Гостиничная услуга как вид услуги — объекта гражданских прав
(Цаликова М. Б.) («Туризм: право и экономика», 2007, N 3)
ГОСТИНИЧНАЯ УСЛУГА КАК ВИД УСЛУГИ — ОБЪЕКТА ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ
М. Б. ЦАЛИКОВА
Цаликова М. Б., соискатель по кафедре гражданского права Кубанского государственного университета, г. Краснодар.
Проблема удовлетворения разнообразных потребностей граждан, в том числе потребностей в услугах, является крупной социально-экономической проблемой, в разрешении которой заинтересованы Российское государство и общество <1>. ——————————— <1> См.: Баринов Н. А. Услуги (социально-правовой аспект): Монография. Саратов: Изд-во «Стило», 2001. С. 3.
Необходимость в разнообразных услугах вызвана разнообразными материальными и духовными потребностями граждан и организаций. Материальные и духовные потребности граждан могут быть определены как объективно существующая нужда в потреблении материальных и духовных благ для обеспечения их нормальной жизнедеятельности. Понятие «услуга» в российском праве имеет довольно размытые границы, толкуется учеными и практиками по-разному <2>. ——————————— <2> См.: Степанов Д. Услуги как объект гражданских прав // Российская юстиция. 2000. N 2. С. 21.
С точки зрения теории производительного труда услуга определяется как продукт производительного труда, выраженный в нематериальной потребительной стоимости, полезный эффект, удовлетворяющий какие-либо человеческие потребности <3>. Услуга, по мнению М. Б. Россинского, представляет собой специфическую потребительную стоимость в форме конкретной трудовой деятельности и специфическую форму экономических отношений, предполагающих наличие производителя и потребителя услуг. Но тот факт, что услуга есть результат производительного труда, признается не везде. Так, в Большой советской энциклопедии услуга определяется как форма непроизводительного труда, определенная целесообразная деятельность, существующая в форме полезного эффекта труда <4>. ——————————— <3> См.: Баринов Н. А. Указ. соч. С. 15. <4> См.: БСЭ. 1971. Т. 4. С. 117.
Е. П. Грушевая характеризует услугу как экономическое отношение не по поводу результатов труда, а по поводу труда как деятельности <5>. ——————————— <5> См.: Грушевая Е. П. Обязательства по предоставлению услуг в хозяйственных отношениях // Советское государство и право. 1982. N 1. С. 82.
В. Ф. Яковлев отмечает, что услуге присуще диалектическое единство двух ее сторон. К одной из них он относит присущее услуге качество образовывать процесс труда, составлять одну из его форм (в этом плане она не является потребительной стоимостью). Другая сторона услуги состоит в том, что услуга предстает в качестве результата конкретного труда, его полезного эффекта, имеющего потребительную стоимость <6>. ——————————— <6> См.: Яковлев В. А. Услуги: вопросы теории и методологии. Краснодар, 1973. С. 16.
В ГК РФ отсутствует определение услуги, но таковое можно встретить в других правовых актах. В соответствии с ГОСТ Р 50646-94 от 1 июля 1994 г. «Услуги населению. Термины и определения» услуга определяется как результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя. Соответственно услуги ГОСТом подразделяются на материальные и социально-культурные. Материальная услуга — это услуга, удовлетворяющая материально-бытовые потребности потребителя услуг, т. е. обеспечивающая восстановление потребительских свойств изделий или изготовление новых изделий по заказам граждан, перемещение грузов и людей, создание условий для потребления (ремонт и изготовление изделий, услуги транспорта, жилищно-коммунальные услуги и т. д.). Социально-культурная услуга — услуга по удовлетворению духовных, интеллектуальных потребностей и поддержанию нормальной жизнедеятельности потребителя (поддержание и восстановление здоровья, духовное и физическое развитие личности, повышение профессионального мастерства). К социально-культурным услугам относятся медицинские услуги, услуги культуры, туризма, образования и т. д. Мы исходим из того, что услуга есть нематериальный результат, эффект, который может быть заключен либо в самих действиях лица, оказывающего услугу, либо выражен в формуле «действия исполнителя + неимущественный эффект действий». Причем как в первом, так и во втором случае оказания услуги она будет обладать потребительной стоимостью. В этой связи видится несколько односторонне позиция Н. А. Баринова, который, критикуя представленное выше определение Е. П. Грушевой, замечает, что положение будто сама деятельность становится особым товаром, имеющим невещественную потребительную стоимость, которая потребляется в процессе осуществления услуги, не совсем верно. Во-первых, гражданина интересует результат труда, а не сам процесс труда. Во-вторых, оплачивается не процесс труда, а его результат — услуга — полезный эффект труда <7>. ——————————— <7> См.: Баринов Н. А. Указ. соч. С. 16.
