Теоретические основы административно-правовых режимов в сфере оборота оружия и взрывчатых веществ
(Долгополов А. А.) («Российский следователь», 2005, N 8)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ РЕЖИМОВ В СФЕРЕ ОБОРОТА ОРУЖИЯ И ВЗРЫВЧАТЫХ ВЕЩЕСТВ
А. А. ДОЛГОПОЛОВ
Долгополов А. А., начальник УЛРР ГУВД Краснодарского края, кандидат юридических наук, полковник милиции.
Понятие «режим» имеет широкое значение, в том числе режим — это установленный распорядок жизни, совокупность правил, мероприятий, норм для достижения какой-либо цели <*>. В отношении административно-правового режима можно полагать, что он при помощи юридических средств выполняет задачи, целью которых является достижение социально значимых результатов в области государственного управления. ——————————— <*> Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. С. 1109.
Чем вызвано существование административно-правовых режимов в юридической науке и практике? Известно, что любые социально значимые общественные отношения, правовое положение субъектов и объектов этих отношений урегулированы нормами права, тем не менее теория и практика показывают, что общепринятый подход в правовом регулировании этих отношений в отдельных случаях не в полной мере отвечает потребностям общества. В сложившейся правовой системе государством в целях защиты субъектов правоотношений от каких-либо противоправных действий или бездействия установлена соответствующая юридическая ответственность и карательные санкции к правонарушителям. Вместе с тем реалии социальной жизни показывают, что некоторые деяния, не являющиеся, по сути, ни проступком, ни преступлением, в определенных условиях могут привести к общественно опасным последствиям. К таким условиям можно отнести: стихийные бедствия; военное положение; взаимоотношения по поводу опасных предметов, веществ, объектов и ряд других. Так, перевозка любых предметов в качестве товаров разрешена и не требует дополнительных разрешений помимо общепринятых учетно-финансовых документов. Но если таким товаром являются, предположим, взрывчатые вещества, то действия, с точки зрения обеспечения безопасности вполне допустимые по отношению к другим предметам (например, неосторожное обращение с перевозимым грузом), в данном случае могут нанести огромный вред окружающим. Следовательно, общество обязано оградить себя от возможного негативного проявления свойств опасных предметов путем введения дополнительных правил, которые, по сути, являются правовыми мерами предосторожности от возможного вредного воздействия опасных предметов либо веществ при неправомерном или неправильном их использовании. То есть имеет место объективная необходимость в правовой регуляции не только деяния как такового, а деяния, совершаемого в условиях существующей или возможной повышенной опасности. В регулировании такого вида правоотношений для достижения поставленной цели — обеспечения гарантированного исполнения соответствующих норм и правил — необходимо установление в праворегуляции определенного правового режима. Государственные органы в таких условиях путем введения определенных ограничений обязаны при любых обстоятельствах не допустить наступление вредных последствий. В данном случае требуется императивное, властно-приказное упорядочение организации деятельности субъектов и объектов правоотношений, формирование устойчивого правового порядка их функционирования, что регулируется административно-правовыми нормами. Однако методы правового регулирования отношений, которые допускают правомерное или неправомерное (хотя и под угрозой привлечения к ответственности) поведение по усмотрению субъектов регуляции, являются недостаточными. Поэтому для решения таких социально значимых задач, целью которых является неотвратимость реализации нормативно-правовых и управленческих актов, должны образовываться соответствующие юридические конструкции, охватывающие все уровни административно-правовых (управленческих) отношений, устанавливающие соответствующие запреты, разрешения, дозволения, позволяющие объединить совокупность нормативно-правовых актов, инструкций, иные требования, направленные на обеспечение гарантированного достижения юридической цели — правомерного поведения субъектов правоотношений. В такого рода административно-правовых