Дизайнерское решение как самостоятельный объект права интеллектуальной собственности
(Осипов М. Ю.)
(«Реклама и право», 2012, N 1)
ДИЗАЙНЕРСКОЕ РЕШЕНИЕ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ ПРАВА
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
М. Ю. ОСИПОВ
Осипов М. Ю., старший научный сотрудник Института законоведения и управления, кандидат юридических наук.
Одной из актуальных проблем права интеллектуальной собственности является проблема использования дизайнерского решения как самостоятельного объекта права интеллектуальной собственности. Можно привести следующий пример. Автор издает свое произведение за свой счет и затем хочет выложить его в Интернете. Проблема состоит в том, что он не всегда получает в электронном виде оригинал-макет данного произведения. Некоторые издатели по просьбе автора предоставляют оригинал-макет произведения, другие же не предоставляют, ссылаясь на то, что это их собственность и они не обязаны предоставлять этот оригинал-макет кому бы то ни было, кроме, разумеется, типографии. Возникает интересный вопрос. Допустим, автор произведения, издавший его за свой счет и полностью выкупивший тираж, хочет разместить это произведение в электронных базах данных либо в электронной библиотеке. При этом он имеет на это полное право, так как согласно ст. 1270 ГК РФ автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со ст. 1229 ГК РФ в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение). Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение.
Рассмотрим теперь такую ситуацию: автор произведения заключил договор с издательством об издании произведения за его счет и оплатил все издательские расходы по договору. Издательство издало данное произведение, сделав предварительно оригинал-макет. Право на оригинал-макет принадлежит издателю, поскольку он создан его творческим трудом, а право на произведение — автору. Возникает вопрос, может ли автор без согласия издателя разместить подобное произведение в сети Интернет, в частности в электронных библиотечных системах?
Получается, что нет, поскольку оригинал-макет создан издателем. Вместе с тем оригинал-макет не имеет самостоятельного значения и сам по себе не представляет никакой ценности. Его ценность во многом определяется ценностью произведения автора. Иными словами, оригинал-макет выступает той необходимой формой, без которой невозможна публикация произведения в печатной форме. Возникает коллизия между правом автора как правообладателя разместить свое произведение, изданное издательством в электронной форме, и правом издателя по тем или иным причинам, а то и вовсе без причин, запретить автору размещать произведение в электронной форме со сделанным оригинал-макетам. Налицо острый конфликт интересов автора и издателя, который, к сожалению, Гражданским кодексом РФ не урегулирован. Какие же возможные пути разрешения данного конфликта?
Если рассматривать данную ситуацию с позиции требования учета интересов субъектов права, то получается, что издатель обязан предоставить по требованию автора оригинал-макет изданного произведения для воспроизведения, но без права внесения в оригинал-макет каких-либо изменений без согласия издателя, если иное не предусмотрено договором между автором и издателем произведения. В противном случае незаконно ущемляются законные интересы и права автора. В самом деле, если рассмотреть данную ситуацию с точки зрения права собственности, то автор, издавший произведение за свой счет, является двойным собственником. Как автор, он является правообладателем, поскольку никакие права не передавал на произведение, как собственник — является собственником тиража, поскольку он оплатил услуги по его изданию. Тем не менее он не может разместить уже изданное произведение в базах данных, потому что издатель отказывается выдать ему оригинал-макет. Но и издатель не может также поместить произведение в базах данных, поскольку на это нет согласия автора. Конечно, можно возразить, что автор изданного произведения может подготовить текст произведения и разместить его в электронных базах данных и без согласия издателя, подготовив свой оригинал-макет, как это часто и происходит. Но в таком случае может пострадать репутация как автора, так и издателя, если макет будет сделан непрофессионально, некачественно. Для разрешения этой коллизии, думается, нужно понять смысл прав, предоставляемых автору и издателю.
В чем состоит смысл авторского права? В том, чтобы защитить автора от неправомерного использования его произведения и создать условия для получения автором дохода от использования его произведения. Поэтому и запрещается создание копий произведения либо иное использование произведения без согласия автора и выплаты авторского вознаграждения, за исключением особых, оговоренных в законе случаев.
В чем же смысл охраны оригинал-макета произведения? В том, что оригинал-макет представляет собой дизайнерское решение издателя, которое запрещается использовать при создании других произведений без согласия автора или иного правообладателя дизайнерского решения. Исходя из этого, получается, что при решении вопроса о том, какие права принадлежат автору, а какие — издателю, при отсутствии соответствующего договора следует исходить из того, что право на использование произведения в целом принадлежит автору, а право на использованное дизайнерское решение при подготовке оригинал-макета — издателю. Отсюда вытекают следующие права и обязанности автора и издателя во взаимоотношениях между ними.
Автор произведения имеет безусловное право использовать его путем размещения данного произведения в электронных базах данных, в том числе с использованием оригинал-макета, подготовленного издателем, если иное не предусмотрено договором между ними. При этом автор обязан уважать дизайнерское решение издателя и не изменять оригинал-макет, а равно не использовать дизайнерские решения издателя при создании других произведений, если иное не предусмотрено договором между ними. В свою очередь, издатель обязан по требованию автора выдать ему оригинал-макет произведения в электронной форме для размещения в электронных базах данных, если иное не предусмотрено договором между ними и при соблюдении прав издателя на дизайнерское решение. Причем издатель вправе потребовать от автора платы за изготовление копии оригинал-макета, если иное не предусмотрено договором между ними. Но это идеальное решение проблемы, которое, к сожалению, не закреплено в законодательстве. Иное решение, в частности «удержание» издателем оригинал-макета, приводит к нарушению прав автора.
