Возникновение, развитие и понятие экстремизма

(Корнилов Т. А.) («Российский следователь», 2011, N 17)

ВОЗНИКНОВЕНИЕ, РАЗВИТИЕ И ПОНЯТИЕ ЭКСТРЕМИЗМА <*>

Т. А. КОРНИЛОВ

——————————— <*> Kornilov T. A. Arising, development and concept of extremism.

Корнилов Тимур Андреевич, соискатель ВНИИ МВД России, Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, начальник отдела.

В статье рассматриваются причины и условия возникновения экстремизма, появление термина «экстремизм», современное понятие экстремизма.

Ключевые слова: экстремизм, расслоение общества, экстремистские проявления в обществе, база экстремизма, идеологические корни экстремизма.

The article considers the reasons and conditions of arising of extremism, arising of the term of «extremism», contemporary concept of extremism.

Key words: extremism, stratification of society, extremist manifestations in society, base of extremism, ideological roots of extremism.

Как отмечают многие ученые, экстремизм как социальное явление был известен истории еще в первобытнообщинном строе, на заре зарождения человеческого социума. Так, по мнению В. Н. Томалинцева, «экстремизм — явление, которое свойственно каждой исторической эпохе. Об этом красноречиво свидетельствуют жизнеописания древнеримских цезарей, история средневековой инквизиции, история становления капиталистических отношений периода первичного накопления» <1>. ——————————— <1> Томалинцев В. Н. Сущность экстремизма. Особенности его явных и скрытых форм // Феномен экстремизма / Под ред. А. А. Козлова. СПб., 2000. С. 16.

Е. П. Сергун отмечает, что «экстремизм — неизменный спутник российской истории: и во времена самодержавного деспотизма, и в советский период, и на современном этапе существенное место в политическом процессе занимали и занимают экстремистские партии, движения, настроения и действия» <2>. ——————————— <2> Сергун Е. П. Экстремизм в Российской Федерации: уголовно-правовые и криминологические аспекты. Саратов, 2005. С. 16. Об этом см. также: Томалинцев В. Н. Указ. соч. С. 16.

По мнению Ю. М. Антоняна, экстремизм «всегда есть продукт разобщенности общества, которое не обрело или утратило общую идеологию, единые ценности и цели. Он может иметь место в странах, где есть значительные социальные группы людей, весьма недовольных своим экономическим, социальным и духовным положением, считающих себя притесненными и униженными. Он может строиться на межрасовых отношениях (как, например, в США), или этнорелигиозных (например, в России и Франции), или социальных, порождающих состояния подавленности, ненужности, грубо обозначенного неравенства» <3>. ——————————— <3> Антонян Ю. М. Природа экстремизма // Уголовно-правовой запрет и его эффективность в борьбе с современной преступностью: Сборник научных трудов / Под. ред. Н. А. Лопашенко. Саратов, 2008. С. 246.

В. В. Лунеев говорит, что «экстремизм, как та или иная крайность, наблюдается в различных сферах деятельности, который может в зависимости от ситуации получать в обществе позитивную или негативную оценку. Экстрим в науке, литературе, спорте, моде, скульптуре, других видах искусства может привести к переменам, инновациям, новым течениям, новым школам. Поэтому придание экстремизму только негативного и особенно — политически преступного характера, что характерно для современной России, является глубоко односторонним, ошибочным или, по крайней мере, сомнительным уголовно-правовым и криминологическим решением» <4>. ——————————— <4> Лунеев В. В. Российский экстремизм: политика и реалии // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 1998. N 2. С. 29. В. С. Овчинский также обращает внимание на существование самых разных форм экстремизма — от человеконенавистнических до клубов защиты животных и экологии (см.: Овчинский В. С. Экстремисты: от фашистов до экологов // Огонек. 2008. N 51).

Анализ экстремизма как негативного явления позволяет сделать вывод о том, что он является «моделью агрессивного социально-политического общения, построенной на неравенстве его сторон и противопоставлении их интересов (по каким бы то ни было основаниям)» <5>. ——————————— <5> Там же. С. 17.

Ю. М. Антонян также полагает, что с криминологической точки зрения «экстремизм представляет собой агрессивную, защитную по своей природе реакцию наиболее тревожной части населения на неблагоприятные экономические и социальные условия жизни, на ее низкое качество» <6>. ——————————— <6> Антонян Ю. М. Указ. соч. С. 246.