отношениях, как правило, принимают участие значительное число субъектов, в том числе обеспечивающих реализацию указанных выше правил, взаимоотношения которых также должны быть соответствующим образом урегулированы с достаточной степенью точности и четкости, а целью такой регуляции является достижение правопорядка, обеспечение безопасности общества. В такой ситуации, безусловно, возникает вопрос о создании определенных ограничений в свободе действий или в обращении с какими-либо предметами, поэтому в систему режимных правоотношений включаются государственные органы (лицензирующие, разрешительные, контролирующие и др.). Взаимоотношения по поводу создания определенного уровня ограничений, кроме правовых норм, могут регулироваться также социальными нормами (функциональными обязанностями отдельных должностных лиц, инструкциями, правилами), организационными мерами, обеспечиваться материальными ресурсами (специальными помещениями, охранным оборудованием, оружием и т. п.), техническими нормами, которые определяют порядок эксплуатации техники, всевозможные технические и технологические стандарты, существенную роль играет кадровое обеспечение. Речь идет о юридической конструкции потому, что структура всего массива правового материала, обеспечивающего правомерное поведение субъекта регуляции, должна быть соответствующим образом согласована по основным своим элементам: правовым средствам, которыми достигается режимная цель; правовым статусам субъектов и объектов правоотношений; системам организационных, технических, материальных гарантий, обеспечивающих реализацию правовых установлений; внутрисистемной информационной обеспеченности; правовым гарантиям реализации режима (уголовная, административная, иная ответственность за нарушение режимных правил или установлений). То есть должен быть установлен правовой механизм, способный обеспечить эффективную реализацию различных предписаний, в том числе и правовых, направленных на охрану общественных отношений от противоправного поведения субъектов правоотношений. Таким образом, можно полагать, что когда требуется создать систему правового регулирования в отношении многих субъектов, когда должно быть обеспечено безусловное выполнение предписаний правовых норм, когда необходима жесткость юридического регулирования, направленная на образование достаточно существенных ограничений, запретов, стимулов, образуемых комплексом правовых средств, тогда эту социальную потребность в правовом регулировании общественных отношений выражают в такой юридической конструкции, как административно-правовой режим. Юридические конструкции являют собой наиболее развитый уровень правовой материи. Причем такой уровень, когда соответствующие структуры (юридической конструкции) уже сами по себе обладают качеством правовой нормативности, притом нормативности высокого порядка, непосредственно выраженной, надо добавить, в содержании юридического регулирования во всех разновидностях (семьях) юридических систем <*>. В определенной степени своеобразие юридических конструкций зависит от области права, ее предмета. Так, в области публичного права в соответствии с особенностями самой его государственно-властной природы сложилась своего рода «генеральная» модельная схема. Ее составляющие: а) императивное веление компетентно-властного органа; б) обязанность «субъекта подчинения» исполнить веление; в) контроль и надзор за исполнением; г) формы и порядок обжалования <**>. ——————————— <*> Алексеев С. С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М., 2002. С. 241. <**> См.: там же. С. 250.
В процессе образования юридических конструкций административно-правовых режимов важным является вопрос о приоритетах их правового воздействия, требуется четко уяснить, чьи интересы они должны обеспечивать. С. С. Алексеев отмечает, что при анализе права с широких научных позиций (не связанном «заданными параметрами», в частности, одним лишь нормативным видением права) оказывается, что в центре юридической материи, все «пространство» которой будто бы плотно заполнено запретами, обязанностями, ответственностью, иными реалиями государственно-принудительного порядка, — в центре этой чуть ли не «милицейско-карательной материи» находятся субъективные права <*>. ——————————— <*> Алексеев С. С. Указ соч. С. 313.
