Еще раз о проблемах, связанных с практикой применения статьи 101 Трудового кодекса РФ
(Бахнов М. С.)
(«Трудовое право», 2006, N 7)
ЕЩЕ РАЗ О ПРОБЛЕМАХ, СВЯЗАННЫХ С ПРАКТИКОЙ
ПРИМЕНЕНИЯ СТАТЬИ 101 ТРУДОВОГО КОДЕКСА РФ
М. С. БАХНОВ
Бахнов М. С., главный редактор журнала «Трудовое право».
Учитывая актуальность рассматриваемой проблемы в условиях, когда в Российской Федерации, по данным Росстата, с 2001 по 2005 г. в 6 раз возросла численность работающих 41 — 50 часов в неделю и в 9 раз — 51 и более часов, редколлегия решила вновь вернуться к вопросу о порядке применения статьи 101 ТК.
Сегодня назрела необходимость рассмотрения данной проблемы более широко, а именно: почему, несмотря на обилие законных оснований, реальных механизмов защиты своих прав у работающих в организациях всех форм собственности с режимом ненормированного рабочего дня все еще нет.
Да, статья 101 ТК закрепила понятие «ненормированный рабочий день», а статья 119 ТК — право работника на компенсацию за работу во внеурочное время, но реально, на практике, при огромном количестве грубейших нарушений работодателями законодательства о режиме рабочего времени до суда не дошло пока что ни одного дела!
Не хотелось бы в журнальной статье злоупотреблять различными выдержками из писем, регулярно приходящих в редакцию журнала, но некоторые приведу:
«Наша фирма считается известной и преуспевающей. Зарплата высокая, но систематически приходится работать 12 часов в день, а иногда выходим на работу и в выходные. Практически не вижу жену и детей. Владислав».
«В нашей организации введено негласное правило — пока работа не закончена, домой уходить нельзя! В итоге провожу за компьютером по 11 — 12 часов. Уволиться не могу, так как очень хорошая зарплата, но нервы уже не выдерживают. Петр».
«В компании, где я работаю, ненормированный рабочий день давно уже носит не эпизодический, а систематический характер, а недавно шеф придумал новую форму эксплуатации — ввел еженедельные круглосуточные дежурства. Ольга».
Конечно, кто-то честолюбив, имеет амбициозные планы на будущее и ради карьеры и денег готов жертвовать и семьей, и личным здоровьем. Большинство же работников, особенно в коммерческих компаниях, становятся «трудоголиками поневоле»: современные работодатели находят новые способы отъема времени и денег у своих подчиненных. Во-первых, при заключении письменного трудового договора, предусматривающего 8-часовой рабочий день, они устно предупреждают работника, что при достаточно высокой зарплате ему иногда придется поработать вечерами и, возможно, в выходные дни. Что значит «иногда», работник очень скоро узнает на практике… И, во-вторых, работодатели в факультативной части заключаемого сторонами трудового договора добиваются согласия работника на работу с ненормированным рабочим днем при минимальной компенсации (3 дня дополнительно к очередному отпуску). При этом подавляющее большинство руководителей искренне уверены, что ненормированный рабочий день не ограничен никакими определенными пределами! И это несмотря на то, что в статье 101 ТК дано четкое определение ненормированного рабочего дня — «это особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами нормальной продолжительности рабочего времени».
Практика применения Трудового кодекса РФ наглядно демонстрирует, что в большинстве, во всяком случае, коммерческих компаний, работают с ненормированным рабочим днем не эпизодически, а постоянно.
Между тем нормальная продолжительность рабочего времени в соответствии со статьей 91 ТК не может превышать 40 часов в неделю. Однако многие работники, и не только в коммерческих организациях, работают по 50 и более часов в неделю. В лидерах по самому длинному рабочему дню числятся компании, занимающиеся мелкорозничной торговлей, консалтингом, страхованием и аудитом. Систематически засиживаются в своих офисах сотрудники средств массовой информации, книжных издательств и рекламных агентств.
Ни в государственных и муниципальных организациях, ни в коммерческих компаниях работодатели не могут, а вернее, не хотят, понять, что под эпизодом применительно к понятию «ненормированный рабочий день» следует иметь в виду отдельное происшествие, случайное событие, обстоятельство. «Эпизодически» означает, что работодатель имеет право привлекать работника, которому его распоряжением установлен ненормированный рабочий день, к работе за пределами нормальной продолжительности рабочего времени.
Систематическая, то есть ежедневная, работа сверх нормальной продолжительности рабочего времени является грубым нарушением принципа, закрепленного статьей 2 Трудового кодекса РФ, а именно — обеспечение права каждого работника на отдых, включая ограничение рабочего времени.
На работников с ненормированным рабочим днем распространяются нормы о продолжительности ежедневной работы (смены) (статья 94 ТК), о времени начала и окончания рабочего дня (смены); они на общих основаниях освобождаются от работы в выходные и нерабочие праздничные дни (статья 113 ТК).
На условиях ненормированного рабочего дня работник должен выполнять только свои трудовые обязанности, и только те, которые указаны в его трудовом договоре и в должностной инструкции.
