Жилищные сертификаты

(Абрамова Е. Н.) («Право и экономика», 2007, N 6)

ЖИЛИЩНЫЕ СЕРТИФИКАТЫ

Е. Н. АБРАМОВА

Абрамова Елена Николаевна Доцент кафедры гражданского права Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов (СпбГУЭФ). Кандидат юридических наук. Специалист в области гражданского и предпринимательского права (вексельное право, право ценных бумаг, конкурсное право). Родилась 21 октября 1974 г. в г. Владивостоке. В 1997 г. окончила юридический факультет ДВГУ; в 1998 г. — экономический факультет Дальневосточной академии экономики и управления. Автор около 30 публикаций по вексельному праву, конкурсному праву, праву ценных бумаг, в том числе монографий «Составление векселя» (2006), «Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) в РФ» (2005); учебных пособий «Вексельное право» (2005), «Практикум по предпринимательскому праву» (2001).

Действующее гражданское законодательство выделяет три разных явления, имеющих одно название — жилищный сертификат.

Одно из значений данного термина определено в Положении о выпуске и обращении жилищных сертификатов (утв. Указом Президента РФ от 10 июня 1994 г. «О выпуске и обращении жилищных сертификатов») <1> как особый вид облигаций с индексируемой номинальной стоимостью, удостоверяющих право их собственника на: ——————————— <1> СЗ РФ. 1994. N 7. Ст. 694.

