Актуальные проблемы сохранения археологического наследия народов Российской Федерации

(Колонцов С. В.)

(«Культура: управление, экономика, право», 2011, N 1)

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ

НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

С. В. КОЛОНЦОВ

Колонцов С. В., эксперт Росохранкультуры.

Сохранение археологического наследия для грядущих поколений рассматривается в современном мире как одно из важнейших направлений глобальной культурной политики, как неотъемлемая норма при решении любых задач современного развития.

Все цивилизованные государства стремятся обеспечить физическую сохранность археологических памятников на своей территории исходя из того, что археологическое наследие — материализованная история страны, свидетельство культурного богатства и глубины национальной исторической памяти.

Более того, чем стремительнее промышленный рост, чем интенсивнее процессы технологической и социальной модернизации, тем большее значение придается сохранению национальных древностей. Речь идет не только о сохранении археологических находок в музейных коллекциях, но прежде всего о физическом сохранении недвижимых археологических объектов в их исторически сложившейся природной среде — древних поселений, могильников, остатков производственных сооружений и культовых объектов.

К сожалению, при любом уровне развития законодательства объекты археологического наследия остаются наиболее уязвимыми. Главная причина в том, что они в отличие от архитектурных зданий (дома, дворцы, усадьбы, храмы и т. д.) находятся под землей, и многие из них до сих пор не обнаружены.

Вторая особенность археологического наследия в том, что каждый год становятся известными сотни новых археологических объектов, и это существенно осложняет организацию их охраны.

Еще одна особенность археологического наследия — неповторимость каждого археологического объекта (кургана, городища, поселения и т. п.) и невозможность его воспроизведения. И если человечество еще создает замечательные образцы архитектурного, монументального или садово-паркового искусства, то археологическое наследие останется примерно в тех же пределах, в которых оно существует и сегодня.

Охрана археологического наследия имеет особую значимость для России (особенно Сибири), поскольку период письменной истории в этой части Евразии начался значительно позже, чем во многих других областях Старого Света, и археологические материалы являются, таким образом, единственным или основным источником для реконструкции исторических процессов вплоть до Средневековья.

История охраны археологического наследия России насчитывает более двух веков — в этот период формировалось охранное законодательство, создавалась государственная охранительная система, вырабатывались основные научные и методические принципы охраны археологических памятников.

Российские государственные деятели и ученые, понимая роль археологического наследия, в той или иной мере обеспечивали его защиту. Еще Петр I запрещал разграблять курганы, скупал археологические находки для Кунсткамеры.

В проекте Положения об Императорской археологической комиссии, который был утвержден 2 февраля 1859 г. императором Александром II, согласно § 1 Комиссия становилась отдельным учреждением в Министерстве Императорского двора и имела целью: «1) разыскание предметов древности, преимущественно относящихся к отечественной истории и жизни народов, обитавших некогда на пространстве, занимаемом ныне Россиею; 2) собрание сведений о находящихся в государстве как народных, так и других памятниках древности; 3) ученую разработку и оценку открываемых древностей».

В настоящее время обязанность беречь культурное наследие прописана в Конституции Российской Федерации (п. 3 ст. 44). Второй документ, который защищает объекты археологического наследия, — Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Последние десятилетия с его новыми экономическими и социально-политическими реалиями обострили ряд проблем в области охраны археологического наследия.

Существовавшая до недавнего времени система государственной охраны объектов археологического наследия была сформирована в СССР в 60-х — 70-х годах прошлого века. Она обеспечивала сравнительно приемлемое состояние их охраны в условиях социалистической плановой экономики и отсутствия частной собственности на землю.

Закон РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» 1978 г. был принят для предотвращения разрушения археологических памятников в результате бурного народно-хозяйственного строительства и мелиорации земель. Он успешно работал до середины 1990-х годов, и мы до сих пор пользуемся научно-учетной документацией и научными результатами тех лет.

В процессе колоссальных экономических и социальных изменений в России, произошедших за последние 20 лет, назрела острая необходимость создания новой системы охраны и использования археологического наследия.

Важным шагом на этом пути стало принятие Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее — ФЗ N 73).

