Основные направления взаимодействия Правительства РФ и подведомственных ему образовательных учреждений высшего профессионального образования

(Николюкин С. В., Апоницкий С. В.) («Юридическое образование и наука», 2010, N 3)

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ И ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ ЕМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ <*>

С. В. НИКОЛЮКИН, С. В. АПОНИЦКИЙ

——————————— <*> Nikolukin S. V., Aponitskij S. V. The basic directions of interaction of the Government of the Russian Federation and educational institutions subordinated to it the higher vocational training.

Николюкин С. В., кандидат юридических наук, заместитель заведующего кафедрой теории и истории государства и права ФГОУ ВПО «Финансовая академия при Правительстве РФ».

Апоницкий С. В., ассистент кафедры теории и истории государства и права ФГОУ ВПО «Финансовая академия при Правительстве РФ».

В настоящей статье раскрываются вопросы взаимодействия Правительства России с высшими образовательными учреждениями, в которых Правительство России является учредителем. Также на основе проведенного анализа действующего законодательства делаются выводы и предлагается ряд предложений по совершенствованию законодательства.

Ключевые слова: полномочия, учредитель, высшее образовательное учреждение, взаимодействие, правительство, образование.

In the present article questions of interaction of the Government of Russia with the higher educational institutions in which the Government of Russia is the founder reveal. Also on the basis of the spent analysis of the current legislation conclusions become, and the set of offers on legislation perfection is offered.

Key words: powers, the founder, the higher educational institution, interaction, the government, formation.

Проведенный анализ нормативных актов по исследуемым проблемным вопросам позволяет сформулировать следующие основные предложения по совершенствованию правового регулирования отношений между Правительством Российской Федерации и подведомственными образовательными учреждениями. Во-первых, в настоящее время действует ряд постановлений Правительства Российской Федерации, в которых оно закреплено в качестве учредителя следующих государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования: Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова; Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации; Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации; Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации; Государственного университета — Высшей школы экономики; Российской школы частного права (института); Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона от 10 ноября 2009 г. N 259-ФЗ «О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете» учредителем Санкт-Петербургского государственного университета, так же как и Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, от имени Российской Федерации выступает Правительство Российской Федерации. По нашему мнению, это означает, что в ближайшее время будет принято постановление Правительства Российской Федерации, которое утвердит устав указанного образовательного учреждения. Для обеспечения реализации полномочий учредителя и повышения качества взаимодействия с подведомственными образовательными учреждениями представляется целесообразным, во-первых, уточнить, другими словами, привести наименования организационно-правовых форм вышеперечисленных вузов, а также военных и правоохранительных вузов в точное соответствие с требованиями абзаца второго п. 2 ст. 120 ГК РФ <1>, согласно которому «государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением» <2>, т. е. все вышеперечисленные вузы должны быть в организационно-правовой форме федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования либо государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования, и, во-вторых, утвердить нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации перечень образовательных учреждений высшего профессионального образования, учредителем которых является Правительство Российской Федерации, с учетом уточнений их организационно-правовой формы. ——————————— <1> См.: Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая // Российская газета. 1994. 8 дек. <2> Подпункт 5 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 175-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об автономных учреждениях», а также в целях уточнения правоспособности государственных и муниципальных учреждений» // Российская газета. 2006. 8 нояб.

Во-вторых, комплексный анализ основных нормативных правовых актов в сфере образования позволяет выделить основные направления, по которым осуществляется взаимодействие Правительства Российской Федерации с подведомственными ему вузами, реализуемыми высшим исполнительным органом России в рамках предоставленных полномочий как учредителем образовательных учреждений высшего профессионального образования. В связи с этим целесообразно закрепить указанное взаимодействие Постановлением Правительства Российской Федерации «Об основах взаимодействия Правительства Российской Федерации с подведомственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования». В целях реализации положений Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» и Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» необходимо определить следующие направления, по которым осуществляется взаимодействие Правительства Российской Федерации с подведомственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования: Общие направления взаимодействия: — утверждение устава создаваемого или реорганизуемого подведомственного образовательного учреждения; — утверждение изменений устава подведомственного образовательного учреждения; — внесение изменений в наименование подведомственного образовательного учреждения; — представление документов для регистрации образовательного учреждения в соответствии с Федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей <3>; ——————————— <3> См.: Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // СЗ РФ. 2001. N 33. Ст. 3431.

