Защита юридических лиц, оказывающих содействие правоохранительным органам в выявлении, пресечении фактов коррупции и в расследовании уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности
(Иванов И. С.) («Административное право и процесс», 2011, N 7)
ЗАЩИТА ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ОКАЗЫВАЮЩИХ СОДЕЙСТВИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМ ОРГАНАМ В ВЫЯВЛЕНИИ, ПРЕСЕЧЕНИИ ФАКТОВ КОРРУПЦИИ И В РАССЛЕДОВАНИИ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
И. С. ИВАНОВ
Иванов Иван Сергеевич, начальник Уголовно-правового управления Правового департамента МВД России, кандидат юридических наук.
Систему мер по обеспечению законных прав и интересов потерпевших, свидетелей и других участников уголовного судопроизводства, включающую меры по обеспечению безопасности данных лиц, устанавливает Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», а также другие нормативные правовые акты Российской Федерации.
Ключевые слова: защита, коррупция, юридические лица, правоохранительные органы, административный ресурс.
Protection of juridical persons rendering assistance to law-enforcement agencies in detection, suppression of facts of corruption and in investigation of criminal cases on crimes of corruption character I. S. Ivanov
The system of measures with regard to ensuring legitimate rights and interests of complainants, witnesses and other participants of criminal judicial proceeding including the measures with regard to ensuring security of these persons is established by Federal law of 20 August, 2004 N 119-FZ «On State Protection of Complainants, Witnesses and Other Participants of Criminal Judicial Proceeding» and also other normative acts of the Russian Federation.
Key words: protection, corruption, juridical persons, law-enforcement agencies, administrative resources.
В целях защиты от дискриминации и репрессивных мер в отношении лиц, добросовестно сообщающих о предполагаемых актах коррупции, страны «Группы двадцати» <1> к концу 2012 г. взяли на себя обязательства осуществлять правила по защите таких лиц. С этой целью, опираясь на имеющийся опыт работы таких организаций, как ОЭСР и Всемирный банк, эксперты «Группы двадцати» изучат и обобщат действующие законы и правоприменительную практику в области защиты лиц, сообщающих информацию, и предложат наилучшие виды практики и законы по защите указанных лиц <2>. ——————————— <1> Решение об организации международного форума «Группа двадцати» (G20) было принято на встрече министров финансов и председателей центральных банков стран «Группы семи» в Вашингтоне 25 сентября 1999 г. Идея создания «Группы двадцати» обусловлена принятым на встрече лидеров «Большой семерки» в Кельне в июне 1999 г. решением установить неформальный механизм для диалога по ключевым вопросам экономической и финансовой политики между системообразующими странами мира с целью достижения стабильного и устойчивого роста мировой экономики на благо всех стран. Учредительная конференция министров финансов и управляющих центральными банками «Группы двадцати» состоялась 15 — 16 декабря 1999 г. в Берлине. Конференция определила, что «Группа двадцати» является неформальной организацией, объединяющей страны из разных регионов мира и с разным уровнем хозяйственного развития, а также ведущие международные финансовые организации на основе заинтересованности в коллективном решении важнейших мировых экономических и финансовых проблем. Всего на страны «Группы двадцати» приходится свыше 85% мирового ВВП. В них проживает свыше 60% населения мира, причем 66% беднейшего населения также приходится на эти страны. <2> URL: http:// news. kremlin. ru/ ref_notes/ 771.
Российской Федерацией как полноправным членом G20 принимаются меры по реализации указанного решения, изложенного в приложении III к Декларации саммита «Группы двадцати». Систему мер по обеспечению законных прав и интересов потерпевших, свидетелей и других участников уголовного судопроизводства, включающую меры по обеспечению безопасности данных лиц, устанавливает Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», а также другие нормативные правовые акты Российской Федерации. В деятельности правоохранительных органов имеется практика применения в установленном законом порядке мер государственной защиты юридических лиц, оказывающих содействие правоохранительным органам в выявлении, пресечении и расследовании уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности <3>. ——————————— <3> Далее — юридические лица, оказывающие содействие правоохранительным органам.
