Дистрибьюторский договор и особенности его применения в сфере оборота гражданского оружия

(Волянская Р. В.) («Законы России: опыт, анализ, практика», 2009, N 1)

ДИСТРИБЬЮТОРСКИЙ ДОГОВОР И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ В СФЕРЕ ОБОРОТА ГРАЖДАНСКОГО ОРУЖИЯ

Р. В. ВОЛЯНСКАЯ

Волянская Регина Валерьевна, кандидат юридических наук, заместитель генерального директора ООО «Лучник-Р».

Распространение в современной российской практике предпринимательства конструкции дистрибьюторского договора обусловлено бурным развитием международного сотрудничества в сфере торговли товарами народного потребления и, как следствие, использованием международной практики оформления подобных отношений. Поставки оружия, тем более от крупных фирм-производителей, не являются исключением и часто осуществляются именно по дистрибьюторскому договору. И хотя в литературе, в средствах массовой информации об этом договоре говорится нередко, юридическая его сущность фактически не исследована. Сам дистрибьюторский договор создан коммерческой практикой, поскольку требовалось расширить территорию продажи товаров, но не за счет филиалов или представительств. Специфика данного договора заключается в том, что с его помощью участники получают дополнительные возможности по реализации товаров. По общему правилу, предметом дистрибьюторского договора являются действия дистрибьютора по продаже товара, переданного ему производителем; конкретные соглашения чаще всего предусматривают обязанность дистрибьютора реализовать товар не ниже оговоренного количества, обязанность не продавать товар других производителей, осуществлять продажу товара по заранее согласованной технологии, а также обязанность производить расчеты в согласованном порядке и сроки <1>. Так, в руководстве по составлению международных дистрибьюторских соглашений Международной торговой палаты (МТП) выделяются следующие характерные черты деятельности дистрибьюторов, помимо перечисленных выше: ——————————— <1> См., например: Дашян М. Дистрибьюторский договор // Финансовая газета. 2004. N 29.

1) производитель утрачивает привилегированное положение на территории дистрибьютора, которому часто предоставляется исключительное право сбыта; 2) отношения устанавливаются на согласованный период времени; это лежит в основе сотрудничества, которое, исходя из его характера, не может быть эпизодическим; 3) в ходе таких отношений между сторонами возникают тесные доверительные связи <2>. ——————————— <2> Типовой дистрибьюторский контракт МТП. Монопольный импортер-дистрибьютор // МТП, ТПП России. М.: Консалтбанкир, 1996. С. 8.

Таким образом, дистрибьюторский договор можно предварительно определить как договор, по которому одна сторона (дистрибьютор) в рамках ведения предпринимательской деятельности обязуется приобретать товар у другой стороны (поставщика) и осуществлять или организовывать его продвижение на определенной территории, а поставщик обязуется не поставлять товар для реализации на этой территории самостоятельно или при участии третьих лиц, в том числе не продавать товар третьим лицам для распространения на этой территории <3>. ——————————— <3> Об истории его появления и внешнеэкономических аспектах см.: Борисова А. Б. Дистрибьюторский договор // Журнал российского права. 2005. N 3.

