О дистрибьюторском договоре

(Руденко А. В.) («Юрист», 2006, N 8)

О ДИСТРИБЬЮТОРСКОМ ДОГОВОРЕ

А. В. РУДЕНКО

Руденко А. В., кандидат экономических наук, директор (Институт стратегического планирования и проектирования).

Дистрибьюторский договор в последние годы стал весьма популярен и является одной и ведущих договорных форм, опосредующих движение товаров на товарном рынке. Указанная договорная конструкция была создана коммерческой практикой, которой был необходим договор, обеспечивающий территориальное расширение распространения товаров, но не за счет создания филиалов или представительств и привлечения коммерческих представителей. К сожалению, Гражданский кодекс РФ не содержит указания на дистрибьюторский договор, исследован он необычайно мало, и это вызывает определенные трудности в правоприменительной практике. Если договоры агентской группы (поручения, комиссии и агентирования) имеют весьма широкую (помимо товарного рынка) сферу применения (они, к примеру, весьма распространены на финансовом рынке), то дистрибьюторский договор оказывает более существенное влияние именно на товарное обращение <*>. Специфика дистрибьюторского договора состоит в том, что при его помощи участники товарного рынка получают дополнительные возможности по реализации конкретных видов товаров. ——————————— <*> Пугинский Б. И. Коммерческое право. М.: Зерцало, 2001. С. 214.

Предметом дистрибьюторского договора являются действия сторон по продаже дистрибьютором товара, переданного ему производителем, на условиях, определенных дистрибьюторским договором <*>. К таким условиям относятся: обязанность реализовывать товар не ниже количества, установленного дистрибьюторским договором; обязанность не осуществлять продажу товаров, относящихся к тому же виду товаров, произведенных иными лицами, осуществлять продажу товара с использованием технологий продаж, оговоренных производителем. ——————————— <*> Сравни с определением предмета дистрибьюторского договора, содержащимся в Руководстве по составлению дистрибьюторских соглашений (публикация Международной торговой палаты): «дистрибьютор должен: а) приобретать и перепродавать товар от своего имени и за свой счет; б) принимать на себя организацию продаж на определенной территории; в) не создавать обязательств для производителя; г) воздерживаться от размещения товаров конкурентов» (цит. по: Дашян М. Дистрибьюторский договор // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2004. N 29).

Как следует их этого определения, дистрибьюторский договор весьма близок к договору поставки, договорам агентской группы и договору коммерческой концессии. Поэтому представляется правильным провести разграничение дистрибьюторского договора от иных договорных типов. Отличие дистрибьюторского договора от договора поставки заключается в следующем. По договору поставки обязанности покупателя исчерпываются обязанностью принять надлежащий товар и уплатить за него покупную цену. Дальнейшее вмешательство поставщика в дела покупателя является невозможным. Кроме того, поставщик не может настаивать на выполнении покупателем каких-либо планов по перепродаже товара. Таким образом, отличие дистрибьюторского договора от поставки достаточно очевидно — правовые возможности по контролю за действиями покупателя у поставщика отсутствуют. Отличие дистрибьюторского договора от договоров агентской группы состоит в том, что и поверенный, и комиссионер, и агент действуют в чужих интересах. Дистрибьютор же действует в собственных интересах и потому за свой счет. Это принципиально важно — и поверенный, и комиссионер, и агент создают юридические последствия для своего клиента; дистрибьютор создает их только для себя. Потому товаропроизводитель вообще не участвует в отношениях с третьими лицами, которые вступили в договор с дистрибьютором. Именно поэтому именовать дистрибьютора посредником правильно лишь отчасти — он является посредником в экономическом смысле, а не в юридическом, так как отсутствует важнейший юридический признак посредничества — действие в чужом интересе. Дистрибьюторский договор следует отличать и от договора коммерческой концессии. Это связано с тем, что предметом коммерческой концессии является передача прав по использованию комплекса исключительных прав — права на товарный знак, фирменное наименование и т. п. При этом у пользователя не возникает обязанности закупать у правообладателя какие-либо товары для их дальнейшей реализации третьим лицам. В частности, пользователь может самостоятельно производить товары и снабжать их, к примеру, товарным знаком правообладателя. Его обязанность — поддерживать качество производимых им самим товаров на уровне, определенном договором коммерческой концессии. Таким образом, договором коммерческой концессии опосредуется иной, чем в дистрибьюторском договоре экономический интерес — интерес извлечения выгоды от использования имеющихся исключительных прав. Для дистрибьюторского договора этот интерес заключается в стабилизации и повышении уровня продаж производимого товара. Кроме того, если территориальное действие договора коммерческой концессии может и не быть ограничено (п. 2 ст. 1027 ГК РФ), то территориальное ограничение действия дистрибьютора является существенным условием дистрибьюторского договора. Таким образом, мы должны прийти к выводу о том, что дистрибьюторский договор не является разновидностью какого-либо из договоров, известных ГК. Кроме того, он не является и смешанным договором, так как содержит в себе существенные условия, не являющиеся существенными условиями какого-либо из договоров, поименованных в Кодексе. Следовательно, дистрибьюторский договор является договором особого рода, договором, не поименованным в законе, или иначе — договором sui generis <*>. ——————————— <*> Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Общие положения. С. 328.

Между тем у судов отсутствует единый подход к соотношению дистрибьюторского договора с договорами иных типов. Например, по одному из дел Высший Арбитражный Суд РФ признал, что дистрибьюторский договор, заключенный сторонами спора, следует признать договором об организации поставок с оказанием услуг по поиску покупателей <*>. К аналогичному выводу пришел и окружной арбитражный суд Московского округа <**>. ——————————— <*> Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 мая 1999 г. N 7073/98. <**> Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 8 сентября 2004 г. N КГ-А40/7728-04.

В другом деле суд, изучая содержание дистрибьюторского договора, пришел к выводу о том, что он является смешанным договором, так как содержит в себе элементы как договора поставки, так и агентского договора. Далее суд установил, что в дистрибьюторском договоре отсутствуют необходимые условия о предмете, свойственные договору поставки и агентскому договору, и признал дистрибьюторский договор незаключенным <*>. ——————————— <*> Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 25 января 2005 г. N А55-6685/2004-42.

Существуют также дела, в которых дистрибьюторский договор признавался договором агентирования <1>. В литературе упоминаются случаи, когда суды признавали дистрибьюторский договор договором коммерческой концессии <2>, смешанным договором <3> и, наконец, договором особого рода <4>. ——————————— <1> Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 15 октября 2002 г. N Ф03-А73/02-1/2120. <2> Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 4 ноября 1999 г. по делу N КГ-А40/3549-99 (цит. по: Борисова А. Б. Дистрибьюторский договор // Журнал российского права. 2005. N 3). <3> Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 3 мая 2000 г. N Ф09-551/2000-ГК. <4> Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17 октября 2002 г. N Ф09-2547/02-ГК.

Все это приводит к мысли о необходимости выделения и законодательного закрепления самостоятельного договорного типа — дистрибьюторского договора.

——————————————————————