Наряду с этим многие исследователи отмечают, что важной причиной экстремистского, интолерантного, агрессивного отношения выступает психологический барьер «свой — чужой», страх перед непохожим на себя <7>. ——————————— <7> См.: Сундиев И. Ю. Введение в оперативно-розыскную террорлогию: Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право. 2011. С. 37.

При этом следует указать на то, что исследователи выделяют две особенности психики человека. Первая заключается в том, что люди, похожие на нас, нам привлекательнее и кажутся безопаснее тех, кто на нас не похож. Вторая особенность в том, что некоторые люди сознательно или бессознательно перекладывают ответственность за свою жизнь или обвиняют в своих проблемах кого-то другого. Такая психология срабатывает как способ защиты от собственных неудач. По мере развития человечества появилось разделение труда, а с ним и расслоение общества в городах и государствах на социальные группы по сфере деятельности, материальному достатку и другим признакам. С разделением общества на социальные группы, объединенные по какому-либо одному или нескольким признакам, между ними стали возникать конфликты и их разрешение с помощью насилия, которые по своей сути и были первыми проявлениями экстремизма. Таким образом, расслоение по профессиональному и экономическому признакам в совокупности с социально-психологической неустойчивостью приобрело политическую окраску. Завоевание и порабощение «чужих» внесло в этот процесс этнический, а также конфессиональный (религиозный) признаки. Следует также указать и на то, что во время экономических кризисов возникает большой разрыв между социальными слоями и общество начинает делиться на бедных и богатых. Народные массы для скорейшего разрешения конфликта в данном случае начинают искать виновных, т. е. «чужих», которыми могут оказаться чужестранец, иноверец, человек с более высоким доходом или занимающий более высокое социальное положение. Для обоснования легитимности своих враждебных действий против «чужого» народные массы, а чаще всего их активные представители или лидеры оправдывают происходящее подходящей идеологией, которая может выражаться в преследовании партийных, религиозных, национальных, расовых и других интересов. Таким образом, процессы обострения конфликтных отношений между социальными группами носят закономерный характер и вполне предсказуемы. В связи с этим Ю. М. Антонян совершенно справедливо считает «необоснованным утверждение, что содержанием экстремизма могут быть только расовые, религиозные или национальные движения, стремящиеся к торжеству своей расы, нации или религии, обеспечение их преимуществ. В современном мире очень сильны движения к социальной справедливости, которые совсем не опираются на интересы какой-либо национальной или религиозной группы, напротив, они могут их открыто игнорировать (как, например, это делали большевики), но при этом выдвигать экстремистские социальные и политические требования и прибегать к экстремистским политическим действиям» <8>. ——————————— <8> Антонян Ю. М. Природа экстремизма // Уголовно-правовой запрет и его эффективность в борьбе с современной преступностью: Сб. научных трудов / Под ред. Н. А. Лопашенко. Саратов, 2008. С. 246.

Исторический опыт России и зарубежных государств дает основания полагать, что эскалация экстремистских проявлений в обществе, как правило, наступает в периоды обострения социально-политических и социально-экономических противоречий. Представляет также научный интерес появление термина «экстремизм». Как показал анализ литературных источников, термин «экстремизм» начинает употребляться сначала в высказываниях о теории государства. С середины XIX в. стали использоваться термины «extremism» и «extremist» сначала в Англии, где они широко употреблялись в политической прессе. В США эти понятия возникли во время Гражданской войны (1861 — 1865 гг.), когда бескомпромиссных представителей обеих враждующих сторон Юга и Севера называли «экстремистами обеих частей страны» («extremists of both parts of the country»). Понятие «экстремизм» во Франции вошло в оборот во время Первой мировой войны (1914 — 1918 гг.), т. е. после противостояния друг другу на протяжении нескольких десятилетий крайних левых и крайних правых политических сил. В начале XX в. французский юрист М. Лерой считал экстремистами сторонников политических течений, требовавших «от своих приверженцев абсолютной веры в исповедоваемые политические идеалы» <9>, т. е. безоговорочно, до фанатизма верящих в свои политические идеи. Из действовавших тогда на политической арене экстремистских политических сил М. Лерой назвал «красным экстремизмом» большевиков и «белым экстремизмом» — монархистов. Таким образом, экстремизм в то время связывали, прежде всего, с политической деятельностью. ——————————— <9> Цит. по: Дворянов В. А. Политический экстремизм в Центральной Европе // Терроризм и политический экстремизм: вызовы и поиски адекватных ответов. М.: Институт политического и военного анализа, 2002. С. 47 — 48.

