Вон из очереди!

(Терешко Ю.)

(«ЭЖ-Юрист», 2009, N 24)

ВОН ИЗ ОЧЕРЕДИ!

Ю. ТЕРЕШКО

Юлия Терешко, газета «ЭЖ-Юрист».

Я стою на очереди по улучшению жилищных условий. В собственности ни у меня, ни у членов моей семьи жилых помещений нет, пользуемся жильем на основании договора поднайма. Я был уволен по сокращению штатов, выслуга лет 24 года. Сейчас мне отказывают в предоставлении жилого помещения и грозят снять с очереди на том основании, что, проживая по договору поднайма, я тем самым отказался от приватизации и намеренно ухудшил свои жилищные условия. Правомерно ли это?

Д. Разумовский, г. Калининград

Намеренное ухудшение жилищных условий влечет согласно ст. 53 ЖК РФ отказ в постановке такого лица на очередь по улучшению жилищных условий в течение пяти лет со дня совершения указанных действий. Однако из вопроса видно, что автор письма уже является очередником, поэтому сама возможность исключить его на этом основании весьма спорна.

Также у автора вопроса нет и не было жилья, которое он мог бы приватизировать, — соответственно, он не мог и отказаться от приватизации. Автор письма пользуется жилым помещением только по договору поднайма. Данный вид договора не дает поднанимателю права на приобретение занимаемого им помещения в собственность в порядке приватизации.

Но даже если предположить, что такое жилье у него было, оформлять или не оформлять жилое помещение в частную собственность — это право, а не обязанность граждан. Более того, постановка на учет и признание гражданина нуждающимся в жилье согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ не зависит от того, находится ли занимаемое им жилое помещение в частной или муниципальной собственности.

Снять гражданина с очереди на улучшение жилищных условий можно только в случаях, перечисленных в ст. 56 ЖК РФ:

— подача очередниками заявления о снятии с учета;

— утрата ими оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма;

— их выезд на место жительства в другое муниципальное образование;

— получение ими бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;

— предоставление очередникам в установленном порядке земельного участка для строительства жилого дома;

— выявление в представленных ими документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего постановку на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Анализ указанной статьи, а также информации, содержащейся в вопросе, позволяет заключить, что оснований для снятия автора письма с очереди на улучшение жилищных условий у уполномоченных органов не было.

В связи с этим мы рекомендуем автору вопроса воспользоваться различными способами защиты своих прав. Во-первых, для начала необходимо получить письменное решение уполномоченного органа о снятии с очереди на улучшение жилищных условий. Данное решение следует обжаловать в суде. Если, к примеру, автора письма не снимают с очереди, но одновременно и не предоставляют жилое помещение, то ему надо запросить информацию у органа, в котором он состоит на учете, о том, какой номер в очереди ему присвоен.

Если окажется, что очередь на получение жилья уже подошла, но оно так и не предоставляется, то автор вопроса может обратиться с письменной жалобой в вышестоящий орган, органы прокуратуры, к Уполномоченному по правам человека и даже в суд с требованием предоставить ему жилое помещение.

Также хочется обратить внимание автора письма на тот факт, что если он является бывшим военнослужащим, то согласно подп. «а» ст. 5, подп. «в» ст. 8 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153) он может претендовать на выдачу жилищного сертификата с учетом следующих условий:

— его выслуга лет составляет 24 года;

— он стоит в очереди на улучшение жилищных условий;

— не имеет в собственности жилого помещения, пользуется жилым помещением на основании договора поднайма.

Такой жилищный сертификат дает гражданину право на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения.

Процедура получения и реализации жилищного сертификата подробно описана в Правилах.

——————————————————————