Основываясь на изложенном концептуальном подходе к роли права в обществе как инструментария реализации и защиты субъективных прав, можно констатировать, что появление в науке и практике понятия административно-правовой режим связано прежде всего с необходимостью обеспечить достаточно эффективную защиту прав и свобод человека, интересов общества, которые в определенных социальных ситуациях могут быть поставлены под угрозу, а обычные средства правового регулирования общественных отношений оказываются неэффективными. При практически одинаковых подходах в обосновании необходимости образования правовых режимов, в том числе и административно-правовых, в юридической литературе имеют место различные взгляды на понятие правового режима. Так, Морозова Л. А. полагает, что правовой режим — это результат регулятивного воздействия на общественные отношения системы (определенного набора) юридических средств, присущих конкретной отрасли права и обеспечивающих нормальное функционирование данного комплекса общественных отношений <1>. У В. В. Ласточкина мы находим определение административно-правового режима как совокупности правовых установлений и необходимых организационных управленческих мероприятий, обеспечивающих порядок реализации отдельными гражданами своих соответствующих прав и обязанностей, а также такой порядок деятельности государственных органов и общественных объединений, который наиболее адекватно отвечает интересам обеспечения безопасности и охраны общественного порядка на данном строго ограниченном участке государственного управления <2>. И. С. Розанов рассматривает административно-правовой режим как совокупность правовых и организационно-технических мер, используемых в сфере безопасности, представляющий собой юридико-организационный институт <3>. Правовой режим представляется также в виде распорядка действий права, создающего конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права <4>. В. Б. Рушайло, рассмотрев ключевые позиции правового режима, делает вывод: можно заключить, что правовым режимом является основанная на единых правовых принципах и установленная законодательством система правового воздействия, использующая специфические юридические формы и методы воздействия на общественные отношения <5>. Дается также понятие правового режима как официально установленного особого порядка правового регулирования, отражающего совокупность юридических и организационных средств, используемых для закрепления социально-правового состояния объектов воздействия и направленный на обеспечение их устойчивого функционирования <6>. С. С. Маилян отмечает, что сущность управленческих режимов — в особом организационном проявлении объективных закономерностей управления, обеспечивающих достижение его целей, поддержание устойчивого состояния системы управления и протекающих в ней управленческих процессов в условиях открытости систем социального управления и их активного взаимодействия с окружающей средой <7>. Этот перечень понятий можно было бы продолжать, но и так очевидно, что правовые режимы выполняют достаточно широкие задачи в праве, социальной жизни, и поэтому могут иметь место различные определения в зависимости соответственно от их правовой, государственной, социальной функции. ——————————— <1> Морозова Л. А. Конституционное регулирование в СССР. М., 1985. С. 123. <2> Ласточкин В. В. Административно-правовые режимы и охрана Государственной границы. М., 1999. С. 55 — 56. <3> Розанов И. С. Административно-правовые режимы по законодательству Российской Федерации, их назначение и структура // Государство и право. 1996. N 9. С. 84. <4> Матузов Н. И., Малько А. В. Правовые режимы: понятие и виды // Право и политика: современные проблемы соотношения и развития. Воронеж, 1996. С. 14. <5> Рушайло В. Б. Административно-правовые режимы. М., 2000. С. 16. <6> Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право. М., 2004. С. 422. <7> Маилян С. С. Административно-правовые режимы в теории административного права и практике государственного управления правоохранительной деятельностью. М., 2002. С. 183.
В таком правовом явлении, как административно-правовой режим, следует выделить два основных понятия, которые отражают его юридическую сущность. Это прежде всего те социально-значимые цели, ради достижения которых, собственно, и образуются административно-правовые режимы, а также правовые средства, при помощи которых решается задача достижения поставленных целей. В широком смысле цель — это конечное желание, стремление, намерение, чего кто силится достигнуть. Без цели ничего не делают. Цель, начало или корень дела, побуждение, за ним идет средство, способ вершить дело <*>. ——————————— <*> Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 4. М., 2003. С. 578.
Юридическая цель имеет свои специфические свойства и признаки. Главной ее особенностью является то, что она ставится в сфере общественных отношений. Основной целью в регулировании общественных отношений с использованием правовых средств является обеспечение правопорядка. Субъектом, непосредственно порождающим юридическую цель, является главным образом государство в лице своих правотворческих органов. Именно государство — основной источник правовых ориентиров, так как преимущественно посредством его воли различные общественные устремления воплощаются в специфическую правовую форму. Все остальные субъекты целереализационного процесса — исполнительные органы государственной власти, должностные лица, организации, граждане и т. п. — строго говоря, лишь достигают юридическую цель, но не устанавливают ее <*>. ——————————— <*> Малько А. В. Шундиков К. В. Цели и средства в праве и правовой политике. Саратов, 2003. С. 46.