Благодаря целенаправленной работе Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультура) в 2009 г. были разработаны и утверждены основные подзаконные акты:

Положение о Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ; Приказ Министерства культуры РФ от 27 февраля 2009 г. N 37;

Положение о государственной историко-культурной экспертизе, утв. Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2009 г. N 569;

Приказ Министерства культуры РФ от 27 февраля 2009 г. N 38 «Об утверждении формы паспорта объекта культурного наследия».

После принятия вышеназванных подзаконных актов главной проблемой в сфере государственного учета и охраны объектов археологического наследия является формирование Единого реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Наиболее срочного решения требует работа по полному переоформлению научно-учетной документации на все археологические объекты и памятники, так как условием принятия решения о включении объекта в реестр является определение у археологического объекта границ его территории и внесение археологических объектов в Государственный земельный кадастр.

Однако в сложившейся реальной ситуации даже при автоматическом включении всех ранее существовавших в государственных списках объектов археологического наследия в Единый реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на государственную охрану будет поставлен лишь небольшой процент существующих археологических объектов. В ряде регионов в этот список не войдет и 20% от всех уже открытых объектов археологии.

Назрела острая необходимость разработки и реализации Министерством культуры РФ совместно с профильными институтами РАН и с опорой на уже имеющийся опыт в субъектах РФ единой федеральной программы по внесению археологических объектов и памятников в Единый государственный реестр, включающей проведение мероприятий по кадастровой съемке земельных участков, занятых археологическими объектами, создание кадастра охраняемых государством земель, на которых расположены археологические объекты, и проведение обязательного археологического обследования территорий, в первую очередь тех земельных участков, которые предполагается приватизировать или использовать в народнохозяйственных целях.

Работа по включению археологических объектов в земельный кадастр на данный момент является первоочередной задачей по охране археологического наследия, стоящей как перед Министерством культуры, Росохранкультурой, органами охраны памятников субъектов РФ, так и перед всеми специалистами-археологами.

Опыт такой работы существует в ряде регионов. Так, например, Администрацией Новосибирской области с 2008 г. осуществляется областная целевая программа «Сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории Новосибирской области, на 2009 — 2013 годы».

В рамках этой программы ведется работа по оформлению земельных участков, занимаемых археологическими объектами, в соответствии с требованиями земельного законодательства. Суть ее заключается в том, что на археологических объектах проводится не только инвентаризация технического состояния и уточнение границ земельных участков, ими занимаемых, но и производится профессиональная топографическая съемка земельного участка геодезистами совместно с археологами в соответствии с инструкциями и требованиями к данному виду работ земельного законодательства.

После этого документация передается специалистам для координирования границ земельного участка и составления межевого дела. Конечным результатом проведенных работ является присвоение кадастрового номера земельному участку с находящимся на нем археологическим объектом и внесение этих данных на кадастровые карты Новосибирской области.

Работа по присвоению кадастрового номера участку земли, на котором расположен археологический объект, не только обеспечивает легализацию археологического объекта в рамках земельного законодательства, но и решает ряд научных задач по дополнительному исследованию археологического объекта, т. е. проводится весь спектр научных исследований в соответствии с требованиями Отдела полевых исследований Института археологии РАН.

Важной проблемой охраны и использования археологического наследия РФ является проведение охранно-спасательных работ в зонах хозяйственной и строительной деятельности.

Мировая история охраны археологических памятников в зонах сельского хозяйства, жилищного строительства, добычи полезных ископаемых, капитального строительства, сооружения дорог насчитывает уже несколько столетий.

В различных странах эта деятельность принимала различные формы. Дания решила вопрос, кардинально национализировав в 1937 г. все памятники археологии без компенсации владельцам земли. В Англии существует тщательно разработанная система отношений с собственниками земли, сооружения и т. п. В Канаде все проекты рассматриваются местными органами власти на предмет соответствия законам и наличия предварительного археологического обследования территории.

В России археологические работы в зонах предполагаемого строительства ведутся более 70 лет. В 1927 г. археологи начали изучать археологические памятники, попадающие в зону затопления Днепрогэса.