приобретение квартиры при условии приобретения пакета жилищных сертификатов; получение от эмитента по первому требованию индексированной номинальной стоимости жилищного сертификата. Таким образом, данное понятие связано с рынком ценных бумаг и предпринимательской деятельностью эмитента. Средства, привлекаемые выпуском жилищных сертификатов, должны использоваться именно для осуществления жилищного строительства. С экономической точки зрения, эмитент является лицом, привлекающим свободные средства населения для строительства жилых объектов, а приобретатели жилищных сертификатов — инвесторами, вкладывающими свои средства в жилищное строительство. Такие жилищные сертификаты — средство привлечения финансовых ресурсов российских граждан юридическим лицом, имеющим права заказчика при проведении строительства жилых домов. Выпускать данные ценные бумаги могут только российские юридические лица, которые имеют: права заказчика; на законном основании (в собственности, на праве аренды, пр.) земельный участок под строительство (реконструкцию) жилья; проектную документацию на такое строительство (реконструкцию). Эмитентами жилищных сертификатов не могут выступать банки, кредитные учреждения, товарные и фондовые биржи. Эмитент жилищных сертификатов несет от своего имени обязательства по ним перед собственниками жилищных сертификатов. Такие жилищные сертификаты являются ценными бумагами и регулируются Федеральным законом «О рынке ценных бумаг». В статье 143 ГК РФ, где перечисляются документы, признаваемые ценными бумагами, или в другом законе жилищный сертификат не называется ценной бумагой. Но поскольку согласно п. 2 Положения это особый вид облигации, то его квалификацию в качестве ценной бумаги можно считать обоснованной. По своей правовой природе жилищный сертификат также отвечает всем предусмотренным признакам ценной бумаги: это документ (или бездокументарная ценная бумага), удостоверяющий имущественное право (денежное или товарное), осуществление или передача которого возможны только при его предъявлении. Регулируется жилищный сертификат рядом нормативных актов подзаконного уровня, кроме того, поскольку это вид облигации, к нему применимы и нормы гражданского законодательства, регулирующие обращение облигаций. Так же, как и облигации, жилищные сертификаты являются эмиссионными ценными бумагами, поскольку выпускаются массами (выпусками), внутри которых каждая ценная бумага удостоверяет одинаковый объем прав. Как и любая облигация, жилищные сертификаты могут быть именными и предъявительскими и не могут быть ордерными. Относясь к эмиссионным ценным бумагам, жилищные сертификаты могут выпускаться как в документарной (в виде письменного документа, содержащего все необходимые реквизиты), так и в бездокументарной (в виде записи на электронном носителе в реестре держателей, который ведется эмитентом) форме. В решении об их выпуске должны быть определены формы жилищных сертификатов: именная бездокументарная или документарная на предъявителя (предъявительские ценные бумаги не могут существовать в бездокументарной форме, так как имена их держателей не фиксируются и передаются они от одного владельца другому путем простого вручения). В соответствии с п. 19 Положения о выпуске и обращении жилищных сертификатов такие ценные бумаги запрещается вносить и принимать в качестве взноса в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ. В соответствии с п. 3 Положения о выпуске и обращении жилищных сертификатов жилищный сертификат удостоверяет внесение первым владельцем (юридическим или физическим лицом, приобретающим сертификат) средств на строительство определенной общей площади жилья, размер которой не меняется в течение установленного срока действия жилищного сертификата. Номинал жилищного сертификата устанавливается в единицах общей площади жилья, а также в его денежном эквиваленте. При этом минимальный номинал жилищного сертификата, выраженный в единицах общей площади жилья, не может быть установлен менее 0,1 кв. м. Эмитент обязан при предоставлении ему жилищных сертификатов их собственником заключить договор купли-продажи квартиры с собственником, представившим установленное Положением число жилищных сертификатов и требование о заключении такого договора. Если держатель обладает меньшим числом жилищных сертификатов, чем предусмотрено Положением как минимальное количество, дающее право требовать заключения договора купли-продажи, то эмитент обязан погасить жилищный сертификат по номинальной стоимости, рассчитанной в соответствии со схемой индексации номинальной стоимости жилищного сертификата, в течение семи банковских дней с момента обращения собственника жилищных сертификатов. Также с требованием о погашении жилищных сертификатов может обратиться и собственник жилищных сертификатов, имеющий любое их количество, в том числе имеющий достаточное количество сертификатов для заключения договора купли-продажи, но не желающий его заключать. В случае если погашение жилищных сертификатов не может осуществить непосредственно эмитент, то погашение на тех же условиях в установленном договором купли-продажи порядке обязан произвести гарант. Жилищные сертификаты могут обмениваться на жилищные сертификаты новой серии, если таковые выпущены. Другое понятие жилищного сертификата было введено в законодательство Инструкцией ФКЦБ от 12 мая 1995 г. о порядке выпуска, обращения и погашения жилищных сертификатов на территории РФ, которая, помимо жилищных сертификатов — ценных бумаг, — предусматривает существование жилищных сертификатов иного рода (обязательств), не являющихся ценными бумагами. В соответствии с Инструкцией жилищные сертификаты — это любые ценные бумаги или обязательства, номинированные в единицах общей площади жилья и имеющие также индексируемую номинальную стоимость в денежном выражении, размещаемые среди граждан и юридических лиц, дающие право их владельцам при соблюдении определенных в проспекте эмиссии условий требовать от эмитента их погашения путем предоставления в собственность помещений, строительство (реконструкция) которых финансировалось за счет средств, полученных от размещения указанных ценных бумаг или обязательств. Несмотря на отсутствие в данном определении прямого разграничения двух типов жилищных сертификатов, исследователи отмечают, что толкование нормативных актов позволяет прийти к такому выводу, что «общедоступные (коммерческие) жилищные сертификаты являются ценными бумагами, а льготные (государственные) жилищные сертификаты, на основании которых определенным категориям граждан предоставляются субсидии на приобретение жилья или другие жилищные льготы, не обладают признаками ценных бумаг и, соответственно, не могут признаваться таковыми» <2>. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Монография Г. Н. Шевченко «Эмиссионные ценные бумаги: понятие, эмиссия, обращение» включена в информационный банк согласно публикации — Статут, 2006. —————————————————————— <2> Шевченко Г. Н. Правовое регулирование ценных бумаг. Владивосток, 2003. С. 79.

