Ускорение платежей в бюджет объектов ЖКХ за счет оптимизации системы управления

(Калиновский А. В.)

(«Юридический мир», 2007, N 9)

УСКОРЕНИЕ ПЛАТЕЖЕЙ В БЮДЖЕТ ОБЪЕКТОВ ЖКХ

ЗА СЧЕТ ОПТИМИЗАЦИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

А. В. КАЛИНОВСКИЙ

Калиновский А. В., соискатель СЗАГС.

Крупные города занимают особое место в системе городских поселений России. Функционирование и развитие крупных городов укрепляют экономическую базу России и обеспечивают ее территориально-хозяйственную интеграцию. Успешное функционирование городов определяется двумя сферами деятельности: градообразующей, ориентированной на развитие города, и градообслуживающей, отвечающей за обеспечение города ресурсами, товарами и услугами. Основная задача управления городом состоит в обеспечении пропорционального развития обеих этих сфер путем максимального улучшения и развития обслуживания населения. Для успешного решения этих задач необходимо создание эффективной системы управления, основанной на новых организационно-экономических механизмах. Эти механизмы должны быть ориентированы на повышение качества жизни населения, на укрепление экономической самостоятельности и значимости городов, на повышение эффективности и комплексности развития данной территории, на создание благоприятных условий для привлечения инвестиционных ресурсов.

В крупных городах механизмы управления городским хозяйством могут быть настолько сложны, что необходимо рассматривать весь процесс управления как совокупность двух самостоятельных процессов: разработки механизма и его реализации. Эти два процесса, развиваясь самостоятельно, должны быть четко согласованы по срокам и не должны представлять истину в последней инстанции, а должны постоянно дорабатываться в зависимости от событий в хозяйственной жизни города. Эти два процесса могут проходить параллельно: механизм управления, разработанный на реализацию в ближайший период, и стратегический механизм управления.

Таким образом, разработка и внедрение механизма управления значительно сложнее, требуют высокого уровня управления и применения современных средств работы с информацией. Если же цикл управления имеет достаточно четкие границы, есть начало цикла управления и его конец, то в этом случае полный цикл управления развитием городского хозяйства условно можно разделить на период разработки механизма управления и период его реализации. Этот подход удобен тем, что позволяет наладить эффективное управление и получить наглядные результаты, однако он подойдет только для сравнительно небольших городов или для решения проблем, затрагивающих только одну отрасль городского хозяйства.

Система городского управления включает ряд целевых, функциональных и обеспечивающих подсистем, ориентированных на достижение актуальных целей и решение поставленных задач. Среди них особое место занимает городское хозяйство, которое представляет собой жизненно важную сферу обеспечения услугами населения городов и общин.

В условиях, когда местные органы власти были составной частью государственного управления и экономика всей страны управлялась административными методами, в методах управления системой отраслей городского хозяйства не было необходимости. В настоящее время новое гражданское законодательство приравнивает муниципальные образования к субъектам рыночных отношений. Такое положение предъявляет к органам местного самоуправления достаточно высокие требования по управлению хозяйственной деятельностью, развитию города в целом.

Так как основную роль реформирования предприятий городского хозяйства играют реформирование и оптимизация управления отраслями жилищно-коммунального хозяйства, для основной массы населения муниципального образования наиболее острым и волнующим вопросом является повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги и, как следствие, — повышенное внимание ко всему процессу проведения жилищно-коммунальной реформы. Важнейшими направлениями проводимой реформы являются: создание конкурентной среды для предприятий, предоставляющих услуги ЖКХ, контроль над установлением тарифов предприятиями-монополистами, обеспечение социальной защиты населения.

Эффективность хозяйственной деятельности городских предприятий — одна из важнейших характеристик системы отраслей городского хозяйства, которая рассматривает всю систему с точки зрения соотношения затрат и результатов ее функционирования. В зависимости от того, какие затраты и особенно — какие результаты ставятся во главу угла, можно говорить об экономической, социально-экономической, социальной, экологической эффективности. Однако границы между всеми этими понятиями расплывчаты и сами эти понятия тесно взаимосвязаны.

