Международная экономическая интеграция: разновидности и некоторые основные закономерности
(Кембаев Ж. М.) («Журнал российского права», 2008, N 10)
МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ: РАЗНОВИДНОСТИ И НЕКОТОРЫЕ ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ
Ж. М. КЕМБАЕВ
Кембаев Женис Мухтарович — доцент Казахстанского института менеджмента, экономики и стратегических исследований, кандидат юридических наук.
Вторая половина XX — начало XXI в. характеризуются все более возрастающей интернационализацией экономических связей и выходом производительных сил за пределы национальных границ государств. Для определения данного процесса, берущего свое начало в необходимости международного разделения труда и влекущего за собой усиление взаимозависимости национальных экономик государств мира, принято применять термин «международная экономическая интеграция». Следует отметить, что сам термин «интеграция» (лат. integratio — объединение разрозненных частей в единое целое) впервые стал употребляться в правовом и политическом лексиконе с середины XX в. <1> для обозначения процесса единения западноевропейских государств как в рамках основанной в 1948 г. Организации европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС) <2>, так и прежде всего посредством создания Европейских сообществ <3>. Получив первоначальную апробацию, данный термин очень быстро стал востребованным относительно любых процессов объединения усилий суверенных государств, направленных на образование более целостного и масштабного экономического пространства. Именно универсальность данного термина, его способность охватывать как традиционные (так называемые классические) формы международно-правового сотрудничества, основанные на суверенном равенстве государств, так и формы, основанные на принципах наднациональности <4>, может служить объяснением его стремительной популярности. ——————————— <1> Относительно употребления термина «интеграция» см.: Усенко Е. Т. Интеграция как всемирно-исторический процесс и международное право // Московский журнал международного права. 1992. N 1. С. 25 — 49. <2> ОЕЭС была создана в 1947 г. для координации проектов восстановления экономики западноевропейских стран в рамках плана Маршала. В 1961 г. была переименована в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которая в настоящее время насчитывает 30 развитых государств мира, «приверженных принципам демократии и рыночной экономики». Об ОЭСР см.: OECD // http://www. oecd. org/home (2008 г. 20 марта). См. также: Чжин Ю. История создания, цели, функции ОЭСР и членства в ней // Право и политика. 2000. N 11. С. 106 — 111. <3> Об Европейских сообществах см., например: Топорнин Б. Н. Европейские сообщества: право и институты. Динамика развития. М., 1992; Капустин А. Я. Европейский союз: интеграция и право. М., 2000. <4> О понятии и признаках наднациональности см., например: Шибаева Е. А. К вопросу о наднациональности межправительственных организаций универсального характера // Московский журнал международного права. 1992. N 4. С. 81 — 93.
В настоящее время есть все основания утверждать, что Международная экономическая интеграция осуществляется на двух основных уровнях: глобальном уровне в рамках Всемирной торговой организации (ВТО) и региональном уровне в рамках региональных интеграционных объединений. Как в первом, так и во втором случае государства — участники интеграционных процессов преследуют следующие наиболее важные цели: 1) обеспечение международного мира и безопасности посредством проведения согласованной внешнеэкономической политики; 2) повышение своего благосостояния путем осуществления более свободной внешнеэкономической деятельности, а следовательно, путем расширения масштабов производства, повышения производительности труда и улучшения конкурентоспособности. При этом следует отметить, что ВТО насчитывает на сегодняшний день более 150 государств-членов <5>, на которые уже приходится более 97 процентов мировой торговли <6> и число которых в ближайшие годы будет неуклонно увеличиваться <7>. Участие в ВТО дает государствам множество преимуществ, получение которых и является целью присоединения к ВТО: недискриминационные условия доступа на мировые рынки товаров и услуг, транспарентность экономической политики торговых партнеров, доступ к международному механизму разрешения торговых споров, а также возможность реализации своих экономических интересов путем участия в выработке новых правил международной торговли. Таким образом, ВТО (интеграция на глобальном уровне), значительно способствуя успешному конкурентоспособному экономическому росту государств, их все более возрастающей взаимозависимости и бесконфликтному взаимодействию на мировой арене, создает условия для формирования единой мировой экономической системы. ——————————— <5> См.: WTO membership in brief // http://www. wto. org/english/thewto_e/acc_e/acc_e. htm (2008 г. 20 марта). <6> См.: The WTO in Brief: The Organization // http://www. wto. org/english/thewto_e/whatis_e/inbrief_e/inbr02_e. htm (2008 г. 20 марта). <7> На январь 2008 г. более 30 государств вели переговоры (или подали заявки о желании начать переговоры) о вступлении в ВТО. См.: WTO. Accessions // http://www. wto. org/english/thewto_e/acc_e/acc_e. htm (2008 г. 20 марта).