В 1929 г. была организована первая археологическая новостроечная экспедиция ГАИМК — Волго-Донская под руководством А. А. Миллера. Лишь в 70-х годах, после принятия Закона РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» спасательные археологические работы приняли массовый характер. Появились постоянно действующие новостроечные экспедиции.

Можно с уверенностью сказать, что в последние тридцать лет подавляющее большинство археологического материала было получено при проведении охранных раскопок. В 80-е годы, во время расцвета археологических работ на новостройках по всей территории РФ, в стране ежегодно действовали около сотни новостроечных экспедиций, по их результатам проводились общероссийские конференции, печатались многочисленные научные труды.

Привлечение средств из строительства способствовало возникновению при вузах, университетах и музеях коллективов археологов, специализирующихся на охранных работах. Начался процесс формирования специалистов-археологов по регионам, занятых в области управления сохранением археологического наследия. Именно в 80-е годы определились и конкретизировались основные принципы системы охраны археологических памятников на новостройках.

Со второй половины 80-х годов главное внимание стало уделяться работе с проектными институтами с целью уменьшить зону строительства, чтобы археологический памятник оказался за его пределами, изменить трассы будущих дорог, чтобы обойти поселения. Среди полевых археологических исследований на первый план вышли разведочные работы.

В середине 90-х годов Министерство культуры РФ разработало целевую общероссийскую программу «Сохранение археологического наследия народов Российской Федерации» на 1995 — 2000 гг.

В первую очередь она была направлена на обследование территорий и подготовку документов по фиксации земель историко-культурного назначения, что являлось наиболее злободневным в преддверии массовой приватизации земель.

К сожалению, по финансовым и иным причинам программа реализовывалась только два года. Но полученные результаты убеждают в правильности предложенных в ней подходов к охране объектов и памятников археологии.

В последние годы объем работ на новостройках резко сократился. Это объясняется как общим кризисом в стране, так и принципиальными изменениями экономической и правовой системы государства. Сокращение археологических исследований в зоне народнохозяйственной деятельности происходит одновременно с резким увеличением числа разрушаемых археологических памятников.

Эти процессы проходят на фоне ослабления памятникоохранных структур власти в центре и на местах, что влечет безнаказанность при порче и уничтожении археологических памятников.

Археологи все острее чувствуют неразработанность правовой базы в области охраны археологического наследия. Министерство культуры РФ не имеет действенной структуры охраны археологического наследия и системы ее финансирования, решая лишь текущие вопросы.

Ситуация такова, что археологам приходится в буквальном смысле выхватывать из-под ножа бульдозера исторические артефакты, если, конечно, они успевают это сделать. В результате в ближайшие годы мы можем потерять огромное количество археологических объектов, причем как известных, так и еще не выявленных.

Проблема заключается в том, что при переходе земли в частную собственность многие новые владельцы просто не знают о нахождении на их участках объектов и памятников археологии. Мало того, местная администрация обычно тоже не владеет информацией об археологических объектах на подведомственных ей территориях, так как в данный момент ни в регистрационной палате, ни в земельном комитете этих сведений просто нет, поскольку нет механизма и самой системы учета археологических объектов и памятников.

Дело осложняется еще и тем, что ситуация вокруг уже действующего Закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в последнее время очень обострилась. Наметилась тенденция к выхолащиванию (вымыванию) правовых норм, направленных на предотвращение причинения вреда объектам археологического наследия. И это не случайно.

Почти сразу же после его принятия и до сих пор предпринимаются, и небезуспешно, попытки убрать из него те статьи, которые направлены на более эффективную охрану археологического наследия.

Так, например, до 2006 г. разрушение памятников археологии в ходе хозяйственной деятельности предотвращала ст. 36 ФЗ N 73, которая прямо обязывала заказчика любых работ, проводимых на земельном участке, до их начала получить экспертное заключение о том, что на этом участке отсутствуют объекты археологического наследия. Альтернативой заключению было включение в проект работ раздела по выявлению и сохранению объектов археологического наследия. В декабре 2006 г. это положение было исключено.

В результаты этого уже в 2007 г. резко увеличилось количество утраченных уже известных памятников археологии. Сколько было при этом разрушено объектов археологического наследия, так и не выявленных и не поставленных на учет, подсчету не поддается.