Реализация поставленной цели в общественных отношениях — сложный структурный процесс и, как правило, многоэтапный. Этот процесс охватывает правовые средства, методы их реализации, условия, которые необходимо образовать для достижения цели. Важным фактором при реализации социально значимых целей является эффективность правовых средств, при помощи которых они достигаются, причем выбор вида правовых средств во многом зависит от сущности достигаемой цели. Юридическая цель административно-правовых режимов — это та идеальная правовая модель, достижения который планирует государственный орган, наделенный правом издавать нормативно-правовые акты, для защиты наиболее значимых общественных интересов. Причем юридическая цель административно-правовых режимов должна отражаться в правовых средствах, оказывать регулирующее воздействие на общественные отношения и добиваться желаемого социально значимого результата при помощи соответствующих правовых средств. Целью административно-правовых режимов, как правило, является: закрепление социально-правового состояния объектов воздействия; обеспечение эффективности государственной управленческой деятельности; правовое регулирование взаимоотношений между участниками управленческих отношений с учетом их административно-правовых статусов; реализация нормативно-закрепленной совокупности правил, подлежащих неукоснительному соблюдению субъектами правоотношений. Другое понятие, которое характеризует административно-правовой режим — это правовые средства. Средство как таковое, определяется как прием, способ действия для достижения чего-нибудь <*>. ——————————— <*> Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1998. С. 760.
Правовые средства — предельно общая универсальная правовая категория. Здесь перед нами вся материя права — и та, которая выражена в юридических нормах, и та, которая юридическими нормами не охватывается и при всей связи с нормами не может быть к ним сведена. Правовые средства, отличающиеся принудительным характером, потому и обособляются в устойчивые «реальности», что в них заложены такие возможности, которые позволяют справиться с трудностями, преодолеть препятствия, обеспечить решение «того, во имя чего» потребовалось позитивное право — решение назревшей жизненной ситуации на «началах права» <*>. ——————————— <*> Алексеев С. С. Указ. соч. С. 188.
Кроме того что юридические средства основываются на правовых нормах, имеют соответствующую юридическую форму, их воздействие влечет соответствующие правовые последствия в социальной сфере. Правовые средства административно-правовых режимов для достижения цели могут сочетаться в комплексе с неюридическими средствами (организационными, экономическими, информационными, материально-техническими и т. п.). В огромном наборе юридических средств административно-правовых режимов следует выделить их два основных массива: юридические средства, образуемые нормативными правовыми актами (законы, постановления Правительства и т. п.); юридические средства — акты реализации прав и обязанностей, установленные правом (приказы, заявления, акты обследования, предписания и т. п.), то есть действия (бездействия) по соблюдению, исполнению, использованию, применению правовых норм. Именно вторая категория юридических средств (правореализующих) административно-правовых режимов, как правило, приводит в действие правоприменительный механизм, обеспечивает достижение правовой цели. Любая правовая норма образуется для того, чтобы определить правила должного поведения, обеспечить юридическую защиту определенных субъектов и объектов правоотношений. Нормы права рассматриваются как установленные и обеспеченные государством правила поведения людей по отношению друг к другу, как указатель, какие поступки они должны или могут совершать, а какие нет, а также иные юридические правила, определяющие общие организационные основы и принципы регулирования человеческого поведения <*>. ——————————— <*> Марченко М. Н. Теория государства и права. М., 2004. С. 570.
Правовое регулирование, то есть регулирование общественных отношений посредством комплекса юридических средств, направленное на достижение определенного правового результата в социальной сфере, неотделимо от понятия механизм правового регулирования. Право, чтобы стать реальностью, должно иметь внешнее выражение, которое называют формами либо источниками права, то есть выраженные в письменной форме решения государственных органов, содержащие нормы права. В свою очередь, нормы права, приводя в действие механизм правового регулирования, определяют правила поведения регулируемых субъектов, их правовое положение, взаимные права и обязанности, ответственность за противоправное поведение. Итогом регулятивного воздействия права, то есть продуктом его реализации, является должное, правомерное поведение объекта правоприменения, соблюдение им правил, иных установлений, в результате чего обеспечивается правопорядок. На первый взгляд понятия «правовой механизм» и «правовой режим» имеют схожие определения и близки по своему содержанию. Однако данные научные категории все же обозначают достаточно самостоятельные юридические реальности. Правовой режим по своему объему и инструментальной структуре есть гораздо более сложное явление по сравнению с правовым механизмом. Если правовой механизм — это сугубо инструментальная субстанция, особый «набор» (как правило, достаточно большой) нескольких правовых инструментов, то правовой режим — это более обширный комплекс правовых средств, включающий множество отдельных правовых инструментов, механизмов, охватывающий определенный набор методов и типов правового регулирования <*>. Правовой режим в отличие от правового механизма помимо достижения цели направлен на регуляцию отношений, связанных с обеспечением функционирования самого правового режима. ——————————— <*> Малько А. В., Шундиков К. В. Указ. соч. С. 89.