Несмотря на то, что относительно соотношения глобального и регионального уровней международной экономической интеграции в научной литературе имеется мнение, что создание последнего подразделяет мир на конкурирующие блоки, препятствует глобальной интеграции и, следовательно, потенциально является угрозой международному миру и безопасности <8>, реалии современного мира все же таковы, что наиболее глубокие и тесные стадии взаимодействия государств, а таким образом и наиболее ощутимые результаты, Международная экономическая интеграция может достичь в настоящее время только на региональном уровне. Если в рамках ВТО наибольшим успехом во взаимоотношениях государств можно считать принцип недискриминации в форме взаимного предоставления режима наибольшего благоприятствования или национального режима, то, например, государства — члены наиболее развитого на сегодняшний день регионального интеграционного объединения — Европейского союза — сформировали единое экономическое пространство, в рамках которого большинство из них ввело единую валюту. При этом необходимо отметить, что количество региональных интеграционных объединений быстро увеличивается с каждым годом и в настоящее время превышает 330 <9>, что намного больше, чем количество суверенных государств <10>, и, в свою очередь, объясняется тем обстоятельством, что большинство государств участвуют в двух и более таких объединениях. Несмотря на столь большое количество региональных интеграционных объединений, их можно подразделить, по мнению автора, на две основные формы: простые, создаваемые в виде зон преференциальной торговли и зон свободной торговли, и продвинутые (таможенный союз, общий рынок и экономический союз). ——————————— <8> Brand J. The New World Order of Regional Trade Blocs // American University Journal of International Law & Policy. 1992. P. 155 — 157. <9> См.: Understanding the WTO: Regionalism: friends or rivals? // http://www. wto. org/english/thewto_e/whatis_e/tif_e/bey1_e. htm (2008 г. 20 марта). <10> Для сравнения, на 1 июля 2006 г. насчитывалось 192 государства — члена ООН. См.: United Nations Member States // http://www. un. org/News/Press/docs/2006/org1469.doc. htm (2008 г. 20 марта).
Зона преференциальной торговли является самой простой формой региональных интеграционных объединений, составляет 8 процентов от их общего количества <11>, смысл ее заключается в том, что страны-участницы предоставляют друг другу определенные преференции во взаимной торговле, выражающиеся прежде всего в снижении и (или) устранении тарифов на определенную группу товаров. Наиболее известными примерами данной формы являются Соглашение, заключенное между США и странами Карибского бассейна в 1983 г. <12>, и Соглашение о партнерстве между Европейским союзом и странами Африки, Карибского бассейна и Тихоокеанского региона, подписанное в 2000 г. <13>. ——————————— <11> См.: Fiorentino R. V., Verdeja L., Toqueboeuf C. The Changing Landscape of RTAs: 2006 Update. Geneva: WTO 2007. P. 5 // http://www. wto. org/english/res_e/booksp_e/discussion_papers12a_e. pdf (2008 г. 20 марта). <12> Caribbean Basin Economic Recovery Act, 19 USC 2701 (1983). <13> Partnership Agreement between the Members of the African, Caribbean and Pacific Group of States of the One Part, and the European Community and its Member States, of the Other Part (June 23. 2000) // Official Journal of the European Communities. L 317/3.
