Обеспечение жильем молодых семей: условия, механизм и вопросы

(Максимчук И. В., Мальцев Р. Н.) («Налоги» (газета), 2009, N 35)

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ: УСЛОВИЯ, МЕХАНИЗМ И ВОПРОСЫ

И. В. МАКСИМЧУК, Р. Н. МАЛЬЦЕВ

Максимчук И. В., к. э.н., действительный муниципальный советник Волгоградской области 1-го класса, начальник управления по жилищной политике администрации Волгограда.

Мальцев Р. Н., главный специалист отдела нормотворческой деятельности и представительства в судебных органах управления по жилищной политике администрации Волгограда.

С 2002 г. в нашей стране реализуется подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. N 675 «О Федеральной целевой программе «Жилище» на 2002 — 2010 годы». Ранее, еще Постановлением Верховного Совета РФ от 3 июня 1993 г. N 5090-1 «Об Основных направлениях государственной молодежной политики в РФ», предусматривалось, что от здоровья супругов и от социально-экономических и бытовых условий жизни молодой семьи, от окружающей ее природной и культурной среды, в целом от образа ее жизни зависят сохранение генофонда наций и народов РФ, физическое и духовное здоровье новых поколений. С этой целью предполагалось разработать и осуществить государственные программы поддержки молодых семей, предусматривающие меры по решению острых бытовых проблем таких семей, прежде всего в период строительства и приобретения собственного жилья. Жилищный вопрос для молодых семей не перестает быть актуальным и в наше время. В сущности, любая молодая семья не имеет достаточных средств для приобретения собственного жилья по договору купли-продажи, сомневается в долевом строительстве и может надеяться только на помощь родителей и государства в обеспечении жильем. Остается ипотека… Однако сейчас в условиях финансово-экономического кризиса даже при помощи родителей, родственников и собственных средств банки отказывают большинству молодых семьей в выдаче ипотечного кредита. К примеру, на 25 августа 2009 г. ипотеку в Волгограде представляют 20 ипотечных банков, предлагающие ставки по ипотеке в диапазоне 11,00 — 24,00% годовых по рублевым кредитам и 7,35 — 18,00% годовых по валютным кредитам. Однако еще в начале финансовой нестабильности в октябре 2008 г. банков, работающих с ипотекой в Волгограде, было 29, ипотечных программ — 225, а ставки колебались в диапазоне 10,00 — 21,00% годовых по рублевым кредитам и 8,20 — 23,00% годовых по валютным кредитам. Отсутствие у большинства молодых семей денежных средств на первоначальный взнос и высокие процентные ставки не позволяют рассчитывать на ипотечный кредит. В этих условиях особую роль приобретают социальные выплаты на приобретение или строительство жилья. Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы (далее — Подпрограмма) направлена на реализацию одного из приоритетных направлений национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России», который предполагает формирование системы оказания государственной поддержки определенным категориям граждан в приобретении жилья или строительстве индивидуального жилого дома. Основной целью подпрограммы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий. В рамках реализации подпрограммы Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 г. N 285 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы (далее — Правила). Детально рассмотрим условия и механизм реализации подпрограммы.

I. Кто может стать участником подпрограммы

Участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи — участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с п. 6 Правил; в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. До 1 марта 2005 г., т. е. до вступления в силу ныне действующего Жилищного кодекса РФ, основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий содержались в ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР. В частности, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались следующие граждане: 1) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских советов народных депутатов; 2) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям; 3) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно; 4) проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений; 5) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением; 6) проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади; 7) по иным основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР и РСФСР. В настоящее время согласно ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний установлен Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 г. N 378. С учетом изложенного сейчас перечень категорий граждан, которые могут быть признаны в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, сократился по сравнению с ранее действовавшим законодательством. Также условием получения социальной выплаты является наличие у молодой семьи дополнительных средств — собственных средств или средств ипотечного жилищного кредита или займа, необходимых для оплаты приобретаемого жилого помещения. Порядок и условия признания молодой семьи, имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой субсидии, устанавливаются органом государственной власти субъекта РФ. В настоящее время администрацией Волгоградской области указанный правовой акт не принят.

