Некоторые аспекты контроля в сфере благоустройства

(Рашидов Е. Ф.) («Административное право и процесс», 2008, N 3)

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ БЛАГОУСТРОЙСТВА

Е. Ф. РАШИДОВ

Рашидов Е. Ф., аспирант Омского юридического института.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет понятие и виды поселений (городские и сельские), которые являются муниципальными образованиями. В границах муниципальных образований местное самоуправление осуществляется органами, наделенными собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Так, в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 14 и п. 25 ч. 1 ст. 16 указанного Закона к вопросам местного значения относится организация благоустройства. При этом законодатель не дает самого определения понятия «благоустройство». Это понятие раскрывается на уровне муниципальных правовых актов. Например, согласно решению Омского городского Совета от 25 июля 2007 г. N 45 «О правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска» под благоустройством территории города понимается совокупность работ и мероприятий, направленных на создание благоприятных, здоровых и культурных условий жизни и досуга населения на территории г. Омска. Такие формулировки не позволяют в полном объеме определить полномочия муниципалитетов в той или иной сфере общественных отношений. На проблему использования законодателем различных ключевых терминов, в том числе «организация», ученые уже обращали внимание <1>. Верховный Суд РФ в одном из своих определений отметил, что «организация благоустройства означает не что иное, как осуществление благоустроительных мероприятий, в том числе и озеленение поселения и городского округа, но с соблюдением установленных правил, предъявляемых действующим законодательством в этой сфере» <2>. ——————————— <1> См.: Бялкина Т. М. Проблемы правового регулирования компетенции местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. N 3. С. 39. <2> Определение Верховного Суда РФ от 30 мая 2007 г. N 50-Г07-12 // СПС «КонсультантПлюс».

Несмотря на данное Верховным Судом разъяснение, в некоторых случаях госорганы вопреки положениям закона, закрепляющим вопросы местного значения, пытаются осуществлять регулирование в сфере проведения благоустроительных мероприятий. Так, в соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к компетенции поселений отнесена организация установки указателей с названиями улиц и номерами домов. В развитие данного положения принято Постановление мэра г. Омска от 16 августа 2007 г. N 672-п «О порядке установления почтово-адресной нумерации объектам капитального строительства на территории города Омска». В тот же момент согласно п. 3.5.1 Постановления Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» на фасадах жилых зданий домов в соответствии с проектом, утвержденным городской (районной) архитектурной службой, размещаются указатели наименования улицы, переулка, площади и пр. Таким образом, на сегодняшний день органы местного самоуправления лишены реальной возможности осуществлять контроль в сфере благоустройства. Данные мероприятия вправе осуществлять государство в лице своих органов. Совершенно справедливо в свое время отмечал князь А. Васильчиков: «Ставить починку мостов, исправление дорог, — писал он, — призрение бедных, продовольствие голодных в зависимость от того же начальства, которое объявляет войну, заключает трактаты, издает законы и заправляет финансами, — значит смешивать два действия, требующие совершенно различных способностей; от этого смешения происходит то, что в централизованных государствах местные интересы приносятся в жертву общим и совершенно теряются из виду» <3>. ——————————— <3> Васильев В. И. О функциональном назначении местного самоуправления.

На наш взгляд, благоустройство является вопросом местного значения и контроль за исполнением соответствующих правил должны осуществлять органы местного самоуправления.

——————————————————————