Концептуальный анализ всех уже внесенных и находящихся на рассмотрении в настоящее время законопроектов и поправок в ФЗ N 73 показывает, что они в большинстве своем не соответствуют требованиям международных норм, государственной культурной политике и интересам нашего общества, а вносимые изменения в целом направлены на снижение контроля за местными органами власти и хозяйствующими субъектами в вопросах охраны археологического наследия при любых видах землепользования.

С нашей точки зрения, создается угрожающая перспектива в случае реализации подобных законодательных инициатив разрушения начинающей складываться на правовой базе нового законодательства всей системы выявления и охраны археологического наследия Российской Федерации.

Между тем по итогам историко-культурных экспертиз ранее не обследованных земельных участков и контроля за хозяйственным строительством ежегодно обнаруживаются сотни новых уникальных археологических объектов национального и мирового значения. Очевидно, что для сохранения археологических объектов в зоне новостроек необходимо обязательное проведение историко-культурной экспертизы любого земельного участка, отводимого под хозяйственную деятельность, причем в целях экономии средств инвестора данную процедуру следует осуществлять на как можно более раннем этапе проектирования, что позволит избежать проведения дорогостоящих спасательных раскопок, а также разработать регламент археологической экспертизы, регламент определения охранных зон, регламент ведения Единого реестра археологических объектов.

Это позволит защитить и сохранить такой невосполнимый государственный ресурс Российской Федерации, как археологическое наследие.

Если раньше основным источником угрозы для археологических памятников в течение многих десятилетий являлось современное строительство, то в последнее время появился новый фактор уничтожения археологического наследия, быстро выдвинувшийся на первый план. Это проблема грабительских раскопок с целью получения древних вещей для продажи.

Разумеется, несанкционированные раскопки производились и в царское, и в советское время. Но масштабы деятельности нелегалов были скромными, а сами они оставались одиночками, не связанными в единую сеть.

Возникшая же в начале 1990-х годов волна незаконных раскопок буквально захлестнула Россию, выбросив на прилавки антикварных магазинов тысячи археологических коллекций, и за период своего бурного становления и развития приобрела масштабы национальной трагедии. Варварская добыча древностей превратилась в хорошо организованный прибыльный промысел, в который вовлечены сотни людей.

Основной причиной расцвета незаконных раскопок можно назвать в первую очередь становление в России антикварного рынка как части новой рыночной экономики. Предметы древности неожиданно стали «товаром», одним из «естественных ресурсов», добыча которого не требует больших затрат, а умелый сбыт приносит высокую прибыль.

Немаловажную роль в расширении этого процесса сыграли такие факторы, как несовершенство действующего законодательства, доступность поискового оборудования, появление слоя обеспеченных людей, интересующихся древними предметами, и практически полное попустительство федеральных и местных властей.

Демонстративное отстранение государства от охраны историко-культурного наследия в начале 1990-х годов, фактическое предоставление разрешения на приватизацию любых бесхозных объектов, в том числе памятников археологии, ослабление и постепенное разрушение существовавшей государственной системы охраны памятников давали нелегалам полную уверенность в своей безнаказанности.

Сама идея поиска кладов как занятия, соответствующего духу периода первоначального накопления капитала, была с энтузиазмом воспринята и растиражирована средствами массовой информации.

Созданию благородного романтического ореола вокруг нелегалов способствует избранное ими самоназвание «кладоискатели», широко распространившееся в прессе, на телевидении и в Интернете. Это слово, как, впрочем, и термин «черная археология», скрывает истинную сущность деятельности нелегалов, создавая иллюзию, что самовольные раскопщики собирают бесхозные сокровища, обреченные официальной наукой на забвение. В действительности добычу тех, кто называет себя «кладоискателями», в массе своей составляют не клады, а древние вещи, выкапываемые из могил и культурного слоя поселений — археологических памятников, состоящих на государственной охране.

