Причины и признаки неисправности каталитического нейтрализатора
В конструкции выхлопной системы предусмотрен каталитический нейтрализатор, задача которого сводится к снижению токсичности газов. Однако со временем элемент выходит из строя. Приходится выполнять замену или удаление катализатора, цена в Москве, как и в регионах на первый вариант достаточно высокая, поэтому чаще выбирают второй.
Что такое каталитический нейтрализатор и как он устроен?
В результате сгорания бензина выделяется множество вредных веществ. Нейтрализатор служит для того, чтобы разложить их на безопасные компоненты. Расположен он ближе к двигателю в системы выпуска. Проходя через него, газы вступают в химическую реакцию – так происходит нейтрализация вредных компонентов. В результате автомобиль практически не загрязняет атмосферу нашей планеты.
В основе катализатора лежат металлические или керамические соты. На их стенки наносятся драгоценные металлы (иридий, палладий или родий). Это химически активные металлы. Когда через них проходит выхлопной газ, начинается реакция.
В основном все нейтрализаторы трехкомпонентные. Каждый из компонентов выполняет свою функцию:
- Связывает оксиды азота.
- Удаляет окись углерода и другие несгоревшие компоненты.
- Анализирует качественный состав газов на входе и выходе из каталитического нейтрализатора.
Узнать более подробную информацию можно тут!
Почему катализатор выходит из строя
Производители утверждают, что нейтрализаторы отслужат по крайней мере 150 тыс. км. Однако практика наглядно демонстрирует, что проблемы в работе этих элементов начинаются раньше. Особенно страдают автомобили, которым приходится часами выстаивать в пробках.
В итоге катализатор приходится менять через 3-7 лет. Точное время зависит от особенностей эксплуатации автомобиля. Чаще всего катализаторы выходят из строя из-за того что выгорает слой драгоценного металла. В результате того выхлопные газы перестают должны образом очищаться. На это реагирует кислородный датчик, передает информацию на ЭБУ, а тот в свою очередь оповещает водителя загоранием индикатора «ЧЕК». Иногда машина и вовсе перестает заводиться из-за неисправности катализатора.
Убивает очистительный элемент плохое топливо. Часто, чтобы увеличить октановое число бензина, в него добавляют свинец, что усложняет работу для нейтрализатора, из-за чего сокращается срок его службы. В дизельных машинах зимой нельзя добавлять в летнюю солярку «антигель».
К выходу из строя катализатора приводит неисправный мотор. Когда неправильно выставлено зажигание, топливо продолжает гореть в системе выхлопа, из-за чего выгорает каталитический слой автоката.
Как понять, что катализатор пора менять?
Признаками неисправности является:
- Индикатор Check Engine на панели приборов. Это ошибка загорается при любых неполадках с силовым агрегатом, поэтому требуются дополнительные меры диагностики. При сканировании ошибок, программа выдаст неправильную работу кислородных датчиков.
- Падение производительности мотора. Когда катализатор работает неправильно, двигатель начинает троить, теряется динамика. Все дело в снижении прохода выхлопных газов, из-за чего мотор начинает «задыхаться».
- Грохочущий звук из-под днища автомобиля. Так происходит при разрушении сот. В итоге, когда увеличивается скорость выхлопных газов (на высоких оборотах), опавшие частицы начинают биться друг об друга и об стенки катализатора.
- Неравномерный поток газов из выхлопной трубы. Поднеся руку к ней, можно услышать пульсацию. Дым будет выходить еще несколько секунд после выключения мотора.
Не бывает так, что катализатор вышел из строя мгновенно. Обычно симптомы появляются постепенно.