Современный потребительский рынок: криминологический аспект

(Алегин А. П.) («Российский следователь», 2006, N 8)

СОВРЕМЕННЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК: КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

А. П. АЛЕГИН

Алегин А. П., кандидат экономических наук (ВНИИ МВД России).

Реформа экономики и перевод ее на рыночную основу менее чем за десять лет в корне изменили менталитет мышления и экономическое поведение российских граждан. В результате приватизации государственной и муниципальной собственности, создания различных форм собственности исчезла монополия государственного сектора экономики, а с нею ушли в прошлое план, командный стиль руководства экономикой, тотальный товарный дефицит, очереди и т. д. и т. п. Одновременно «легализовалась» теневая экономика с ее «двойной» бухгалтерией, сокрытием доходов от контроля государства, подкупом представителей власти, созданием своих органов разведки, охраны и «спецназов» для выбивания долгов и т. п., которая сложилась в советское время на базе использования государственных ресурсов (сырья, электроэнергии, финансов) для производства «левой» продукции. Благодаря такому «наследию» современный потребительский рынок олицетворяет единство и противостояние позитивных и криминальных процессов в сфере производства, оборота потребительских товаров и услуг. Потребительский рынок является очень важной сферой экономической деятельности. Здесь выявляются и устанавливаются общественно необходимые затраты труда на производство товара, осуществляется реализация конечной продукции, производимой в сфере производства. Это область, связующая потребителя с продуктами и товарами, без наличия которых невозможно поддержание его жизнедеятельности и удовлетворение интересов. О значимости потребительского рынка свидетельствует тот факт, что его расширение традиционно рассматривается как показатель роста благосостояния населения. С каждым годом объемы потребительского рынка России увеличиваются примерно на 10 — 13%. На сегодня, по оценкам Росстата РФ, он составляет 290 млрд. дол. (230 млрд. приходится на розничную торговлю, а 60 млрд. — на бытовые услуги) <*>. В будущем году прогнозируется продолжение его роста в устоявшихся уже темпах. ——————————— <*> См.: Материалы официального интернет-сайта Федеральной службы государственной статистики: www. gks. ru.

Эти тенденции омрачаются негативными структурными особенностями российского рынка. Так, в последние 10 лет в результате резкого расслоения населения на бедных и богатых ярко проявился процесс сегментации потребительского рынка по уровню доходов различных социальных групп, а также по видам удовлетворения материальных потребностей. В этой связи следует понимать, что современный потребительский товарный рынок — это рынок с ярко выраженной ориентацией продавцов на группы населения с разными потребительскими возможностями. Рынок для богатых совершенно иной, чем для массового потребителя. Ситуация на отечественном потребительском рынке такова, что 90% потребительских товаров сориентировано в основном на удовлетворение физиологических и бытовых потребностей. Это один из объективных факторов, свидетельствующих об уровне экономического развития нашего общества. В условиях цивилизованной конкурентной борьбы за потребителя в странах, имеющих значительный исторический опыт рыночных отношений, основным инструментом борьбы за рынки сбыта и «своего» покупателя и получения на этой основе максимальной прибыли является маркетинг, главной задачей которого является обеспечение производителей товаров надежной «обратной связью» с тем, чтобы сделать процесс движения товаров к потребителю максимально управляемым. В российских же условиях максимальная прибыль достигается нередко незаконными, а иногда противоправными действиями, что превращает потребительский рынок в один из криминогенных секторов экономики. Одной из серьезных проблем российского рынка является реализация некачественных товаров. Сегодня в свободной розничной торговле легко можно обнаружить не просто фальсифицированную продукцию или продукцию, не отвечающую сертификационным требованиям, но и прямо запрещенную к употреблению в силу ее опасности для жизни и здоровья человека. Причина такой ситуации и в недобросовестности производителя, и в заинтересованности розничных торговцев. Распространение низкокачественной продукции — один из простейших способов получения сверхприбыли. Коммерческие структуры, уверенно рассчитывая на недостаточную бдительность российских контролирующих органов, активно способствуют массовому проникновению на российский потребительский рынок низкокачественной продукции как отечественного, так и импортного производства. Покупая такую продукцию у производителя по «бросовым» ценам, российские торговые организации реализуют ее на внутреннем рынке с многократной наценкой. Нередко такая продукция завозится в Россию контрабандным путем. Как результат — контрафактные, некачественные товары занимают на рынке огромную долю: это 78% обуви, 75% одежды, 45% телефонных аппаратов, 95% маргарина, 42% водки, 48% рыбных консервов, 30% бензина и т. п. <*>. ——————————— <*> Защита потребительского рынка от фальсификаций. Практические вопросы комплексной защиты товаров и услуг. Казань, 2005.