Вместе с тем в случае оказания воздействия на предпринимательскую деятельность со стороны представителей органов государственной исполнительной власти правоохранительным органам приходится действовать индивидуально, исходя из складывающейся ситуации. Так, с ноября 2009 г. по апрель 2010 г. во Владимирской области правоохранительными органами осуществлялись меры государственной защиты в отношении директора ООО «Ф» Х., являющегося потерпевшим по уголовному делу, возбужденному СУ СК при прокуратуре Российской Федерации по Владимирской области в отношении Я. — депутата Совета народных депутатов муниципального образования города, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК). Проведенный комплекс мер способствовал отказу обвиняемого от проведения в отношении Х. противоправных деяний, в связи с чем меры государственной защиты были отменены. В августе 2010 г., после окончания судебного процесса, Я. через главу города Г. инициировал прекращение с Х. договорных отношений по аренде муниципального здания. Предпринятые сотрудниками правоохранительных органов попытки воздействовать на главу города Г. оказались безуспешными. В настоящее время в рамках проводимых комплексных мероприятий по оздоровлению криминальной обстановки в городе сотрудниками проведена беседа с Г., по результатам которой он отказался от своих намерений воспрепятствовать предпринимательской деятельности Х. Другим способом защиты юридических лиц, оказывающих содействие правоохранительным органам, является временное отстранение от должности в порядке, предусмотренном ст. 114 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК), должностных лиц органов исполнительной власти, проходящих по уголовным делам о преступлениях коррупционной направленности. Так, по уголовному делу, возбужденному в июле 2008 г. Следственным управлением при МВД по Республике Карелия (далее — СУ при МВД по Республике Карелия) по материалам МВД по Республике Карелия по факту ограничения и недопущения конкуренции со стороны должностных лиц Министерства сельского, рыбного хозяйства и экологии Республики Карелия, имело место применение «административного ресурса», выразившееся в инициировании проверки на соответствие требованиям природоохранного законодательства деятельности фирмы ООО «Р», оказавшей содействие в выявлении данного преступления. По ходатайству СУ при МВД по Республике Карелия должностное лицо Правительства Республики Карелия П. решением суда было отстранено от занимаемой должности на период расследования уголовного дела. УВД по Омской области в ходе оперативного сопровождения уголовного дела, возбужденного в феврале 2009 г. Следственным управлением при УВД по Омской области в отношении организованной группы, состоящей из должностных лиц территориального подразделения федерального органа исполнительной власти по Омской области М. и А., получена информация о воспрепятствовании гражданином А. предпринимательской деятельности лиц, проходящих по данному уголовному делу в качестве свидетелей. В результате принятых мер в отношении его была избрана мера пресечения — арест, вследствие чего давление на предпринимателей было устранено. В ходе дальнейшего расследования уголовного дела раскрыто 11 эпизодов преступной деятельности с квалификацией «совершено организованной группой». В августе 2010 г. М. и А. осуждены к 6 годам лишения свободы каждый. Вместе с тем практика работы органов внутренних дел по выявлению и пресечению преступлений коррупционной направленности свидетельствует о наличии проблем, препятствующих действенной защите юридических лиц, оказывающих содействие правоохранительным органам. Так, например, после возбуждения в 2007 г. уголовного дела в отношении руководителя негосударственной некоммерческой организации одного из городов Московской области Т., получившего по предварительному сговору с главой администрации города взятку в особо крупном размере, высокопоставленными должностными лицами города были созданы административные барьеры для осуществления предпринимательской деятельности ООО «С», принимавшим участие в выявлении данного преступления, что привело к банкротству указанного предприятия. В 2008 г. сотрудниками ГУВД по г. Москве при получении взятки за продление договора об аренде помещений с ООО «А» задержан помощник проректора высшего учебного института К. Первоначально уголовное дело в отношении гражданина К. было возбуждено по признакам преступления, предусмотренного частью четвертой ст. 290 УК, однако при направлении в суд преступление было переквалифицировано по ст. 159 УК, что позволило К. продолжить работу в прежней должности <4> и в последующем устранить заявителей с арендуемых площадей. ——————————— <4> Санкция ст. 159 УК РФ не предусматривает лишения права занимать определенные должности.