Применяемые юридические средства в зависимости от предмета правового регулирования всегда принадлежат к конкретной отрасли права. Как категория административного права (права государственного управления) административно-правовой режим образуется прежде всего для обеспечения управленческого воздействия субъекта управления на объект управления при помощи юридических средств. К режимным юридическим средствам могут быть отнесены: нормативные правовые акты; нормативные предписания; правоприменительные акты; акты реализации прав и обязанностей субъектов правоотношений; юридические санкции. Применение того или иного комплекса из указанного перечня юридических средств будет зависеть от цели, которую требуется достигнуть путем воздействия административно-правового режима. Если административно-правовой режим нацелен на обеспечение безопасности, недопущение, предотвращение противоправных действий, то в его основе должны быть заложены: правовые ограничения запреты санкции, иные принудительные меры. Что касается оружия, взрывчатых веществ, то они необходимы для жизнедеятельности общества, имеют соответствующие полезные свойства (охранная, производственная и другая деятельность). Вместе с тем бесконтрольное обращение с этими предметами либо объектами их хранения может создать угрозу безопасности личности, общества и государства как при умышленных действиях, так и в случае неосторожного обращения. Поэтому общество в лице государственных органов при помощи правовых средств обязано образовать такие условия, при которых права граждан были бы защищены от последствий противоправного использования оружия и взрывчатых веществ. Соответственно государство с учетом опасных свойств оружия и взрывчатых веществ должно выработать определенные правовые методы для защиты субъективных прав граждан, интересов общества, которые по эффективности достижения цели — правомерного поведения, должны превосходить способы регуляции правовых отношений по поводу иных субъектов и объектов. Каждый объект правоотношений обладает совокупностью определенных свойств, некоторые из которых обуславливают специфику, характер и предмет правового регулирования. Так, правовое регулирование общественных отношений по поводу владения, пользования и распоряжения какой-либо вещью определяется ее естественными свойствами, зависит от ее специального и экономического назначения, строится с учетом ее ценности, общественных интересов и т. д. <*>. ——————————— <*> Гражданское право. Часть 1 / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. М., 1998. С. 206.
Основным свойством оружия и взрывчатых веществ как объектов правоотношений является, как мы отметили, их потенциальная опасность. На обеспечение условий безопасного для субъективных прав граждан и общества оборота оружия и взрывчатых веществ влияет множество факторов, относящихся к различным сферам социальной жизни общества: это соблюдение условий безопасного хранения, ношения, транспортирования, использования, применения, торговли, передачи и ряда других. В правовых отношениях по поводу оборота оружия и взрывчатых веществ участвуют достаточно большое число субъектов, включая физических, юридических лиц, государственные органы (в том числе лицензирующие, контролирующие и др.), что требует комплексного подхода к правовому регулированию оборота оружия и взрывчатых веществ. Применительно к различным общественным и социальным условиям используется комплекс различных правовых средств для обеспечения эффективности правового воздействия на субъекты правоотношений по поводу оборота оружия и взрывчатых веществ. Государственные органы обязаны обеспечить неотвратимость правомерного поведения субъектов правоотношений в сфере оборота оружия и взрывчатых веществ, поэтому правовая регуляция таких отношений может осуществляться только посредством административно-правовых режимов. Юридические конструкции административно-правовых режимов, регулирующих оборот оружия и взрывчатых веществ, должны быть построены таким образом, чтобы сферой правового регулирования охватывались субъекты, объекты этих правоотношений, а также чтобы соответствующим образом были выстроены их правовые статусы. Если не обеспечить указанные условия правового воздействия на оборот оружия, взрывчатых веществ, то основная потребность общества, из-за которой образовываются административно-правовые режимы, — безусловное достижение определенной цели при помощи юридических средств не будет реализована. Например, Закон Российской Федерации от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии», Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», которыми осуществляется правовое регулирование в сфере оборота оружия, а также определяется правовое положение субъектов и объектов, участвующих в его обороте, устанавливают, что гражданин, претендующий на право приобретения гражданского оружия, обязан представить в орган внутренних дел медицинское заключение о результатах освидетельствования у врачей-специалистов, которое наряду с исполнением других требований дает право на приобретение