Таким образом, указанной Инструкцией предусмотрен помимо уже рассмотренных жилищных сертификатов — ценных бумаг еще один вид жилищных сертификатов — обязательств по предоставлению субсидий на приобретение жилого помещения. Такие жилищные сертификаты в настоящее время урегулированы подпрограммой «Государственные жилищные сертификаты» на 2004 — 2010 годы, входящей в состав Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы, основанием для разработки которой стало продление срока действия Федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты». Указами Президента РФ от 30 сентября 1997 г. N 1062 «О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан» <3> и от 28 июня 1999 г. N 825 «Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов и учреждений» <4> установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов по обеспечению жильем для постоянного проживания определенных категорий граждан являются выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов. ——————————— <3> СЗ РФ. 1997. N 40. Ст. 4582. <4> Там же. 1999. N 27. Ст. 3307.

Согласно Паспорту подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2004 — 2010 годы, а также Правилам выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2004 — 2010 годы, входящей в состав Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы, утв. Постановлением Правительства РФ от 7 октября 2004 г. N 522 <5>, сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина — участника подпрограммы на получение субсидии за счет средств федерального бюджета для приобретения жилого помещения. Сертификат не является ценной бумагой, он не подлежит передаче другому лицу, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. ——————————— <5> Там же. 2004. N 42. Ст. 4131.

Порядок выпуска и погашения сертификатов определяется Правительством РФ. Сертификаты выпускаются государственным заказчиком подпрограммы. Форма бланка сертификата и порядок его заполнения утверждаются государственным заказчиком подпрограммы по согласованию с Министерством финансов РФ и Министерством обороны Российской Федерации. Государственный заказчик подпрограммы (в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» <6> его функции выполняет Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству) определяет порядок получения, учета, хранения и уничтожения бланков сертификатов. ——————————— <6> Там же. 2004. N 11. Ст. 945.