Сложность борьбы с проблемой недоброкачественных товаров усугубляется существованием реального спроса на них. В силу низкого материального достатка или других мотивов отечественный покупатель зачастую с охотой покупает заведомый брак, «второй сорт», а порой даже становится на защиту распространителей такой продукции, отказываясь от сотрудничества с правоохранительными и контролирующими органами <*>. ——————————— <*> Подробнее о проявлении этого феномена см.: Шпак Е., Голубкова Н. Особенности потребительского поведения и привычек питания россиян в осенне-зимний период кризиса // Практический маркетинг. 1999. N 2.

Существенные деформации в структуру потребительского рынка России вносит развитие нелегального сектора экономики. По оценкам исследователей, в настоящее время «в тени» оборачивается потребительских товаров на сумму примерно 34 млрд. дол., что составляет порядка 12% от всей товарной массы <*>. Поэтому глобальным криминогенным явлением на современном российском рынке, определяющим характер экономической преступности, обоснованно можно считать рост неорганизованной, неучтенной реализации товаров, масштабы которой, по оценкам Росстата РФ, равны примерно 30% валового внутреннего продукта. Получая сверхприбыль за счет укрытия от контроля государства реальных сумм выручки, современный розничный торговец «выводит» из-под финансового контроля до 40% наличных денежных средств. ——————————— <*> Россию «дооценили»… // Ведомости. 2006. N 48.

Очень остро проблема укрытия доходов представлена в сфере торговли подакцизными товарами. Коммерческие структуры получают значительную выручку от реализации подакцизных товаров без маркировки марками акцизного сбора или с поддельными марками. Например, широко распространен такой способ уклонения от уплаты акцизов, как ложный экспорт: предприятия заключают контракты на поставку алкогольной продукции, табачных изделий на экспорт, а на деле реализуют их на внутреннем рынке. Центральным криминогенным фактором в развитии теневого сектора потребительского рынка является практика наличных расчетов между хозяйствующими субъектами и конечными потребителями, которая упрощает ведение предпринимательской деятельности по фиктивным документам, уклонение от уплаты налогов, импорт потребительских товаров без уплаты таможенных пошлин, торговлю суррогатами или опасными для людей товарами и др. В нашем отечестве соотношение безналичных и наличных денег в обращении многие годы составляет примерно 70 на 30. Тогда как в экономически развитых странах на долю наличных денег приходится не более 10%. Одним из основных видов расчетов там выступают пластиковые карточки. За рубежом в последние десятилетия они стали главным инструментом расчетов на рынке потребительских товаров и, кроме того, активно используются мелкими и даже средними фирмами. В минимизации наличного оборота государство заинтересовано не только в силу необходимости борьбы с нелегальной деятельностью на потребительском рынке. Разрешение этого вопроса устранит сразу ряд экономических проблем, в том числе в сфере производственных инвестиций. Однако шаги в развитие системы безналичных расчетов, санкционируемые российскими властями <*>, пока слабы и незначительны. Например, кредитные карты сейчас есть только у 13,1% российского населения. Это преимущественно городские жители с доходами выше среднего. Больше всего банковских карт у москвичей и жителей Подмосковья (11,27 млн. штук). На втором месте Санкт-Петербург (2,56 млн. карт), третье и четвертое место занимают Тюменская (1,78 млн.) и Свердловская (1,46 млн.) области. ——————————— <*> Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ «О кредитных историях» // СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 44; Положение Центробанка РФ от 1 апреля 2003 г. о порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации // Вестник Банка России. 2003. N 24; Положение Центробанка РФ от 24 декабря 2004 г. об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт // Вестник Банка России. 2005. N 14; Положение Центробанка РФ о безналичных расчетах в Российской Федерации // Вестник Банка РФ. 2002. N 74. См. также: Постановление Правительства Московской области от 29 апреля 2002 г. N 167/12 «О внедрении в Московской области системы безналичных расчетов с использованием пластиковых карт для обеспечения социальных гарантий отдельным категориям граждан, имеющим согласно законодательству право на льготы»; Постановление Правительства г. Москвы от 15 декабря 1998 г. N 962 «О создании в г. Москве системы безналичных расчетов за товары и услуги с использованием «Карты москвича»; Постановление Правительства Свердловской области от 14 апреля 2004 г. N 266-ПП «Об утверждении плана мероприятий с участием исполнительных органов государственной власти Свердловской области по развитию безналичных расчетов населения с использованием банковских карт, безналичных расчетов за жилищно-коммунальные услуги на территории Свердловской области» и др.

