Проблемы определения экстремизма
(Никонов К. О.) («Юридический мир», 2011, N 7)
ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭКСТРЕМИЗМА
К. О. НИКОНОВ
Никонов Кирилл Олегович, адъюнкт Дальневосточного юридического института МВД России.
Работа посвящена вопросам понятия экстремизма, описана его сущность и способы проявления. Дается основание разграничения экстремизма от схожих явлений, таких, как фашизм, национал-социализм, национализм.
Ключевые слова: экстремизм, насилие, радикализм, фашизм, национал-социализм, национализм, терроризм.
Problems of definition of extremism K. O. Nikonov
The article focuses on the issues of concept of extremism, describes its essence and methods of manifestation; gives grounds for delimitation of extremism from such similar phenomena as fascism, national-socialism, nationalism.
Key words: extremism, violence, radicalism, fascism, national-socialism, terrorism.
Изучение проблемы экстремизма с позиции исторического и социального подхода имеет важное значение для анализа его механизма и особенностей в различных условиях. Знание механизма экстремизма в зависимости от социально-политических условий позволит своевременно выявлять предпосылки его возникновения, предупреждать возможные негативные процессы, направлять усилия на наиболее существенные стороны данного явления. Чтобы классифицировать определенное действие как экстремистское либо неэкстремистское, мы должны иметь некую границу, барьер, благодаря которому можно разделить определенные явления. В вопросе, что же является подобным барьером, по нашему мнению, следует согласиться с А. Козловым, считающим, что подобные рамки не нужно придумывать, они существуют в культуре любого человеческого общества <1>. И это естественно, поскольку собственно культура, т. е. вся сумма материальных и духовных ценностей, накопленная тем или иным обществом, есть основа, регулятор поступка каждого конкретного члена данной общности. Подобные установки существуют во всех без исключения социумах, начиная от примитивных (табу, запреты) до современных многотомных уголовных кодексов. По словам того же А. Козлова, современный русский язык, например, содержит вполне определенные выражения, такие, как: «знать предел», «положить предел», «впадать из крайности в крайность» <2>. Во многих культурах роль сдерживающего человека фактора от проявления ненужных страстей, «остроты» играла и играет религия. Особенно это явственно в конфуцианстве с его принципом традиций. Наиболее же четко проявляется в христианской и исламской культуре. Служители этих культов разработали за долгое время целые своды правил поведения человека в обществе, а поскольку обе религии играли (и продолжают играть) важную роль в социальной и государственной жизни, эти правила являются обязательными для исполнения. Вообще способов принуждения или стимулирования великое множество (тот же комсомол в СССР — не что иное, как одно из средств недопущения крайних, острых проявлений, идущих вразрез с культурной традицией советского общества). ——————————— <1> Козлов А. А. Феномен экстремизма. СПб., 2000. С. 81. <2> Козлов А. А. Молодежный экстремизм. СПб., 1998. С. 26.
Таким образом, достижение крайних пределов, тем более выход за них, не является социально одобряемой ценностью. Обществу более всего необходимо постижение большинством его членов глубины, сути объекта, а вовсе не бесконтрольная активность, приносящая главным образом дестабилизацию. Экстремизм (от лат. extremus — крайний) — приверженность к крайним взглядам, мерам <3>. Как черта, характеризующая мировоззрение личности или группы лиц, он может иметь отношение к различным сферам жизни, выражаясь в идеях и действиях. Социальную базу экстремизма составляют маргинальные слои, представители националистических, религиозных движений, недовольные существующей политической реальностью. Впрочем, в многочисленных трудах по данному вопросу ученые не могут прийти к единому мнению по поводу определения экстремизма. Для внесения ясности в содержание понятия «экстремизм» мы полагаем целесообразным рассмотреть несколько типовых подходов, встречающихся в литературе. ——————————— <3> Большой российский энциклопедический словарь. М., 2006. С. 1776.
В большинстве работ как отечественных, так и зарубежных авторов определение сути понятия экстремизма происходит через другое понятие — насилие. С древних времен насилие рассматривалось как неотъемлемая сторона истории человеческого общества, подчеркивалась правомерность его применения в различных ситуациях. При этом классификация того или иного действия как насильственного или ненасильственного, экстремистского или неэкстремистского у различных мыслителей зависела от того, насколько широко они представляли себе рамки допустимости использования насилия для решения тех или иных проблем в политике, экономике, социальной сфере. В современной российской литературе рассматривается насилие физическое, экономическое, психологическое и определяется как «преднамеренное действие, направленное на уничтожение человека (или других живых существ) или нанесение ему ущерба и осуществляемое вопреки его воле» <4>. ——————————— <4> Пугачев В. Курс лекций по политологии. М., 1992. С. 68.