Следующим этапом в развитии международной экономической интеграции является создание зоны свободной торговли, что подразумевает сохранение каждым из государств-членов, как и в зоне преференциальной торговли, своих национальных таможенных тарифов в торговле с третьими странами. В то же время создание зоны свободной торговли, в отличие от зоны преференциальной торговли, влечет за собой отмену, как правило, всех таможенных пошлин и ограничений в торговле между ее государствами-членами. Наиболее известным примером зоны свободной торговли является Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА), вступившее в силу 1 января 1994 г. и объединяющее США, Канаду и Мексику, которые договорились незамедлительно отменить большинство таможенных тарифов во взаимной торговле и постепенно, в течение 5 — 15 лет, устранить все оставшиеся торговые барьеры <14>. В настоящее время зона свободной торговли является наиболее распространенной формой региональных интеграционных объединений, на ее долю приходится до 84 процентов всех таких зон <15>. В общей сложности на долю простых форм региональных интеграционных объединений приходится до 92 процентов всех интеграционных группировок. Небольшая доля их продвинутых форм (не более 8 процентов от общего количества) объясняется тем обстоятельством, что в отличие от простых форм продвинутые формы <16> предполагают безусловную «верность» только одному определенному блоку (т. е. одно и то же государство может быть членом только одного блока, например таможенного союза), который сам может являться участником простых форм интеграционных объединений <17>. Кроме того, как показывает международно-правовая практика, продвинутые формы региональных интеграционных объединений создаются только политическими союзниками, которые преследуют глубокую интеграцию не только в экономической сфере, но также в сфере формирования основных направлений внешней и внутренней политики вплоть до построения политического союза. Данный факт убедительно доказывается кратким анализом продвинутых форм региональных интеграционных объединений. ——————————— <14> См.: NAFTA // http://www. fas. usda. gov/itp/Policy/NAFTA/nafta. asp (2008 г. 25 марта). <15> См.: Fiorentino R. V., Verdeja L., Toqueboeuf C. Op. cit. P. 5. <16> Любое государство может участвовать одновременно в двух и более простых РИО. Так, например, США участвует как в НАФТА, так и заключило еще как минимум 13 соглашений о создании зон свободной торговли с различными государствами мира. Кроме того, США ведут переговоры об образовании зон свободной торговли с рядом других государств, а также с Южно-Африканским таможенным союзом. См.: Free Trade Agreements // http://www. export. gov/fta/index. asp (2008 г. 25 марта). <17> Например, Европейский союз заключил соглашения о создании таможенного союза с Турцией (вступило в силу 1 января 1996 г.), о создании зон свободной торговли с Южной Африкой (вступило в силу 1 января 2000 г.), Марокко (1 марта 2000 г.), Израилем (1 июня 2000 г.), Мексикой (1 июля 2000 г.) и рядом других стран. См.: Regional Trade Agreements: Facts and Figures, Notifications to the GATT/WTO // http://www. wto. org/english/tratop_e/region_e/regfac_e. htm (2008 г. 25 марта). Интересно также отметить, что в январе 2008 г. Европейский союз начал вести переговоры о создании зоны свободной торговли с Украиной. См.: EU, Ukraine agree to launch ambitious Free Trade Agreement // http://ec. europa. eu/trade/issues/bilateral/countries/ukraine/pr290108_en. htm (2008 г. 25 марта).
