслуга лет которых составляет более 10 лет в календарном исчислении. Что касается обучения на военной кафедре, то здесь хотелось бы отметить следующее. В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» предписано ЗАСЧИТЫВАТЬ В ВЫСЛУГУ ЛЕТ ДЛЯ НАЗНАЧЕНИЯ ПЕНСИЙ (выделено мной. — Авт.) в соответствии с п. «а» ст. 13 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» офицерам, определенным на военную службу из запаса с учетом полученной в гражданском образовательном учреждении специальности, а также определенным на военную службу при указанном условии офицерам-женщинам, не состоявшим в запасе, время обучения их до определения на военную службу в гражданских высших образовательных учреждениях либо в средних специальных образовательных учреждениях, в которых имелись циклы или отделения военной подготовки, в пределах до пяти лет из расчета один год учебы за шесть месяцев. На таких же условиях включается в выслугу лет время обучения в гражданских высших образовательных учреждениях офицерам, которые, будучи студентами, непосредственно из указанных образовательных учреждений до их окончания зачислены для продолжения учебы в высшие военные образовательные учреждения.

С. В.Шанхаев преподаватель Военного университета, кандидат юридических наук, капитан юстиции

——————————————————————