Срок действия сертификата составляет 9 месяцев с даты его выдачи. Расчет размера субсидии производится исходя из социальной нормы общей площади жилого помещения, установленной для семей разной численности, количества членов семьи гражданина — участника подпрограммы и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья. Главной целью подпрограммы является обеспечение жильем семей военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, содержащихся за счет средств федерального бюджета сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, увольняемых со службы из указанных органов и учреждений, граждан, уволенных с военной службы (службы), граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, и других приравненных к ним лиц. Подпрограммой предусматривается использование средств федерального бюджета для предоставления гражданам указанных категорий безвозмездной субсидии на приобретение жилья. Граждане — участники подпрограммы могут реализовать свое право на получение субсидии только один раз. Право на получение субсидии имеют следующие категории граждан Российской Федерации и члены их семей, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий: военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 и более лет; сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 и более лет; сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 и более лет; сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 и более лет; члены семей военнослужащих, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) в период прохождения военной службы. При этом вдовы (вдовцы) военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы по контракту, имеют право на получение субсидии до повторного вступления в брак; члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 и более лет. При этом за вдовами (вдовцами) указанных граждан право на получение субсидии сохраняется до повторного вступления в брак; граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 и более лет; граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 и более лет; граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности. Субсидия предоставляется владельцу сертификата в безналичном порядке путем зачисления средств федерального бюджета на его банковский счет, открытый в кредитной организации, участвующей в реализации подпрограммы. В соответствии с п. 8 Правил субсидия предоставляется в размере, эквивалентном расчетной стоимости жилого помещения по социальной норме общей площади жилого помещения, установленной для семей разной численности. Социальная норма общей площади жилого помещения для расчета размера субсидии устанавливается в следующих размерах: 33 кв. м — для одиноких граждан; 42 кв. м — на семью из 2 человек; по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи, состоящей из 3 человек и более. К членам семьи гражданина (применительно к подпрограмме) относятся совместно с ним проживающие супруга (супруг), их дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица учитываются в расчете размера субсидии при условии признания их в судебном порядке членами его семьи. При расчете размера субсидии для приобретения жилья на территории отдельных субъектов Российской Федерации применяются следующие повышающие коэффициенты к нормативу стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Российской Федерации: для субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Дальневосточного экономического района, для городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также для Московской области — 1,2; для субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Восточно-Сибирского экономического района, и Свердловской области — 1,15; для субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Западно-Сибирского экономического района, и Калининградской области — 1,1. Выдачу сертификатов осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Размер субсидии рассчитывается федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указывается в сертификате и является неизменным на весь срок его действия. Расчет размера субсидии производится на дату выдачи сертификата. Полученный сертификат сдается его владельцем в банк по месту приобретения жилья или по месту своего пребывания в течение 2 месяцев с даты выдачи сертификата для заключения договора банковского счета. В банке на его имя открывается отдельный блокированный целевой лицевой счет, предназначенный для зачисления субсидии. На указанный счет могут быть зачислены также личные или заемные (кредитные) средства гражданина — участника подпрограммы. Представление сертификата в банк по истечении 2-месячного срока с даты выдачи сертификата не допускается. По истечении указанного срока владелец сертификата вправе обратиться в орган исполнительной власти, выдавший сертификат, с заявлением о замене сертификата. Отбор банков, участвующих в реализации подпрограммы, осуществляется на конкурсной основе. Условия конкурса определяются государственным заказчиком подпрограммы по согласованию с Министерством финансов РФ и Центральным банком РФ. В соответствии с Положением об организации конкурса для отбора банков для участия в Федеральной целевой программе «Государственные жилищные сертификаты», утв. Приказом Министерства финансов РФ от 27 марта 1998 г. N 15н <7>, отбор банков проводится конкурсной комиссией, созданной Министерством финансов РФ с участием представителей Банка России, Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству и Министерства обороны РФ. К участию в конкурсе допускаются коммерческие банки, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, отвечающие следующим требованиям: ——————————— <7> БНА ФОИВ. 1998. N 9.