Первоначальная ступень продвинутой интеграции — создание таможенного союза, который, в отличие от зоны свободной торговли, предполагает осуществить не только отмену таможенных пошлин в торговле между ее государствами-членами, но и учреждение единой системы внешних торговых барьеров и общих таможенных пошлин по отношению к третьим странам. Следовательно, таможенные союзы преследуют цель создания единого экономического пространства путем глубокой интеграции всех сфер экономики, а не только либерализации взаимных внешнеэкономических связей. Наиболее известными примерами таможенных союзов являются, во-первых, Zollverein — таможенный союз ряда германских государств, основанный в 1834 г. и сыгравший значительную роль в образовании Германской империи в 1871 г., и, во-вторых, Европейские сообщества, которые были созданы шестью западноевропейскими государствами на основе Парижского договора 1951 г. и Римских договоров 1957 г. (нынешний Европейский союз, в настоящее время объединяющий 27 государств) и, положив начало таможенному союзу, эволюционировали к 1992 г. в общий рынок, а к 1999 г., после введения единой валюты — евро, — в экономический союз, на 1 января 2008 г. охватывающий уже 15 государств-членов. Таким образом, можно констатировать, что создание таможенного союза является не самоцелью, а одним из этапов дальнейшей интеграции. Как показывает опыт Европейского союза, устранение всех внутренних барьеров на пути движения товаров неизбежно влечет за собой формирование общего рынка (или, другими словами, единого экономического пространства), в котором гарантируется свобода передвижения не только товаров, но также услуг, капиталов и рабочей силы (так называемые четыре свободы). Далее, следствием функционирования полностью сформировавшегося единого экономического пространства становится необходимость проведения единой финансово-валютной политики и создания экономического союза путем введения единой валюты. Кроме того, следует отметить, что в настоящее время Европейский союз хотя и очень медленно, но идет к построению политического союза, стремясь проводить на основе единого экономического фундамента скоординированную внутреннюю и внешнюю политику. В то же время необходимо отметить, что создание продвинутых форм региональных интеграционных объединений не является исключительно европейским феноменом и наблюдается на многих континентах. Например, в Африке функционируют Южно-Африканский таможенный союз <18> и Восточно-Африканское сообщество <19>, Экономическое и валютное сообщество Центральной Африки <20> и Западно-Африканский экономический и валютный союз <21> (при этом последние три интеграционные объединения уже начали осуществлять меры, направленные на построение общего рынка); на Ближнем Востоке было объявлено о создании общего рынка в рамках Организации сотрудничества стран Персидского залива к 1 января 2008 г. <22>; в Латинской Америке с 1995 г. действующим таможенным союзом является Меркосур, в рамках которого также предпринимаются шаги для построения общего рынка и даже обсуждаются перспективы введения единой валюты <23>. ——————————— <18> См.: Southern Africa Customs Union // http://www. sacu. int (2008 г. 20 марта). <19> См.: East African Community // http://www. eac. int (2008 г. 20 марта). <20> См.: Communaute Economique et Monetaire de l’Afrique Centrale // http://www. cemac. cf (2008 г. 20 марта). <21> См.: Union Economique et Monetaire Ouest Africaine // http://www. uemoa. int/index. htm (2008 г. 20 марта). <22> См.: The Cooperation Council for the Arab States of the Gulf // http://www. gcc-sg. org/eng/index. php (2008 г. 20 марта). <23> См.: MERCOSUR // http://www. mercosur. int/msweb/ (2008 г. 20 марта). См. также: Рыжов В. Б. Общий рынок государств южной части Латиноамериканского континента (Меркосур): международно-правовые аспекты // Право и политика. 2004. N 12. С. 77 — 82.
Только время может дать ответ, насколько успешными в достижении своих целей будут вышеуказанные региональные интеграционные объединения. Однако опыт хотя бы Меркосур <24> показывает, что эффективная интеграция в рамках построения продвинутых форм интеграционных объединений требует отхода от классических международно-правовых методов принятия решений, основанных на единогласии и суверенном равенстве государств, и предполагает построение наднациональных институтов путем передачи части суверенных полномочий от государств-членов к определенному региональному интеграционному объединению в целях достижения им поставленных целей и задач. ——————————— <24> Меркосур — интеграционное объединение, в которое входят в настоящее время Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай (а также после завершения соответствующих ратификационных процедур — и Венесуэла), было создано в 1990 г. с целью построения единого экономического пространства. Если первоначально, во времена хорошей экономической конъюнктуры начала и середины 90-х гг. XX в., Меркосур добился неплохих успехов на пути создания общего рынка, то наступивший в 1999 — 2001 гг. экономический кризис показал полную несостоятельность продвижения глубоких интеграционных процессов без построения наднациональных органов. См.: Porrata-Doria, Jr., R. A. Mercosur: The Common Market of the Twenty-First Century? Georgia Journal of International and Comparative Law. 2004. P. 1 — 72; Kembayev Zh. Integration Processes in South America and Post-Soviet Area: A Comparative Analysis, Southwestern Journal of Law & Trade in Americas. 2005. P. 25 — 44.
