О профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

(Канунников А. М.)

(«Административное право и процесс», 2013, N 3)

О ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА

А. М. КАНУННИКОВ

Канунников Анатолий Михайлович, учащийся Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа N 6 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Нальчика.

В статье рассматриваются некоторые вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. Анализируя деятельность отрядов юных инспекторов движения, автор характеризует мероприятия по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в Российской Федерации.

Ключевые слова: профилактика, безопасность, дорожное движение, Правила дорожного движения, юный инспектор движения.

On prophylactics of children road-traffic traumatism

A. M. Kanunnikov

The article considers certain issues of prophylactics of children road-traffic traumatism. On analyzing the activity of the troops of young traffic inspectors, the author characterizes the measures of prevention of children road-traffic traumatism in the Russian Federation.

Key words: prophylactics, security, road traffic, Road-traffic Rules, young traffic inspector.

Заявленная в названии статьи тема объясняется повышенным уровнем травматизма детей на дорогах нашей страны. Безопасность дорожного движения — это очень важная проблема. Несчастные случаи на дороге в последнее время становятся одной из главных причин детского травматизма, который является проблемой не только родителей, но и общества и нашего государства в целом. Большинство дорожных происшествий происходит по причине неосторожного (невнимательного) поведения нас — школьников — на улицах крупных городов и небольших населенных пунктов, когда мы идем в школу или возвращаемся с уроков. Поэтому, как мне кажется, именно на школьников должны быть направлены основные усилия как учителей в школах, так и инспекторов ГАИ, которые в первую очередь должны проводить профилактические занятия по соблюдению школьниками Правил дорожного движения, освоению основ административно-правового законодательства, регламентирующего общественные отношения в области дорожного движения.

Одной из эффективных форм участия самих детей в работе по обеспечению безопасности движения является деятельность отрядов юных инспекторов движения (далее — ЮИД).

Движение юных инспекторов ГАИ возникло в 70-е гг. XX в. Такое решение было принято в 1973 г. Секретариатом ЦК ВЛКСМ, коллегией МВД СССР и коллегией Министерства просвещения СССР. Обязанность по их организации и становлению была вменена существовавшим в те годы и эффективно работавшим комсомольским организациям. Было установлено, что главная задача отрядов ЮИД — активное участие в пропаганде Правил дорожного движения среди детей и подростков и предупреждение нарушения ими этих Правил. К формам работы юных инспекторов движения относились:

— организация изучения школьниками Правил дорожного движения;

— оборудование кабинетов и уголков безопасности движения, стендов;

— обеспечение безопасности движения детей в районе школы и местах проведения массовых мероприятий.

Устанавливалось, что руководство отрядом организует выборный штаб, а общее руководство отрядами возлагалось на комитеты комсомола совместно с ГАИ. Устанавливался возраст юных инспекторов: 12 — 16 лет. В последующем были установлены права и обязанности членов ЮИД, значки и элементы формы.

В 1974 г. состоялся первый слет отрядов ЮИД. И с тех пор проведение слетов ЮИД стало доброй традицией.

Отряды ЮИД стали создаваться повсеместно — в школах, клубах, пионерских лагерях. Поначалу в них входили ребята из старших классов. Изучив Правила дорожного движения, они становились помощниками инспекторов ГАИ, несли с ними дежурство, выполняли разовые поручения, вели постоянную профилактическую работу среди своих сверстников.

К сожалению, к концу 80-х гг. в СССР в ходе социально-экономических преобразований общественные движения в сфере обеспечения безопасности на дорогах прекратили свое существование, поскольку их работа оказалась невозможной и неэффективной в условиях рыночной экономики.

В последние годы, в связи с повышением активности общественности по проблемам, связанным с безопасностью дорожного движения, дальнейшим развитием государственной политики, правовой основы и управления в области безопасности дорожного движения, отряды ЮИД стали возрождаться. Это во многом обеспечивается предписаниями Федерального закона «О безопасности дорожного движения», в котором четко прописаны полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения. К таким полномочиям, в частности, относится и осуществление мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

В настоящее время деятельность юных помощников госавтоинспекторов регламентируется Положением об отрядах ЮИД.

Что же сегодня представляют из себя данные общественные организации? Это, прежде всего, добровольные объединения школьников, которые создаются с целью воспитания у них гражданственности, высокой общей культуры, коллективизма, профессиональной ориентации, широкого привлечения их к организации пропаганды безопасного движения на дорогах и улицах среди детей младшего и среднего возраста. Отряды ЮИД создаются из числа школьников в общеобразовательных школах, внешкольных учреждениях, по месту жительства детей и подростков органами образования и Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД).

Основными задачами отрядов ЮИД являются:

— активное содействие школе в выработке у школьников активной жизненной позиции;

— изучение Правил безопасного поведения на дорогах и улицах, овладение навыками проведения работы по пропаганде Правил дорожного движения и организации этой работы среди детей;

— изучение основ административного законодательства, регламентирующего общественные отношения в области дорожного движения;

— овладение умением оказания первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП.

В заключение следует отметить, что на конкретном историческом этапе Российского государства, когда появляется большое количество правовых актов, упорядочивающих сферу деятельности в области безопасности дорожного движения, когда проблема безопасности детей на дорогах является первостепенной и жестко контролируется не только органами исполнительной власти, но и общественностью (в частности, Общественной палатой Российской Федерации в части разработки региональных целевых программ повышения безопасности дорожного движения), деятельность школьников в данном направлении внесет свой вклад в общее дело обеспечения порядка на дорогах нашей страны.

——————————————————————