период деятельности — не менее 3 лет; наличие лицензии Банка России; размер собственных средств — не менее 500 млн. руб.; отсутствие убытков за последний год; выполнение экономических нормативов Банка России и резервных требований; наличие федеральных ценных бумаг — не менее 15% от собственных средств; предоставление последнего аудиторского заключения; отсутствие мер воздействия, примененных к банку территориальными учреждениями Банка России. Конкурсными показателями, которые оцениваются конкурсной комиссией, являются: наличие разветвленной филиальной сети в субъектах Российской Федерации (перечень филиалов банка с указанием адреса их регистрации в субъектах Российской Федерации); размер банковского процента, начисляемого на средства безвозмездной субсидии, находящейся на блокированном целевом счете; доля совокупной суммы вкладов населения в валюте баланса банка; условия предоставления ипотечных кредитов гражданам — участникам программы; размер платы за расчетно-кассовое обслуживание, включая плату за открытие блокированного счета владельцам государственных жилищных сертификатов. Конкурсные показатели оцениваются в соответствии с оценочной таблицей, которая является приложением к данному Положению. Договор банковского счета заключается на срок действия сертификата и может быть расторгнут в течение срока действия договора по письменному заявлению распорядителя счета. В случае досрочного расторжения договора банк выдает распорядителю счета соответствующую справку. Сертификат, сданный его владельцем в банк, после заключения договора владельцу сертификата не возвращается. Распорядитель счета имеет право приобрести на первичном или вторичном рынке жилья на территории субъекта Российской Федерации, указанного в сертификате, у любых физических и юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение, в том числе индивидуальный жилой дом (часть дома), одну или несколько квартир (комнат), отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, в том числе в сельской местности, выбранного для постоянного проживания. Указанное жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в сертификате. Распорядитель счета имеет право приобрести жилое помещение не только в пределах средств субсидии, но и с использованием собственных и/или заемных (кредитных) средств. Общая (жилая) площадь приобретаемого жилого помещения в расчете на каждого члена семьи гражданина — участника подпрограммы, учтенного при расчете размера субсидии, не может быть меньше нормы общей (жилой) площади жилого помещения, установленной органами исполнительной власти субъектов РФ для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в месте приобретения жилья. Приобретаемое жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи владельца сертификата. Владелец сертификата в течение срока его действия представляет для оплаты в банк договор (договоры), явившийся (явившиеся) основанием для государственной регистрации права на приобретаемое жилое помещение (жилые помещения), и правоустанавливающие документы на жилое помещение (жилые помещения), приобретенное (приобретенные) посредством реализации такого договора (договоров). Банк осуществляет проверку представленных документов и при соблюдении установленных условий принимает договор (договоры) к оплате. Перечисление средств с отдельного блокированного целевого лицевого счета лицу (лицам), участвующему (участвующим) в договоре (договорах), осуществляется в безналичной форме в течение 10 рабочих дней со дня принятия банком договора (договоров) к оплате. После приобретения жилья с помощью сертификата граждане — участники подпрограммы исключаются из списка очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий за счет средств федерального (местного) бюджета. Как отмечается в подпрограмме, принцип привлечения собственных или заемных (кредитных) средств граждан при осуществлении Государственной программы «Государственные жилищные сертификаты» был реализован не в полной мере. Основная часть владельцев сертификатов приобретала жилые помещения, площадь которых ниже социальной нормы общей площади жилья (исходя из этой нормы определяется размер безвозмездной субсидии), в связи с отсутствием денежных средств и невозможностью привлечения для приобретения жилья кредитов банков, в том числе ипотечных. Таким образом, хотя данные жилищные сертификаты задумывались как средство субсидирования жилищного ипотечного кредитования, они не смогли стать эффективным механизмом стимулирования его развития и улучшения жилищных условий населения. В основном жилищные сертификаты применяются для приобретения жилья на первичном или вторичном рынках без использования заемных средств. Например, успешно был проведен закрепленный в 1999 г. на законодательном уровне эксперимент по использованию государственных жилищных сертификатов для финансирования завершения строительства жилых домов высокой степени готовности <8>. ——————————— <8> Инструкция о проведении эксперимента по использованию государственных жилищных сертификатов для финансирования завершения строительства жилых домов высокой степени готовности, утв. Приказом Госстроя России и Минфина России от 7 февраля 1999 г. N 23/11н // БНА ФОИВ. 1999. N 10.

От двух названных типов жилищных сертификатов следует отличать также жилищные сертификаты, выдаваемые гражданам Российской Федерации, ставшим инвалидами, и семьям граждан, умерших (погибших) вследствие Чернобыльской катастрофы, а также гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. Такие жилищные сертификаты не являются ни ценными бумагами, ни документами, использующимися при ипотечном кредитовании. В соответствии с п. 2 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, утв. Постановлением Правительства РФ от 9 октября 1995 г. N 982 <9>, данные сертификаты являются именными необращаемыми ценными бумагами и отчуждению в какой-либо форме не подлежат. Тем не менее исследователи отмечают, что «такая регламентация не придает этим документам статус ценных бумаг. Само утверждение «необращаемая ценная бумага» представляется нонсенсом» <10>. ——————————— <9> СЗ РФ. 1995. N 42. Ст. 3983. —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Монография Г. Н. Шевченко «Эмиссионные ценные бумаги: понятие, эмиссия, обращение» включена в информационный банк согласно публикации — Статут, 2006. —————————————————————— <10> Шевченко Г. Н. Указ. соч. С. 84.