Основным обязательством дистрибьютора в рамках рассматриваемого договора является организация продажи, продвижения и распространения товаров, производимых поставщиком, на соответствующем рынке сбыта. Дистрибьютор самостоятельно и по своему усмотрению создает и поддерживает соответствующую сеть для продаж и технического обслуживания всех товаров на всей территории. На практике это выражается в прямой деятельности дистрибьютора по поиску потенциальных контрагентов, рекламированию и демонстрации продукции, а также в привлечении или создании местных (региональных) дилерских сетей. На сегодняшний день такой способ дистрибьюторства является наиболее распространенным и эффективным. Часто используемые в последнее время термины «дилер» и «дилерская сеть» действующим законодательством не определены и практически не регулируются. Однако общепринятые правила делового оборота позволяют выявить следующие характерные черты данной формы сотрудничества. Дилер — это всегда юридическое лицо, осуществляющее биржевое или торговое посредничество за свой счет и от своего имени в интересах принципала. Отношения дилеров с принципалом оформляются соглашением о предоставлении права на продажу (договор поручения, комиссии или агентский договор). В соответствии с этим соглашением стороны заключают между собой договоры на поставку товаров. Сразу после поставки товара дилер производит расчеты с принципалом и фактически становится собственником товара, а затем продает эти товары от своего имени и за свой счет. Но в отличие от обычной перепродажи товаров, приобретенных по договорам купли-продажи, когда новый собственник не связан никакими обязательствами с продавцом, у которого он приобрел товар, дилер обязан продавать купленные у принципала товары на условиях, определенных соглашением между ними о предоставлении права на продажу. Как правило, этим соглашением устанавливается минимальный объем продаж на определенный период времени и, если фактический объем продаж будет ниже установленного минимума, принципал имеет право расторгнуть соглашение. В связи с этим необходимо отметить, что, как правило, дистрибьюторским договором оговаривается обязанность дистрибьютора информировать экспортера товара о создании «дилерской сети», а также ответственность дистрибьютора за действия «дилера» как за свои собственные. Другим специфичным условием дистрибьюторского договора является условие об исключительности или эксклюзивности передаваемых прав. Данное условие заключается в том, что производитель обязуется не продавать продукцию прямо или косвенно каким-либо третьим лицам в рамках оговоренной территории, за исключением дистрибьютора. В свою очередь, получая исключительные права на распространение продукции поставщика, дистрибьютор, как правило, воздерживается от распространения продукции, которая прямо или косвенно может вступить в конкуренцию с продукцией производителя. Данные положения могут быть разделены на две категории: первая касается конкурирующих товаров, вторая — товаров, не конкурирующих с товарами поставщика. В отношении конкурирующих товаров дистрибьютор не вправе без предварительного письменного разрешения поставщика совершать следующие четыре вида коммерческих операций: предоставлять, производить, размещать или продавать конкурирующие товары на договорной территории в течение всего срока действия контракта. В отношении неконкурирующих товаров используются два варианта. Первый касается вышеуказанных действий в отношении неконкурирующих товаров поставщика, с которым у дистрибьютора заключен контракт, и предполагает необходимость информирования дистрибьютором поставщика о подобной деятельности (имеется в виду, что такая деятельность может затронуть интересы поставщика). Второй состоит в отсутствии у дистрибьютора обязанности информировать поставщика, с которым у него заключен контракт, о неконкурирующих товарах, если характеристики товаров или сфера деятельности дистрибьютора не дают оснований полагать, что это затронет интересы поставщика — стороны контракта. Вместе с тем нередко поставщик стремится ограничить реализацию эксклюзивных прав дистрибьютора, например, каким-либо регионом страны или привязкой предоставления эксклюзивных прав к выполнению определенных годовых объемов сбыта. Кроме того, иногда в дистрибьюторских договорах вообще не содержатся положения об эксклюзивности, и на рынке действуют несколько дистрибьюторов, конкурирующих между собой <4>. ——————————— <4> См., например: Варданян М. Л. Дистрибьюторский договор как форма осуществления иностранными компаниями предпринимательской деятельности на территории России // Законодательство и экономика. 2008. N 8.