В кратком политическом словаре под экстремизмом понимается «приверженность к крайним взглядам и мерам, что в политическом смысле означает стремление решать проблемы, достигать поставленных целей с применением самых радикальных методов, включая все виды насилия и террора» <10>. ——————————— <10> Краткий политический словарь. М., 1978. Т. 30. С. 19.

С точки зрения политологии важнейшей характеристикой экстремизма является неприятие существующего политического порядка и постановка политических целей изменения этого порядка. В связи с этим любое политическое течение, вне зависимости от «справедливости», «оправданности» и т. п. его стремлений, следует определить как экстремистское, если его стремления направлены против существующего политического порядка <11>. ——————————— <11> См.: Устинов В. В. Правовое регулирование и механизмы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации: действующая нормативно-правовая база и перспективы ее совершенствования // Государство и право. 2002. С. 7, 30 — 45; Явчуновская Р. Лицо современного терроризма // Безопасность Евразии. 2005. N 3. С. 490 — 496.

Рассматриваемое негативное социальное явление, требующее эффективных мер противодействия не только в России, но и за рубежом, стало интересовать сначала политологов, философов, социологов <12> и только в конце XX в. оно привлекло внимание правоведов. ——————————— <12> См., например: Арестов В. Н. Религиозный экстремизм: содержание, причины и формы проявления, пути преодоления. Харьков, 1987; Романов Н. А. Сущность и содержание политического экстремизма. М., 1991; Кононов А. И., Романов Н. А. Общая характеристика политического экстремизма в современных условиях. М., 1994; Верховский А., Паин А., Прибыловский В. Политический экстремизм в России. М., 1996; Соловьев А. Б. Политический экстремизм в современной России: середина 1980-х — 1990-е годы: Автореф. дис. … канд. полит. наук. Н. Новгород, 1998; Верховский А., Михайловская Е., Прибыловский В. Политическая ксенофобия. М., 1999; Добаев И. П. Политический радикализм в современном исламе (на материалах Ближнего, Среднего Востока и Северного Кавказа): Автореф. дис. … канд. полит. наук. Ростов-на-Дону, 2000; Волков В. В. Политический радикализм в исламе и национальная безопасность России: Автореф. дис. … канд. полит. наук. М., 2002; Воронов И. В. Основы политико-правового ограничения социально-политического экстремизма как угрозы национальной безопасности Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. полит. наук. М., 2003; Ковалев В. С. Политический экстремизм и механизм противодействия ему в современной России: Автореф. дис. … канд. полит. наук. М., 2003.

Современные ученые соотносят экстремизм либо с приверженностью к крайним взглядам и мерам, либо с активной деятельностью. Например, В. Ю. Голубовский определяет экстремизм как приверженность к крайним взглядам и мерам, отрицание существующих общественных норм и правил поведения в государстве со стороны отдельных лиц или объединений (групп)<13>. ——————————— <13> См.: Голубовский В. Ю. О совершенствовании деятельности органов внутренних дел, других субъектов системы профилактики по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Защита прав и профилактика правонарушений несовершеннолетних: Материалы Международной научно-практической конференции (26 — 27 августа 2005 г.). М.: ДООП МВД России; ВНИИ МВД России, 2006. С. 6.

А. Г. Хлебушкин, наоборот, считает, что экстремизм — это противоправная деятельность, осуществление которой причиняет или может причинить существенный вред основам конституционного строя или конституционным основам межличностных отношений <14>. ——————————— <14> См.: Хлебушкин А. Г. Преступный экстремизм: понятие, виды, проблемы криминализации и пенализации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2007. С. 14.