Необходимость создания наднациональных институтов при построении продвинутых форм региональных интеграционных объединений наглядно подтверждается при изучении интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Дискуссии на тему о необходимости экономической интеграции, развернувшиеся с момента распада СССР, привели к заключению Договора от 24 сентября 1993 г. стран СНГ «О создании Экономического союза», который с учетом мирового опыта предусматривал поэтапное достижение высшей ступени экономической интеграции путем последовательного прохождения всех интеграционных этапов. Начав с построения зоны свободной торговли, государства СНГ планировали образовать на втором этапе таможенный союз, на третьем этапе сформировать общий рынок товаров, капитала и рабочей силы, а заключительным этапом должно было стать образование экономического (валютного) союза, предполагавшего проведение его участниками согласованной бюджетной, налоговой, кредитно-денежной и валютной политики и введение единой валюты (ст. 4 Договора). Однако в силу непреодолимых противоречий между государствами СНГ данному договору не суждено было воплотиться в реальность. К концу 1994 г. в СНГ четко сформировались две группы, имевшие диаметрально противоположные видения развития Содружества. Если первая группа, ведомая Россией и поддерживаемая Республикой Беларусь и Республикой Казахстан, выступала за углубленную интеграцию между государствами СНГ и преследовала в качестве задачи-минимум построение таможенного союза (т. е. продвинутой формы региональных интеграционных объединений, предполагающей движение к политическому союзу), то вторая группа, представители которой образовали впоследствии такую региональную организацию, как ГУАМ <25>, считала для себя приемлемым только участие в зоне свободной торговли в качестве верхнего предела интеграции в рамках СНГ (т. е. исключала для себя любую форму политической интеграции). В результате государства СНГ в силу возникших между ними противоречий не смогли договориться даже о создании наиболее простых форм РИО. ——————————— <25> ГУАМ — международная организация, основанная в октябре 1997 г. и в настоящее время объединяющая Азербайджан, Грузию, Молдову и Украину (с 1999 по 2005 г. в ее составе также был Узбекистан). Организация стремится к интеграции с евро-атлантическими структурами. Другим объединяющим фактором является то, что государства — члены ГУАМ имеют те или иные политические споры и трения с Россией (например, Грузия из-за Абхазии и Южной Осетии, Молдова из-за Приднестровья, Азербайджан из-за поддержки Армении в связи с Нагорно-Карабахским конфликтом).
В то же время к середине 90-х гг. XX в. в рамках СНГ образовалась группа государств, решившая реализовать положения Договора «О создании Экономического союза», и 6 января 1995 г. было подписано Соглашение стран СНГ от 20 января 1995 г. «О Таможенном союзе» на правительственном уровне между Россией и Республикой Беларусь, к которому 20 января 1995 г. присоединилась Республика Казахстан, а 29 марта 1996 г. — Киргизская Республика. Несмотря на громкие заявления, прогресс, сделанный данными государствами на пути построения Таможенного союза, был с самого начала незначительным. Даже то немногое, что было достигнуто, не устояло перед первым серьезным испытанием — мировым финансовым кризисом 1998 г., когда государства — участники Таможенного союза нашли единственно верный способ решения своих экономических проблем в построении барьеров для «защиты» друг от друга. Свидетельством существования Таможенного союза лишь на бумаге является то, что один из его членов — Киргизская Республика — стал в индивидуальном порядке членом ВТО в 1998 г. Тем не менее результатом экономического кризиса не стал окончательный развал формирующегося альянса, и им 26 февраля 1999 г. (и также присоединившейся к нему Республикой Таджикистан) был принят Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, в соответствии с которым стороны обязались завершить формирование Таможенного союза и перейти на его основе к следующему этапу интеграции — построению Общего рынка. Кроме того, необходимо отметить, что все государства — участники Таможенного союза (и также Армения) продлили 2 апреля 1999 г. действие подписанного 15 мая 1992 г. Договора о коллективной безопасности <26>, а 7 октября 2002 г. преобразовали свое военно-политическое объединение в полномасштабную международную организацию — Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). ——————————— <26> Азербайджан, Грузия и Узбекистан, первоначально бывшие участниками Договора о коллективной безопасности, отказались это сделать. Интересно также, что Узбекистан, после того как стал членом ЕврАзЭС в январе 2006 г., (вновь) присоединился к ОДКБ в июне 2006 г.
