Обеспечение жильем молодых семей: практика прокурорского надзора

(Малева А.)

(«Законность», 2008, N 3)

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ:

ПРАКТИКА ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА

А. МАЛЕВА

Малева А., прокурор отдела прокуратуры Амурской области.

Органами прокуратуры Амурской области, начиная с 2006 г., выстроена система надзора за исполнением федерального законодательства в сфере реализации приоритетных национальных программ.

Учитывая многоаспектность и многоплановость заявленных государством приоритетов в сферах образования, здравоохранения, развития агропромышленного комплекса, достижения доступности для граждан жилья, прокуратура области использует практику проведения тематических (точечных) по каждому конкретному направлению проверок, а после непродолжительного времени — контрольных проверок по этому же вопросу.

Такая практика положительно влияет на состояние законности и позволяет более полно и качественно устранять выявленные нарушения.

В качестве примера предлагается рассмотреть опыт проверки, проведенной в области в марте и мае прошлого года, по соблюдению требований законодательства при реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье гражданам России».

Так, проверка, проведенная в структурных подразделениях муниципальных образований органов местного самоуправления в марте 2007 г., показала, что были факты бездействия при реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». В муниципальных образованиях г. Райчихинск, п. Прогресс, Завитинский район работа по разработке программы, организации учета молодых семей начата лишь в конце 2006 г., в шести муниципальных образованиях, в том числе в Сковородинском, Шимановском районах, работа вовсе не велась, в связи с чем прокурорами внесены представления об устранении нарушений и принятии мер к разработке муниципальных программ, осуществлению соответствующей деятельности. Требования прокуроров удовлетворены.

Проверки учетных дел участников программ в тех муниципальных образованиях, которые приняли участие в реализации этого направления нацпроекта, показали, что органы местного самоуправления проводят недостаточную работу по проверке предоставляемых документов. Зафиксированы факты признания участниками подпрограммы граждан без документов, подтверждающих их признание нуждающимися в улучшении жилищных условий и обладающими достаточными доходами для оплаты расчетной стоимости жилья в части, превышающей размер субсидии.

Так, в Белогорском районе все участники подпрограммы включены в сводный список без наличия законных оснований (12 семей), в Ромненском районе — 7.

В городах Свободном и Тынде органы местного самоуправления в нарушение п. 15 Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства от 13 мая 2006 г., не принимали решений о признании граждан участниками подпрограммы, не направляли соответствующих уведомлений в их адрес о включении в списки молодых семей претендентов на получение субсидии.

Кроме того, в г. Тынде зафиксирован факт включения в список молодых семей на получение субсидии граждан, не состоящих в браке, а также граждан, чей возраст превышал 30 лет.

В ходе проверки выявлены три незаконных нормативных правовых акта, на которые принесены протесты.

Прокурор областного центра принес протест на решение Благовещенской городской Думы N 15/84 «О внесении изменений и дополнений в городскую целевую программу «Обеспечение жильем молодых семей» на 2003 — 2010 годы». Основанием для принесения протеста стали противоречия оспариваемого нормативного правового акта с положениями названных Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей».

Так, понятие «нуждающиеся в улучшении жилищных условий», предусмотренное городской программой, противоречило аналогичному понятию, принятому на федеральном уровне.

По протесту прокурора г. Белогорска отменено постановление главы администрации города «Об утверждении городской целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» как принятое с превышением полномочий.

Всего по итогам проверки выявлено 21 нарушение законодательства, с целью устранения которых внесено 18 представлений, 10 должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, принесено 3 протеста (удовлетворены), объявлено 11 предостережений.

В мае проведена проверка в порядке контроля, которая показала, что при положительной в целом динамике по соблюдению законности в этой сфере правоотношений, принятии мер к устранению отмеченных нарушений в отдельных районах области прокурорами вновь установлены нарушения.

Положительные сдвиги отмечены в Мазановском, Октябрьском, Белогорском районах. Органы местного самоуправления названных районов в СМИ разместили информацию о необходимости для граждан уточнить представленные сведения, проведена работа по перерегистрации участников программы, направлены в необходимых случаях уведомления о предоставлении дополнительных документов, проверены все учетные дела.

Проверкой же в Завитинском и Благовещенском районах установлено, что муниципальные органы по-прежнему недолжным образом проводят работу по проверке сведений, представляемых молодыми семьями для участия в подпрограмме. В учетных делах молодых семей нет всех предусмотренных Правилами документов, подтверждающих нуждаемость в улучшении жилищных условий семьи, нет решения органа местного самоуправления о принятии на учет семьи в качестве нуждающейся.

Прокурором г. Свободного выявлены факты отсутствия решений органа местного самоуправления о признании молодой семьи участницей программы, неуведомления органом местного самоуправления молодой семьи о принятом решении. Прокурорами г. Райчихинска, Бурейского района выявлены случаи включения в претенденты на получение субсидии семей с доходом ниже прожиточного минимума.

Так, прокурор г. Райчихинска выявил, что в сводный список семей-претендентов включена молодая семья, не имеющая каких-либо доходов, супруги-студенты находятся на иждивении родителей и предоставили гарантийные письма родителей о предоставлении помощи при покупке жилья. Однако федеральным законодательством не предусмотрена такая возможность.

Прокурор г. Белогорска внес 3 протеста на распоряжения главы администрации города, согласно которым на начальника отдела архитектуры и строительства администрации района возложена обязанность проводить проверку и прием документов, предоставляемых гражданами в Белогорское отделение Сберегательного банка в целях перечисления субсидии.

В п. 41 Правил установлено, что банк проверяет соответствие данных, указанных в свидетельстве, данным, содержащимся в документе, удостоверяющем личность владельца свидетельства, а также своевременность представления свидетельства в банк. В случае выявления несоответствия данных, указанных в свидетельстве, данным, содержащимся в представленных документах, банк отказывает в заключении договора банковского счета и возвращает свидетельство его владельцу, а в остальных случаях заключает с владельцем свидетельства договор банковского счета и открывает на его имя банковский счет для учета средств, предоставленных в качестве субсидии.

Таким образом, орган местного самоуправления неправомерно вмешивается в деятельность банка, возлагает на себя функции, не соответствующие полномочиям органа местного самоуправления.

Всего по итогам проверки выявлено 16 нарушений, с целью устранения которых внесено 15 представлений и 3 протеста.

Работа по надзору за соблюдением законодательства в сфере национальных проектов продолжается и находится в прокуратуре области на постоянном контроле.

——————————————————————