Оценить размеры ущерба от грабительских раскопок в рублях или долларах невозможно, поскольку для науки главная сущность потери — это утрата знаний о прошлом, утрата информации, которую невозможно восстановить. Ведь для археологов источниками информации о древних обществах и культурах служат не столько сами вещи, сколько общий контекст археологического памятника, связь древних предметов с определенными постройками и сооружениями, сочетание различных вещей в древних могилах и культурных напластованиях.

По находкам монет археологи датируют культурные отложения и постройки в раскопах, по находкам украшений определяют племенную принадлежность обитателей городищ и селищ, по находкам привозных вещей — направления торговых путей.

Таким образом, противодействие расхищению археологических ценностей России в настоящее время обозначилось как одна из наиболее актуальных задач в сфере сохранения историко-культурного наследия нашей страны.

Чтобы определить конкретные меры, которые могли бы нормализовать ситуацию, необходимо прежде всего понять, почему малоэффективны существующие правовые нормы, регулирующие отношения в этой области.

В этой связи необходимо отметить, что реальное применение существующего законодательства для преследования грабительских раскопок затруднено целым рядом обстоятельств.

Во-первых, отсутствие научно-учетной документации на археологические объекты (на учете состоит меньшая часть памятников) и неясности с определением их границ лишают специалистов возможности доказать факт разрушения памятника археологии самовольными раскопками — при всей его очевидности.

Во-вторых, несмотря на обилие древних вещей, циркулирующих на антикварном рынке, факт происхождения их из грабительских раскопок, как правило, не может быть доказан, если их участники не схвачены за руку непосредственно на месте грабежа.

Но главная из причин — это отсутствие системы государственной охраны историко-культурного наследия и последовательной государственной политики в области сохранения археологического наследия со стороны исполнительной власти.

Давно понятно, что усилиями только Министерства культуры РФ вести борьбу с «черной археологией» невозможно.

Учитывая широкие масштабы грабительских раскопок на археологических объектах, высокую доходность торговли древностями и длительное бездействие федеральных и региональных государственных органов охраны памятников, не реагировавших на грабежи, нормализовать положение возможно лишь путем энергичных, последовательных и согласованных действий ряда ведомств и учреждений.

Прежде всего необходимо использовать нормы действующего законодательства для пресечения грабительских раскопок, ориентировать правоохранительные органы на привлечение к ответственности грабителей. Разрушение археологических объектов — т. е. раскопки древних поселений и могильников — не воспринимается правоохранительными органами как действительно серьезное преступление, а рассматривается скорее как оригинальное увлечение, не влекущее за собой преследования. Статья 243 Уголовного кодекса РФ предусматривает наказание штрафом или лишением свободы до двух лет за уничтожение или повреждение памятников истории и культуры, в том числе археологических объектов. Казалось бы, этого вполне достаточно, чтобы остановить кладоискателей. Однако на практике эта статья почти не используется для возбуждения дел по фактам незаконных раскопок.

Правительство должно однозначно указать прокуратуре и МВД на их ответственность за принятие мер по пресечению разграбления археологического наследия.

Практика участия структур МВД в охране археологического наследия имеется как за рубежом, так и в России.

Так, например в 1830 — 1840-х годах контроль за изучением и сохранением памятников древности в Российской империи осуществляло Министерство внутренних дел. Императорский указ от 3 июня 1837 г. требовал с «надлежащею точностью и подробностью» обо всех археологических находках сообщать в Министерство внутренних дел.

В 1866 г. Императорская археологическая комиссия добилась от МВД тотального запрета на кладоискательство — к археологии мог иметь отношение лишь профессионал с опытом.

В США Министерство внутренних дел делает ежегодный доклад Конгрессу о состоянии археологического наследия и о выполнении законов об охране исторического и культурного наследия.

И в заключение нельзя не отметить еще одну проблему, которая неожиданно возникла в 2010 г. для всех археологов России с новыми условиями выдачи разрешений (открытых листов) на проведение археологических исследований в связи с принятием Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия Положения о порядке выдачи разрешений (открытых листов) на право проведения работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия (утверждено Приказом Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия от 03.02.2009 N 15).