Н. Макиавелли в своем труде «Государь» отводит рассмотрению этой проблемы довольно значительное место. По его мнению, насилие должно (в идеале) быть прерогативой исключительно государства, которое, однако, обязано применять его крайне осторожно, главным образом для предотвращения хаоса в общественной жизни, так как попустительство неизбежно приводит к многократной эскалации насилия <5>. Большое внимание рассматриваемой проблеме также уделяли такие ученые, как П. Сорокин, Г. Тард и др. <6>. ——————————— <5> Макиавелли Н. Государь: Соч. М., 1998. <6> Московичи С. Век толпы. М., 1998. С. 270.
Таким образом, форм применения насилия в обществе известно множество, причем далеко не всегда его применение, даже в массовых масштабах, является злом для общества. В иных случаях подобным образом предотвращались еще более масштабные акты насилия, хотя каждый конкретный случай заслуживает конкретного рассмотрения, зачастую противоборство субъектов является борьбой зла с еще большим злом. Следовательно, не каждый раз проявление насилия мы можем рассматривать однозначно как негатив (т. е. экстремизм), опять же, все зависит от конкретного случая. Далее мы будем рассматривать трактовку понятия экстремизма в работах современных (XX в.) ученых, так как появление понятия относится именно к этому времени. Однако стоит согласиться, что категория «насилие» является решающим в научном определении понятия «экстремизм», потому как, если мы признаем экстремизм как нечто выходящее за грани, нечто осуждаемое обществом, насилие является первым фактором, вызывающим неодобрение. Не ставя ни в коем случае знак равенства между понятиями, мы должны признать, что первое невозможно без второго. В научной литературе нет единого подхода к сути понятия экстремизма. Проще говоря, сколько работ, столько и определений. Собственно, это одна из больших проблем в науке — отсутствие четких и ясных определений. Более того, многие слова благодаря политикам и особенно СМИ, которые широко тиражируют подобные высказывания, утратили свой первоначальный, вполне определенный смысл. Наиболее яркий пример таких трансформаций — понятия: фашизм, национал-социализм, национализм. Отличительным признаком экстремизма является ориентация на захват политической власти или ее дестабилизацию, использование средств и методов борьбы, которые выходят за рамки законных с точки зрения международного или национально-государственного права, включая насильственные методы и террор. Исходя из вышеприведенных фактов, можно сформулировать понятие экстремизма (в его широком смысле). Экстремизм, таким образом, есть проявление активности, деятельность, выходящая за рамки дозволенного и связанная с применением насилия или пропагандой его. В современных определениях экстремизма, дающихся разными авторами, существует довольно широкий спектр мнений. Так, В. В. Устинов описывает экстремизм как социально-политическое явление, считая его формой политической борьбы, характеризующейся отрицанием сложившихся государственных, общественных институтов и структур, стремлением подорвать стабильность и заменить сложившийся порядок в соответствии с собственными властными устремлениями. В. В. Устинов дает также, вслед за О. М. Хлобустовым и С. Г. Федоровым, поведенческую характеристику экстремизма: «Агрессивное поведение (настрой) личности, наиболее существенными внешними проявлениями которого служат нетерпимость к мнению оппонента, ориентированному на общепринятые в обществе нормы; склонность к крайним (силовым) вариантам решения проблемы; неприятие консенсуса, прав личности и ее самоценности» <7>. ——————————— <7> Устинов В. В. Обвиняется терроризм. М.: Олма-Пресс, 2002. С. 16.
Распространенность в последние годы анализируемого явления и необходимость выработки эффективных мер противодействия его развитию вызвали необходимость введения понятия «экстремизм» в контекст международного законодательства. Первая попытка международного закрепления этого понятия была сделана в Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 г., определившей экстремизм как какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение основ конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них <8>. Однако такое определение вряд ли можно признать полностью отражающим существо данного явления. В приведенном определении указываются противоправные деяния, что, естественно, наиболее важно для законодательства, но исчезло указание на сущность явления. Для выработки научного подхода к изучаемому явлению важно как раз выделить сущность, ключевые характеристики данного явления. ——————————— <8> Устинов В. В. Правовое регулирование и механизмы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации: действующая нормативно-правовая база и перспективы ее совершенствования // Государство и право. 2002. N 7. С. 34 — 35.
В свою очередь, определение сущности экстремизма в современной России может вызвать некоторые сложности, так как на сегодняшний день точного определения понятия «экстремизм» нет. Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» лишь содержит перечень действий, которые относятся к экстремистской деятельности. Поэтому в среде исследователей данной проблемы существуют противоречивые мнения в отношении дефиниции «экстремизм». Основными признаками экстремизма, как подчеркивает С. В. Степашин, должны быть политический характер целей, использование насилия или угроза его применения, организованный характер деятельности, неконституционные методы достижения политических целей <9>. ——————————— <9> Степашин С. В. Политический экстремизм как угроза конституционным гарантиям Российского государства и общества // Политический экстремизм в Российской Федерации и конституционные меры борьбы с ним. М., 1998. С. 5.