— заключение договора между учредителем и подведомственным образовательным учреждением по вопросам, не урегулированным законодательством Российской Федерации и уставом; — создание филиалов подведомственного образовательного учреждения; — согласование создания и ликвидации представительства подведомственного образовательного учреждения; — представление сведений о создании, реорганизации и ликвидации подведомственного образовательного учреждения и его филиалов в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки. Взаимодействие в сфере приема в высшее учебное заведение: — определение правил приема граждан в образовательное учреждение высшего профессионального образования (в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти); — установление перечня дополнительных испытаний и условий зачисления в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования, обучение в которых связано с поступлением на государственную службу и наличием у граждан допуска к сведениям, составляющим государственную тайну; — установление контрольных цифр приема граждан, обучающихся за счет средств федерального бюджета, а также квот по целевому приему в подведомственное образовательное учреждение ежегодно по согласованию с Министерством образования и науки Российской Федерации; — определение условий приема в подведомственное образовательное учреждение на места с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами; — согласование объемов подготовки специалистов по договорам с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами в пределах, установленных лицензией, сверх финансируемых за счет средств соответствующего бюджета контрольных цифр приема студентов. Взаимодействие в сфере осуществления образовательной деятельности подведомственными высшими учебными заведениями: — утверждение председателей государственных аттестационных комиссий подведомственных образовательных учреждений; — согласование заявления подведомственного образовательного учреждения о государственной аккредитации; — обжалование в суде отрицательного заключения по результатам экспертизы и отказа в выдаче лицензии; — согласование заявления образовательного учреждения о повторной государственной аккредитации (не ранее чем через один год) после отказа ему в государственной аккредитации, лишения его государственной аккредитации. Взаимодействие в сфере обеспечения управления подведомственным образовательным учреждением высшего профессионального образования: — возложение исполнения обязанностей ректора подведомственного образовательного учреждения при наличии вакантной должности; — согласование даты проведения выборов ректора подведомственного образовательного учреждения; — рассмотрение на заседании аттестационной комиссии кандидатур на должность ректора подведомственного образовательного учреждения; — заключение трудового договора с избранным ректором подведомственного образовательного учреждения; — заключение трудового договора с ректором создаваемого или реорганизуемого подведомственного образовательного учреждения; — освобождение от занимаемых должностей ректора и отвечающих в пределах своей компетенции за качество подготовки выпускников проректоров в случае лишения подведомственного образовательного учреждения государственной аккредитации; — утверждение нового состава ученого совета подведомственного образовательного учреждения в случае его лишения государственной аккредитации; — заключение трудового договора с ректором, принимаемым на работу в случае лишения подведомственного образовательного учреждения государственной аккредитации; — рассмотрение представления ученого совета подведомственного образовательного учреждения о продлении срока пребывания ректора в своей должности до достижения им возраста 70 лет; — согласование решения ученого совета об учреждении должности президента подведомственного образовательного учреждения. Взаимодействие в сфере администрирования деятельности высшего учебного заведения в отношении обучающихся и работников подведомственного образовательного учреждения высшего профессионального образования: — определение порядка и условий предоставления педагогическим работникам длительного отпуска сроком до одного года, в том числе для подготовки научной монографии, учебного пособия, диссертационного исследования; — распределение между подведомственными образовательными учреждениями квот на стипендии Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Взаимодействие в сфере подготовки научно-педагогических и научных кадров и повышение квалификации научно-педагогических кадров: — установление числа лиц, принимаемых в аспирантуру (адъюнктуру) и докторантуру подведомственного образовательного учреждения для обучения за счет средств федерального бюджета, и структура их приема (по согласованию с Министерством образования и науки Российской Федерации); — согласование создания диссертационного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций. Взаимодействие в сфере обеспечения надлежащего финансово-экономического состояния подведомственного образовательного учреждения высшего профессионального образования: — закрепление в целях обеспечения деятельности подведомственного образовательного учреждения, предусмотренной его уставом, на праве оперативного управления зданий, сооружений, имущественных комплексов, оборудования, а также иного необходимого имущества потребительского, социального, культурного и иного назначения; — дача согласия подведомственному