Все основные меры к внедрению безналичных платежей предпринимаются российскими банками практически в одностороннем порядке. И ко всему встречают на этом пути интенсивное сопротивление населения, опасающегося доверять деньги на хранение банкам и не имеющего привычки покупать товары в кредит. Другим острым криминальным явлением на современном потребительском рынке следует считать монополистические действия и ограничение конкуренции. Негативное проявление монополиста на потребительском рынке заключается в том, что он имеет возможность установить монопольную цену на товар, не теряя в спросе на него. При этом монополии не требуется проведения улучшений в производстве товаров, повышения их качества и т. п. Цель таких действий — опять же получение сверхприбыли. Действиями монополистов подрываются экономические стимулы к техническому и иному прогрессу, в противоположность конкуренции, побуждающей к постоянному совершенствованию производства. Механизм монополистического обогащения за счет большей части общества строится с учетом законов спроса и предложения. При этом используются веками проверенные способы. Например, если монополистическому объединению удается сосредоточить в своих руках значительную часть всех товаров отрасли, то они получают возможность устанавливать монопольно высокие цены. Одновременно искусственно создается товарный дефицит, нередко путем ограничения выпуска продукции до таких пределов, чтобы предложение не превышало спрос. К слову заметим, что одна из решающих причин высокой инфляции в России — действия монополий по завышению цен. Однако настоящим бедствием и реальной стратегической угрозой для экономической безопасности России является захват российского потребительского рынка легальными и нелегальными мигрантами — иностранными гражданами и лицами без гражданства из стран Закавказья и Средней Азии. С этими процессами сопряжен рост числа преступлений, связанных как с сокрытием доходов, так и с монополистическими действиями. Преступные группы, сформированные по признаку землячества и национальности и осуществляющие коммерческую деятельность, выявлены практически во всех регионах страны. Наиболее многочисленными среди избравших объектом своей криминальной активности сферу потребительского рынка являются представители азербайджанской, армянской и грузинской диаспор. Многие из них прибывают в Россию нелегально, но затем путем дачи взяток, заключения фиктивных браков и т. п. получают российское гражданство и в дальнейшем часто «проникают» в органы исполнительной и законодательной власти. Азербайджанская диаспора в России на сегодняшний день является самой многочисленной. Только в Москве в весенне-летний период проживает около полумиллиона азербайджанцев. Отличительной чертой коммерческой деятельности нелегальных мигрантов из Азербайджана является то, что они захватили все ключевые позиции на российском сельскохозяйственном рынке. Заняв монопольное положение на рынке сельскохозяйственной продукции, они создали дискриминирующие условия для местных товаропроизводителей и продавцов, в том числе посредством реальных угроз физической расправы над конкурентами. Преступная деятельность азербайджанцев не ограничивается устранением конкуренции и направлена в основном на поддержание единых монопольно низких закупочных и монопольно высоких продажных цен на сельскохозяйственные товары. Армянские преступные группы, сформировавшиеся на базе легальных коммерческих структур, активны в организации финансовых афер, незаконных операциях с антиквариатом. Имеют значимые позиции в контроле за игорным бизнесом, операциями с драгоценными металлами, торговлей гастрономическими товарами. Представители армянской диаспоры, по оценкам экспертов, ежегодно вывозят из России товарно-материальных ценностей на сумму более одного миллиарда долларов США. Грузинские преступные группы «лидируют» на рынке автотранспортных средств и строительных материалов. Довольно высока их активность в организации финансовых афер и незаконной торговле оружием. Нелегальными мигрантами из Грузии ежегодно вывозится из нашей страны товарно-материальных ценностей на сумму от 0,5 до 1 млрд. долларов США. Организованные преступные группировки из числа нелегальных мигрантов, установив монопольный контроль над рынками, повсеместно по собственному усмотрению завышают розничные цены для конечных потребителей на 15 — 20%, а в предпраздничные и праздничные дни — на 30 — 40%. Структура этих сообществ отличается механизмом формирования, в основе которого лежит принцип «клановости», землячества; во главу структурных единиц выбираются старейшины, играющие роль лидеров и «авторитетов», а соподчиненность определяется состоянием межличностных отношений. В видах преступного промысла прослеживается отдельная для каждого этноса направленность преступной деятельности. Это происходит во всех регионах России, разница лишь в степени активности и способе криминальной деятельности. Говоря о преступности в сфере потребительского рынка, следует остановиться на проблеме легализации денежных средств, полученных незаконным путем. Потребительский рынок используется преступниками как один из основных каналов отмывания «грязной» наличности. Здесь речь идет, как правило, о производстве и обороте виртуальных товаров, существующих лишь на бумаге: в фиктивных договорах, фальшивых актах и т. п. Основными объектами легализации незаконных доходов являются сфера оптовой и розничной торговли, сфера услуг (посреднических, туристических и т. д.). Наш краткий криминологический анализ потребительского рынка наглядно показывает, насколько важны сейчас меры по ликвидации негативных явлений, связанных с нелегальным денежно-товарным оборотом, ненадлежащим качеством товаров и т. д. Причем меры эти должны опираться не только на деятельность специальных государственных органов, но и на активное сопротивление общественных институтов и населения в целом.

——————————————————————