Таким образом, существенным условием дистрибьюторского договора является не исключительность (эксклюзивность) прав дистрибьютора, а именно территориальный характер его деятельности. Это означает, что дистрибьютор должен осуществлять продвижение и распространение товара на оговоренной сторонами территории. Под территорией в практике заключения дистрибьюторских соглашений понимается государство, или часть государства (административно-территориальная, муниципальная, историческая или иная область), или содружество государств. Распространена практика, когда дистрибьютор принимает на себя обязательство не осуществлять перепродажу продукции за пределами оговоренной территории без получения предварительного письменного согласия производителя. Также на дистрибьютора может быть возложена обязанность требовать от своих субдистрибьюторов, если они имеются, соблюдения ими аналогичного условия о территориальном характере прав. Обязательный признак дистрибьюторского договора — предоставление дистрибьютору права пользования фирменными наименованиями, товарными знаками производителя, собственником которых он является. Данные средства индивидуализации способствуют формированию определенного отношения потребителя к товару, что, в свою очередь, является залогом успеха любых продаж. Таким образом, на период действия договора с дистрибьютором рекомендуется предоставление ему поставщиком следующих прав: на использование в интересах производителя товарных знаков, фирменных наименований и иных обозначений для подтверждения подлинности и рекламирования товаров. При этом право использовать фирменные названия и товарные знаки предоставляется только в объеме, необходимом для соответствующего исполнения условий договора, и только образом, приемлемым для сохранения репутации данных названий и знаков. Одновременно на дистрибьютора возлагаются две основные обязанности по защите промышленной собственности поставщика: во-первых, не допускать на договорной территории регистрации третьими лицами товарных знаков, фирменных наименований и иных обозначений поставщика, схожих или способных вызвать смешение с теми, которые принадлежат поставщику; во-вторых, информировать поставщика о любом нарушении на указанной территории права использования его товарных знаков, фирменных наименований или обозначений. Кроме предоставления дистрибьютору прав на использование согласованных объектов промышленной собственности поставщик обычно предоставляет дистрибьютору относящуюся к товару документацию (инструкции по эксплуатации, каталоги, прайс-листы и иные брошюры). Специфической чертой дистрибьюторского договора является также ежегодное согласование объема продаж на предстоящий год. Предусматриваются и последствия недостижения такого объема продаж в соответствующем году; по общему правилу, его недостижение не рассматривается как нарушение контракта, за исключением непосредственной вины одной из сторон. В данном случае имеет место отход от принятого в российском праве и в праве зарубежных стран правила об объективном характере ответственности сторон в коммерческом (профессиональном) обороте (ст. 401 ГК РФ). Доказательство же отсутствия непосредственной вины может оказаться затруднительным для сторон и вызвать возникновение между ними спора. В Типовом контракте МТП проводится различие между «объемом продаж» и «гарантированным минимумом продаж». В первом случае в обязанности сторон договора входит принятие всех усилий для достижения согласованного «объема продаж» как конечной цели сделки, а его недостижение не рассматривается как нарушение одной из сторон договора. Указание на «гарантированный минимум продаж» во втором случае означает принятие сторонами, прежде всего дистрибьютором, соответствующих обязательств. Поэтому при невыполнении одной из сторон принятых обязательств она несет ответственность по общим правилам применимого права, в частности ст. 401 ГК РФ, где в диспозитивной норме предусматривается объективная ответственность должника <5>. ——————————— <5> См. об этом: Вилкова Н. Г. Договорное право в международном обороте. М.: Статут, 2004. С. 253.

Кроме того, как правило, на дистрибьютора налагается обязательство информировать производителя о ситуации на рынке, действиях конкурентов в пределах территории, ценах и характеристиках их продукции, а также направлять производителю прогнозы по объемам продаж, соблюдать примерный график поставок на каждый календарный год. Таким образом, несмотря на широкое распространение <6>, данный договор не указан в ГК РФ, что и вызывает трудности его применения на практике, в том числе в практике судов. Так, в одних случаях дистрибьюторский договор был признан договором об организации поставок с оказанием услуг по поиску покупателей <7>. В других — он признается смешанным договором, содержащим в себе элементы как поставки, так и агентского договора; а поскольку в подобных случаях могут отсутствовать необходимые условия о предмете, свойственные договорам как поставки, так и агентскому, то дистрибьюторский договор может признаваться и незаключенным <8>. Поскольку в таких договорах всегда присутствует деятельность в пользу другого, дистрибьюторские договоры часто признают и договорами поручения или агентирования <9>. Наконец, в судебной практике встречаются дела, по которым дистрибьюторский договор признавался договором коммерческой концессии <10> и даже договором особого рода <11>. ——————————— <6> См. об этом: Пугинский Б. И. Коммерческое право. М.: Юристъ, 2002. С. 233. <7> См.: Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 мая 1999 г. N 7073/98; Постановление ФАС Московского округа от 8 сентября 2004 г. N КГ-А40/7728-04 // СПС «Гарант». <8> См., например: Постановление ФАС Поволжского округа от 25 января 2005 г. N А55-6685/2004-42 // СПС «Гарант». <9> См., например: Постановление ФАС Дальневосточного округа от 15 октября 2002 г. N Ф03-А73/02-1/2120 // СПС «Гарант». <10> См.: Постановление ФАС Московского округа от 4 ноября 1999 г. N КГ-А40/3549-99 // СПС «Гарант». <11> См.: Постановление ФАС Уральского округа от 3 мая 2000 г. N Ф09-551/2000-ГК // СПС «Гарант».