II. Размер социальной выплаты

Расчет размера социальной выплаты производится исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности, количества членов молодой семьи — участницы подпрограммы и норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья по муниципальному образованию, в котором молодая семья включена в список участников подпрограммы. Размер общей площади жилого помещения, с учетом которой определяется размер социальной выплаты, составляет: — для семьи численностью 2 человека (молодые супруги или один молодой родитель и ребенок) — 42 кв. м; — для семьи численностью 3 и более человек, включающей помимо молодых супругов одного и более детей (либо семьи, состоящей из одного молодого родителя и двух и более детей), — по 18 кв. м на одного человека. Расчетная (средняя) стоимость жилья, используемая при расчете размера социальной выплаты, определяется по формуле:

СтЖ = Н x РЖ,

где СтЖ — расчетная (средняя) стоимость жилья, используемая при расчете размера социальной выплаты; Н — норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья по муниципальному образованию, определяемый в соответствии с требованиями, установленными в п. 10 Правил; РЖ — размер общей площади жилого помещения, определяемый в соответствии с п. 11 Правил. Пунктом 9 Правил установлена минимальная планка размера социальной выплаты: — 35 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с Правилами, — для молодых семей, не имеющих детей; — 40 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с Правилами, — для молодых семей, имеющих одного ребенка и более, а также для неполных молодых семей, состоящих из одного молодого родителя и одного ребенка и более. Однако социальная выплата состоит из средств федерального, областного и местного бюджетов. Таким образом, в каждом муниципальном образовании размеры социальных выплат различны. В частности, Законом Волгоградской области от 9 января 2007 г. N 1404-ОД «Об Областной целевой программе «Жилище» на 2007 — 2010 годы» предусмотрено, что размер социальной выплаты составляет: — не менее 45 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями подпрограммы для молодых семей, не имеющих детей; — не менее 50 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями подпрограммы для молодых семей, имеющих одного ребенка или двух детей; — не менее 60 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями подпрограммы для неполных молодых семей, состоящих из одного молодого родителя и одного ребенка и более (далее — неполные молодые семьи), а также для молодых семей, имеющих троих и более детей. Согласно решению Волгоградской городской Думы от 27 февраля 2008 г. N 58/1469 «О комплексной Муниципальной целевой программе «Жилище» на 2008 — 2010 годы» доля местного бюджета в размере социальной выплаты молодой семье составляет 5%. Таким образом, в Волгограде доля федерального бюджета в размере социальной выплаты молодой семье составляет 29%, областного бюджета — от 11 до 26% в зависимости от категории семьи, местного бюджета — 5%. Норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты при формировании списка молодых семей — претендентов на получение социальной выплаты в 2009 г. установлен Постановлением главы Волгограда от 29 августа 2008 г. N 1707 в размере 28 тыс. 850 руб. С учетом приведенных данных таблица размеров социальных выплат для молодых семей Волгограда выглядит следующим образом.

Состав семьи Размер социальной выплаты (руб.)

2 человека (молодые супруги) 545 265

1 молодой родитель и ребенок 727 020

3 человека (молодые супруги 778 950 и ребенок)

4 человека 1 038 600

III. Процедура получения социальной выплаты молодой семьей — участницей подпрограммы

Для наглядности представим последовательную схему приобретения жилого помещения с использованием средств социальной выплаты.

Представление свидетельства в банк, Подача открытие банковского счета заявления и оформление кредита

1 Молодая 3 семья

2 Выдача Перечисление свидетельства денежных \ / средств \ / продавцу Орган \ / жилья местного Банк самоуправления < 6 Продавец жилья / \ Подача банком 5 Перечисление 4 заявки на субсидии перечисление субсидии

Схема приобретения жилого помещения с использованием средств социальной выплаты <1>

——————————— <1> Официальный сайт Совета при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике // URL: http://www. rost. ru.

1. Молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление о включении в состав участников подпрограммы и документы, предусмотренные п. 15 Правил. 2. Органом местного самоуправления в течение 10 рабочих дней после поступления средств из бюджета субъекта Российской Федерации, предназначенных для предоставления социальных выплат семьям, утвержденным в списке претендентов на получение социальных выплат, выдается свидетельство, в котором указывается размер социальной выплаты. При получении свидетельства молодая семья информируется о порядке и условиях получения и использования социальной выплаты, предоставляемой по этому свидетельству. 3. Социальная выплата предоставляется владельцу свидетельства в безналичной форме путем зачисления соответствующих средств на основании заявки банка на перечисление бюджетных средств на его банковский счет, открытый в банке, отобранном для обслуживания средств, предоставляемых в качестве социальных выплат, выделяемых молодым семьям — участницам подпрограммы (далее — Банк). 4. Банк в течение 5 рабочих дней с даты получения документов осуществляет проверку содержащихся в них сведений и в течение 1 рабочего дня после вынесения решения о принятии договора купли-продажи жилого помещения, документов на строительство, справки об оставшейся части паевого взноса, справки об остатке суммы основного долга и остатке задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом) направляет в орган местного самоуправления заявку на перечисление бюджетных средств в счет оплаты расходов на основе указанных документов или уплаты оставшейся части паевого взноса. 5. Орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней с даты получения от Банка заявки на перечисление средств из местного бюджета на банковский счет проверяет ее на соответствие данным о выданных свидетельствах и при их соответствии перечисляет средства, предоставляемые в качестве социальной выплаты, Банку. При несоответствии данных перечисление указанных средств не производится, о чем орган местного самоуправления в указанный срок письменно уведомляет Банк. 6. Социальная выплата считается предоставленной участнику подпрограммы с даты исполнения Банком распоряжения распорядителя счета о перечислении банком зачисленных на его банковский счет средств в счет оплаты приобретаемого жилого помещения, в том числе путем оплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, погашения основной суммы долга и уплаты процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, работ (товаров, услуг) по созданию объекта индивидуального жилищного строительства либо уплаты оставшейся части паевого взноса члена жилищного накопительного кооператива. Перечисление указанных средств является основанием для исключения органом местного самоуправления молодой семьи — участницы подпрограммы из списков участников подпрограммы. Порядок и условия реализации каждого этапа регулируются Правилами и правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления. Кроме того, дополнительная информация может быть получена на официальных интернет-сайтах органов местного самоуправления. К примеру, подробная информация для молодых семей Волгограда размещена на интернет-сайте управления по жилищной политике администрации Волгограда http://www. zhil. volgadmin. ru. При прохождении каждого из вышеперечисленных этапов у молодых семей возникает множество вопросов. Ответы на самые популярные из них позволят молодым семьям избежать ошибок и сэкономить время. На приобретение какого жилья можно получить деньги по этой Программе? Выплаты по данной подпрограмме предоставляются для приобретения жилья или строительства индивидуального жилого дома, они могут направляться в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам. Какой документ подтверждает право на участие в данной Программе? Право молодой семьи — участницы подпрограммы на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом — свидетельством, которое не является ценной бумагой. Кто выдает такой документ? Где его можно получить? Выдача свидетельства осуществляется органом местного самоуправления, на основании решения которого молодая семья включена в список участников подпрограммы. Есть ли у данного свидетельства ограничение по сроку действия? Срок действия свидетельства составляет не более 9 месяцев с даты выдачи, указанной в свидетельстве. Сколько раз молодая семья может получить помощь от государства на улучшение жилищных условий? Право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета предоставляется молодой семье только один раз. Сейчас стоимость жилья — величина не постоянная. Если цена на жилье изменилась, можно ли получить доплату? Размер социальной выплаты рассчитывается на дату выдачи свидетельства, указывается в свидетельстве и остается неизменным в течение всего срока его действия. Какие факторы могут повлиять на изменение размера социальной выплаты? Молодой семье — участнице подпрограммы при рождении (усыновлении) одного ребенка предоставляется дополнительная социальная выплата в размере не менее 5 процентов расчетной стоимости жилья, которая определяется в соответствии с Правилами. Что нужно сделать молодой семье, чтобы стать участником Программы? Для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства следующие документы: а) заявление по утвержденной форме в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов); б) документы, удостоверяющие личность каждого члена семьи; в) свидетельство о браке (на неполную семью не распространяется); г) документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, или свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), и документы, подтверждающие признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа), но не ранее 1 января 2006 г.; д) документы, подтверждающие признание молодой семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, а при получении молодой семьей ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома — кредитный договор (договор займа) и справку кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом); е) выписку из домовой книги и копию финансового лицевого счета. Как долго рассматриваются представленные документы? Орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в поданных документах, и в 10-дневный срок с даты представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления. При получении свидетельства молодая семья информируется о порядке и условиях получения и использования социальной выплаты, предоставляемой по этому свидетельству. По каким причинам могут отказать в участии в данной Программе? Основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются: а) несоответствие молодой семьи имеющимся требованиям; б) непредставление или представление не в полном объеме указанных документов; в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета. Можно ли подать документы повторно в случае отказа? Повторное обращение с заявлением об участии в подпрограмме допускается после устранения оснований для отказа. В заключение стоит отметить, что согласно Протоколу N 1 от 19 мая 2009 г. <2> заседания конкурсной комиссии Министерства регионального развития РФ по проведению отборов в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы 80 субъектов РФ признаны победителями конкурсного отбора для участия в реализации подпрограммы в 2009 г. ——————————— <2> Официальный сайт Министерства регионального развития РФ // URL: http://www. minregion. ru.