Во многих публикациях подчеркивается, что важно не путать экстремизм с радикализмом. Так, В. И. Даниленко обращает внимание на несовпадение аналитических концепций, нередко отождествляющих понятия экстремизма и радикализма <10>. Радикализм, преследуя радикальные цели и отказываясь от демократических институтов, не выходит при этом за пределы конституционных рамок в отличие от экстремизма, не ограничивающего себя никакими рамками. ——————————— <10> Даниленко В. И. Радикализм // Современный политологический словарь. М., 2000. С. 723.
На это же указывает и Г. И. Авцинова, которая определяет политический радикализм как теорию и практику, состоящую в отстаивании и применении решительных мер, направленных на осуществление коренных социальных преобразований, на изменение и тотальный, быстрый темп перемен <11>. Однако, по мнению автора, политический радикализм не обязательно крайнее течение в политике. Вместе с тем радикальными являются революционная, террористическая, экстремистская деятельность, радикальным может быть и реформаторство. Другими словами, радикализм не обязательно связан с нарушением законодательства. В то время как экстремизм и его крайняя форма, терроризм, как правило, являются уголовно наказуемыми деяниями. Из этого утверждения можно сделать вывод, что терроризм есть крайняя форма экстремизма, а экстремизм есть крайняя форма радикализма. ——————————— <11> Авцинова Г. И. Радикализм политический // Политическая энциклопедия: В 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 2000. С. 311.
А. С. Грачев указывает на смыкание экстремизма с крайним радикализмом, терроризмом, нигилизмом <12>. ——————————— <12> Грачев А. С. Политический экстремизм. М., 1987. С. 23.
Радикализм может рассматриваться как самостоятельное, отличающееся от экстремизма, явление, поскольку не выходит за установленные законом пределы. Терроризм — деятельность, осуществляемая в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти. То есть средство, используемое экстремистами, а не обособленное явление. Следовательно, терроризм — одна из форм экстремизма. В работе Л. М. Дробижевой и Э. А. Паина взаимоотношение понятий экстремизма и терроризма выражено так: «Терроризм является разновидностью политического экстремизма в его крайнем — насильственном проявлении» <13>. ——————————— <13> Дробижева Л. М., Паин Э. А. Социальные предпосылки распространения экстремизма и терроризма // Социальные и психологические проблемы борьбы с международным терроризмом. М.: Наука, 2002. С. 40.
Нигилизм как непримиримое отрицание чего-либо — более широкое явление, которое может проявляться в различных как экстремистских, так и неэкстремистских формах. Таким образом, применительно к рассматриваемым понятиям нигилизм наряду с прочими формами проявления включает в себя и экстремизм, и радикализм, и терроризм. Таким образом, проанализировав различные подходы, существующие в литературе, мы можем сделать следующий вывод. Во-первых, сущностной стороной экстремизма является насилие, которое является конструирующим элементом данного явления и имеет сложную структуру и различную направленность. Экстремизм как тип насилия является деструктивным, так как приводит к разбалансированности политических основ, норм, разрушению прав и свобод человека. Насилие, которое лишает людей жизни, ущемляет их права и свободы, не может найти всеобщей поддержки и обеспечить длительное преимущество в политической борьбе, так как противоречит интересам народа. Экстремизм может осуществляться одиночками, но их деятельность не имеет такого политического и юридического эффекта, как деятельность организованных структур, хотя в ряде случаев они могут нанести ущерб (например, путем осуществления террористического акта, диверсии и др.). Во-вторых, знание всех отмеченных сторон экстремизма необходимо для организации эффективного противодействия данному явлению. Использование их в практической деятельности государственных органов и спецслужб будет способствовать повышению ее результативности, оздоровлению политической обстановки, решению весьма важных социально-экономических и других задач.
Литература
1. Авцинова Г. И. Радикализм политический // Политическая энциклопедия: В 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 2000. 2. Большой российский энциклопедический словарь. М., 2006. 3. Грачев А. С. Политический экстремизм. М., 1987. 4. Даниленко В. И. Радикализм // Современный политологический словарь. М., 2000. 5. Дробижева Л. М., Паин Э. А. Социальные предпосылки распространения экстремизма и терроризма // Социальные и психологические проблемы борьбы с международным терроризмом. М.: Наука, 2002. 6. Козлов А. А. Феномен экстремизма. СПб., 2000. 7. Козлов А. А. Молодежный экстремизм. СПб., 1998. 8. Московичи С. Век толпы. М., 1998. 9. Макиавелли Н. Государь: Соч. М., 1998. 10. Пугачев В. Курс лекций по политологии. М., 1992. 11. Степашин С. В. Политический экстремизм как угроза конституционным гарантиям Российского государства и общества // Политический экстремизм в Российской Федерации и конституционные меры борьбы с ним. М., 1998. 12. Устинов В. В. Обвиняется терроризм. М.: Олма-Пресс, 2002. 13. Устинов В. В. Правовое регулирование и механизмы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации: действующая нормативно-правовая база и перспективы ее совершенствования // Государство и право. 2002. N 7.
——————————————————————