образовательному учреждению на заключение договоров о предоставлении научным организациям в пользование движимого и недвижимого имущества, а также использование движимого и недвижимого имущества, принадлежащего научным организациям на праве собственности, оперативного управления или хозяйственного ведения; — дача согласия подведомственному образовательному учреждению на заключение договоров о предоставлении медицинским учреждениям в пользование движимого и недвижимого имущества для медицинского обслуживания обучающихся и работников подведомственного образовательного учреждения и прохождения ими медицинского обследования; — отчуждение собственником (органом, уполномоченным собственником) государственного имущества, закрепленного за подведомственным образовательным учреждением, в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации. Взаимодействие в сфере осуществления мониторинга и контроль за деятельностью высшего учебного заведения, в том числе принятие мер по устранению недостатков: — осуществление в пределах своей компетенции мониторинга и контроля за соответствием деятельности подведомственного образовательного учреждения целям, предусмотренным его уставом; — контроль деятельности подведомственного образовательного учреждения по сохранности и эффективному использованию закрепленного за ним в оперативном управлении имущества; — приостановление предпринимательской деятельности образовательного учреждения, если она идет в ущерб образовательной деятельности, предусмотренной уставом; — принятие мер по устранению в подведомственном образовательном учреждении нарушений законодательства Российской Федерации в области образования, в том числе при получении обязательных для исполнения предписаний федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования; — изъятие средств, заработанных в результате платной образовательной деятельности подведомственного образовательного учреждения, осуществленной взамен и в рамках образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. Взаимодействие в сфере обеспечения правопреемства при реорганизации и ликвидации подведомственного образовательного учреждения высшего профессионального образования: — принятие решения о создании, реорганизации и ликвидации подведомственного образовательного учреждения; — принятие мер для обеспечения сохранности банков данных и базы данных научной и (или) научно-технической информации, а также документированной информации с ограниченным доступом в случае ликвидации подведомственного образовательного учреждения, при котором указанные банки данных и базы данных имеются. В-третьих, общие принципы взаимодействия необходимо закрепить в тексте соглашения, заключаемом между Правительством Российской Федерации и подведомственными ему вузами, «Об общих принципах взаимодействия Правительства Российской Федерации и подведомственных ему образовательных учреждениях высшего профессионального образования». В-четвертых, с учетом выявленных направлений взаимодействия с подведомственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования, реализуемых в рамках законодательно установленных полномочий Правительством Российской Федерации как учредителем образовательных учреждений высшего профессионального образования, предлагается: — принять меры по совершенствованию структуры и содержания уставов подведомственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, уточнив в том числе их организационно-правовую форму; — конкретизировать и утвердить нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации перечень образовательных учреждений высшего профессионального образования, учредителем которых является Правительство Российской Федерации; — в целях обеспечения эффективного взаимодействия с подведомственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования предусмотреть в структуре Департамента управления делами Правительства Российской Федерации самостоятельное структурное подразделение, осуществляющее функции по обеспечению полномочий учредителя; — конкретизировать порядок взаимодействия Правительства Российской Федерации с учрежденными Президентом Российской Федерации, а также Правительством Российской Федерации образовательными учреждениями высшего профессионального образования, находящимися в ведении Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации и Службы внешней разведки Российской Федерации и реализующими образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну; — дополнить существующий Порядок организации исполнения проектов по реализации основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года <4> положениями, предусматривающими развитие координации и взаимодействия высшего органа исполнительной власти России с подведомственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования по таким, в частности, направлениям, как разработка и практическое внедрение методики финансово-экономического обоснования контрольных цифр приема граждан, обучающихся за счет средств федерального бюджета, а также квот по целевому приему в подведомственные образовательные учреждения и критериев оценки и показателей эффективности деятельности подведомственных образовательных учреждений. ——————————— <4> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 г. N 815 «О Порядке организации исполнения проектов по реализации основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года» // Российская газета. 2009. 29 окт.

——————————————————————