Еще одним шагом на пути интеграции стало подписание 10 октября 2000 г. вышеуказанными пятью государствами Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), который является правопреемником и продолжателем Таможенного союза и Единого экономического пространства (ст. 2 Договора об ЕврАзЭС) и в настоящее время, безусловно, является наиболее перспективным региональным интеграционным объединением на постсоветском пространстве <27>. Не случайно государства — члены такой международной организации, как Центрально-Азиатское сотрудничество (ЦАС) <28>, после заявления Узбекистаном о своем намерении вступить в ЕврАзЭС приняли в октябре 2005 г. решение о самороспуске и осуществлении всех своих интеграционных проектов под эгидой ЕврАзЭС. ——————————— <27> Следует отметить, что после безуспешных попыток привлечь Украину в состав ЕврАзЭС (в мае 2002 г. данная страна согласилась стать наблюдателем) 19 сентября 2003 г. между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Россией и Украиной было все же подписано Соглашение о формировании Единого экономического пространства (ЕЭП), которое, с одной стороны, предусматривало поэтапное построение общего рынка и создание наднационального органа — Комиссии, а с другой — определяло, что «каждая Сторона самостоятельно определяет, в каких из направлений развития интеграции или отдельных интеграционных мероприятиях она принимает участие и в каком объеме» (ст. 5 Договора). Последнее положение позволило Украине не оставлять своих намерений относительно интеграции в Евросоюз, вступая в более интенсивное взаимодействие в рамках ЕЭП. Однако после «оранжевой революции» и полной переориентации в сторону Евросоюза планы создания ЕЭП стали реализовываться только в рамках ЕврАзЭС. <28> Предшественником ЦАС было образованное в 1994 г. Центрально-Азиатское экономическое сообщество (Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан). В 1998 г. после окончания гражданской войны к нему присоединился Таджикистан. В 2002 г. организация получила название ЦАС, а в 2004 г. в ее состав также вошла Россия. Наряду с разными целями ЦАС ставил перед собой цель согласовывать усилия своих государств-членов в поэтапном формировании единого экономического пространства.
ЕврАзЭС было наделено рядом организационно-правовых новшеств, которые выгодно отличают его от предшественника на постсоветском пространстве. Прежде всего, следует отметить тот факт, что стороны согласились принимать решения на уровне заместителей глав правительств в постоянно действующем органе ЕврАзЭС — Интеграционном комитете на основе квалифицированного большинства голосов путем так называемого взвешенного голосования. При этом после вступления в ЕврАзЭС Узбекистана количество голосов распределено следующим образом: Россия — 40 процентов, Республики Беларусь, Казахстан и Узбекистан по 15 процентов, а Киргизская Республика и Республика Таджикистан по 7,5 процента (ст. 13 Договора об ЕврАзЭС). Следовательно, с одной стороны, учитывается значимость России в интеграционных процессах, а с другой — создается механизм принятия решения, для которого необходимы голоса как минимум четырех государств. Основными функциями Интеграционного комитета являются подготовка предложений по повестке дня заседаний Межгосударственного совета, высшего органа ЕврАзЭС, состоящего из глав государств и правительств и принимающего решения на основе консенсуса, и контроль над реализацией решений, принятых Межгосударственным советом (ст. 5 Договора об ЕврАзЭС). Таким образом, роль Интеграционного комитета даже в силу внутригосударственной иерархии носит сугубо подчиненный и вспомогательный характер. ЕврАзЭС, ставя перед собой такие же задачи и цели, как в свое время Европейские сообщества, а именно построение таможенного союза, затем и общего рынка разительно отличается от последних прежде всего своей правовой природой. Если Европейские сообщества с самого начала были основаны на принципе наднациональности, т. е. добровольной передачи существенного объема суверенных прав от государств-членов независимым наднациональным институтам, полностью приверженным идеям интеграции и претворяющим их в жизнь зачастую без оглядки на национальные интересы отдельных государств-членов, то