Экспертиза учебных изданий — гарантия качества учебно-методической литературы
(Никитина Г. Я.)
(«Культура: управление, экономика, право», 2009, N 1)
ЭКСПЕРТИЗА УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ — ГАРАНТИЯ
КАЧЕСТВА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Г. Я. НИКИТИНА
Никитина Г. Я., профессор, кандидат педагогических наук, заслуженный работник культуры РФ, почетный работник ВПО РФ.
В условиях демократизации учебного процесса издание учебной и учебно-методической литературы в каждом вузе является серьезным подспорьем к массиву пособий, выпускаемых центральными издательствами.
Авторские программы каждого учебного заведения дополняются учебно-методическими комплексами, включающими учебники, учебные пособия, курсы лекций, планы семинарских занятий и практических заданий, вопросы для самопроверки, рубежного и итогового контроля знаний.
Государственный образовательный стандарт по специальности — это основной документ, который определяет стратегию и содержание образовательной программы на весь период обучения студента в вузе.
Издание учебно-методической литературы тесно связано с требованиями ГОС по той или иной специальности.
Предпочтение отдается тем учебно-методическим материалам, которые по своему названию и содержанию совпадают с дидактическими единицами Госстандарта, ибо основная цель издания учебно-методической литературы предполагает обеспечение учебного процесса в соответствии с ГОС ВПО по каждой специальности.
При проведении процедуры комплексной оценки деятельности вуза, которая проводится Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки один раз в пять лет, одним из аттестационных показателей является наличие в учебном заведении программно-методического обеспечения образовательных программ профессиональной подготовки кадров. Причем одним из важных показателей является наличие учебно-методической литературы с грифом Учебно-методического объединения в соответствии с закрепленными за УМО специальностями.
Грифование учебно-методической литературы осуществляется на основе Примерного положения о порядке присвоения учебным изданиям грифа Учебно-методического объединения вузов Российской Федерации, направленного Министерством образования 10.06.2003 за N 14-55-704ин/15.
Присвоение грифа УМО реализуется через процедуру экспертизы учебного издания, на основании результатов которой УМО принимает решение о присвоении или об отказе в присвоении искомого грифа.
Почему гриф учебно-методического объединения является знаком качества учебных изданий? Прежде всего, это коллективная ответственность за качество учебной продукции.
Для издания учебно-методической литературы для внутреннего использования достаточно рассмотрения того или иного пособия на заседании профильной кафедры и принятия решения об его издании и обсуждения на заседании методического совета вуза. Экспертные методические советы создаются практически в каждом вузе.
В случае, когда автор претендует на присвоение учебному изданию грифа УМО, это означает, что учебно-методическое объединение, присваивая гриф, одновременно рекомендует данное издание для использования его в учебном процессе всех вузов культуры и искусств, реализующих образовательные программы по закрепленным за УМО направлениям и специальностям.
Для проведения экспертной оценки учебного издания на основе «Положения о грифовании учебно-методической литературы» УМО запрашивает от автора полный пакет документов, включающий сопроводительное письмо на имя председателя учебно-методического объединения за подписью ректора вуза, в котором работает автор учебного издания. В письме излагается просьба провести экспертизу данного учебного издания на предмет присвоения грифа, дается обоснование его актуальности, новизны, практической значимости при организации профессиональной подготовки кадров, указывается год издания, тираж и краткая аннотация. Фактически ректор учебного заведения берет на себя ответственность за качество предполагаемого издания.
Вопрос об издании данного учебного пособия рассматривается на заседании ученого совета вуза. Выписка из протокола о принятом положительном решении и ходатайство о присвоении грифа УМО представляются в УМО в составе пакета документов. Таким образом, и ученый совет вуза гарантирует качество рекомендуемого им пособия для присвоения грифа.
Учебно-методическое объединение проводит экспертную оценку пособия специалистом головного вуза. При положительном подтверждении качества представленного учебного пособия пакет документов рассматривает учебно-методический совет (УМС) УМО по той или иной специальности.
Учебно-методический совет протокольно оформляет свое решение о присвоении грифа УМО и использовании данного пособия в учебном процессе вузов культуры и искусств, реализующих образовательную программу по той или иной специальности.
Учебно-методическое объединение на основе решения УМС готовит мотивированное решение о присвоении учебному изданию грифа УМО.
Редакция грифа не может подвергаться изменениям со стороны издателя или автора (авторов). Срок действия права на издание учебной литературы после получения грифа УМО — 1 год.
Таким образом, коллективная ответственность за качество учебного издания с грифом УМО дает относительную гарантию актуальности, новизны, научного уровня содержания рукописи, методического уровня изложения материала, соответствия его современным образовательным технологиям.
За период с 2001 по 2006 г. гриф УМО по образованию в области народной художественной культуры, социально-культурной деятельности и информационных ресурсов получили 388 учебных и учебно-методических пособий, которые рекомендованы для использования в учебном процессе вузов культуры и искусств. В 2006 г. гриф учебно-методического объединения был присвоен 53 учебным изданиям, в том числе по народной художественной культуре — 30 изданий, социально-культурной деятельности — 14, библиотечно-информационной деятельности — 6, режиссуре театрализованных представлений и праздников — 3.
Безусловно, эти цифры не дают основания для оптимизма, однако борьба за качество издаваемой методической литературы оправдывает небольшие количественные показатели в работе по экспертизе и присвоению грифа УМО учебным изданиям.
Министерство образования и науки России Приказом от 15 января 2007 г. N 10 определило порядок рецензирования учебных изданий, используемых в образовательном процессе образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования.
В перечень государственных учреждений, уполномоченных для подготовки рецензий о возможности использования учебных изданий в образовательном процессе образовательных учреждений всех ступеней профессионального образования, вошло Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет культуры и искусств» по экспертизе изданий СПО, ВПО, ППО, ДПО по направлению «культура и искусство».
Это большое доверие и огромная ответственность за качество издаваемой учебно-методической литературы для учебных заведений отрасли культуры и искусств.
Разработано Положение об экспертном совете при МГУКИ по направлению «культура и искусство», который является общественным объединением, имеющим целью рецензирование учебных изданий трех ступеней профессионального образования на предмет оценки соответствия их содержания государственным образовательным стандартам, примерным или рабочим программам дисциплин, современному научному и технологическому состоянию соответствующей сферы культуры и искусства, с учетом уровня профессиональной образовательной программы, а также требованиям, предъявляемым к структуре и методическому аппарату учебных изданий.
Объектом рецензирования учебных изданий станут учебники, учебные пособия, учебно-методические пособия, рабочие тетради, самоучители, хрестоматии, практикумы, задачники, учебные программы, учебные комплекты и электронные учебные издания.
Созданы четыре экспертные группы, которые возглавляются ведущими специалистами, авторитетными учеными отрасли культуры. Рецензии экспертного совета служат основанием для рекомендации использования учебного пособия в практике начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования.
Основной задачей экспертизы является содействие применению учебных изданий высокого качества в образовательном процессе учреждений всех ступеней профессионального образования по направлению «культура и искусство».
——————————————————————