оружия. Разрешение, выдаваемое органом внутренних дел на право хранения и использования оружия действительно 5 лет, в течение которых у владельца оружия могут наступить изменения в состоянии здоровья, не позволяющие владеть оружием по медицинским показаниям, что влечет за собой аннулирование разрешения на право хранения и ношения оружия и его изъятие. Однако орган внутренних дел об этой правовой ситуации узнает только тогда, когда наступит время продления срока действия разрешения на право хранения оружия и свою функцию по своевременному изъятию теперь уже необоснованно хранящегося оружия не выполнит. Следовательно, юридическая конструкция административно-правового режима допуска физических лиц к оружию, не учитывающая правовой статус одного из субъектов правоотношений — органов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также не обеспечивающая правовое регулирование взаимодействия двух субъектов правоотношений — органов внутренних дел и лечебно-профилактических учреждений, не достигнет того результата, ради которого был образован этот административно-правовой режим, вследствие чего режим в полном объеме реализован не будет. Очевидно, что в целях обеспечения реализации указанного административно-правового режима при помощи соответствующих правовых средств необходимо определить правовой статус лечебно-профилактических учреждений, обязать их ставить на учет граждан, которым выданы соответствующие медицинские заключения, и направлять в установленные сроки в органы внутренних дел информацию, когда эти заключения аннулированы из-за изменений в состоянии здоровья владельцев оружия. Аналогичным образом должно быть организовано взаимодействие лицензионно-разрешительных подразделений и паспортно-визовых служб в органах внутренних дел по обеспечению контроля за порядком хранения гражданского оружия у их владельцев по месту жительства. Нормативной регуляции требует порядок, при котором в случае перемены места жительства владельца оружия либо его смерти информация из паспортно-визовых служб в установленный срок должна поступать в лицензионно-разрешительные подразделения органов внутренних дел для реагирования с учетом изменения правового статуса субъектов правовой регуляции. Таким образом, можно констатировать, что реализовать потребности общества в комплексном правовом регулировании отношений, возникающих по поводу оборота оружия и взрывчатых веществ, обеспечить неотвратимость реализации требований нормативно-правовых актов, регулирующих оборот оружия и взрывчатых веществ, можно только посредством применения комплекса различных правовых средств, оказывающих регулятивное воздействие на общественные отношения, объединенных единой юридической конструкцией. Разработке юридических конструкций административно-правовых режимов в сфере оборота оружия и взрывчатых веществ должна предшествовать тщательная аналитическая проработка всей структуры юридических конструкций, которая должна строиться исходя из социальной цели, определенной для достижения образуемыми административно-правовыми режимами. Путем правового, формально-логического анализа должен быть определен набор правовых средств, которые будут применяться для достижения цели. В юридической конструкции должны быть установлены: методы поддержания постоянного функционирования административно-правового режима; система взаимодействия субъектов режимного обеспечения; обмен между ними информацией об устойчивом функционировании административно-правового режима; их контрольные функции в отношении объектов праворегулирования. В результате должна быть выработана схема прав, обязанностей, ответственности как субъектов правового регулирования, так и объектов регуляции. Юридические конструкции административно-правовых режимов в сфере оборота оружия и взрывчатых веществ, образованные по хорошо выверенной модельной схеме построения юридического, организационного, иного материала, становятся эффективным инструментом социального регулирования, что является главным предназначением права. Планомерный, поэтапный выбор правовых средств, их согласованность между собой является неотъемлемым условием для создания эффективных, функциональных юридических конструкций административно-правовых режимов в сфере оборота оружия и взрывчатых веществ. Причем совершенство самого административно-правового режима будет зависеть не только от основного его правового регулятора — федерального закона, но и от проработанности последующих по уровню нормативных правовых документов — постановлений Правительства РФ, ведомственных нормативных документов, которые должны учитывать основные элементы правоотношений: субъекты, объекты правоотношений; содержание правоотношений (реализацию субъективных прав, осуществление юридических обязанностей); основания правоотношений (правовые нормы, юридические факты); систему юридических гарантий и ответственности, позволяющие в совокупности достигнуть социально значимого результата — правомерного поведения участников правоотношений в сфере оборота оружия и взрывчатых веществ.
——————————————————————