ЕврАзЭС, как и любая международная организация классического образца, основано на суверенном равенстве его государств-членов и примате их национальных интересов. Именно данный факт наряду с тем, что в 90-е гг. XX в. постсоветские государства выбрали абсолютно разные пути своего экономического развития, служит главной причиной небольшого прогресса ЕврАзЭС на пути построения продвинутого регионального интеграционного объединения и неспособности его государств-членов через 13 лет после провозглашения своих планов построить полноценный таможенный союз <29>. Ввиду все более значимых процессов Международной экономической интеграции как на глобальном, так и прежде всего на региональном уровне темпы развития ЕврАзЭС на пути формирования общего таможенного пространства и выработки единой внешнеэкономической политики, конечно, оставляют желать лучшего. Есть основания полагать, что государства — члены ЕврАзЭС, несмотря на все трудности согласования своих национальных интересов, все же намерены достигнуть региональной интеграции. Так, 6 октября 2007 г. на очередном заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС было принято решение завершить до 2011 г. формирование Таможенного союза между тремя наиболее экономически развитыми государствами альянса — Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Россией (первый раз в истории интеграционных процессов на постсоветском пространстве, когда устанавливаются конкретные сроки достижения определенного этапа развития) и создать в рамках ЕврАзЭС институт принципиально нового характера — наднациональную Комиссию Таможенного союза. Кроме того, намечается, что другие евразийские государства вступят в Таможенный союз, как только будут готовы к этому шагу. Будущее ЕврАзЭС и окончательная замена весьма ущербного термина «постсоветское пространство» на евразийское пространство во многом будут зависеть от политической воли его государств-членов воплотить в реальность создание Таможенного союза, регулированием деятельности которого будет заниматься наднациональная Комиссия. ——————————— <29> В этом отношении интересно отметить, что начиная с момента вступления в силу Римских договоров 1 января 1958 г. Европейским сообществам потребовалось 10 с половиной лет для полного завершения строительства Таможенного союза, которое произошло 1 июля 1968 г. (18 месяцев ранее намеченного первоначально срока).
Подводя итог, можно констатировать следующие основные закономерности развития международной экономической интеграции. Во-первых, несмотря на все возрастающее количество государств — членов ВТО, одним из основных характерных черт современного мира является процесс региональной интеграции, которая может выражаться в создании как простых, так и продвинутых форм региональных интеграционных объединений. Во-вторых, образование Таможенного союза не является окончательной целью интеграционных процессов в рамках продвинутого регионального интеграционного объединения, а служит основой дальнейшего продвижения для формирования общего рынка и экономического союза. В-третьих, успех продвинутого регионального интеграционного объединения в достижении своих целей зависит от наличия у государств — его членов политической воли на построение эффективных наднациональных институтов, способных претворить в жизнь идею объединения прежде самостоятельных национальных экономических систем в единое целое. В-четвертых, процессы углубленной экономической интеграции и образования экономического союза осуществляются одновременно с процессами тесной координации основных направлений внешней и внутренней политики, так как государства — участники продвинутых региональных интеграционных объединений не только преследуют экономические цели, но, как правило, являются также политическими или военно-политическими союзниками. Таким образом, успешно функционирующее и способное достичь высшего этапа экономической интеграции продвинутое региональное интеграционное объединение потенциально может трансформироваться из экономического альянса в политический союз в виде конфедерации, а затем (пр и условии дальнейшего продолжения интеграционных процессов), возможно, и в форме квазифедеративного образования.
——————————————————————