Обеспечение региональной экономической безопасности в условиях реформирования системы МВД России
(Жерновой М. В.) («Российский следователь», 2012, N 20)
ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ <*>
М. В. ЖЕРНОВОЙ
——————————— <*> Zhernovoy M. V. Ensuring regional economic security in the conditions of reforming of Ministry of internal affairs system of Russia.
Жерновой Михаил Васильевич, ведущий научный сотрудник ВНИИ МВД России, кандидат юридических наук, доцент.
В статье содержится анализ новелл федерального законодательства, регулирующего деятельность органов полиции по обеспечению экономической безопасности. В заключении приводится перечень конкретных рекомендаций, направленных на повышение эффективности деятельности соответствующих подразделений МВД России в данной сфере.
Ключевые слова: безопасность, угрозы, преступность, экономика.
Article contains the analysis of short stories of the federal legislation regulating activity of bodies of police on ensuring of economic safety. The list of the concrete recommendations directed on increase of efficiency of activity of the relevant divisions of the Ministry of Internal Affairs of Russia in this sphere is provided in the conclusion.
Key words: safety, threats, crime, economy.
Государственная политика в области обеспечения безопасности является частью внутренней и внешней политики России и представляет собой совокупность скоординированных и объединенных единым замыслом политических, организационных, социально-экономических, военных, правовых, информационных, специальных и иных мер. Она реализуется органами государственной власти и местного самоуправления на основе Стратегии национальной безопасности РФ, иных концептуальных и доктринальных документов, разрабатываемых Советом Безопасности и утверждаемых Президентом РФ. Наряду с этим в ее реализации участвуют также граждане и общественные объединения. Согласно ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 390 «О безопасности» деятельность по обеспечению безопасности включает в себя: прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности; определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование в области обеспечения безопасности; правовое регулирование в области обеспечения безопасности; разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления; применение специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности; разработку, производство и внедрение современных видов вооружения, военной и специальной техники в целях обеспечения безопасности; организацию научной деятельности в области обеспечения безопасности; координацию деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности; финансирование расходов на обеспечение безопасности, контроль за целевым расходованием выделенных средств; международное сотрудничество в целях обеспечения безопасности, а также осуществление других мероприятий в области обеспечения безопасности в соответствии с законодательством РФ. Устойчивое и безопасное развитие территорий обусловливается стабильным функционированием экономического комплекса региона. С реформированием экономической системы, переориентацией экономики на рыночные методы хозяйствования, приобретением субъектами РФ экономической самостоятельности усиливается экономическая безопасность территорий. Если же это регион приграничный, то эти вопросы приобретают особую остроту, так как угроза экономической безопасности таких регионов вызывает впоследствии угрозу национальной безопасности страны в целом. Региональный уровень экономической безопасности является одним из важнейших, так как именно здесь реализуются цели и задачи государственной политики в сфере безопасности. Сущность экономической безопасности региона может быть определена как возможность действенного контроля со стороны региональных органов власти и управления за эффективностью использования природных, трудовых, материальных, финансовых ресурсов, достижением высоких темпов экономического роста, эффективностью регионального производства, повышением качества продукции, работ, услуг, демонополизацией производства, повышением конкурентоспособности хозяйствующих субъектов. Задача органов государственной власти — отслеживание изменений в регионе и своевременная корректировка проводимой социально-экономической политики. Любой своевременно не урегулированный или не поддающийся управлению фактор, оказывающий негативное влияние на социально-экономические процессы, может создать угрозу экономической безопасности. Таким образом, чтобы обеспечить экономическую безопасность региона, деятельность органов власти и управления должна быть направлена на: выявление и классификацию факторов дестабилизации безопасности и контроль над ними; идентификацию угроз; разработку и реализацию мер по их преодолению. В последние 15 лет на территории Приморского края было выявлено 80,6 тыс. экономических преступлений. Пик регистрации таких преступлений пришелся на 2005 — 2008 гг., когда совершалось свыше 7 тыс. в год. К числу наиболее криминализированных сфер краевой экономки относятся: финансово-кредитная система, потребительский рынок, внешнеэкономическая деятельность и рыбопромышленный комплекс <1>. ——————————— <1> Отчет ИЦ УМВД по Приморскому краю за 1997 — 2011 гг.