На наш взгляд, существует немало услуг, юридически значимый эффект которых заключается непосредственно в действиях лица, оказывающего услугу. Примером могут служить образовательные услуги — предоставление знаний услугополучателю, развлекательные услуги. При оказании подобных услуг неимущественный эффект действий в виде приподнятого настроения, приобретенного багажа знаний может присутствовать, но самостоятельного юридического значения не имеет. Так, представляются сомнительными попытки привлечь исполнителя таких услуг к ответственности за ненадлежащее их оказание, если по окончании развлекательного шоу у его зрителя не приподнялось настроение или, несмотря на прослушанный курс иностранного языка, его слушатель не овладел соответствующим объемом знаний. С изложенных позиций мы подойдем к вопросу о том, что же представляют собой гостиничные услуги. ГК РФ не содержит определение понятия «гостиничная услуга» и не включает в себя норм, непосредственно регулирующих оказание гостиничных услуг. Постановлением Правительства РФ утверждены Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации <8> (далее — Правила). ——————————— <8> См.: Постановление Правительства РФ от 25 апреля 1997 г. N 490 (ред. от 1 февраля 2005 г.) «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. N 18. Ст. 2153.
Названные Правила также не содержат определения гостиничных услуг, однако раскрывают содержание ряда ключевых понятий, в частности «гостиница», «потребитель», «исполнитель». Под гостиницей понимается имущественный комплекс (здание, часть здания, оборудование и иное имущество), предназначенный для предоставления услуг. Потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать либо заказывающий и использующий услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Исполнитель — организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги потребителям по возмездному договору. Согласно Правилам основное содержание гостиничных услуг сводится к предоставлению проживания потребителю в гостинице. Наряду с этим потребитель также вправе рассчитывать на ряд услуг, которые сопутствуют проживанию в гостинице. К ним можно отнести: вызов скорой помощи, пользование медицинской аптечкой, доставку в номер корреспонденции по ее получении, побудку к определенному времени, предоставление кипятка, иголок, ниток, одного комплекта посуды и столовых приборов. На наш взгляд, гостиничные услуги не следует ограничивать только лишь возможностью проживания в гостинице. По этой причине перечисленные выше услуги, сопутствующие проживанию в гостинице, могут быть отнесены к гостиничным услугам. Таким образом, гостиничные услуги могут быть представлены как предоставляемые исполнителем по возмездному договору услуги по проживанию в гостинице потребителя, заказывающего и использующего услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Гостиничные услуги с позиции ГОСТ Р 50646-94 от 1 июля 1994 г. «Услуги населению. Термины и определения» должны быть отнесены к социально-культурным услугам. А с точки зрения авторского понимания услуг к категории услуг, результат которых заключается в действиях исполнителя, оказывающего услугу, и неимущественного эффекта этих действий. Гостиничные услуги следует отличать от бытовых услуг. Продемонстрируем это на следующем примере. Согласно контракту, заключенному между ОАО «Мейнефтегаз» (заказчик) и ООО «Сервис» (подрядчик), заключен договор на оказание социальных услуг в вахтовом поселке. В контракте согласован рацион питания на одного человека в день в стоимостном выражении. Отпуск блюд за наличный расчет не производится. Стоимость питания включена в общие расценки, которые включают обслуживание мест проживания, в том числе расселение работников, уборку жилых помещений, стирку постельного белья, продукты питания. Данные услуги в соответствии с уставом подрядчика отнесены к гостиничным (код ОКОНХ 90220) <9>. Следует ли рассматривать услуги по питанию работников заказчика как услуги общественного питания? ——————————— <9> Финансовая газета. Региональный выпуск. 2001. N 51. С. 4.
Следует иметь в виду, что организация, оказывающая гостиничные услуги, руководствуется указанными выше Правилами предоставления гостиничных услуг. Пунктом 2 Правил установлено, что гостиница представляет собой имущественный комплекс (здание, часть здания), предназначенный для предоставления услуг, которые должны быть сертифицированы. При оформлении проживания в гостинице исполнитель выдает потребителю квитанцию (талон) или иной документ, подтверждающий заключение договора на оказание услуг (п. 8 Правил). В соответствии с Основными положениями о вахтовом методе организации работ, утвержденными Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС и Минздрава СССР от 31 декабря 1987 г. N 794/33-82, под вахтовыми поселками понимаются непосредственно сооружаемые вахтовые поселки, а также полевые городки и другие специально оборудованные под жилье помещения. Проживающие в вахтовых поселках обеспечиваются транспортным и торгово-бытовым обслуживанием, а также ежедневным трехразовым горячим общественным питанием. Обслуживание коллективов, работающих вахтовым методом, возложено на предприятия и организации торговли и общественного питания, связи, транспорта, учреждения здравоохранения и др. Следовательно, вахтовые поселки сооружаются непосредственно для организации работ вахтовым методом. Основными положениями о вахтовом методе организации работ не предусмотрено заключение договоров с каждым работником на проживание в таком поселке в течение периода выполнения работ и междусменного отдыха на объекте (участке). Из этого следует, что деятельность подрядчика, оказывающего услуги заказчику по обслуживанию мест проживания в вахтовом поселке, не может рассматриваться как оказание гостиничных услуг. Такие услуги согласно ОКОНХ (код 90300) следует рассматривать как бытовые услуги.
——————————————————————