В интервью газете «Коммерсант» (от 24.12.2008) глава Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультура) Александр Кибовский так объяснил суть этого решения: «Интрига в том, что в советское время эти листы носили чисто научный характер. Сегодня они носят государственно-разрешительный характер: то есть фактически это разрешение на вид деятельности — это еще не лицензия, но близко к тому. Поэтому эта функция не может осуществляться по-прежнему Академией наук как научным учреждением. Но и мы прекрасно понимаем, что без академии, без ее специалистов и опыта мы тоже не можем. Бюрократические функции будут за нами, а научная регламентация и оценка предоставляемых документов — это будут решать специалисты Академии наук».

В интервью журналу «Огонек» (от 17.08.2009 N 14) Александр Кибовский более подробно объяснил, зачем понадобилось разрабатывать новое Положение о порядке выдачи разрешений (открытых листов) на право проведения работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия) и как эта мера поможет справиться с проблемами отечественной археологии:

«Все археологические работы у нас еще со времен Петра Великого находились в ведении Академии наук, там же выдавали и соответствующие разрешения.

В советское время археологи получали так называемые открытые листы. За последние 60 лет их выдали около 35 тысяч. Но сегодня работа археолога часто оказывается в сфере интересов бизнеса или частных лиц. В результате открытые листы из документа научного учета фактически превратились в разрешение на вид деятельности. В связи с этим выдача открытых листов стала государственной административной функцией, возложенной на Росохранкультуру.

Собственно, мы не стремимся менять проверенные временем традиции. Ежегодно в стране выдается около 1,5 тысячи открытых листов. Поэтому в новом документе главное внимание уделено самому порядку выдачи, а также юридическому закреплению существующих в археологии понятий. Кроме того, установлен четкий круг требований: что должен сделать археолог, чтобы получить открытый лист и потом его не лишиться».

На практике в 2010 г. выдача открытых листов Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия по новым требованиям Положения о порядке выдачи разрешений (открытых листов) на право проведения работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия привела к тому, что в разгар полевого археологического сезона открытые листы на право проведения археологических исследований получили чуть более двухсот исследователей по всей Российской Федерации, в то время как в предыдущие годы их было около тысячи и более.

Несложно предсказать, чем может грозить для сохранения археологического наследия такое положение дел с выдачей открытых листов.

При бурном освоении земельных участков по всей России строители неизбежно столкнутся с необходимостью проведения спасательных археологических исследований как на уже выявленных археологических объектах и памятниках, так и с проблемой археологического обследования земельных участков с целью наличия либо отсутствия на них археологических объектов.

Подобные спасательные работы и раньше велись в авральном режиме, и нередко можно было наблюдать такую картину, когда рабочие прокладывают магистраль, а впереди лихорадочно изучают трассу археологи. Ведь бизнес не любит ждать!

Проведение спасательных археологических исследований в основном всегда упиралось в нежелание хозяйственников финансировать эти работы, теперь же даже при наличии денежных средств археологи не могут приступит к работам в связи с невозможностью оперативно получить открытый лист, тогда как ранее за полевой сезон на проведение спасательных археологических работ некоторые исследователи получали до шести-семи листов.

Очевидно, что строители, оставшись без спасательных раскопок и археологического обследования отводимых под строительство земельных участков, строить не перестанут, а поймут, что платить штрафы проще и дешевле, и к тому же работа не задерживается. И никакими силами потом не заставишь строителей финансировать раскопки. Таким образом, сокращая количество археологов с открытыми листами, мы рубим сук, на котором сидим.

Ситуация с отсутствием у археологов открытых листов может привести к серьезному откату назад по вопросам «принуждения» хозяйственников к археологическим исследованиям под строительство.

И самое печальное, что в то время, пока путем сокращения количества выдаваемых открытых листов сокращается количество научных археологических исследований, «черные археологи» копают и только наращивают масштабы своих разрушений.

Вселяет надежду то, что руководство Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия видит создавшуюся проблему и интенсивно ищет пути ее решения.

Так, в Плане основных мероприятий на 2010 г. Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия одной из главных задач является «отработка практики выдачи Службой разрешений (открытых листов) на право проведения работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия и создание упорядоченной системы подгото вки и принятия решений в этой сфере».

——————————————————————