Все мы дети господни

(Редакционный материал)

(«Обозрение: судебные новости», 2000, N 3-4)

ВСЕ МЫ ДЕТИ ГОСПОДНИ

Суд удовлетворил иск социально — реабилитационного центра в интересах несовершеннолетней дочери об ограничении прав матери, принуждавшей ее к своему образу жизни по истовой вере.

Около двух лет назад судьба привела Наталью Марчук, бывшую жительницу Таганрога, на Новгородчину. И не одну, а с дочерью Любой, которой в то время исполнилось 10 лет. До этого было пройдено полстраны, менялись пейзажи, люди, но неизменным оставалось одно: церкви и монастыри. Мать была божьей странницей. А однажды услышала о матушке Марии (Леонтьевой), целительнице, которая с детства была парализована, но считалось, что обладала даром Божьим. Верующие стекались к ней в надежде избавления от порчи, хвори, сглаза, и в доме том образовалось подобие общины, не очень, правда, жалуемой официальной церковью. Мария Леонтьева пускала к себе всех: и странников, и паломников, и бывших зэков, и бомжей. Спали вповалку, без кроватей, без белья, и мужчины, и женщины, и дети — все вместе. Сюда-то и пришли мать и дочь Марчук.

Община жила замкнуто и уединенно в деревне Хотоли. В конце прошлого года случилось неизбежное — матушка Мария, которой перевалило уже за девяносто, скончалась. «Монашествующие» разошлись кто куда. Осталась в Хотоли только Люба. Мать отдала ее постоянным жителям деревни, а сама отправилась в Новгород — снова по церквям. В Хотоли она не появлялась больше месяца, и семья, приютившая девочку, обратилась в милицию с просьбой помочь в ситуации. Ребенка определили в социально — реабилитационный центр «Подросток». Объявившаяся мать потребовала вернуть дочь, но Люба, после многих лет скитаний вкусившая цивилизованную жизнь, идти к матери отказалась. В заявлении она писала о том, что устала от бродяжничества, что мать запрещала ей учиться в школе, общаться со сверстниками; девочка забыла, что такое телевизор и радио, — естественные объяснения ребенка, которого принуждали день-деньской проводить в молитвах и «работах». Получив отказ в выдаче Любы, мать начала дебоширить, да так, что приходилось даже вызывать милицию. Спустя месяц, после того как Люба попала в центр, его руководство решило, что в интересах ребенка необходимо ограничение родительских прав матери.

С такой просьбой педагоги обратились в городской суд. В ходе рассмотрения дела они доказывали, что своими действиями Марчук нарушает ст. 67 Семейного кодекса РФ, лишая девочку возможности встречаться с бабушкой и дедушкой, оставшимися в Таганроге; ст. 65, предусматривающую, что родители не имеют права причинять вред психическому здоровью детей (здесь же, по мнению психологов, налицо психологическая травма), а также препятствует осуществлению конституционного права Любы на образование. Директор центра Татьяна Чередниченко подчеркивала, что способы воспитания могут быть разными, но они должны исключать пренебрежительное обращение с ребенком. Здесь же вопреки желанию Любы мать делала все, чтобы дочь приняла монашество. Кроме того, вовлечение ребенка в бродяжничество и попрошайничество подпадает под действие ст. 150 УК РФ.

В судебное заседание мамаша не явилась. Выслушав всех свидетелей и саму Любу, суд удовлетворил требования педагогов, совпадающие с желанием девочки, приняв во внимание и то, что мать долгое время не работает, не имеет постоянного места жительства и постоянных источников дохода.

Несмотря на отказ присутствовать в судебном заседании Марчук написала кассационную жалобу, занявшую целую школьную тетрадь. Правда, кассационной жалобой в привычном понимании назвать это было трудно: угрозы карой Господней перемежались с поминанием Голгофы, Пилата, антихристов. В светской части жалобы Марчук ссылалась на «препятствование свободе совести».

Областной суд жалобу отклонил, подтвердив, что ответчица не выполняет своих родительских обязанностей должным образом. Что же до апелляции к свободе совести, то это не предмет данного спора, а верить в Бога или не верить — вопрос, который двенадцатилетняя девочка может решить самостоятельно.

После решения суда педагогам центра удалось связаться с бабушкой и дедушкой Любы, которые на протяжении всего «странствования» дочери пытались разыскать и ее, и внучку. Родные с превеликой радостью согласились взять девочку к себе. К настоящему времени Люба Марчук уже покинула Новгород и живет в Таганроге с родными людьми, которые если и верующие, то не фанатично и ни к чему ребенка не принуждающие.

——————————————————————