Таким образом, теоретический анализ права издателя на оригинал-макет позволяет сделать вывод о том, что оно является не авторским, а, по сути дела, смежным с авторским. Однако, согласно ст. 1304 ГК РФ, оно таковым не является, поскольку «объектами смежных прав являются: исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров-постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств; фонограммы, то есть любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение; сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу, за счет ее средств другой организацией; базы данных, в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов; произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений. В связи с этим, думается, назрела необходимость внесения соответствующих изменений и дополнений в часть четвертую Гражданского кодекса РФ по закреплению прав на дизайнерские решения, использованные при публикации литературных произведений. Отсюда возникает необходимость внесения изменений и дополнений в соответствующие статьи Гражданского кодекса РФ.
Предлагается внести следующие изменения и дополнения в главу 71 Гражданского кодекса РФ.
Часть 1 ст. 1304 ГК РФ необходимо дополнить пунктом 6 следующего содержания: «6) дизайнерские решения, использованные при подготовке публикации произведений науки, литературы и искусства», а главу 71 ГК РФ — параграфом 6.1 следующего содержания:
«§ 6.1. Право на дизайнерские решения
Статья 1344.1. Право на дизайнерские решения, использованные при подготовке публикации произведений науки, литературы и искусства
Право на дизайнерские решения, использованные при подготовке публикации произведений науки, литературы и искусства, принадлежит лицу, творческим трудом которого они созданы.
Дизайнерские решения включают в себя решения, связанные с подготовкой теста рукописи к публикации, включая подготовку оригинал-макета.
Автор дизайнерских решений имеет право:
признаваться их автором;
требовать указания своего имени в экземплярах обнародованного произведения;
иметь защиту от любого посягательства на дизайнерские решения, способного нанести ущерб его чести и достоинству.
Автору дизайнерских решений принадлежит исключительное право на создание дизайнерских решений, кроме случаев, предусмотренных законом или договором.
Статья 1344.2. Исключительное право на дизайнерские решения, использованные при подготовке публикации произведений науки, литературы и искусства
Автору дизайнерских решений принадлежит исключительное право на их использование, в том числе способами, предусмотренными подпунктами 1 — 8, 11 пункта 2 статьи 1270 настоящего Кодекса. Указанные правомочия не должны ущемлять права автора произведения науки, литературы и искусства.
Автор дизайнерских решений может распоряжаться указанным исключительным правом.
Статья 1344.3. Право на служебное дизайнерское решение
Служебным дизайнерским решением является дизайнерское решение, созданное при выполнении трудовых обязанностей.
Автор дизайнерского решения имеет права, предусмотренные частью 3 статьи 1344.1 Гражданского кодекса РФ.
Исключительное право на дизайнерское решение принадлежит работодателю, если иное не предусмотрено договором между ними.
Статья 1344.4. Право на дизайнерское решение, созданное по заказу
1. Если дизайнерское решение было создано при выполнении работ по договору об оказании издательских услуг, то в этих случаях исключительное право на дизайнерское решение принадлежит его создателю, если договором между ним и заказчиком не предусмотрено иное.
2. Заказчик вправе, если договором не предусмотрено иное, использовать произведение науки, литературы и искусства, содержащее дизайнерские решения, в том числе способами, предусмотренным подпунктом 1 пункта 2 статьи 1270 Гражданского кодекса без ущерба для автора дизайнерского решения или другого лица, обладающего исключительным правом на дизайнерское решение.
Статья 1344.5. Особенности взаимоотношения автора дизайнерского решения либо иного обладателя исключительного права на дизайнерское решение с автором произведения либо правообладателем исключительного права на произведение
Автор дизайнерского решения либо иной обладатель исключительного права на дизайнерское решение обязан по требованию автора произведения предоставить ему оригинал-макет данного произведения, для его размещения в электронных базах данных, если договором между ними не предусмотрено иное.
Автор либо иной правообладатель исключительного права на произведение не вправе вносить какие-либо изменения в оригинал-макет опубликованного произведения без согласия автора или иного правообладателя дизайнерского решения, если договором между ними не предусмотрено иное.
Автор дизайнерского решения либо иной обладатель исключительного права на дизайнерское решение имеет право на получение вознаграждения за использование дизайнерского решения способом, предусмотренным подпунктом 1 пункта 2 статьи 1270 Гражданского кодекса.
Размер вознаграждения определяется по соглашению сторон, а в случае недостижения соглашения — судом.
Размер вознаграждения, выплачиваемого автору дизайнерского решения по судебному решению, не может превышать суммы издательских услуг, выплаченной автором или иным правообладателем произведения автору или иному правообладателю дизайнерского решения».
Таков, на наш взгляд, основной путь преодоления конфликтов между авторами и дизайнерами при издании автором своих литературных произведений за свой счет.
——————————————————————