В этой связи изначально требуется установить сходство и различие дистрибьюторского договора и смежных с ним договоров. Так, от договора поставки данный договор отличается сферой правовых возможностей поставщика. По договору поставки обязанности покупателя исчерпываются обязанностью принять надлежащий товар и уплатить за него покупную цену. Поставщик не может устанавливать покупателю какие-либо задания по продаже товара покупателем. Более того, чаще всего поставляемые товары составляют сырье (материалы) не для перепродажи, а для внутреннего потребления покупателем. Что же касается отличия дистрибьюторского договора от договоров агентской группы (т. е. комиссии, поручения, собственно агентирования), то здесь основным отличием является направленность действий дистрибьютора — он во всех случаях действует в собственных интересах, тогда как комиссионер, поверенный и агент действуют в интересах другого лица. Или иначе — названные лица создают правовые последствия для другого, а дистрибьютор — для себя; это означает, что его нельзя и именовать посредником. От договора коммерческой концессии рассматриваемый договор принципиально отличается отсутствием обязанности пользователя закупать у правообладателя какие-либо товары для дальнейшей реализации. Смысл действий пользователя — в поддержании качества товаров и сопровождении их комплексом исключительных прав, предоставленных правообладателем. Более того, по договору коммерческой концессии допускается производство тех же товаров самим пользователем, требуемый экономический эффект он извлекает из факта использования исключительных прав. А при дистрибьюторских отношениях главным оказывается стабильность продаж и их рост. Если для коммерческой концессии территориальные ограничения могут отсутствовать, то при дистрибуции они принципиально важны. Сам факт, что дистрибьюторский договор не поименован в ГК РФ, не мешает признать его договором особого рода, не совпадающим по своим признакам с прочими договорами, т. е. договором sui generis <12>. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Монография М. И. Брагинского, В. В. Витрянского «Договорное право. Общие положения» (Книга 1) включена в информационный банк согласно публикации — Статут, 2001 (издание 3-е, стереотипное). —————————————————————— <12> См.: Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Общие положения. М.: Статут, 1999. С. 328.

В целом же можно утверждать о необходимости выделить дистрибьюторский договор в качестве самостоятельного. Его сложное содержание условно может быть разделено на два различных компонента. Во-первых, это блок отношений по поставке, в целом подпадающих под действие норм гл. 30 ГК РФ. И здесь нет чего-либо специфического. Во-вторых, это блок отношений, скорее, организационных. Он включает в себя обязанность реализовывать товары не ниже количества, установленного соглашением, обязанность не осуществлять продажу товаров иных производителей, обязанность вести продажу с использованием торговых технологий, предусмотренных соглашением. В конечном счете такой порядок взаимоотношений порожден потребностями самого производства, так как позволяет строить долгосрочные прогнозы. Аналогично надо оценить и обязанности по соблюдению способа осуществления продаж (в определенном ассортименте, с определенной рекламой, по брендам производителя и т. п.), что обычно повышает уровень сервиса (для розничного покупателя) и в целом благотворно сказывается на уровне продаж. Не противоречат эти условия и требованиям к продажам оружия, поскольку они обычно не касаются специальных ограничений, устанавливаемых органами внутренних дел. Применительно к рассматриваемому договору, а также к тем договорам, где моменты получения товара и перехода права собственности не совпадают (чаще всего это комиссия, купля-продажа с «резервированием права собственности» и т. п.), возникают проблемы определения времени, когда требуется лицензия на соответствующий оборот оружия. Например, довольно часто в дистрибьюторских договорах содержится так называемый консигнационный момент, т. е. до продажи товара конечному потребителю поступивший товар продолжает учитываться на праве собственности производителя. То есть момент перехода права собственности на товар от производителя к дистрибьютору (иному приобретателю) не связывается с фактом его получения <13>. В частности, на этом условии иногда настаивает производитель в целях обеспечения исполнения дистрибьютором обязательств и защиты собственных интересов. С какого момента у дистрибьютора должна быть лицензия: с момента заключения договора, с момента получения товара или же на момент продажи потребителю? ——————————— <13> Данный прием, несомненно, обладает обеспечительной силой и может использоваться не только в договоре купли-продажи, но и в других договорах. См.: Бенцианова Т. Д. Оговорка о сохранении права собственности за продавцом до оплаты товара // Актуальные проблемы гражданского права. Вып. 8. М.: Норма, 2004. С. 304 и др.

Сходные проблемы и споры возникают также в случаях, когда покупатель не оплачивает полученный в кредит товар и возвращает его. Понятно, во всех таких случаях перед нами — единый договор, хотя и имеющий усложненное развитие. По мнению же органов внутренних дел, для каждого акта действительности требуется отдельная лицензия, например возврат от покупателя товара они рассматривают как покупку оружия у покупателя. Таким образом, хотелось бы обратить внимание на то, что лицензирование по смыслу Закона об оружии привязано к физическому перемещению оружия, тогда как в сфере гражданско-правового регулирования более важным является аспект перехода права собственности, предоставляющего абсолютные (максимально полные) права.

——————————————————————