Анализ и формирование организационной структуры управления муниципальным предприятием, значение и задачи организационного проектирования, научно обоснованное формирование организационных структур управления — актуальная задача современного этапа адаптации предприятий городского хозяйства к рыночной экономике. В новых условиях необходимо широко использовать принципы и методы проектирования организации управления на основе системного подхода. Без развития методов проектирования структур управления затруднено дальнейшее совершенствование управления и повышение эффективности производства, так как:

во-первых, в новых условиях в целом ряде случаев нельзя оперировать старыми организационными формами, которые не удовлетворяют требованиям рыночных отношений, создают опасность деформации самих задач управления;

во-вторых, в сфере управления техническими системами комплексный подход к совершенствованию организационного механизма ранее во многом был подменен работой по внедрению и использованию автоматизированных систем управления;

в-третьих, создание структуры должно опираться не только на опыт, аналогию, привычные схемы и интуицию, но и на научные методы организационного проектирования;

в-четвертых, проектирование сложнейшего механизма — механизма управления — должно возлагаться на специалистов, владеющих методологией формирования организационных систем.

Существовавшая на протяжении десятилетий система информационной поддержки организационно-экономического управления предприятиями городского хозяйства выявила огромное несоответствие ее возможностей потребностям и задачам проводимой в России жилищно-коммунальной реформы. В Санкт-Петербурге как одном из наиболее крупных и обеспеченных инфраструктурой городов России информационное обеспечение организационно-экономического механизма управления далеко от полного соответствия задачам, стоящим перед органами управления. Зачастую информация, необходимая для оценки эффективности того или иного мероприятия или контроля за его реализацией, является недоступной. Это происходит вследствие того, что данная информация не включена в систему информационного обеспечения управления отраслями городского хозяйства, несмотря на то, что социальная направленность реформ жилищно-коммунального хозяйства требует постоянного и внимательного учета деятельности предприятий отрасли. Система мониторинга крайне необходима г. Санкт-Петербургу в целях совершенствования организационно-экономического управления отраслями городского хозяйства и создания наиболее эффективных механизмов управления. Мониторинг городского хозяйства должен рассматриваться как обеспечивающая подсистема системы управления и, с другой стороны, является одним из инструментов информационной поддержки отраслей городского хозяйства.

Управление отраслями городского хозяйства в условиях перехода к рыночной экономике требует повышения эффективности использования бюджетных средств в связи с постоянной недостаточностью их объема. В целях нахождения и обоснования оптимальных решений требуется накопление, обработка и анализ значительных объемов информации.

Как показывает практика, объективным источником полных, достоверных и систематизированных данных о положении в отраслях городского хозяйства в рамках как определенного города, так и региона в целом является регулярный мониторинг. Необходимость совершенствования информационной поддержки управления комплексом отраслей городского хозяйства сама по себе осознана достаточно давно, однако в настоящее время практических действий в этом направлении сделано ничтожно мало. Данная система должна обеспечить городские власти необходимой управленческой информацией путем сбора и анализа информации, поступающей всеми возможными способами.

Для традиционной системы анализа в управлении городским хозяйством характерна ориентация на стабильность ситуации. Но в период реформирования возникает большое количество критических явлений и кризисных ситуаций и требуется переосмысление механизмов достижения целей, которые стоят перед управленческими структурами. Следует по-новому оценить влияние системы показателей городских хозяйства на категории уровня жизни и качества жизни населения. Основным вопросом развития мониторинга в городском хозяйстве является разработка эффективного механизма для анализа современной градообслуживающей системы. Главной и конечной целью оценки и анализа исходной ситуации в городском хозяйстве является определение достигнутого уровня развития в целом и в разрезе основных отраслей и сфер его деятельности, выявление тенденций и факторов, обусловивших тот или иной характер протекания экономических процессов.

В условиях хозяйствования, в основе которых лежат рыночные механизмы, в существенной мере должны быть пересмотрены требования к показателям, формирующим «каркас» системы мониторинга. Здесь необходимо четко отслеживать принцип экономики — эффективности, предполагающий соизмерение затрат и результатов. Необходимо развивать систему показателей мониторинга, характеризующих различные аспекты жизни человека, и стремиться к максимальной объективности при их оценке. Необходимо создание и внедрение в практику показателей, характеризующих результативность научно-инновационной деятельности во всех сферах жизни. В условиях цивилизованного рынка именно конкуренция является определяющим фактором развития, однако победа в честной конкурентной борьбе может быть достигнута только за счет практического использования высокоэффективных новшеств. Другими словами, регулирование научно-инновационной деятельности в регионе потребует и создания специальной системы индикаторов. Мониторинг городского хозяйства включает определение объема услуг, оказанных предприятиями городского хозяйства, а также степень надежности систем, потребности сетей и сооружений в капитальном ремонте, реконструкции. Эти данные сопоставляются с объемом ремонтно-реконструктивных и строительных работ, оценивается необходимость и возможность расширения объемов потребления, повышения надежности работы инженерных сетей, а также потребность в их расширении.