За время реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» администрацией Волгограда 552 молодые семьи признаны участниками подпрограммы, выдано 217 свидетельств, подтверждающих право молодых семей на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, на общую сумму 68 146, 19 тыс. руб., еще 32 свидетельства планируется выдать в текущем году. Широкое распространение подпрограммы в регионах, востребованность молодыми семьями социальных выплат на приобретение или строительство жилья свидетельствуют о необходимости продления срока действия подпрограммы после 2010 г.

——————————————————————

Вопрос: В моем доме зарегистрированы по месту жительства я и дочь. При представлении документов на получение субсидии на оплату жилья у меня затребовали справку о доходах супруга дочери. Правомерно ли это? («Налоги» (газета), 2009, N 33)

Вопрос: В моем доме зарегистрированы по месту жительства я и дочь. При представлении документов на получение субсидии на оплату жилья у меня затребовали справку о доходах супруга дочери. Правомерно ли это?

Ответ: В соответствии со ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее — субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Соответственно решения о предоставлении субсидий принимаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с учетом установленных региональных стандартов. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе в установленном порядке передать органам местного самоуправления исполнение государственных полномочий по принятию решений о предоставлении субсидий. В свою очередь орган местного самоуправления может установить отличные от установленных региональных стандартов (нормативной площади, стоимости жилищно-коммунальных услуг, максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи) стандарты для расчета субсидий только в том случае, если это улучшает положение граждан, получающих такие субсидии. Во исполнение ст. 159 ЖК РФ Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее — Правила), которые определяют порядок предоставления субсидий. Правилами определен и перечень документов, представляемых с заявлением о предоставлении субсидии (п. 8 Правил). В частности, для получения субсидии необходимо представить в уполномоченный орган по месту постоянного жительства документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии. Правилами регламентирован и порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи. Так, в состав семьи заявителя могут входить заявитель и граждане, являющиеся членами семьи собственника жилого помещения в соответствии со ст. 31 ЖК РФ, т. е. проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Так, в случае совместного проживания Вашей дочери с Вами и соответственно отсутствия правовых подтверждений проживания по иному адресу она будет являться членом семьи собственника. Согласно п. 33 Правил при исчислении совокупного дохода семьи получателя субсидии независимо от раздельного или совместного проживания учитываются доходы граждан, являющихся по отношению к получателю субсидии или членам его семьи супругом (супругой). Таким образом, в случае состояния Вашей дочери в браке, заключенном в органах записи актов гражданского состояния, требование уполномоченного органа в части истребования документов, подтверждающих доходы супруга Вашей дочери, являются правомерными.

О. А.Плыкина Адвокат

——————————————————————