Н. Н. Афанасьев дает определение экстремизма «как приверженность к крайним толкованиям» и «методам действий», основанным на нетерпимости к иной точке зрения и жестком противоборстве. «Экстремизм есть изначальное отрицание всякого чувства меры. Он оперирует искаженными, деформационными представлениями о действительности, по крайней мере в той ее части, где пытается реализовать свои цели, как ближайшие, так и более отдаленные. В языке это выражается в крайности суждений, безапелляционности, категоричности. В практической деятельности это неизбежно приводит к насилию» <15>. ——————————— <15> Афанасьев Н. Н. Идеология терроризма // Социально-гуманитарные знания. 2002. N 1. С. 230 — 234.

Аналогичной точки зрения придерживается А. В. Ростокинский. Он предлагает различать экстремизм в широком и узком понимании. В первом значении, по его мнению, экстремизм обозначает приверженность к крайним взглядам и радикальным мерам. В узком понимании, «экстремизм — проявление отрицания существующих политических и правовых норм, ценностей, процедур, основных принципов организации политических систем, стремление к подрыву политической стабильности и низвержению существующей власти, существующего правопорядка» <16>. ——————————— <16> Ростокинский А. В. Современный экстремизм: криминологические и уголовно-правовые проблемы квалификации и противодействия. М.: Наука, 2007. С. 7.

На наш взгляд, под экстремизмом в настоящее время следует понимать именно определенную деятельность, базирующуюся на идеологической основе — отрицание всякого инакомыслия, попытке жестко утвердить свою систему взглядов, навязать ее любой ценой оппонентам. Для экстремистов характерна бескомпромиссность, непримиримость к позиции оппонентов и отказ от диалога и консенсуса в спорных вопросах. Лидеры экстремистов требуют от своих сторонников полного повиновения и бескомпромиссного выполнения любых приказов. Это, как правило, основано на манипуляции общественным сознанием, использовании особенностей коллективной психологии, в том числе апеллирование к примитивным инстинктом толпы, чувствами, верованиями, предрассудкам людей. Экстремизм тесно связан с радикализмом, поэтому оба эти термина часто употребляются как синонимы. На рубеже веков в мире, в том числе и в нашей стране, стали происходить серьезные геополитические изменения, которые повлекли за собой обострение противоречий экономического, социального, политического и духовного характера. Перечисленные кризисы, в частности экономический, как правило, приводят к сокращению рабочих мест, что порождает многонациональную армию безработных, лишенных элементарных условий выживания. Данными условиями в своих целях пользуются преступные экстремистские группировки, которые создают почву для создания националистических, фашистских, религиозных и тому подобных образований, преследующих свои меркантильные интересы. Как указывает А. Ю. Пиджаков, «массовую базу экстремизму составляют в основном выходцы из мелкобуржуазных и маргинальных слоев, а также часть интеллигенции, отдельные группы военных, студенчества, националистические и религиозные движения, которым объективно не нашлось, по их мнению, достойного места в существующем мире» <17>. ——————————— <17> Пиджаков А. Ю. Борьба с политическим экстремизмом и терроризмом: проблемы изучения // Правоведение. М., 2003. N 3. С. 236.

С. Н. Фридинский, говоря об идеологических корнях экстремизма, отмечает, что «любая идеология, в том числе и религиозная, изначально (прямо или косвенно) лежит в основе любого политического движения. Вместе с тем каждая из них может быть трансформирована в экстремистскую. Например, нетерпимость к инакомыслию изначально может нести в себе предрасположенность к насильственному распространению только собственного учения» <18>. ——————————— <18> Фридинский С. Н. Экстремизм: понятие, виды, формы проявления и основные направления борьбы с данным явлением // Юристъ-Правовед. 2006. N 4(19). С. 45; Он же: Религиозный экстремизм как идеология, используемая при совершении преступлений экстремистской направленности // Российский следователь. 2008. N 12. С. 25.

В дальнейшем получает развитие и сама экстремистская идеология. Обращение к известным религиозным и иным учениям служит мощным фактором воздействия на массы и привлечения их на свою сторону, особенно если эти учения являются традиционными для социума или отвечают потребностям некоторой его части. Зародившись на определенной почве, экстремистская идеология находит, к сожалению, очень быстро своих сторонников и единомышленников, из чего следует признать, что социально-психологические факторы являются ведущими в механизме детерминации экстремистской преступности.

——————————————————————