По результатам мониторинга осуществляются регулирующие воздействия, направленные на внесение необходимых корректировок в функционирование отдельных целевых, функциональных и обеспечивающих подсистем, составляющих в совокупности систему управления городским хозяйством. Получение первичной информации служит лишь базой для оценки и анализа достигнутого уровня, подготовки в конечном счете проектов решений, направленных на развитие городского хозяйства. Обоснованные выводы о состоянии городского хозяйства можно делать только путем сравнения, соотнесения фактической величины произведенных услуг предприятиями городского хозяйства с нормативными и социальными стандартами. Соотнесение полученных в ходе обследований фактических значений показателей, характеризующих услуги городского хозяйства с их нормативными значениями, — основной результат механизма мониторинга. При мониторинге деятельности предприятия необходимо производить оценку и анализ объемов производства в натуральном и стоимостном выражении. Важными представляются характеристики основных и оборотных фондов и эффективности их использования, а также хода выполнения государственного заказа.

Привлечение внебюджетных средств для финансирования проектов реконструкции и развития городской инфраструктуры тесно связано с проблемой предоставления инвестору гарантий возврата вложенных средств. Особенностью функционирования одного из механизмов привлечения инвестиций является то, что получателем кредита является целевая программа, а залогом являются права требования оплаты услуг (не со всех потребителей, а лишь с той их части, поступления с которой покрывают расходы по обслуживанию долга).

На случай прекращения предоставления услуг со стороны предприятия и неоплаты за услуги в систему должна быть введена гарантия города. К преимуществам данной схемы кредитования можно отнести тот факт, что город не увеличивает свой прямой долг, а поступление от тарифов является одновременно и источником погашения, и залогом. Кредитор, таким образом, получает надежное обеспечение. Дефектом этого механизма являются риски несвоевременного поступления платежей и перебоев в услугах, что может привести к необходимости исполнения городом своих обязательств по гарантиям.

Другим механизмом привлечения инвестиций в предприятия городского хозяйства является передача их в аренду. Как показывает международный опыт, сотрудничество между городскими администрациями и частными компаниями является ключевым фактором улучшения качества обслуживания, расширения гаммы услуг, оптимизации процессов управления и эксплуатации.

В защиту этого механизма говорят потребности в значительных объемах финансовых средств; резкое сокращение возможностей бюджетного финансирования данной сферы и потребность в дополнительных мощностях, которая может быть удовлетворена только с помощью современных технологий.

Существующие программы функционирования коммунальных служб все чаще подвергаются оценке и тщательному анализу с точки зрения строгой экономии. Исследованиями были подтверждены факты получения значительной экономии при оказании частными предприятиями некоторых видов услуг. В США сравнительный анализ показал, что услуги по водоснабжению на 80% дороже в случаях, когда их предоставляют государственные компании.

Основными преимуществами использования механизма передачи предприятий в длительную аренду являются:

1) ограничение финансового участия города;

2) создание конкурентной среды в городском хозяйстве. Несмотря на то, что в каждый определенный момент времени существует только один поставщик данного вида услуг, конкуренция возникает до подписания договора, в результате рассмотрения заявок претендентов, а также по истечении срока договора, когда требуется его возобновление. Поэтому существует конкуренция за рынок, несмотря на то, что в течение срока договора конкуренция на рынке отсутствует;

3) компания затрачивает более половины средств, вкладываемых в проект, на территории его реализации;

4) строительство или реконструкция объектов городского хозяйства создают дополнительное количество рабочих мест в городе;

5) в аренду могут передаваться как целые предприятия, так и отдельные объекты инфраструктуры, что расширяет круг возможных инвесторов.

При долгосрочной аренде частная фирма осуществляет инвестиции в развитие и поддержание предприятия из собственных или заемных средств.

Заключение договора аренды предприятия как имущественного комплекса должно накладывать на частную фирму обязательства в области капиталовложений, необходимых для расширения производства и увеличения мощностей или для замены изношенных основных фондов предприятия.

Обновление всех сфер жизни российского общества, становление новых форм хозяйствования и государственного управления требует также и коренного изменения средств достижений поставленных целей, которыми и являются механизмы управления городским хозяйством в сфере привлечения инвестиций, развития городского заказа, мониторинга и многих других.

——————————————————————