Работникам организаций всех форм собственности необходимо научиться защищать свои законные права: энергичнее создавать профсоюзы, подавать иски в суды, аргументированно жаловаться во всех случаях нарушения их прав в трудовую инспекцию. По данным руководителя Роструда Максима Топилина, в 2005 г. органами Федеральной инспекции труда проведено 4869 тематических проверок по вопросам соблюдения работодателями законодательства о рабочем времени и времени отдыха. В результате выявлено 72935 нарушений, среди которых и грубые нарушения статьи 101 ТК, допущенные работодателями, отсутствует надлежащий учет продолжительности рабочего времени, а ведь именно работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником в условиях ненормированного рабочего дня. Штраф же за нарушения, упомянутые статьей ТК, составляет от 500 до 5 тыс. рублей. Для среднего и даже мелкого бизнеса это ничтожно малые суммы! Давно назрела необходимость резко увеличить штрафы как карательную меру для предпринимателей, грубо нарушающих трудовое законодательство.
Сегодня необходимо прямо сказать, что перерабатывают в нашей стране почти все, но подавляющее большинство работников при этом не обращаются ни в суд, ни в органы инспекции труда, ни в профсоюзные органы. Так, например, при ответах на вопрос «Если ваши трудовые права нарушались, то к каким способам защиты вы прибегали?» получены следующие результаты:
— обращались в суд — 4%;
— обращались в профсоюз — 5%;
— использовали личные связи (помощь друзей, знакомых, родственников) — 8%;
— сменили место работы — 12%;
— обращались к руководителю — 22%;
— ни к каким мерам не прибегали — 24%.
В некоторых случаях так называемых молчунов можно понять: они не желают идти на конфликт с работодателем из-за боязни потерять работу. В этом случае государство ничего сделать не сможет, так как все нарушения режима рабочего времени происходят с молчаливого согласия самих сотрудников.
Некоторые эксперты предупреждают, что подобное молчание работников, боящихся потерять рабочее место и высокую заработную плату, может привести к очень серьезным последствиям. Заставляя работать своих подчиненных по 10 — 12 часов в день, работодатели губят не только их здоровье, но и свой бизнес.
Менеджеры Германии, Франции и Швейцарии опровергают стереотипы: «Хороший работник с работы рано не уйдет». По их мнению, сотрудник, работающий по 10 и более часов в день, теряет производительность и рано или поздно допускает ошибки. Месяц высоких результатов у таких работников часто сменяется спадом, а без необходимого отдыха они начинают чаще болеть. Человек, как биологический объект, не может длительное время работать по 12 часов в день — через какое-то время организм попросту может не выдержать такой нагрузки. После 8 часов беспрерывного труда так называемые трудоголики теряют контроль и четкость реакции — отсюда хронические болезни и нервные срывы.
По данным академика РАМН, директора Института кардиологии Российского кардиологического научно-производственного комплекса Минздравсоцразвития Юрия Беленкова, за последние несколько лет участились случаи развития сердечно-сосудистых заболеваний у молодых людей, работающих с ненормированным рабочим днем. Это гипертония, раннее развитие атеросклероза и другие. Просидев у компьютера или с документами и расчетами 12 часов, человек оставляет на личную жизнь всего 12 часов, из которых 3 часа он тратит на дорогу, а за оставшиеся 9 часов надо приготовить еду, помочь сделать уроки детям и, наконец, попытаться выспаться. В условиях же современного мегаполиса, чтобы выспаться и набраться необходимых для следующего рабочего дня сил, горожанину требуется 8 — 9 часов. Трудоголикам же удается поспать лишь 6 — 7 часов, заключает свой неутешительный обзор серьезнейшей проблемы директор Института кардиологии.
На этом фоне не вызывает сомнений вывод специалистов: из-за нарастания у таких трудоголиков постоянной усталости многие из них вполне могут причинить вред не только себе, но и окружающим.
Полнейшей иллюзией является мысль, что человек, который отдает много времени работе, дает эффективный результат. Как раз все наоборот: не способен продуктивно работать сколько-нибудь продолжительное время работник, не умеющий продуктивно отдыхать.
В ближайшее время, считают специалисты, занимающиеся данной проблематикой, основными причинами смерти в России станет сердечная недостаточность, инсульт и инфаркт, вызванные постоянным переутомлением на работе!
Уже сегодня, по словам Главного государственного санитарного врача Геннадия Онищенко, у станка или за компьютером молодые люди умирают в 1,5 раза чаще, чем еще 10 лет назад.
Если руководитель убежден, что работники должны «вкалывать за двоих», перевоспитать его только при помощи лекций, убеждений и инструкций весьма проблематично. Приходится констатировать, что во многих случаях распоряжение руководителя для подчиненных работников — более важный акт, чем действующие нормы Трудового кодекса, и в частности такие конкретные его статьи, как 101 и 119. А работник, настаивающий на своих законных правах, мгновенно становится нежелательной персоной, и ему открыто говорят: «Не нравится наш распорядок — ищи другое место работы». И многие вынуждены либо увольняться «по собственному желанию», либо смириться с «корпоративными требованиями».
И в заключение необходимо констатировать, что, несмотря на наличие очевидных и пока все еще нерешенных вопросов, связанных с практикой применения статьи 101 ТК, в принятых Государственной Думой изменениях и дополнениях в Трудовой кодекс РФ ожидаемых существенных изменений данная статья не претерпела.
——————————————————————