Если бы названная «особенность» данного вида жилищных сертификатов была единственной отличающей его от ценных бумаг, это, возможно, не стало бы основанием для отказа большинством ученых придать ему статус ценных бумаг. Законодательству известны, например, следующие исключения: именной чек не может передаваться согласно Гражданскому кодексу РФ. Помимо этого, существуют иные «странности», выводящие их из круга ценных бумаг. Так, хотя эмитентом их является Министерство финансов РФ, подписываются сертификаты руководителем органа исполнительной власти, а эмитентом лишь заверяются. Через год после выдачи жилищные сертификаты аннулируются, т. е. перестают удостоверять какие-либо права, чего не происходит с обычной ценной бумагой. Непредъявление ценной бумаги в срок платежа не прекращает ее правового действия, не делает ее недействительной, но лишь возникают последствия, связанные с просрочкой кредитора. Учитывая наличие таких «исключений», выводящих названные сертификаты из круга ценных бумаг, следует согласиться с мнением, что они, несмотря на формулировку законодателя, ценными бумагами не являются. «Данный вид сертификата является, по сути, документом, удостоверяющим наличие у его владельца установленных законодательством жилищных льгот» <11>. ——————————— <11> Потяркин Д. Жилищный сертификат // Хозяйство и право. 2001. N 8. С. 45.

Эмитентом таких сертификатов выступает Министерство финансов РФ, которое осуществляет их выпуск в течение 2 месяцев с момента стихийного бедствия на основании решения Правительства РФ и данных о количестве семей, лишившихся жилья, и их численном составе. Срок действия сертификатов составляет один год с даты выдачи. Министерство финансов компенсирует органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации стоимость предоставленного жилья. В соответствии с п. 12 названного Порядка для реализации прав, удостоверенных сертификатом, его владелец обращается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации с просьбой о предоставлении ему жилья, размер общей площади которого указан в сертификате. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в срок, не превышающий 3 месяцев со дня получения им сертификата, выделяет из имеющегося в его распоряжении жилищного фонда владельцу сертификата жилое помещение. Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 7 июня 1995 г. N 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий» <12> сертификаты выдаются из расчета предоставления гражданам жилой площади по социальной норме, определяемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту предоставления жилья, но не менее 18 кв. м общей площади на одного члена семьи из двух и более человек и 29 — 33 кв. м общей площади на одинокого гражданина. ——————————— <12> СЗ РФ. 1995. N 24. Ст. 2286.

В случае отсутствия муниципального жилья в выбранном владельцем сертификата населенном пункте он имеет право приобрести по договору купли-продажи на первичном или вторичном рынке жилья у физических и юридических лиц (одного или нескольких) жилые помещения, в том числе индивидуальный жилой дом (часть дома), отвечающие установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенные применительно к условиям населенного пункта (в том числе в сельской местности), выбранного для постоянного проживания. При этом орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации оказывает владельцу сертификата содействие в приобретении жилья. В случае если по договору купли-продажи стоимость жилого помещения превышает размер компенсации, причитающейся органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации за подлежащее предоставлению жилое помещение, оставшаяся часть стоимости приобретаемого жилого помещения оплачивается за счет средств владельца сертиф иката. Приобретаемое жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи владельца сертификата, а при отсутствии семьи — в собственность владельца сертификата. Таким образом, действующее российское законодательство выделяет три вида жилищных сертификатов: жилищные сертификаты, которые являются ценными бумагами по своей правовой природе и в силу указания закона; жилищные сертификаты, которые являются обязательством по предоставлению субсидий на приобретение жилья, т. е. подтверждают наличие у лица определенных льгот; жилищные сертификаты, названные ценными бумагами в законодательстве, но не обладающие признаками ценных бумаг, которые по своей правовой природе не могут считаться ценными бумагами, а также подтверждают наличие у лица льгот на предоставление жилья.