Другим примером может служить уголовное дело, возбужденное в июле 2008 г. СУ СК при прокуратуре Российской Федерации по Калининградской области по материалам УВД по Калининградской области по признакам преступления, предусмотренным частью четвертой ст. 290 УК, в отношении сотрудников подразделения территориального федерального органа исполнительной власти по Калининградской области, действовавших в составе организованной преступной группы и получивших взятки от коммерческих директоров ООО «Д» и ООО «П». В свою очередь, руководство территориального федерального органа исполнительной власти по Калининградской области направило действия подчиненных структур на противодействие объективному расследованию данного уголовного дела, а также на воспрепятствование коммерческой деятельности ООО «Д» и ООО «П». Так, было дано негласное указание осуществлять государственные функции для ООО «Д» и ООО «П» в последнюю очередь, использовать различные предлоги для отказа в реализации таких функций. В свою очередь, сотрудники органа исполнительной власти неоднократно пытались привлечь руководство данных фирм к ответственности за нарушение установленных правил и административного законодательства, вплоть до незаконного изъятия дорогостоящего оборудования данных предприятий. В связи с неправомерными действиями сотрудников органа исполнительной власти коммерческим директором ООО «П» были поданы заявления в СУ СК при прокуратуре Российской Федерации по Калининградской области, прокуратуру Калининградской области, а также в транспортную прокуратуру. По результатам проверки, проведенной органами прокуратуры, факты, указанные заявителем, частично подтвердились, но к уголовной ответственности должностные лица, препятствующие предпринимательской деятельности, привлечены не были. С учетом изложенного представляется целесообразным проработать вопросы законодательного и нормативного правового регулирования вопросов защиты юридических лиц, оказывающих содействие правоохранительным органам. При этом должны быть учтены аспекты деятельности, направленной на противодействие коррупции, в случаях, если незаконное денежное вознаграждение (взятка, коммерческий подкуп) требовалось с лица за совершение законных либо незаконных действий. Для разрешения вопросов, препятствующих получению соответствующей услуги (разрешений и иных документов), представляется целесообразным использовать созданные при прокуратурах субъектов Российской Федерации общественные советы по защите малого и среднего бизнеса. Кроме того, анализ действующего законодательства свидетельствует о необходимости решения проблемы, связанной с привлечением юридических лиц к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные ст. 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП). В соответствии с диспозицией данной нормы юридическое лицо подлежит привлечению к административной ответственности за передачу незаконного денежного вознаграждения, в том числе и в случае, если в отношении его имели место факты вымогательства взятки (подкупа), что не способствует активному обращению предпринимателей в правоохранительные органы и в конечном итоге выявлению и пресечению фактов коррупции. В этой связи резонно рассмотреть вопрос о дополнении ст. 19.28 КоАП соответствующим примечанием, аналогичным примечанию к ст. 204 УК, о том, что юридические лица, совершившие деяние, предусмотренное ст. 19.28 КоАП, освобождаются от административной ответственности, если в отношении их имело место вымогательство и они добровольно сообщили о подкупе в правоохранительные органы. Также представляется целесообразным в целях обеспечения действенной защиты юридических лиц, оказывающих содействие правоохранительным органам, рассмотреть вопросы об изменении действующего законодательства в части, касающейся: — обязательного отстранения должностных лиц, совершивших преступления коррупционной направленности, в порядке, предусмотренном ст. 114 УПК, от исполнения своих обязанностей; — законодательного установления обязанности органов прокуратуры по гражданско-правовой защите юридических лиц, рассмотрения законности проведения проверок, осуществляемых контрольно-надзорными органами в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся потерпевшими по уголовным делам коррупционной направленности, на период расследования уголовного дела; — продолжения работы по устранению необоснованных запретов и ограничений в различных сферах экономической деятельности, оптимизации и конкретизации полномочий контрольно-надзорных органов, а также обеспечения объективности при подготовке и проведении конкурсов, заключении государственных и муниципальных контрактов.
——————————————————————