В условиях обострения криминогенной обстановки в сфере экономики повышается роль полиции, деятельность которой способствует выявлению причин, условий и факторов, составляющих угрозы региональной экономической безопасности, и их нейтрализации. Между тем в последние годы полномочия полиции в данной сфере претерпели серьезные изменения. Так, Приказом МВД России от 5 декабря 2008 г. N 1065 «О мерах по совершенствованию деятельности милиции общественной безопасности по защите прав граждан в сфере экономики» сотрудникам полиции прямо запрещается проводить проверки предпринимателей при отсутствии конкретной информации о правонарушениях, относящихся к компетенции органов внутренних дел. По каждому выявленному факту нарушения этих требований проводятся служебные проверки с привлечением виновных к дисциплинарной ответственности <2>. ——————————— <2> Законная проверка // Прямые инвестиции. 2009. N 10. С. 6.
С января 2010 г. действует Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 293 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел РФ, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности». Главным нововведением стал запрет для сотрудников полиции на самостоятельное принятие решения о проведении налоговых проверок. Сегодня они могут участвовать в выездных проверках только по запросам налоговых органов. С 31 марта 2010 г. действует Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 380 «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях», который исключил полномочия милиции по составлению протоколов по более чем 30 составам административных правонарушений. Наиболее значимыми является исключение полномочий ОВД по составлению протоколов на потребительском рынке — при нарушении санитарно-эпидемиологических требований, правил продажи товаров, выполнении работ либо оказании населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил, нарушении порядка работы с денежной наличностью и ведении кассовых операций и т. д. Серьезным препятствием является Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Основная идея закона — модернизация системы планового контроля (надзора). Сегодня в отношении всех видов предпринимательской деятельности плановый контроль (надзор) осуществляется не более чем один раз в три года. С 1 января 2010 г. все составленные планы направляются в Генпрокуратуру для формирования сводного плана проверок. Проведение внеплановых проверок бизнесменов возможно только по согласованию с органами прокуратуры. Существенно сократилось количество оснований для проведения внеплановых проверок: только в случаях поступления информации от граждан и предпринимателей, органов власти или СМИ в связи с возникновением угрозы жизни или по факту причинения вреда здоровью граждан, загрязнения окружающей среды, в аварийных ситуациях, в случаях нарушения прав потребителей. В своем ежегодном Послании Федеральному Собранию от 12 ноября 2009 г. Президент России отмечал необходимость совершенствования российского уголовного Законодательства, а также практики его применения. В последующие годы во исполнение данного поручения был разработан и принят пакет федеральных законов, направленных на гуманизацию ответственности за совершение целого ряда экономических преступлений. Так, Федеральный закон от 29 декабря 2009 г. N 383 уточнил порядок привлечения к уголовной ответственности за совершение налоговых преступлений. Теперь для физических лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей) порог неуплаченных налогов и сборов, переступив через который гражданин рискует быть привлеченным к уголовной ответственности, увеличен в 6 раз — до 600 тыс. руб. за три финансовых года подряд, но при условии, что доля сокрытых налогов превышает 10% от сумм, подлежащих уплате в бюджет. Также уклонением от уплаты налогов, совершенным в крупном размере, будет считаться недоимка физического лица в общей сумме свыше 1,8 млн. руб. (ранее — 300 тыс. руб.). Особо крупным размером уклонения от уплаты налогов с физического лица (за которое предусмотрено более суровое наказание) сочтут недоимку за указанный период в размере 3 млн. руб. при доле неуплаченных налогов больше 20% либо в сумме более 9 млн. руб. Поводом для возбуждения уголовного дела в отношении юридических лиц являются более значительные суммы: недоимка по налогам и сборам за три финансовых года подряд, превысившая 2 млн. руб. (ранее — 500 тыс. руб.) при условии, что доля неуплаченных налогов составляет более 10%, либо сумма более 6 млн. руб. (ранее — 1,5 млн. руб.). Особо крупным размером уклонения от уплаты налогов и сборов с организации признается недоимка за тот же период на сумму более 10 млн. руб. при доле неуплаченных налогов свыше 20% либо сумма более 30 млн. руб. При этом законодатель предусмотрел новое условие освобождения от уголовной ответственности. Согласно примечанию к ст. 198 и ст. 199.1 УК РФ, наказания можно избежать, если преступление совершено впервые и обвиняемый в ходе следствия полностью погасит налоговую задолженность (недоимки, пени, штрафы). Следует отметить, что обо всех случаях уклонения от уплаты налогов в крупном и в особо крупном размерах полиция должна узнавать от налоговых органов. Обязанность инспекторов ИФНС России передавать подобные сведения закреплена в п. 3 ст. 32 НК РФ. Если налогоплательщик в течение 2-х месяцев со дня истечения срока, указанного в требовании об уплате налога, не погасил задолженность, размер которой позволяет предполагать факт совершения преступления, налоговики в течение 10 дней должны направить в полицию материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Согласно ст. 76.1 УК РФ, лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное ст. ст. 171 — 199.2 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если возместило ущерб, причиненный гражданину, организации или государству, и перечислило в федеральный бюджет денежное возмещение в размере пятикратной суммы причиненного ущерба либо перечислило в федеральный бюджет доход, полученный в результате совершения преступления, и денежное возмещение в размере пятикратной суммы дохода, полученного в результате совершения преступления <3>. ——————————— <3> Президент ввел «тариф» на экономические преступления // Взгляд. 2011. 12 декабря.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3 «О полиции» предупреждение преступлений является одной из основных задач полиции и представляет собой комплекс специальных мер упреждающего воздействия, проводимых сотрудниками полиции в пределах установленной им компетенции с целью: выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений и административных правонарушений, а также принятия мер по их устранению и нейтрализации; выявления лиц, склонных к совершению преступлений, и оказания на них профилактического воздействия для недопущения с их стороны преступных посягательств; предотвращения (недопущения) готовящихся преступлений; пресечения покушений на преступления (то есть пресечения умышленных действий либо бездействия, непосредственно направленных на совершение преступления); создания обстоятельств, препятствующих совершению преступлений и административных правонарушений. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, определены следующие приоритеты в сфере обеспечения общественного порядка и противодействия преступности: снижение уровня преступности; повышение безопасности населения и защищенности критически важных объектов; обеспечение равной защиты прав собственности на объекты недвижимости; предотвращение и пресечение рейдерских захватов; сокращение количества контрольных и надзорных мероприятий, проводимых в отношении малого бизнеса; противодействие легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем; борьба с коррупцией. Принимая во внимание вышеизложенное, следует обратить внимание сотрудников профильных подразделений полиции на исполнение ими обязанностей по предупреждению экономических преступлений: выявление причин и условий совершения преступлений, предварительное следствие по которым обязательно; внесение предложений по своевременному информированию органов государственной власти и местного самоуправления, собственников имущества о необходимости устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений; проведение мероприятий по выявлению лиц, занимающихся приготовлением или покушением на совершение экономических преступлений, принятие к ним соответствующих мер воздействия; своевременное осуществление оперативно-розыскных мероприятий по выявлению и разобщению организованных преступных формирований, действующих в разных отраслях экономики; осуществление комплексного анализа состояния и тенденций развития экономической преступности. В целях повышения эффективности деятельности МВД России в данной сфере с учетом тенденций экономической преступности, следует произвести интенсификацию управленческой и оптимизацию функциональной деятельности структурных подразделений полиции, а также повысить исполнительскую дисциплину.
——————————————————————