——————————————————————

Интервью: Принудительное выселение («ЭЖ-Юрист», 2007, N 19)

ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ВЫСЕЛЕНИЕ

Н. Н. КОСТАНЯН

Все чаще в практике работы органов исполнительного производства Федеральной службы судебных приставов РФ применяется такая форма исполнения судебного решения, как принудительное выселение граждан с занимаемых ими жилищных помещений. Об этой процедуре нашей газете рассказывает судебный пристав-исполнитель отдела судебных приставов по Западному административному округу Управления Федеральной службы судебных приставов по Москве, советник юстиции третьего класса Нарек Нарибекович Костанян.

В последнее время в средствах массовой информации резко возросло количество публикаций, освещающих работу судебных приставов-исполнителей, в частности и по принудительному выселению граждан. Авторы публикаций упрекают судебных приставов в нарушении норм Конституции РФ и даже в посягательстве на основные принципы правового государства. Как Вы это прокомментируете?

— Статья 25 Конституции Российской Федерации гарантирует гражданам неприкосновенность их жилища. Но вместе с тем данной статьей также предусматривается право проникновения в жилище против воли проживающих в нем лиц в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. Кроме того, необходимо помнить, что основным принципом правового государства является принцип верховенства закона. При исполнении своих служебных обязанностей по принудительному выселению граждан из занимаемых ими жилых помещений сотрудники Федеральной службы судебных приставов руководствуются положениями, закрепленными в Федеральном законе «Об исполнительном производстве». Данный Закон обязывает судебных приставов-исполнителей осуществлять свои функции исключительно на основе решений судебных органов и при условии поступления к ним из суда исполнительных документов. Мера принудительного выселения применяется только тогда, когда граждане не освобождают помещения в установленный судебным приставом-исполнителем срок добровольно.

Что должен сделать пристав, получив исполнительный лист из суда?

— Закон об исполнительном производстве обязывает судебного пристава-исполнителя принять к исполнению из суда исполнительный документ о выселении и возбудить исполнительное производство. В исполнительном документе обязательно должны быть указаны: наименование суда, выдавшего исполнительный лист; дело и материалы, по которым выдан исполнительный лист и их номера; дата принятия судебного акта о выселении, подлежащего исполнению; полные сведения о лицах, подлежащих к выселению; резолютивная часть судебного акта; дата вступления в силу судебного акта; дата выдачи исполнительного листа и срок предъявления его к исполнению. Далее судебный пристав-исполнитель в 3-дневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа о выселении выносит постановление о возбуждении исполнительного производства. В указанном постановлении судебный пристав-исполнитель устанавливает срок для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований о выселении (который не может превышать 5 дней со дня возбуждения исполнительного производства) и уведомляет должника о принудительном исполнении данных требований о выселении по истечении обозначенного срока с взысканием с него исполнительного сбора и расходов по совершению исполнительных действий.

Часто ли граждане освобождают жилые помещения добровольно?

— Как показывает практика применения норм Закона об исполнительном производстве, случаи добровольного освобождения должниками жилищных помещений встречаются крайне редко. По этой причине меры принудительного выселения применяются в строгом соответствии с предписаниями Закона. Судебный пристав-исполнитель официально извещает должника о дне и времени принудительного выселения. Отсутствие должника, извещенного о дне и времени выселения, не является препятствием для исполнения исполнительного документа. Выселение состоит из освобождения помещения, указанного в исполнительном документе, от выселяемого (выселяемых), его (их) имущества, домашних животных и запрещения выселяемому (выселяемым) пользоваться освобожденным помещением. Оно производится в присутствии понятых, в необходимых случаях при содействии органов внутренних дел с обязательной описью имущества, производимой судебным приставом-исполнителем. Исполнение исполнительного документа о выселении должника оформляется судебным приставом-исполнителем актом о выселении.

Случаются ли в практике применения такой меры, как принудительное выселение, сложные, нестандартные ситуации?

— Каждое исполнительное производство по принудительному выселению — это сложный процесс. При таком выселении определенную роль играют морально-этические нормы. Приведу пример из недавней практики работы отдела судебных приставов по Западному административному округу Управления Федеральной службы судебных приставов г. Москвы. В начале апреля 2007 г. в отдел на исполнение поступили исполнительные документы Дорогомиловского районного суда г. Москвы о выселении из квартиры на Кутузовском проспекте женщины и двух ее несовершеннолетних детей. Дело заключалось в следующем. Вскоре после развода супруг, который являлся собственником приватизированной им квартиры, продал ее гражданину А., так как не мог ей пользоваться из-за споров с бывшей супругой и надеялся на вырученные от продажи средства приобрести себе новое жилье. Новый собственник квартиры обратился с иском в суд о выселении ответчиков (должников), которые были зарегистрированы на данной жилой площади и продолжали ею пользоваться. Исследовав материалы дела, суд счел требования истца о выселении ответчиков (включая несовершеннолетних детей) обоснованными и подлежащими удовлетворению и принял решение об их выселении. Суд также обязал паспортно-визовый отдел ОВД района Дорогомилово г. Москвы снять ответчиков с регистрационного учета с занимаемой ими жилой площади. Применив такую крайнюю меру, как выселение несовершеннолетних детей, суд руководствовался положениями ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая предусматривает, что в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право на пользование последним за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется. Суд также установил, что бывшая супруга является собственником 3-комнатной квартиры в городе Новокузнецке, откуда она и приехала в Москву. Это означает, что бывшие члены семьи, в том числе и несовершеннолетние дети, не выселяются «на улицу», а могут переехать в принадлежащее им жилье.

Как Вы действовали после получения решения суда?

— Решение суда и исполнительные документы по данному делу поступили в отдел УФССП по ЗАО г. Москвы 2 апреля 2007 г. В тот же день судебным приставом-исполнителем было возбуждено исполнительное производство, копии которого были вручены взыскателю и должнику 9 апреля 2007 г. Учитывая то обстоятельство, что должник категорически отказывался добровольно выполнить решение суда, ему было вручено уведомление о дне и времени принудительного выселения — 18 апреля 2007 г. Однако до наступления указанной даты к судебному приставу-исполнителю поступило заявление должника об отложении выселения в связи с подачей ходатайства о приостановлении исполнительного производства в Дорогомиловский районный суд. В связи с этим исполнительные действия были отложены и переназначены на 27 апреля 2007 г. В назначенный день состоялись исполнительные действия, в ходе которых должникам было предложено выполнить требования исполнительного документа суда. В ответ был получен категорический отказ, сопровождавшийся нелицеприятными выражениями и оскорблениями в адрес судебных приставов-исполнителей, вынужденных в присутствии понятых вскрыть входную дверь в квартиру. Только после этого судебным приставам-исполнителям было представлено обращение уполномоченного по правам ребенка в адрес главного судебного пристава города Москвы с просьбой о переносе исполнительных действий по выселению в связи с тем, что на 2 мая 2007 г. в Дорогомиловском районном суде города Москвы назначено судебное заседание по рассмотрению ходатайства должника о приостановлении исполнительного производства. При этом должник по настоянию судебного пристава-исполнителя письменно обязался выполнить требования исполнительного документа в полном объеме 3 мая 2007 г. в случае отказа суда в удовлетворении его ходатайства о приостановлении. Судебные приставы-исполнители пошли навстречу просьбе должника и перенесли проведение исполнительных действий на 3 мая 2007 г. Рассмотрев ходатайства должника, суд отказал в приостановлении исполнительного производства, поэтому 3 мая 2007 г. были проведены исполнительные действия, в результате которых квартира была освобождена от незаконно проживающих в ней лиц и наконец-то, спустя несколько лет, в нее смогли вселиться законные владельцы. Таким образом, несмотря на то что должник всячески уклонялся от добровольного исполнения требований исполнительного производства, судебный пристав-исполнитель все-таки выполнил решение суда.

Интервью провел Рубен Казарян, эксперт «ЭЖ-Юрист»

——————————————————————